ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДИЗАЙНА»

Программа элективного учебного предмета Основы дизайна" рекомендуется для обучающихся 10 классов.Имеет направленность на художественно - эстетический и технологический профили.Работа включает в себя тематическое планирование и краткое содержание программы. Автор: Самсонова Татьяна Владимировна, учитель технологии, изо и черчения.
Раздел Технология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДИЗАЙНА»

Программа предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся 10 классов с направленностью на художественно-эстетический и технологический профили.

Элективный учебный предмет «Основы дизайна» расширяет и углубляет базовый компонент ГОСа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в рамках модуля «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа применима для групп школьников с различным уровнем подготовки, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний. Данный элективный курс позволяет ознакомиться с такой сферой профессиональной деятельности, как художественно-прикладное и дизайнерское творчество, определить свои возможности и успешность в этой профессиональной области.

В данной программе предложены технологии, представляющие различные материалы и способы их обработки (скрапбукинг, лоскутопластика, батик, флористика). Под комплексом в данном случае понимается объединение в едином ансамбле (костюме или интерьере) всех или некоторых из предлагаемых технологий. Целостность объединения обеспечивается соблюдением композиционного и стилистического единства продукта проектной деятельности (дизайн - проекта костюма, интерьера).

Структура работы представлена тремя разделами: «Понятие дизайна», «Художественно-прикладные технологии», «Дизайн-технологии».

Раздел 1. «Понятие дизайна» знакомит учащихся с ключевыми понятиями и видами дизайна; особенностями деятельности в области дизайна, и необходимыми для этого качествами личности.

Раздел 2. «Художественно-прикладные технологии» предусматривает знакомство каждого учащегося со всеми видами художественно-прикладных технологий, представленных в программе, но глубокое изучение работы с материалом не предполагается.

Учащиеся получают общее представление о прикладных возможностях различных технологий художественной обработки материалов и осваивают некоторые способы и приёмы работы с различными материалами. Данный раздел имеет модульную структуру. Здесь могут быть представлено различное количество технологий. Однако сокращение числа художественно-прикладных технологий нежелательно, так как у учащихся уменьшится вариативность выбора.

Обучение на пробном курсе допускает использование и других видов художественно-прикладных технологий.

Раздел 3. «Дизайн-технологии» включает в себя теорию и практику дизайна - проектирования костюма или интерьера (могут быть и другие объекты дизайна). Итогом работы является защита проекта. Дизайн-проектирование осуществляется на основе ранее приобретенных знаний и умений в области дизайна и художественно-прикладных технологий.

Изучение курса возможно в группах смешанного состава при соответствующем отборе художественно-прикладных технологий.

Формой отчетности, позволяющей оценить успешность усвоения материала курса, является защита дизайн-проекта.

Цель курса: выявление у учащихся склонности к дизайнерской деятельности; оказание помощи ученику в осознанном и правильном выборе профиля дальнейшего обучения.

Образовательные задачи:

  • активизация творческого потенциала школьников;

  • овладение учащимися прикладными умениями художественной обработки различных материалов;

  • выявление и развитие у них коммуникативных способностей.

  • создать условия для формирования умения работать в группе;

  • дать школьникам представление о дизайне одежды как специфической художественно-творческой деятельности человека;

  • познакомить с историей возникновения и развитием дизайна одежды за рубежом и в России;

  • получение опыта проектной деятельности на основе интеграции нескольких видов художественно-прикладных технологий;

  • развитие у обучающихся способностей к рефлексивному анализу;

  • освоение ими базовых теоретических знаний в сфере дизайнерской деятельности;

  • способствовать реализации интереса к художественному проектированию;

  • способствовать эстетическому восприятию, формированию у учащихся вкуса, творческого воображения;

Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа.

Основные формы обучения:

  • при освоении художественно-прикладных технологий - индивидуальная и парная;

  • при дизайн - проектировании - работа в малых группах (3-5 человек).

Основные методы обучения:

  • метод проектов;

  • метод проблемного изложения.








Тематическое планирование элективного учебного предмета


Наименование раздела, темы

Всего часов

Теоретических

Практических

Раздел 1. Понятие дизайна.

10

3,5

6,5

Тема 1. Введение в курс. Теория возникновения дизайна. История дизайна в стилях.

1

1

-

Тема 2. Профессия - дизайнер. Историческая справка. Профессия в современности. Уникальные стороны профессии.

2

1

1

Тема 3. Дизайн как художественно-проектная деятельность. Дизайн интерьера. Дизайн костюма.

2

1

1

Тема 4. Дизайн - проект «Интерьер моей мечты». Выполнение макетов.

5

0,5

4,5

Тема 5. Презентация макетов «Интерьер моей мечты»

1

1

-

Раздел 2. Художественно-прикладные технологии.

15

2

13

Тема 6. Скрапбукинг

3

0,5

2,5

Тема 7. Пэчворк

5

0,5

4,5

Тема 8. Батик

3

0,5

2,5

Тема 9. Флористика.

4

0,5

3,5

Раздел 3. Дизайн-технологии.

