Использование технологии разноуровневого обучения на уроках СБО и ОБЖ

Раздел Технология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках СБО и ОБЖ

Разноуровневой дифференциацией является создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития.

Моя деятельность по организации разноуровневого обучения состоит из:

-знакомства с медицинскими документами ребёнка, результатами обследований психолога, логопеда;

-определения группы по уровням обучаемости;

-проведения педагогической диагностики, результаты которой являются основой при выборе учебных заданий, организационных форм, методов и приёмов коррекционной работы;

-подбора задания в соответствии с выявленным уровнем;

-оценивания деятельность обучающихся;

-проведения тестирования для оценивания динамики изменения параметров;

-планирования работы по оказанию индивидуальной помощи.

В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности у каждого ребенка была определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей. Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме фронтальной и индивидуальной образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов развития и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием). Уроки были направлены на коррекцию индивидуальных отклонении в психическом и физическом развитии обучающихся. Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, что можно отследить через результаты мониторинга. На основе педагогического обследования обучающиеся были разделены на четыре группы по Павловой Н.П.:

I группу составляют дети, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. К данной группе относится дети, которые сравнительно легко обучаются составлению планов с помощью предметно- операционных и технологических карт, могут извлекать из них необходимую информацию для самостоятельной работы, как правило, приобретенные знания и умения применяют при выполнении аналогичного и сравнительно нового.

Обучающиеся II группы также достаточно успешно учатся, но их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знания в новые условия их, в основном, не затрудняет. Но при этом дети снижают темп работы, допускают ошибки. Объяснения своих действий у обучающихся недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

К III группе относятся дети, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно- логической, наглядной и предметно - практической).

Успешность усвоения знаний в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается, для ребят III группы характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения). Темп усвоения знаний у этих обучающихся значительно ниже, чем у детей отнесенных ко II группе.

Формирование связной устной и письменной речи у этих детей затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного из изучаемого материала.

К IV группе относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. В предметно - операционных планах и технологических картах они разбираются только с помощью учителя, далеко не всегда руководствуются ими во время выполнения изделия.

Основной показатель правильности выбора структуры урока, его конструкции - это показатель работоспособности. Существуют закономерности изменения умственной работоспособности, их необходимо учитывать при организации познавательной деятельности и на основе этих закономерностей конструировать урок.

В начале работы происходит постепенное повышение показателей умственной работоспособности, врабатывание, приспособление к деятельности. Затем наступает период оптимизма, потом появляются первые признаки утомления: снижение внимания, темпа работы, двигательное беспокойство. Это общая схема, но, если разобрать её более детально, получается следующая конструкция:

первые 3-5 минут - врабатывание;

10-15 минут - оптимизм;

дальше - снижение работоспособности.

Способы увеличения работоспособности и удлинения период оптимизма:

1. Создание проблемной ситуации, игровые формы деятельности, совместное планирование деятельности, нацеленность на результат, активный познавательный интерес.

2. Удлинение периода оптимизма за счет чередования видов деятельности.

3. Для снижения падения работоспособности использование компенсаторной перестройки, релаксационных упражнений, физминуток.

4. Построение урока с учетом фактора утомляемости и оцениванием по трём параметрам:

Т - трудность (в зависимости от изучаемого материала);

Н - насыщенность (по числу видов учебной деятельности);

Э - эмоциональное состояние, оценка положительных реакций на учебную нагрузку, особенности изложения учителем материала, формы, характера учебного задания.

Таким образом, к разноуровневому обучению отношу такую организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ребенок имеет возможность овладевать учебным материалом по СБО и ОБЖ на разном уровне (1-2-3-4группа), в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности обучающегося принимаются его усилия по овладению учебным материалом, практическими навыками.

Одно из требований к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии являются не самоцелью и рассматриваются в контексте одной из основных задач образования - обеспечения максимально благоприятных условий для саморазвития обучающихся.


© 2010-2022