Исследовательский творческий проект Декоративное панно «Городец»

"Описание материала: "Иглы для вышивания должны быть первого сорта с удлиненным ушком и очень упругие. Ушко иголки должно быть очень гладок, чтобы не рассучивалась и не перерезывалась нить. Для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивка выполняется иглой с тупым концом. "Наперсток надевают на средний палец правой. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань. Хороший наперсток должен быть легок, немного скруглен на конце и края его не должны отставать вокруг пальца. ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №27












Исследовательский творческий проект

(технология)


Декоративное панно «Городец»



Выполнила: Злобина Татьяна

Учитель: Ильина Т.П














Хабаровск

2014



План

Введение

Глава I. Художественная вышивка в традиционном народном искусстве

1.1 Общие сведения из истории развития вышивки

  1. Мотивы и сюжеты народного орнамента в вышивке

  2. Символика цвета в вышивке

  3. Композиция в вышивке

Глава II. Технология художественной вышивки.

2.1. Виды вышивки и швов

2.2. Инструменты, материалы и приспособления для вышивки

2.3. Основные приемы вышивки крестом

Глава III. Создание серии декоративных панно по мотивам русской народной вышивки на тему: «Городец».


Заключение:

Список использованной литературы

Приложения:










Введение.

Современная мода вновь обращается к вышивке - декоративному изящному искусству, украшающему одежду и наш быт. Как народная песня, танец, музыка, она животворно развивается, базируясь на народных традициях, вечном и неисчерпаемом источнике творческого вдохновения современных мастеров.

Мы становимся свидетелями возрождения народной вышивки. Именно этот факт побудил меня к такому выбору темы экзаменационной работы.

К прекрасным образцам вышивки предыдущих поколений обращается сегодня и народный мастер и художник профессионал. На основе богатых традиций русской вышивки развиваются современные художественные промыслы.

В данной экзаменационной работе речь пойдет о мотивах русской архитектуры и народных гуляниях в русской народной вышивке. Данная тема взята не случайно, ее выбор продиктован желанием углубить наши знания о русской народной художественной вышивке.

Экзаменационная работа ставит своей целью: выполнить панно «Городец» (в технике «русский крест») по мотивам русского народного декоративно-прикладного искусства.


ГЛАВА I. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА

  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫШИВКИ


Вышивка - распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в которой узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях. Нить, соединяясь с тканью образует на ее поверхности узоры - вышивку. И вышивки и кружева выполняют одну и единую функцию - служат для украшения одежды, используются в убранстве интерьера.

Вышивка - один из самых древних видов орнаментации у славян. Древнее название вышивки - шъв, шов. Шить означало вышивать. На текстильных фрагментах X-XIII вв. встречаются вышитые узоры. Вышивка, как вид искусства возник давно - его корни уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту окружающей природы. Но из-за недолговечности ткани и ниток, наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства.

У каждого народа орнамент связан с историей, обычаями и жизнью этого народа. Вышивка сохраняет характерные местные особенности. Например, украинские вышивки очень разнообразны и гармоничны по сочетанию цветов. Для белорусских вышивок типичен геометрический орнамент. Колорит в них более сдержанный, чем в украинских вышивках. Это гамма красных бордовых, черных, серовато-голубых цветов на белом или сероватом полотне.

В русских источниках XVI-XVII вв. часто упоминается о «шитых», т. е. вышитых, предметов у разных слоев населения, включая и крестьян. Плат, ширинка, полотенца, рубахи, перевязка, зарукавья были «вышитыми». Это свидетельствует о большом развитии бытовой вышивки в то время. В эти века вышивка в костюме находит еще большее применение. На царской и боярской одежде, на церковных облачениях золотые вышивки сверкали и переливались на цветных фонах нежного шелка или мягкого бархата.

Этнографические данные XVIII-XX вв. содержат некоторые сведения о более раннем развитие вышивок в крестьянской одежде по сравнению с тканными (бранными и закладными) узорами, которые вытесняли вышивку, распространяясь все шире. Так, например, в Каргополье вышитые рубахи и полотенца преобладали в первой половине XIX в. в течении века браные узоры входят в быт. Красный браный узор сначала дополняли вышивкой разноцветным гарусом, заполняя им все оставшееся просветы фона, а в конце XIX - начале XX вв. узор целиком заполняли на ткацком стане, пропуская в утке разноцветный гарус.