9

1,5

7,5

Тема 10. Дизайн-проект «Моё авторское изделие»

8

0,5

7,5

Тема 11. Презентация итоговой работы «Моё авторское изделие»

1

1

-

Итого:

34

7

27





Содержание программы

Раздел 1. Понятие дизайна

Тема 1. Введение в курс. (1 час)

Теория возникновения дизайна. История дизайна в стилях.

Тема 2. Профессия - дизайнер. Историческая справка. (2 часа)

Профессия в современности. Уникальные стороны профессии. Необходимые качества, обязанности, плюсы и минусы профессии. К чему нужно быть готовым, где учат, заработная плата. (1 час)

Практическая работа: тест «Дизайнер ли ты?»; тест «К какому типу дизайнера ты относишься?» (1 час)

Тема 3. Дизайн как художественно-проектная деятельность.

Дизайн как художественно-проектная деятельность по созданию предметной среды. Принципы дизайна: удобство, экономичность, красота. Пропорции. Принцип золотого сечения. Композиция и цвет в дизайне. Стиль. Исторические и современные стили. Роль художественного воображения в дизайне. Профессия дизайнера. Выявление качеств личности, профессионально значимых в сфере дизайна.

Дизайн костюма. Деление одежды на ассортиментные группы в зависимости от назначения. Деление одежды по сезонам. Композиция костюма. Элементы костюма: головные уборы, плечевая одежда, поясная одежда. Развитие современного костюма. Декор в костюме.

Дизайн интерьера. Дизайн текстиля для дома. Понятие об интерьере. Сведения о пошиве постельного белья, занавесей, портьер, чехлов для подушек, покрывал. Интересные идеи, которые помогут украсить дом. (1 час)

Практическая работа: эскиз покрывала; эскиз интерьера гостиной; дизайн подушки, эскиз костюма с учетом принципов дизайна. (1 час)

Тема 4. Дизайн - проект «Интерьер моей мечты».

Человек и пространство. Интерьер как объект дизайна. Зависимость дизайна от стиля. (0,5 часа)

Практическая работа: выполнение макетов домов и квартир в выбранном стиле; создание экстерьера либо интерьера (на выбор учащегося). (4,5 часа)

Тема 5. Презентация макетов «Интерьер моей мечты».

Раздел 2. Художественно-прикладные технологии

Декоративные и отделочные материалы. Цветовые решения готовых изделий. Знакомство с понятиями цветовой гаммы, подбор ниток, декоративных отделок, материалов, фурнитуры для выполнения вышивки, аппликации.

Тема 6. Скрапбукинг

Искусство создания и оформления открыток и фотоальбомов. Инструменты и материалы для изготовления изделий в технике «скрапбукинг». (0,5 часа)

Практическая работа: выполнение изделия в технике «скрапбукинг» на выбор (фотоальбом, открытка и др.) (2,5 часа)

Тема 7. Пэчворк - вид декоративно-прикладного творчества.

  • Текстильный лоскут как материал для творчества.

  • Лоскутопластика и ее элементы в дизайне костюма.

  • Основные подходы к дизайну костюма: создание «лоскутной» ткани; использование лоскутных фрагментов и вставок.

  • Лоскутопластика в декоре жилого и общественного интерьера. Разнообразие предметов интерьера с использованием лоскутопластики (ширмы, абажуры, шторы, объемные декоративные композиции и т.д.). (0,5 часа)

Практическая работа: выполнение образцов (фрагментов) предметов интерьера в лоскутопластике; эскизирование; макетирование; работа с материалом. Дизайн и пошив изделия (элемента интерьера, элемента одежды или аксессуара) в технике пэчворк. Поиск нестандартных решений применения лоскутопластики. (4,5 часа)

Тема 8. Батик.

Батик как один из видов декоративно-прикладного творчества. Технологии выполнения батика (узелковая, холодная, горячая) и их особенности. Материалы, инструменты и оборудование. Основы композиций разных жанров (натюрморт, пейзаж, анималистический). Использование выразительных возможностей росписи тканей в одежде, в интерьере. (0,5 часа)

Практическая работа: выполнение эскизов разных вариантов батика; выполнение законченной композиции росписи на ткани; освоение техники росписи «по-сырому»; работа с акварелью и гуашью; дополнительные эффекты в росписи тканей; ткань с печатными узорами; промысел набойки; роспись ткани с помощью аэрографа; свободная техника письма. (2,5 часа)

Тема 9. Флористика.

Флористика как вид декоративно-прикладного творчества. Флористическое оформление костюма и аксессуаров (шляпа, сумка, бутоньерка, ручной букет, кашпо).

Флористические интерьерные композиции: напольные, настольные, настенные.

Выбор сосуда для флористической композиции. Составление композиций (классических и современных). Использование альтернативных материалов для изготовления цветочных композиций. (0,5 часа)

Практическая работа: выполнение эскизов различных вариантов декора в интерьере; подготовка материала и техника работы с ним; создание флористической композиции из различных материалов (фоамиран, атласная лента, гофрированная бумага). Оригами. (3,5 часа)

Раздел 3. Дизайн-технологии

Тема 10. Учебный дизайн-проект. (0,5 часа)

Выбор объекта проектирования и его изготовление. Выполнение презентации. (7,5 часов)

Примерная тематика проектов: элемент интерьера в выбранном стиле; карнавальный костюм и др.

Тема 11. Презентация итоговой работы. (1 час)


© 2010-2022