• Преподавателю
  • Технология
  • Тема самообразования: «Повышение общих и профессиональных компетенций при реализации ФГОС третьего поколения на учебной практике»

Тема самообразования: «Повышение общих и профессиональных компетенций при реализации ФГОС третьего поколения на учебной практике»

          Реализация Федерального государственного образовательного стандарта – стандарта нового поколения в учреждениях начального и среднего профессионального образования предполагает изменение, прежде всего, результата образования. Под результатами образования в стандарте ФГОС понимаются наборы компетенций - общих и профессиональных - выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины, профессионального модуля или всей Основной ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Ангарский техникум строительных технологий»



Тема самообразования:

«Повышение общих и профессиональных компетенций при реализации ФГОС третьего поколения на учебной практике»








Ангарск, 2015

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. (Б.Паскаль)



Подготовка конкурентоспособного специалиста, сумеющего успешно социализироваться на рынке труда - одна из ключевых задач современного образования, включая учреждения начального и среднего профессионального образования.

Введение в образовательный процесс ФГОС НПО и СПО дает возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.

Компетенция трактуется как система ценностей, личностных качеств, знаний и умений человека, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей.

В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников учреждений НПО и СПО.

Новые образовательные технологии направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста и гражданина. Специалиста нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность.

Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы. Выражение результатов образования в терминах компетенций способствует усилению личностной направленности образовательного процесса, адекватно соответствующей новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях.

Федеральный государственный образовательный стандарт для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования устанавливает общие компетенции.

Общие компетенции - образовательный результат, выражающийся в овладении универсальными способами деятельности, направленными на решение профессионально-трудовых задач и являющимися условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда. Общие компетенции как условие интеграции выпускника в социально-трудовые отношения являются практически универсальными для всех профессий и специальностей.



Основные общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • обосновывать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

  • проявлять устойчивый интерес к осваиваемой профессии;

  • демонстрировать хорошие показатели работы на учебной и производственной практике.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

  • рационально планировать и организовывать свою деятельность;

  • выбирать оптимальный алгоритм действий

  • предвидеть результаты своего труда

  • заниматься поиском решения новых проблем,

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы.

  • выявлять профессиональные проблемы;

  • формировать профессиональные задачи;

  • проводить поэтапную проверку результатов своей деятельности путем сравнивания ее результатов с образом цели;

  • давать аргументированную оценку результатам своей деятельности;

  • намечать план корректирующих мероприятий;

  • адекватно реагировать на критические замечания руководителя

  • демонстрировать навыки работы с учебной, научно-профессиональной и профессиональной литературой;

  • демонстрировать навыки работы с нормативно-правовыми актами;

ОК 4. Использовать информационно - коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

  • демонстрировать навыки отбора необходимой информации

  • демонстрировать навыки работы с компьютерной техникой;

  • демонстрировать навыки работы с Интернет-ресурсами, в том числе в сетевых сообществах, с электронной почтой

ОК 5. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.

  • демонстрировать навыки

  • выполнения групповых заданий с четким разделением функций;

  • демонстрировать навыки ведения дискуссии;

  • проявлять толерантность по отношению к иному мнению, в том числе критике;

  • демонстрировать лояльное отношение к руководителю (педагогу), в том числе четкое исполнение инструкций, приказов;

  • соблюдать правила трудового распорядка ( в том числе правила поведения в ОУ

При формировании общих компетенций большое значение в учебном процессе приобретет творческие способности студентов (совокупность мыслительных и личностных качеств, достигнутых за счет специальных методов обучения и характеризующих потенциальные возможности обучаемого к нестандартному решению учебных задач

В современном обществе, если речь идет о качестве подготовки выпускников, на первый план должны выходить потребности работодателя, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях

Для решения этой проблемы, внимание педагога должно быть направлено на вовлечение каждого студента в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности студентов, где педагог выступает как педагог-сценарист, режиссер, партнёр.

Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода - это важное условие повышения качества образования. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным студентом.

1.2. Специфика определения компетенций.

Компетентностный подход означает постепенную переориентацию образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний, формирования навыков на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, означающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного информационно и коммуникативно-насыщенного экономического и социального пространства.

Понятие компетенции определяется как способность обучающегося применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Для того чтобы стать генератором компетенций, деятельность должна приобрести смысл для учащихся, стать осознанной деятельностью. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых. Для приобретения компетенций учащийся должен стать субъектом данной осознанной деятельности.

Значительная роль в проявлении компетенций принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их в нужный момент, когда предоставляется возможность. Необходимо уметь в данных условиях проявлять соответствующую компетенцию.

