Рабочая программа к факультативному курсу «Основы художественной обработки древесины» в 5 классе

     Основная цель обучения по данной программе - развитие фантазии и самостоятельности, умения применять накопленный потенциал знаний и навыков в практической деятельности. Основное содержание включает  перечень изучаемого учебного  материала.  В содержание включены темы для ознакомления, способствующие расширению кругозора, практические занятия по изготовлению изделий.     Художественное выпиливание лобзиком развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидч...
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Сончинская основная общеобразовательная школа»


«УТВЕРЖДЕНАЮ»

Директор МКОУ «Сончинская ООШ»

_____________ И.Г. Бакаева

Приказ № ___ от ________2013г.



Рабочая программа

к факультативному курсу

«Основы художественной обработки древесины»

в 5 классе

на 2013-14 учебный год

(уровень общеобразовательный)









Разработана:

учителем технологии

С.В.Панченко.











Сончино 2014

Пояснительная записка.


Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, модифицированной образовательной программы дополнительного образования детей «Художественная обработка древесины» научно-технической направленности. При ее составлении использована учебная и методическая литература по заявленному профилю:

1. Примерная программа основного общего образования по предмету «Технология». Общая пояснительная записка // Школа и производство. - 2010. - №1. - С. 6-12.

2. Примерная программа основного общего образования по предмету «Технология». Направление «Индустриальные технологии» // Школа и производство. - 2010. - №3. - С. 14-22.

3. Технология: примерные программы / [сост. Л.И. Хатунцева, Л.Е. Афиногенова, Б.П. Чепелева]. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. - 155.

Общая характеристика предмета

Основная цель обучения по данной программе - развитие фантазии и самостоятельности, умения применять накопленный потенциал знаний и навыков в практической деятельности.

В ходе учебного процесса решаются следующие педагогические задачи:

обучающие:

- ознакомление с истоками декоративно-прикладного искусства;

- обучение заботливому и бережному отношению к природе, организации труда (с чего начать работу, каковы ее главные этапы, как и чем закончить дело, какой способ наиболее рационален для достижения поставленной цели, как себя проконтролировать);

- расширение и углубление знаний, умений, навыков учащихся по обработке древесины;

развивающие:

- развитие творческих способностей в процессе включения в художественную деятельность по изготовлению изделий из дерева;

- поддержание творческого настроя детей, желания создавать прекрасное своими руками и дарить радость людям;

- развитие образного и пространственного мышления и умения выразить свою мысль в плоскости и в объеме;

воспитывающие:

- формирование нравственных основ личности ребенка, гуманистической направленности волевых качеств;

- формирование художественного вкуса, способности видеть и чувствовать гармонию в природе;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также к истокам русской народной культуры;

- формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим проблемам.

Основное содержание включает перечень изучаемого учебного материала. В содержание включены темы для ознакомления, способствующие расширению кругозора, практические занятия по изготовлению изделий.


Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, ознакомление с работой взрослых является важнейшим фактором формирования "на всю последующую жизнь" нравственных основ человека.

Учебный предмет «Основы художественной обработки древесины» имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, к художественному и техническому творчеству. Ученик является участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий, которые принимают участие в выставках и украшают дома ребят. Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, пробуждение в детских сердцах искорок творчества и желания создавать прекрасное своими руками и дарить радость людям.

Выпиливание лобзиком - один из распространенных видов художественной обработки древесины. Древесина - наиболее доступный материал, ее обработка не требует сложного технического оснащения. Поэтому ремесла, связанные с обработкой древесины, пользуются популярностью почти во всех регионах нашей страны.

Художественное выпиливание лобзиком развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами.

Художественные узоры в изготовляемых предметах могут отражать художественный вкус, национальную особенность и тематическую направленность. В работах, выпиливаемых лобзиком, всегда нужно стремиться к тому, чтобы назначение изготовляемой вещи и ее орнамент (узор) были согласованы и составляли как бы одно целое с содержанием.

Вещи, изготовленные из фанеры как самого распространенного и общедоступного материала, обладают достаточной прочностью и могут служить длительное время, не теряя своего внешнего вида, тем более, если была произведена тщательная и полная отделка изделия.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно образовательным требованиям программа рассчитана на 35 часов и изучается в 5 классе в течение 1часа в неделю.

Занятия проводятся в помещении творческой мастерской по обработке древесины.

На занятиях особое внимание уделяется правилам безопасности труда, санитарии и личной гигиены.

Предлагаемая программа направлена:

- на возрождение и развитие различных промыслов по художественной обработке дерева;

- на воспитание всесторонне развитой творческой личности, умеющей ставить перед собой практические задачи и решать их на техническом и технологическом уровне, доводя изделие до совершенного вида с художественной точки зрения;

- на профессиональную ориентацию учащихся, направленную на выбор своего будущего, связанного с обучением и работой на производствах, связанных с различными видами обработки дерева.

Содержание предмета

В рабочую программу учебного предмета «Основы художественной обработки древесины » включены следующие разделы:

Вводное занятие.

Дерево как основной материал для работы в мастерской.

Настройка и содержание инструмента.

Выпиливание лобзиком. Материалы и приемы работы.

Выпиливание простых фигур.

Выпиливание объемных конструкций.

Заключительное занятие.

Требования к уровню подготовки


После изучения учебного предмета «Основы художественной обработки древесины » учащиеся должны иметь представление:

- об истории развития и распространения видов художественной обработки древесины;

- о видах пропильной резьбы (ажурная, сквозная, накладная);

Учащиеся должны знать:

- роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;

- свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (при выборе материала - древесины или фанеры для выполнения проекта);

- традиционные и новейшие технологии художественной обработки древесины;

- возможность и область применения ПЭВМ в современном производстве;

- правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.