У соседних с русскими народов Поволжья вышивка - наиболее распространенный способ украшения тканей. У мордвы, мари, а также чувашей в одежде и головных уборах (вплоть до XX) господствовали вышитые узоры.

О расцвете художественного вышивания на Руси XIV-XVII вв. свидетельствуют памятники шитья того времени. Искусство шитья в Новгороде, Москве, Сольвычеговске и других центров достигло высокого уровня. Подобно иконописи, фресковой живописи, развивалась особая отрасль древнерусского искусства - «живопись иглою». Наибольшее количество образцов «живописи иглою» сохранилось от XVI-XVII вв. в этот период искусство шитья (щелком, золотом, жемчугом) достигло рассвета.

Шитьем занимались в княжеских и боярских светлицах - мастерских художественного шитья, в монастырях. Вышивали пелены и покровы, украшавшие храмы, для облачения духовенства, стяги и хоругви для военных походов, а также царскую, княжескую и боярскую одежду. Это придавало пышность церковным богослужениям, торжественным царским выходам и выходом духовенства, отличало одежду знати от трудового народа.

Искусство русской народной вышивки XVIII- начала XIX в. свидетельствует о многовековом пути его развития. Крестьянская вышивка наиболее устойчиво сохраняла традиционные приемы в технике, орнаментации, особенно в районах отдаленных, слабо затронутых влиянием города.

С детства (с 8-9 лет) крестьянские девочки учились вышиванию, воспринимая то, что было накоплено предыдущими поколениями - это говорит о преемственности поколений.

В тоже время каждая вышивальщица вносила в произведение что-то свое, соответственно своему вкусу и способностям. Рукоделия особо одаренных из них славились чистотой работы, творческой разработкой узоров. Рукоделие такой искусницы, если она происходила из бедной крестьянской семьи, служило дополнительным заработком. Вышивки выполнялись для односельчан и жителей соседних деревень. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северных областей и среднерусской полосы. К распространенным приемам северной вышивки относятся: крест, роспись, вырезы, белая мелкая строчка, сквозное шитье, выполненное по сетке, белая и цветная гладь.

Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону. Фон использовался мастерицами, как элемент узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур (птицы-павы, барса, дерева и т. д.) вышивались синей, желтой или темно-красной шерстью.

В течение нескольких столетий у русского народа вырабатывались определенные приемы исполнения вышивки, характерен орнамент и цветовая гамма. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая ее.

Украшению текстильных бытовых предметов уделялось большое внимание, как в крестьянской, так и в городской среде.

Крестьянки вышивали женские и мужские рубахи, передники (запон), юбки (подолы), иногда сарафаны, поневы и нагрудники (шушпан). Повсюду особо украшали головной убор замужних женщин (сороку, кокошник) и девичьи уборы (ленты, перевязки), а также косынки, платки. Украшали вышивкой верхнюю (выходную, праздничную) одежду из сукна, овчины. В некоторых местах вышивали зарукавья (наручники, рукавицы, перчатки) и даже обувь.

Вышитые, чаще самодельные, ткани использовались для домашнего обихода и убранства жилища. К ним относятся полотенца (убрус, ширинка, рукотер, утиральник, плат). Праздничные, в особенности свадебные полотенца шили из лучшего холста. Длина полотенец была от 2 до 7м. Холст тщательно отбеливали. Иногда полотенца изготовляли из цветной ткани. В первой четверти XX века в селениях, где фабричный материал вытеснил домотканину, полотенца стали шить из хлопчатобумажной ткани разных цветов, вышивая их крестиком по канве.

Девушка раньше заготовляла к свадьбе от 12 до 30 полотенец. Полотенцем (а сверху шалью) покрывали невесту, когда везли в церковь. «… Дружко снимал покрывало с молодой, получал полотенце и показывал его всем, приговаривая: «невеста не спала, не дремала, все вам дары припасала». К свадьбе в доме устраивали своеобразную выставку рукоделий, по которой судили о состоятельности невесты, ее мастерстве и трудолюбии. Полотенца развешивали в избе. Их красочные узоры оживляли ее бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилице

нарядным. Полотенцем окаймляли божницу в переднем углу, поэтому его называли «божник»; вешали на окна, зеркала, фотографические карточки.