Таким образом, для формирования определённых компетенций необходимы соответствующие условия, в которых они проявляются.

Компетенция развивается, обогащается, расширяется или укрепляется, отталкиваясь от начального уровня.

Для формирования компетенций важен процесс совершенствования. Быть компетентным значит обладать определенным уровнем мастерства,

Таким образом, компетенция является интегральной характеристикой процесса и результата образования, которая определяет способность обучающегося решать проблемы, в т.ч. профессиональные, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей.

В возрасте 16 - 18 лет происходит новая смена типа ведущей деятельности - переход к профессиональной деятельности. Основным способом деятельности в этот период является усвоение профессиональных способов деятельности с предметами и людьми. Мотивом этой деятельности становится не «я - сегодняшний» как в творческой деятельности подросткового периода, но «я - завтрашний», субъект, способный к выполнению профессиональной деятельности.

Говоря о развивающей роли профессиональной деятельности необходимо иметь в виду, что не каждая профессиональная деятельность является развивающей. Если рабочий в течение многих лет выполняет однообразную работу, вряд ли такая деятельность будет для него развивающей.

Необходимо учитывать развивающий характер труда, способствующего росту и самосовершенствованию субъекта профессиональной деятельности.

Компетентность профессионала проявляется в умении решать производственные задачи, требующие высокого уровня мобильности, умения находить выход в проблемных ситуациях, при этом решение задачи должно быть оптимальным, исключающим возможность ошибки.

Для организации такой профессиональной деятельности требуется постоянный профессиональный рост субъекта, оптимизация и совершенствование производственных процессов, внедрение новых более совершенных технологий профессиональной деятельности.

В результате формируется опыт осуществления сложных культуросообразных видов деятельности, т.е. ключевые компетенции самосовершенствования.

Базовые компетенции субъекта учебной деятельности

Эмоционально - психологические компетенции:

- учение с интересом;

- доверие педагогам;

- умение проявлять эмоциональную устойчивость при

напряжениях

Регулятивные компетенции:

- определение целей учебной деятельности;

- ответственность за результаты учебы;

- концентрация на учебе;

- умение делать заключительные выводы и другие

регулятивные компетенции.

Социальные компетенции:

- проявление терпимости к другим мнениям и позициям;

- оказание помощи другим учащимся;

- умение сотрудничать с другими учащимися;

- умение работать в группе и другие социальные компетенции.

Учебно - познавательные компетенции:

- умение учиться;

- умение отыскивать причины явлений;

- самостоятельное выявление допущенных ошибок;

- самостоятельное выполнение домашнего задания и другие

учебно - познавательные компетенции.

Творческие компетенции:

- умение принимать решения в различных ситуациях;

- умение заявлять о своих потребностях и интересах;

- умение находить другие источники информации;

- способность генерировать другие способы решения проблемы и

другие творческие компетенции.

Компетенции самосовершенствования:

- применять знания и умения на практике;

- умение извлекать пользу из полученного опыта;

- навыки самоконтроля и саморазвития;

- желание учиться и самосовершенствоваться дальше и другие

компетенции самосовершенствования.

Список компетенций выпускника начального профессионального образования, профессиональная деятельность которого связана, в основном с выполнением ручного труда, необходимо дополнить компетенцией, развивающей сенсомоторные способности (координацию действий, быстроту реакции, ловкость рук, глазомер, цветоразличение и др.).

Необходимо дополнить списки общих компетенций выпускников начального и среднего профессионального образования способностью обогащать свою профессиональную компетентность, быть готовым к повышению квалификации.

Виды компетенций

Компетенции (способности)

выпускника НПО

Эмоционально -

психологические

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. (ОК 1)

ОК 2

Развивать эстетическую чувствительность, ощущать красоту создаваемого продукта профессиональной деятельности



Регулятивные

ОК 3

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ОК 2)

ОК 4

Использовать нормативно - правовую документацию по профессии, ГОСТ по профессии, учитывать нормы и правила техники безопасности.

ОК 5

Развивать сенсомоторные способности (координацию действий, быстроту реакции, ловкость рук, глазомер, цветоразличение и др.)

Аналитические



ОК 6

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы. (ОК 3)

Социально- коммуникативные

ОК 7

Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК4), использовать информационно - коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. (ОК 5)

ОК 8

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами. (ОК 6)

Творческие

ОК 9

Создавать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Компетенции самосовершенствования

ОК 10

Обогащать свою профессиональную компетентность, быть готовым к повышению квалификации.



© 2010-2022