- Преподавателю
- Технология
- Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках швейного дела
Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках швейного дела
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орехова Е.В. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Казенное образовательное учреждение Воронежской области Борисоглебская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Тема «Здоровьесберегающие технологии на уроках швейного дела»
Подготовила и провела :
учитель профессионально-
трудового обучения
Орехова Елена Валентиновна
2015
учебный год
По данным статистики в нашей стране рождается только 5% совершенно здоровых детей. Только вдумайтесь в эти цифры. Ведь все дети, вырастая должны стать полноценной членами общества, полноценными работниками. И если в дошкольный период жизни здоровьем детей занимается семья, то впоследствии, большая роль отводится школе.
В нашей школе мы работаем с детьми-сиротами, имеющими ограниченные возможности здоровья: психически. Физически, психологически. Поэтому перед нами стоит важная задача: сохранить здоровье детей, скорректировать их недостатки, а самое главное научить детей трудовым умениям и навыкам, подготовить их к освоению профессии в профессиональном училище.
На уроках швейного дела дети проводят значительную часть учебного времени. От организации урока зависит качество профессиональной подготовки и сохранения здоровья воспитанников. Можно выделить несколько требований по здоровьесбережению учащихся, которые мы выполняем на уроках. Это:
-
Сохранение зрения.
-
Правильная осанка.
-
Правила техники безопасности при работе в мастерской.
-
Гигиенические требования.
-
Физкультминутки.
-
Доступность задания.
-
Коррекция.
Рассмотрим, как это осуществляется на уроках.
Во-первых, работа на машинках и с ручной игрой требует зрительного напряжения. Поэтому мы применяем различные приемы, при которых дети переключались бы с одной работы на другую, следим за посадкой, т.е. сильно не наклонялись к работе, а так же дети, которые имеют недостатки зрения, работали в очках. Подбираем соответствующее место в классе, чтобы при списывании с доски им было хорошо видно. Очень важное при работе в мастерской имеют правила техники безопасности. На каждом уроке мы эти правила повторяем, а для того, чтобы это лучше усвоилось, и не было так скучно и однообразно, изучаем правила в рисунках, проверяем их знания с помощью викторин и тестов. Ежедневно делаем влажную уборку. Это способствует воспитанию культуры труда, гигиене. Т.К. дети, в основном сидят, то обязательно проводим физкультминутки. Это дает возможность детям немного отдохнуть, снять психическое напряжение, преодолеть утомление.
Часто воспитанники бывают расторможены и, это создает предпосылки к разным заболеваниям, в том числе и психическим. Поэтому очень важно создание на уроке эмоционально-интеллектуального фона. Это: интересный рассказ, новая интересная информация, включение в работу самих учащихся, темы занятия. Важно, чтобы в классе была спокойная и дружелюбная обстановка. Это не всегда удается пока, т.к. в нашем коллективе учащихся влились дети их других школ. Наша задача создать такую атмосферу в классе, чтобы этих конфликтов не было. Создаем для ребенка ситуацию успеха. Так же дети нервничают, переживают, когда им недоступен материал.
Доступность - важный момент в деле ознакомления с новым материалом и сохранения здоровья детей. Для этого применяем как можно больше наглядности: карточки, поэтапные инструкции выполнения задания, игры. Учебный труд интересен, когда он разнообразен. Дети должны понимать необходимость и целесообразность изучаемого материала. При выполнении заданий применяем дифференцируемый подход. Например, при изучении темы «фартук», не всем детям доступно одно то же задание. Учитывая этот принцип, одним детям даем шить фартук с нагрудником, а другим - без нагрудника. Умение подобрать задание, направленное на формирование умений и навыков, для детей с различным уровнем активности - важный момент обучения. Очень важным моментом в укреплении здоровья являются коррекционные упражнения для развития, например, мелкой моторики. Сюда входят работы и по пришиванию пуговиц и выполнение творческих работ, таких как работа со спицами, а также вышивание. Все эти формы и методы обучения позволяют детям не только усваивать материал, но и сохранить здоровье.