  1. МОТИВЫ И СЮЖЕТЫ НАРОДНОГО ОРНАМЕНТА

В ВЫШИВКЕ

Орнаментальные мотивы вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. В глубокой древности, основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных древних культов.

Сюжеты узоров разнообразны. Сюжет и мотив нередко совпадают друг с другом. Сюжет, однако, более широкое понятие, чем мотив и может состоять (в сложных композициях) из нескольких мотивов. Один мотив, многократно повторенный может составлять раппорт узора.

Орнаментальные мотивы могут быть сгруппированы:

1) геометрические мотивы (абстрактные);

2) зооморфные мотивы (животные);

3) растительная орнаментика;

4) антропоморфные мотивы;

а) архаические, отражающие древние мифологические представления;

б) бытовые или жанровые.

Как и все виды искусства, орнамент имеет свое содержание, которое весьма многогранно. Оно слагается из содержания мотивов орнамента, из того эмоционального воздействия, которое оказывает орнамент на человека из конструктивной роли, выполняемой орнаментом в создании художественного образа вещи. Одной из главных содержательных основ орнамента являются мотивы, из которых он состоит - геометрический, растительный, зооморфный. Все эти мотивы родились в орнаменте как результат наблюдений за закономерностями окружающего мира. Реальные наблюдения в орнаменте подвергаются обобщению, причем уровень этого обобщения может быть весьма различным - от предельной геометризации до сохранения достаточной конкретности в решении форм живой природы.

В орнаменте любые изобразительные мотивы, с какой бы степенью конкретности они не были решены, обязательно ритмизируются, и весь орнамент в целом решается плоскостно, как бы стелется по поверхности предмета.

1) Геометрические мотивы.

Геометрические (абстрактные) орнаменты присущи всей славянской мифологии. Геометрический орнамент возник на заре человеческой культуры. Для древнего человека волнистые линии, круги, клетки, кресты, квадраты были условными знаками, с помощью которых он выражал свои понятия о мире. Прямая горизонтальная линия означала землю; волнистая - воду, крестом изображали огонь; ромб, круг или квадрат символизировали небесный огонь - солнце. В вышивку большая часть геометрических узоров пришла из глубокой древности, когда многие из них имели определенный символический смысл. Узоры часто украшают праздничные обрядовые предметы: полотенца, женские рубахи, головные уборы. Когда-то не было произвольным и расположение орнаментов на этих предметах. Вышитый узор приобретал магическую силу и исполнялся в определенных местах (орнаментом украшали ворот, грудь, широкую кайму на подоле и особенно рукава рубахи). Окружая руку символами, человек хотел увеличить ее силу и ловкость, обеспечить успех в различных действиях.

Геометрический орнамент в русском шитье не отличается большим разнообразием рисунка. В нем преобладают прямоугольные формы и реже встречаются круги, овалы, сложноузорные фигуры, более свойственные Востоку.

Ромбы, квадраты, перекрестья, клетки, углы, полосы, крючковатые кресты - таков набор геометрических орнаментов, которые в большинстве случаев носили определенную символику и семантику. Эти узоры могли прочитываться как космогонические знаки, знаки плодородия и другого значения. Самым распространенным среди них был городчатый ромб или квадрат. Целиком или рассеченный по частям, поставленный на сторону или углом, он принимает различные очертания и входит в состав многих орнаментов. Народ давал мотивам конкретные названия. В тамбовской вышивке ромб с продленными сторонами назывался «репей». Геометризованная цветочная розетка в калужском шитье называлась «кудри». В Смоленском крае вытянутый с продленными вертикальными сторонами ромб был «баранчиком», ромб с крючьями - «лягушечкой», а два ромба, отделенных крест - накрест полосами или цепями мелких ромбиков - «мельницами».

При повторении одного геометрического мотива промежутки фона между фигурами также приобретают вид узора. Тогда весь орнамент кажется как бы двухмерным: узор и фон становятся равноправными и могут меняться местами.

Большую роль в вариациях геометрического орнамента шитья играют размеры узора и пропорциональные соотношения его частей. На Севере орнамент отличается монументальностью и величавостью, независимо от его размеров.

