- Преподавателю
- Технология
- ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДИЗАЙНА»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДИЗАЙНА»
Раздел | Технология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Самсонова Т.В. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДИЗАЙНА»
Программа предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся 10 классов с направленностью на художественно-эстетический и технологический профили.
Элективный учебный предмет «Основы дизайна» расширяет и углубляет базовый компонент ГОСа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в рамках модуля «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа применима для групп школьников с различным уровнем подготовки, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний. Данный элективный курс позволяет ознакомиться с такой сферой профессиональной деятельности, как художественно-прикладное и дизайнерское творчество, определить свои возможности и успешность в этой профессиональной области.
В данной программе предложены технологии, представляющие различные материалы и способы их обработки (скрапбукинг, лоскутопластика, батик, флористика). Под комплексом в данном случае понимается объединение в едином ансамбле (костюме или интерьере) всех или некоторых из предлагаемых технологий. Целостность объединения обеспечивается соблюдением композиционного и стилистического единства продукта проектной деятельности (дизайн - проекта костюма, интерьера).
Структура работы представлена тремя разделами: «Понятие дизайна», «Художественно-прикладные технологии», «Дизайн-технологии».
Раздел 1. «Понятие дизайна» знакомит учащихся с ключевыми понятиями и видами дизайна; особенностями деятельности в области дизайна, и необходимыми для этого качествами личности.
Раздел 2. «Художественно-прикладные технологии» предусматривает знакомство каждого учащегося со всеми видами художественно-прикладных технологий, представленных в программе, но глубокое изучение работы с материалом не предполагается.
Учащиеся получают общее представление о прикладных возможностях различных технологий художественной обработки материалов и осваивают некоторые способы и приёмы работы с различными материалами. Данный раздел имеет модульную структуру. Здесь могут быть представлено различное количество технологий. Однако сокращение числа художественно-прикладных технологий нежелательно, так как у учащихся уменьшится вариативность выбора.
Обучение на пробном курсе допускает использование и других видов художественно-прикладных технологий.
Раздел 3. «Дизайн-технологии» включает в себя теорию и практику дизайна - проектирования костюма или интерьера (могут быть и другие объекты дизайна). Итогом работы является защита проекта. Дизайн-проектирование осуществляется на основе ранее приобретенных знаний и умений в области дизайна и художественно-прикладных технологий.
Изучение курса возможно в группах смешанного состава при соответствующем отборе художественно-прикладных технологий.
Формой отчетности, позволяющей оценить успешность усвоения материала курса, является защита дизайн-проекта.
Цель курса: выявление у учащихся склонности к дизайнерской деятельности; оказание помощи ученику в осознанном и правильном выборе профиля дальнейшего обучения.
Образовательные задачи:
-
активизация творческого потенциала школьников;
-
овладение учащимися прикладными умениями художественной обработки различных материалов;
-
выявление и развитие у них коммуникативных способностей.
-
создать условия для формирования умения работать в группе;
-
дать школьникам представление о дизайне одежды как специфической художественно-творческой деятельности человека;
-
познакомить с историей возникновения и развитием дизайна одежды за рубежом и в России;
-
получение опыта проектной деятельности на основе интеграции нескольких видов художественно-прикладных технологий;
-
развитие у обучающихся способностей к рефлексивному анализу;
-
освоение ими базовых теоретических знаний в сфере дизайнерской деятельности;
-
способствовать реализации интереса к художественному проектированию;
-
способствовать эстетическому восприятию, формированию у учащихся вкуса, творческого воображения;
Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа.
Основные формы обучения:
-
при освоении художественно-прикладных технологий - индивидуальная и парная;
-
при дизайн - проектировании - работа в малых группах (3-5 человек).
Основные методы обучения:
-
метод проектов;
-
метод проблемного изложения.
Тематическое планирование элективного учебного предмета
Наименование раздела, темы
Всего часов
Теоретических
Практических
Раздел 1. Понятие дизайна.
10
3,5
6,5
Тема 1. Введение в курс. Теория возникновения дизайна. История дизайна в стилях.
1
1
-
Тема 2. Профессия - дизайнер. Историческая справка. Профессия в современности. Уникальные стороны профессии.
2
1
1
Тема 3. Дизайн как художественно-проектная деятельность. Дизайн интерьера. Дизайн костюма.
2
1
1
Тема 4. Дизайн - проект «Интерьер моей мечты». Выполнение макетов.
5
0,5
4,5
Тема 5. Презентация макетов «Интерьер моей мечты»
1
1
-
Раздел 2. Художественно-прикладные технологии.
15
2
13
Тема 6. Скрапбукинг
3
0,5
2,5
Тема 7. Пэчворк
5
0,5
4,5
Тема 8. Батик
3
0,5
2,5
Тема 9. Флористика.
4
0,5
3,5
Раздел 3. Дизайн-технологии.
9
1,5
7,5
Тема 10. Дизайн-проект «Моё авторское изделие»
8
0,5
7,5
Тема 11. Презентация итоговой работы «Моё авторское изделие»
1
1
-
Итого:
34
7
27
Содержание программы
Раздел 1. Понятие дизайна
Тема 1. Введение в курс. (1 час)
Теория возникновения дизайна. История дизайна в стилях.
