Доклад на заседание метод секции

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад



на тему: Привитие навыков самостоятельной работы на уроках производственного обучения







докладчик мастер п/о Журба Э.Ю.







Привитие навыков самостоятельной работы на уроках производственного обучения

Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого мастера п/о. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания обучающихся. Эта задача выступает перед каждым учителем, мастером п/о в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании, у обучающихся самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

На сегодняшний день задача формирования готовности обучающихся к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.

Организация производственного обучения базируется на основных принципах обучения:

  • обучение на уровне требований передовой техники производства;

  • обучение на основе производительного труда;

  • наглядность обучения;

  • систематичность и последовательность в обучении;

  • доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

  • прочность усвоения знаний и навыков.

В условиях рыночной экономики необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в производственном обучении форм и методов деятельности обучающихся , позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний. Перед каждым занятием производственного обучения предусматривается объёмная подготовительная работа, это объясняется приобретением опыта в работе с обучающимися, анализом преподавательской деятельности, при этом перед мастером встают задачи:

  • создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы;

  • стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ

  • использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего обучающимуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  • оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

  • поощрение стремления обучающегося находить свой способ решения задачи, анализировать способы работы других обучающихся в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • создание педагогических ситуаций общения на занятиях производственного обучения, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения обучающегося.

В целях приближения деятельности обучающихся к реальным производственным условиям мастера производственного обучения организуют проведение производственного обучения таким образом, чтобы обучающиеся самостоятельно проделали полный производственный цикл работ. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Только при этом условии у обучающихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача мастера заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у обучающихся интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Обучающиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача,и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе обучающихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

Недооценка указанного требования приводит к тому, что обучающиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к мастеру. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности обучающегося в работе.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать обучающихся при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для обучающихся, а сами обучающиеся - подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. На первых уроках производственного обучения у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений).В этом случае самостоятельной работе обучающихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы мастера, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

Самостоятельная работа, выполненная обучающимися после показа приемов работы мастера, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой обучающиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

4. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными обучающимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к обучающимся.

Самостоятельные работы обучающихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.


© 2010-2022