«В средних и южнорусских областях узор более дробный, отдельные элементы его звучат глуше и «работают» общей массой». Как одна из древних художественных традиций, прямолинейно-геометрический стиль дожил в народном искусстве до XIX - XX веков.

2) Зооморфные мотивы.

Зооморфные орнаменты включают изображения животных или их частей. В вышивках изображаются животные: лошадь, заяц, рыба, лягушка; из птиц - петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых - муха, бабочка, паук, летучие жуки.

Архитектурные мотивы «Городцы» весьма разнохарактерны. Иногда это барский дом с колоннадой по фасаду или беседка с купольным верхом. Часто постройки напоминают терем или дворец с теремами и башнями в духе старинной русской архитектуры. Присоединение к основной постройке двух фланкирующих башенок явилось ее дальнейшем усложнением. В проемах с арочным, реже с прямым перекрытием помещались человеческие фигуры. Сложная постройка (дворец) представлялась многоярусной(окно показаны более разряженным узором, чем все здание) и очень четко членились не только по горизонтали (на этажи, ярусы), но и по вертикали. Часто она состояла из трех частей - вертикальных деталей: центральной и боковых башень с флагами или флюгерами

Архитектурные мотивы русской вышивки по многим чертам напоминали город с теремами и башнями. Крыши зданий шатровые островерхие. Постройки часто выполнялись в едином стиле но в них не было полной симметрии. Иногда вышивальщица помещала на конце узора лишь часть постройки - сколько уместилось. Это явление не редко в народной вышивке разной техники с разными сюжетами: иногда узор прерывался на половине изображения птицы, всадника, здания и т.д.

Иногда на строчевых подзорах встречаются изображения церквей, хотя многие архитектурные сооружения очень сходны с храмовыми постройками, но это строения светского характера. При полной схематизации абриса постройки главки в виде луковицы с крестами давались более ясно.


1.3 СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ВЫШИВКЕ

Цвет в вышивке.

В народной вышивке цвету принадлежит, чуть ли не главная роль. Цветное богатство вышивок сводиться к бесчисленным вариациям нескольких основных тонов: красного, белого, желтого, синего.

Одним из могучих средств эмоционального воздействия орнамента является его колорит - сгармонированное сочетание различных цветов друг с другом и с фоном. Различают орнамент монохромный (одноцветный) и полихромный (многоцветный). Орнаменты, цвет которых отличается от цвета фона, уже можно назвать двухцветными (красно-белая вышивка). Вышивка также может быть с многоцветным полихромным орнаментом. Колорит вещи может быть очень ярким, звонким, и наоборот, сдержанным, спокойным. Обычно колористическое решение вещи строится либо в теплой, либо в холодной гамме цветов различной светлоты и насыщенности, причем в нее могут входить и нейтральные цвета - различные оттенки серого и коричневого. В цветовой гармонии часто один какой-нибудь цвет служит доминантой, превалирует над остальными цветами.

Красный цвет в вышивке - один из основных. У него множество оттенков - от темно-брусничного на Севере, до оранжеватого на Юге.

Цветовые решения орнаментов русской народной вышивки также являются богатым материалом для художника, работающего в этой области. Существует множество богатых вариантов цветовых решений. Предпочтение красному - красивому не ограничивало ни набора других всевозможных красок, ни их градаций от нежных и блеклых до полнозвучных, ярких и определенных. Они соединялись в контрастные сопоставления или гармонично тональные гаммы. Часто пользовались белым цветом или двухцветными сочетаниями. При этом общий строй колорита вышивок был неизменно радостным, оптимистичным. Даже редкий для русского шитья черный цвет не казался траурным, наделялся строгой торжественностью или включался в сильное звучание цветных нитей

Белый цвет связывался с представлением о свете и небе, а само это общеславянское слово берет свои истоки от индоевропейского корня со значением «блестать», «светить» сиять. Вселенная представлялась озаренной небесным светом в стихии которой виделось величайшее благо, с ним соединялись представления о счастье и изобилии. Белый цвет воспринимался и как символ красоты, когда источником красоты и жизни почитался свет-огонь. «что на свете красивее - спрашивает загадка - огонь». Славяне почитали огонь «началом высшей животворности» и самой жизни. Часто применялось традиционное сопоставление красного с белым. Иногда в него добавлялся какой-нибудь третий цвет. Были чисто белые вышивки и, наоборот, многоцветные, обычно исполнявшиеся окрашенной анилином шерстью. Цветные нитки сливались в локальные пятна без полутонов и плавных переходов. Но в их расположении соблюдался определенный ритм: одинаковый цвет равномерно повторялся в разных деталях узора и таким образом подчеркивал орнаментальную природу композиции.