Тема 2. Профессия - дизайнер. Историческая справка. (2 часа)
Профессия в современности. Уникальные стороны профессии. Необходимые качества, обязанности, плюсы и минусы профессии. К чему нужно быть готовым, где учат, заработная плата. (1 час)
Практическая работа: тест «Дизайнер ли ты?»; тест «К какому типу дизайнера ты относишься?» (1 час)
Тема 3. Дизайн как художественно-проектная деятельность.
Дизайн как художественно-проектная деятельность по созданию предметной среды. Принципы дизайна: удобство, экономичность, красота. Пропорции. Принцип золотого сечения. Композиция и цвет в дизайне. Стиль. Исторические и современные стили. Роль художественного воображения в дизайне. Профессия дизайнера. Выявление качеств личности, профессионально значимых в сфере дизайна.
Дизайн костюма. Деление одежды на ассортиментные группы в зависимости от назначения. Деление одежды по сезонам. Композиция костюма. Элементы костюма: головные уборы, плечевая одежда, поясная одежда. Развитие современного костюма. Декор в костюме.
Дизайн интерьера. Дизайн текстиля для дома. Понятие об интерьере. Сведения о пошиве постельного белья, занавесей, портьер, чехлов для подушек, покрывал. Интересные идеи, которые помогут украсить дом. (1 час)
Практическая работа: эскиз покрывала; эскиз интерьера гостиной; дизайн подушки, эскиз костюма с учетом принципов дизайна. (1 час)
Тема 4. Дизайн - проект «Интерьер моей мечты».
Человек и пространство. Интерьер как объект дизайна. Зависимость дизайна от стиля. (0,5 часа)
Практическая работа: выполнение макетов домов и квартир в выбранном стиле; создание экстерьера либо интерьера (на выбор учащегося). (4,5 часа)
Тема 5. Презентация макетов «Интерьер моей мечты».
Раздел 2. Художественно-прикладные технологии
Декоративные и отделочные материалы. Цветовые решения готовых изделий. Знакомство с понятиями цветовой гаммы, подбор ниток, декоративных отделок, материалов, фурнитуры для выполнения вышивки, аппликации.
Тема 6. Скрапбукинг
Искусство создания и оформления открыток и фотоальбомов. Инструменты и материалы для изготовления изделий в технике «скрапбукинг». (0,5 часа)
Практическая работа: выполнение изделия в технике «скрапбукинг» на выбор (фотоальбом, открытка и др.) (2,5 часа)
Тема 7. Пэчворк - вид декоративно-прикладного творчества.
-
Текстильный лоскут как материал для творчества.
-
Лоскутопластика и ее элементы в дизайне костюма.
-
Основные подходы к дизайну костюма: создание «лоскутной» ткани; использование лоскутных фрагментов и вставок.
-
Лоскутопластика в декоре жилого и общественного интерьера. Разнообразие предметов интерьера с использованием лоскутопластики (ширмы, абажуры, шторы, объемные декоративные композиции и т.д.). (0,5 часа)
Практическая работа: выполнение образцов (фрагментов) предметов интерьера в лоскутопластике; эскизирование; макетирование; работа с материалом. Дизайн и пошив изделия (элемента интерьера, элемента одежды или аксессуара) в технике пэчворк. Поиск нестандартных решений применения лоскутопластики. (4,5 часа)
Тема 8. Батик.
Батик как один из видов декоративно-прикладного творчества. Технологии выполнения батика (узелковая, холодная, горячая) и их особенности. Материалы, инструменты и оборудование. Основы композиций разных жанров (натюрморт, пейзаж, анималистический). Использование выразительных возможностей росписи тканей в одежде, в интерьере. (0,5 часа)
Практическая работа: выполнение эскизов разных вариантов батика; выполнение законченной композиции росписи на ткани; освоение техники росписи «по-сырому»; работа с акварелью и гуашью; дополнительные эффекты в росписи тканей; ткань с печатными узорами; промысел набойки; роспись ткани с помощью аэрографа; свободная техника письма. (2,5 часа)
Тема 9. Флористика.
Флористика как вид декоративно-прикладного творчества. Флористическое оформление костюма и аксессуаров (шляпа, сумка, бутоньерка, ручной букет, кашпо).
Флористические интерьерные композиции: напольные, настольные, настенные.
Выбор сосуда для флористической композиции. Составление композиций (классических и современных). Использование альтернативных материалов для изготовления цветочных композиций. (0,5 часа)
Практическая работа: выполнение эскизов различных вариантов декора в интерьере; подготовка материала и техника работы с ним; создание флористической композиции из различных материалов (фоамиран, атласная лента, гофрированная бумага). Оригами. (3,5 часа)
Раздел 3. Дизайн-технологии
Тема 10. Учебный дизайн-проект. (0,5 часа)
Выбор объекта проектирования и его изготовление. Выполнение презентации. (7,5 часов)
Примерная тематика проектов: элемент интерьера в выбранном стиле; карнавальный костюм и др.
Тема 11. Презентация итоговой работы. (1 час)