Учащиеся должны уметь:

- рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

- читать чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;

- выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;

- собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;

- находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;

- осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять предпринимательскую инициативу.









Календарно-тематический план



п/п

Дата

Наименование раздела, тема урока

Кол- во час.

Основные понятия

Тип урока

По плану

Фактическая

Раздел 1. Вводное занятие (1 час)


1



1

04.09


Охрана труда при производстве художественных изделий.

1

Мастерская, спецодежда, материалы, инструменты.

УИНМ

Дерево как основной материал для работы в мастерской (2 часа)

2


2

11.09


Виды и свойства древесины.

1

Дерево, древесина, разрезы древесины, текстура, свойства древесины, пороки.

КУ

3

18.09


Типы и виды художественной обработки дерева.

1

Лобзик, выжигание, прозрачная и непрозрачная отделка.

КУ

Настройка и содержание инструмента (2 часа)


2

4

25.09


Измерительные инструменты.

1

Технический рисунок, чертеж, эскиз, линии чертежа, масштаб.

КУ

5

02.10


Особенности работы лобзиком.

1

Лобзик, рамка, пилки, зажимы, рукоятка, столик, надфиль.

КУ

Выпиливание лобзиком. Материалы и приемы работы (6 часов)

6

6

09.10


Выбор рисунка.

1

Технический рисунок, чертеж, эскиз, композиция

КУ

7

16.10


Подготовка материалов.

1

Выпиловочный столик, фанера, копировальная бумага.

КУ

8

23.10


Правила выпиливания лобзиком.

1

Лобзик, рамка, пилки, зажимы, рукоятка, столик, фанера.

КУ

9

30.10


Прямые и волнистые линии.

1

Выпиловочный столик, фанера, лобзик.

КУ

10

13.11


Выпиливание по шаблону.

1

Шаблон, фанера, выпиловочный столик, лобзик.

КУ

11

20.11


Выпиливание острых углов.

1

Выпиловочный столик, фанера, лобзик.

КУ

Выпиливание простых фигур (5 часов)

5


12

27.11


Подготовка заготовки.

1

Фанера, шаблон, копировальная бумага, чертеж.

КУ

13

04.12


Выпиливание по внешнему контуру.

1

Внешний контур, выпиловочный столик, фанера, лобзик.

КУ

14

11.12


Работа над объектом.

1

Внешний контур, выпиловочный столик, фанера, лобзик.

КУ

15

18.12


Устранение дефектов.

1

Надфиль

КУ

16

25.12


Отделка, зачистка изделия.

1

Шлифовальная шкурка, ворсистость, шлифовальная колодка, риски, лакирование.

КУ

Выпиливание объемных конструктивных изделий (17 часов)

17

17

15.01


Подготовка заготовки. Перевод рисунка на основу.

1

Фанера, шаблон, копировальная бумага, чертеж.

КУ

18-19

22.01

29.01


Выпиливание по внешнему контуру.

2

Внешний контур, выпиловочный столик, фанера, лобзик.

КУ

20-21

05.02

12.02


Работа над объектом.

2

Выпиловочный столик, фанера, лобзик.

КУ

22

19.02


Инструменты для создания отверстий.

1

Отверстия, шило, сверло, дрель, патрон.

КУ

23-24

26.02

05.03


Выпиливание по внутреннему контуру.

2

Внутренний контур,

выпиловочный столик, фанера, лобзик.

КУ

25-26

12.03

19.03


Работа над объектом.

2

Внутренний контур,

выпиловочный столик, фанера, лобзик.

КУ

27-28

02.04

09.04


Устранение дефектов выпиливания.

2

Надфиль

КУ

29-30

16.04

23.04


Отделка, зачистка изделия.

2

Шлифовальная шкурка, ворсистость, шлифовальная колодка, риски.

КУ

31

30.04


Сборка изделия.

1

Надфиль, риски, клей ПВА.

КУ

32-33

07.05

14.05


Окончательная отделка. Оценка изделия.

2

Шлифовальная шкурка, ворсистость, шлифовальная колодка, риски, лакирование, краски, морилка, тампон.

КУ

34


21.05


Итоговое обобщение.

1


УОСЗ

35


28.05


Итоговое занятие.

1


УОСЗ









КУ - комбинированный урок

УИНМ - урок изучения нового материала

УЗИМ - урок закрепления изученного материала

УПЗУ - урок применения знаний и умений

УКЗУ - урок контроля знаний и умений

УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний

Литература


Список литературы, используемой педагогом:

1. Абросимова А. А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б., Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - М., Высшая школа, 1984.

2. Амалицкий В.В., Амалицкий В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты. - М., Академия, 2002.

3. Барташевич А.А, Антонов В.П. Технология производства мебели и резьба по дереву. - М., Высшая школа, 2001.

4. Бобров В.А. Справочник по деревообработке. - М., Феникс, 2003.

5. Браун Джереми. Энциклопедия методов обработки дерева. - М., Астрель, 2005.

6. Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.

7. Коршевер Н. Столярные и плотничьи работы. - М., Вече, 2005.

8. Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. - М., 1998

9. Рыкунин С., Кандалина Л. Технология деревообработки. - М., Академия, 2006.

10. Стендинг Энди. Изделия из дерева. - М., Мой мир, 2007.

11. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.

Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:

1. Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология. Технический труд, 5 - 9 классы. - М., 2004.

3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

9. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.

10. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.

11. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

12. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

18. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

22. Тусарчук Д.И. Триста ответов любителям работ по дереву. - М., 1985.

25. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980.

© 2010-2022