В сюжетных орнаментах цвет играл не только чисто декоративную роль. Цвета влияли на эмоциональную окраску образов, углубляли сказочное содержание сюжета. Ничто не ускользало от внимания народных мастеров. Все, что попадало в их поле зрения, оседало в памяти, переосмысливалось, и приобретало новую жизнь в орнаменте. Орнаментальной темой стали даже знания.

Язык русской народной вышивки - это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нить. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать». «Строчить письмо» значило вышивать строчкой.

Колорит в декоративно-прикладном искусстве - неотъемлемая часть композиции. Цветовая среда постоянно влияет на человека, дает знание об окружающем мире.

1.4 КОМПОЗИЦИЯ В ВЫШИВКЕ

Композиция - это соединение или объединение различных элементов изображения в одно художественное целое, единое по форме и содержанию. Основные средства композиции, которые служат для наиболее полного выражения идеи произведения - это ритм, симметрия, раппорты, пропорции и т. д. В композиции всегда есть главное и подчиненное. Главное в композиции может быть выделено различными художественными приемами, и необязательно может быть расположено в центральной части.

Цельность - одно из принципиальных качеств любой орнаментальной композиции. Она понимается как неразрывность, непрерывность, единство.




ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ РУЧНОЙ ВЫШИВКИ

2.1 ВИДЫ ВЫШИВОК И ШВОВ

Вышивкой называется такой способ орнаментации ткани (или другого мягкого материала), при котором нитка пропускается с помощью иглы через материал и выводится снова на его поверхность. Но существует и иная техника выполнения узоров, как шитье золотой нитью или жемчугом, при котором эти материалы не пропускаются через ткань, а подхватываются другой ниткой, прокалывающей ее. Точнее обозначить эту технику термином расшивание.

Способы вышивания подразделяются на две группы:

  1. несчетная техника вышивки, выполняемая по

намеченным контурам рисунка;

  1. счетная техника, выполняемая по счету нитей ткани

(более древняя).

2.2 ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ И ПРИСПОСО-

БЛЕНИЯ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ

Инструменты для вышивания

Для выполнения вышивки необходимы очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, пяльцы.

Иглы для вышивания должны быть первого сорта с удлиненным ушком и очень упругие. Ушко иголки должно быть очень гладок, чтобы не рассучивалась и не перерезывалась нить. Для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивка выполняется иглой с тупым концом.

Наперсток надевают на средний палец правой . он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань. Хороший наперсток должен быть легок, немного скруглен на конце и края его не должны отставать вокруг пальца.

Ножницы нужно иметь трех видов:

1. маленькие с острыми концами для надрезания и выдергивания нитей

из ткани.

2. средних размеров с закругленными концами для обрезания ниток

при вышивании.

3.большие для разрезания тканей.


Сантиметровая лента служит для определения точного размера изделия, расположения основных узоров.

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют ее от деформации. Пяльцы могут быть круглые, прямоугольные, состоящие из двух обручей, входящих один в другой. Самые удобные пяльцы - швейцарские, круглой формы. Они состоят также из двух обручей из которых одно прикреплено к столу. Второе кольцо свободно.

Материалы для вышивки

Материалом вышивки служит основа, на которой она выполняется (ткань, кожа, замша) и то, чем вышивают или расшивают - нитки из волокнистых веществ растительного или животного происхождения, из металла, а также жемчуг, бисер, волос, солома и пр.

Выбор ткани и ниток для ручной вышивки зависит от назначения изделия, характера узора и способа его выполнения для вышивки по счету нитей удобно

Удобнее брать ткани полотняного переплетения (льняные и полульняные), рогожку, редину (редкая ткань из льняных крученных нитей), канву.

Канва имеется в продаже нескольких видов: «Гобелен (Taptstry)», «Пластик (Plastic)», Полотно (Everweave)», Панама или Пенелопа (это канва, где нитки соеденены по две вместе).

