Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в рамках профориентации школьников

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в рамках профориентации школьников.

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку , окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии , важной для общества и соответствующей его запросам , интересам и способностям. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.

В настоящее время практически все развитые страны мира, в том числе и Российская Федерация, осознали необходимость реформирования систем образования с тем, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы его познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов. Это необходимо для того, чтобы выпускники различных учебных заведений, и, прежде всего школ, были способны гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Все эти способности можно сформировать и развить, применяя в обучении личностно-ориентированный подход, предполагающий глубокое изучение и знание педагогом всех сторон личности школьника, его возможностей, идеалов, потребностей, мотивов деятельности.

Центром профориентационной работы с учащимися служит средняя общеобразовательная школа, которая призвана растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать.

Личностно-ориентированный подход:

-ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов (Кукушин В.С.);

-это методологическая ориентация педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности (Куклина Л.В., Абрамова Н.Н.);

-имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности (Обухова Л.А.).

В рамках личностно-ориентированного подхода выделяют множество технологий. Самыми распространенными и эффективными среди них являются:

-технология педагогической поддержки ребенка;

-педагогика сотрудничества;

-гуманно - личностная технология Ш.А. Амонашвили;

-разноуровневое обучение;

-технология полного усвоения знаний;

-метод проектов;

-личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской.

Большинство технологий личностно-ориентированного обучения легче всего реализовать на уроках технологии, т.к., во-первых, этот учебный предмет предполагает присутствие на занятиях только половины класса (обслуживающий труд - девушки, технический труд - юноши), во-вторых, содержание образовательной области «Технология» дает возможность самостоятельного выбора учащимися объектов труда, что уже заложено в личностно-ориентированном образовании.

Профессиональную ориентацию в школе следует рассматривать как органическую составную часть всей системы учебно - воспитательной работы, но не как сумму отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом она должна быть тесно связана с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляться на всем протяжении обучения в школе.

Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся с многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у человека , а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того , что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.

В своей работе я использую такие формы и методы деятельности, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми умениями.

Большую помощь в работе мне оказывают заранее составленные карточки профессий , с помощью которых я включаю информацию о профессиях в урок. Так же знакомлю учащихся не только с профессиями, но и с экономикой, организацией, техникой и технологией производства, путями освоения профессией.

На своих уроках я имею возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, выявлять интересы, способности, что необходимо в проведении профориентационной работы.

Успех всей профориентационной работы зависит от знаний учителем психологии личности, способов ее изучения, умения найти на основе этого изучения индивидуальный подход к каждому ученику.

В своей работе по профессиональной ориентации я выделяю следующие направления:

- профессиональное просвещение- ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, профессиями и специальностями;

- профессиональное воспитание- воспитание у молодежи устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии, а так же сфер трудовой деятельности;

- изучение личности школьника в целях профессиональной ориентации, формирование трудовых и профессиональных интересов;

- педагогическая профконсультация - совет учащемуся о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его личностным качествам, знаниям и склонностям.

К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и профессиональное воспитание учащихся я отношу:

- урок с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а так же с демонстрацией по ходу урока или практических занятий;

- профинформационный урок;

- экскурсии в профессиональные учебные заведения;

- выставки лучших работ;

- встречи с представителями различных профессий;

- дни открытых дверей в профессиональных учебных заведениях.

Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения для меня служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания я пытаюсь решать следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.

Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение.

Рассказ. Этот метод я применяю при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий, о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности, о достижениях в развитии отдельных отраслей и др.

Объяснение характеризуется краткостью изложения. Этот метод я использую для сообщения, например, школьникам правил выбора профессии, особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий, последовательности выполнения различных передовых операций и приемов. При этом я стараюсь вводить новые понятия и термины, показываю новые действия, приемы обращения с инструментами, машинами и другим оборудованием, демонстрирую учебные таблицы, плакаты, диаграммы, схемы, презентации.

Профориентационная беседа- наиболее распространенный метод. Беседа всегда должна быть связана логически с изучаемым материалом. Готовлю я ее заранее. В процессе подготовки даю учащимся задания, например, собрать информацию о данной профессии. Затем собранные учащимися сведения использую на уроке.

Несмотря на кажущуюся простоту проведения беседы, готовлю ее я по заранее составленному плану.

Вот примерный план беседы о профессии.

1.Знакомство с историей развития данной профессии.

2. Основное содержание труда специалистов этой профессии.

3.Орудия труда и материалы, используемые специалистами этой профессии.

4.Условия труда.

5. Общетрудовые, общетехнические и специальные знания, умения и навыки , которыми должен обладать рабочий данной профессии.

6.Психофизические требования профессии к человеку.

7.Экономические сведения о профессии.

8.Подготовка кадров и возможности профессионального роста.

Осознанный выбор профессии- одно из важнейших условий развития самой личности молодого человека, возможности проявления им в полной мере своих способностей.

Литература.

Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.








Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Государственная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №26 V вида».

Доклад на тему:

«Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в рамках профориентации школьников».





Разработала: учитель трудового обучения

Белая Л.П.









2015-2016 учебный год.

© 2010-2022