Вышивка выполняется только нитками мулине. Моток ниток мулине раскатывается и разрезается в том месте, где завязан узелок.

2.3 ВЫШИВКА КРЕСТОМ. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ

ВЫШИВКИ КРЕСТОМ

Вышивка крестом проста. Главное - абсолютно точное расположение стежков, только тогда вышивка будет красивой. Вышивка выполняется на пяльцах. Чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении (нижний стежок выполняется из правого верхнего в левый нижний угол. В зависимости от направления работы сложилась определенная последовательность выполнения стежков:

Если ряды вышиваются снизу вверх, то 1-й ряд нижних стежков выполняют справа налево. Ряд верхних стежков выполняется слева направо. Если ряд уже закончен, то после последнего стежка можно просто вывести иглу в верхнем правом углу следующего ряда, для выполнения его нижних стежков.

Вышивая же сверху вниз, ряд нижних стежков начинается всегда с левого нижнего угла. Закончив ряд верхних стежков, игла выводиться ниже в предполагаемом месте начала нового ряда нижних стежков.

При необходимости выполнить сверху вниз отдельный ряд, то каждый крестик вышивается сразу полностью. В этом случае нижний стежок также выполняется и левого нижнего в правый верхний угол.

Но если же отдельный ряд вышивается снизу вверх, то стежки соответственно, выполняются наоборот.

Наклонные ряды выполняются следующем образом: первый нижний стежок из левого нижнего в правый угол, затем игла выводиться в правом нижнем углу и выполняется верхний стежок. Далее игла идет вниз наискосок и выводиться в левом нижнем углу для выполнения нижнего стежка следующего крестика.

При смещении начало рядов, закончив один ряд, иглу ведут наискосок влево или вправо и выводят в намеченном месте начала нижнего стежка следующего крестика. И так далее по ходу работы.





ГЛАВА III. СОЗДАНИЕ ПАННО «ГОРОДЕЦ» ПО

МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ.

Архитектурные мотивы «Городца» весьма разнохарактерны. Иногда это барский дом с колоннадой по фасаду или беседка с купольным верхом. Часто постройки напоминают терем или дворец с теремами и башнями в духе старинной русской архитектуры. Присоединение к основной постройке двух фланкирующих башенок явилось ее дальнейшем усложнением. В проемах с арочным, реже с прямым перекрытием, помещались человеческие фигуры. Сложная постройка (дворец) представлялась многоярусной (окно показаны более разряженным узором, чем все здание) и очень четко членились не только по горизонтали (на этажи, ярусы), но и по вертикали. Часто она состояла из трех частей - вертикальных деталей: центральной и боковых башень с флагами или флюгерами

Архитектурные мотивы русской вышивки по многим чертам напоминали город с теремами и башнями. Крыши зданий шатровые островерхие. Постройки часто выполнялись в едином стиле, но в них не было полной симметрии. Иногда вышивальщица помещала на конце узора лишь часть постройки - сколько уместилось. Это явление не редко в народной вышивке разной техники с разными сюжетами: иногда узор прерывался на половине изображения птицы, всадника, здания и т.д.

Иногда на строчевых подзорах встречаются изображения церквей, хотя многие архитектурные сооружения очень сходны с храмовыми постройками, но это строения светского характера. При полной схематизации абриса постройки главки в виде луковицы с крестами давались более ясно.

3.2 ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫШИВКИ

Вышивка крестом выполняется на ткани разреженной структуры равномерного полотняного переплетения. Один крестик захватывает одинаковое количество нитей в высоту и в ширину (2х2). Для того, чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивка выполняется иглой с тупым концом.

Для закрепления конца нити, игла проводится под несколькими соединительными стежками с изнаночной стороны детали.

Вышивка выполняется на пальцах. Чтобы полотенце имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков выполняются в одном направлении (нижний стежок выполняется из правого верхнего в левый нижний угол). Чтобы крестики были ровные, игла должна входить туда и обратно в одни и те же дырочки.

Подготовка к вышивке.

Подготовка к вышивке содержит две основные операции: разметку рисунка на ткани. Для счетных швов достаточно только отметить место расположения узора, прометав контур мотива стежками цветной нити.

Последовательность выполнения стежков:

  1. если ряды вышиваются снизу вверх, то первый ряд нижних стежков выполняется справа налево;

  2. если затем ряд верхних стежков выполнялся слева направо и ряд уже закончен, то после последнего стежка игла выводится в верхнем правом углу следующего ряда для выполнения его нижних стежков;

  3. если вышивка идет сверху вниз, то ряд нижних стежков начинается с левого нижнего угла. Закончив ряд верхних стежков, игла выводится ниже в предполагаемом месте начала нового ряда нижних стежков;

  4. если необходимо выполнить сверху вниз отдельный ряд, то каждый крестик вышивается сразу полностью. В этом случае нижний стежок также выполняется из левого нижнего в правый верхний угол, верхний стежок ложится на нижний крест-накрест, и игла вводится уже для нижнего стежка следующего крестика;

  5. если отдельный ряд вышивается снизу вверх, то стежки, соответственно, выполняются наоборот. Нижний стежок кладется из правого верхнего угла в левый нижний угол, верхний стежок - из левого верхнего в правый нижний угол, игла выводится вверху для начала нового нижнего стежка;

  6. наклонные ряды выполняются следующим образом: первый нижний стежок из левого нижнего в правый верхний угол, затем игла выводится в правом нижнем углу и выполняется верхний стежок. Далее игла идет вниз наискосок и выводится в левом нижнем углу для выполнения нижнего стежка следующего крестика;

  7. при смещении начала рядов, закончив один ряд, игла ведется наискосок влево или вправо и выводится в намеченном месте начала нижнего стежка следующего крестика;

  8. если несколько клеточек надо пропустить, то нить ведется с изнаночной стороны дальше наискосок, и стежки выполняются в том же порядке.

Материалы:

Полотно для вышивания, игла для вышивания, ножницы, пяльца. Мулине следующих цветов: красного и коричневого.

Описание работы:

Вышивка выполняется по схеме крестом в три нити, захватывая по две нити полотна. Для декоративного полотенца вышивка распределяется от середины. Линия середины намечается контрастной нитью. Готовая вышивка слегка отпаривается с изнаночной стороны. Излишняя ткань срезается, натягивается на подрамник и вставляется в раму.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Памятники русской вышивки - драгоценное национальное наследие. Оно обладает большой силой эстетического воздействия. Произведения вышивки, созданные многими поколениями мастеров в различных центрах русской художественной культуры, несут богатую информацию о своем времени. Поэтому вышивка изучается кругом специалистов.

Вышивка позволяет специфическими средствами, в опосредствованной условной форме, обусловленной традициями народного творчества, воспроизвести окружающий мир. Одной палитрой красок можно передать разные чувства: радость и печаль, ожидания и надежды. Я старалась внести в каждую свою работу что-то новое, оригинальное.

Работая над данной работой, я значительно дополнила свой багаж знаний о мотивах русской народной вышивки в декоративно-прикладном искусстве. Мы побольше узнали о традиционной русской народной вышивке, о видах художественной вышивки, о многообразии мотивов и сюжетов народного орнамента в вышивке.

Было интересно применить теоретические знания о народной вышивке на практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Берднм П.Ю., Неклюдин Т.П. Дизайн костюма. - Ростов н/Д.: «Феникс» - 2000.

  2. Бесчастнов Н.П. Основа изображения растительных мотивов. Черно-белое решение. Учебное пособие. - М. - 1989.

  3. Бесчастнов Н.П. Цветная орнаментальная графика. Однофигурная и многофигурная композиции. Учебное пособие. - М. - 1993.

  4. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. - М.: «Искусство» - 1972.

  5. Валя - Валентина. Вышивка крестом. - 1997 - №6.

  6. Вышивка крестом. - М.: «КОИЗ» - 1954.

  7. Вышивка по полотну. Энциклопедия женских рукоделий. - М. - 1992.

  8. Гасюк Е.О., Степанюк М.Г. Художественное вышивание. - Киев: «Высшая школа» - 1987.

  9. Герчук Ю.А. Что такое орнамент? - М.: «Галарт» - 1998.

  10. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани. - М.: «Легкпромбытиздат» - 1990.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Исследовательский творческий проект Декоративное панно «Городец»

















Исследовательский творческий проект Декоративное панно «Городец»


Исследовательский творческий проект Декоративное панно «Городец»





© 2010-2022