- Преподавателю
- Технология
- Программа дополнительного образования детей 9-12 лет Умелые ручки
Программа дополнительного образования детей 9-12 лет Умелые ручки
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Павлова Л.А. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детско - юношеский центр
Советского района г. Волгограда
УТВЕРЖДЕНА ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ
Прот. №__ от «___»_______ 2014г.
Директор____________Н.И.Еременко
«Умелые ручки»
Программа дополнительного образования детей 9-12 лет
Срок реализации - 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Павлова Любовь Анатольевна
Волгоград, 2014
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы «Умелые ручки» по содержанию является художественно - эстетической, по функциональному предназначению - общекультурной, по форме организации - кружковой, по времени реализации - одногодичной.
Программа составлена с учетом «Требований к программам дополнительного образования детей» (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания, социальной защиты детей Минобрнауки от 11.12.2006 № 06 - 1844), с Письмом Комитета по образованию Администрации Волгоградской области № 3679 от 23.08.2006г. За основу взяты дополнительные образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству ведущих педагогов.
Актуальность программы обусловлена тем, что в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания привитию у обучающихся интереса к народным художественным промыслам, декоративно-прикладному творчеству. Программа «Умелые ручки» включает в себя целенаправленную работу по приобщению обучающихся к декоративно-прикладному искусству посредством изготовления предметов домашнего обихода, аксессуаров. Данная программа развивает все виды интереса, создает условия для познавательной, успешной творческой деятельности обучающихся.
Педагогическая целесообразность введения данной программы продиктована необходимостью раскрытия и развития индивидуальных творческих способностей, практических прикладных навыков, формирования познавательных интересов, приобщения к культурным ценностям. Предлагаемые в программе формы занятий дают возможность развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность; образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание. В процессе реализации программы у обучающихся происходит расширение кругозора, появляется потребность в собственной творческой деятельности.
Цель программы:
-
Познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
-
Сформировать художественно-творческие способности в процессе постижения мастерства традиционного русского рукоделия.
-
Воспитать эстетический и познавательный интерес к художественным промыслам России и родного края; стремление вносить красоту в окружающую среду.
Задачи:
-
Дать представление о ремеслах и народных промыслах. Научить владеть различными видами техники работы с материалами, инструментами.
-
Развить образное и пространственное мышление, умение импровизировать;
-
Формировать духовно-нравственные качества, внутреннюю культуру личности ребенка.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в данной области заключаются в том, что она нацелена на развитие образного мышления, а не репродуктивного. Совершенствование умений и навыков художественно-эстетической деятельности происходит по спирали. Программа обучения построена по принципу от простого к более сложному, с максимальным использованием наглядности, раздаточного и дидактического материала; предполагается не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию сувениров, предметов домашнего обихода; участие в проектах и выставках декоративно-прикладного творчества. Выполнение предусмотренных программой практических заданий одновременно служит своеобразной формой промежуточного контроля усвоения содержания.
На занятиях дети знакомятся с декоративно - прикладным творчеством, народными художественными промыслами. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Основные методы обучения: наглядные, словесные, репродуктивные, проблемно-поисковые.
Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям педагог применяет различные методы работы, учитывая возрастные и психофизические особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия в форме рассказа - информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям или демонстрацией различного рода наглядных материалов.
Коллективное исполнение работ - наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоёмкую работу, в процессе коллективного дела формируются чувства взаимопомощи, ответственности.
Большое значение имеет подведение итогов работы, её анализ и оценка - это организованный просмотр выполненных образцов изделий, которые можно устроить как выставку изделий на стендах. Кружковцы высказывают мнение о своей работе и работах товарищей, а педагог подводит итоги выполнения работ.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 9 до 12 лет.
Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Содержание занятий по данной программе непосредственно влияет на развитие концентрации и устойчивости процессов внимания, соответственно у обучающихся возникает произвольное и намеренное запоминание. Развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта, что является важнейшей педагогической задачей данного возраста. Здесь и развитие структур пространственного мышления, творческого воображения у обучающихся.
Набор детей в объединение проводится без специальной подготовки. От обучающихся не требуется специальных знаний и умений. Группы могут быть разновозрастными.
Срок реализации программы - 1 год.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии:
- коллективная
- индивидуальная (при подготовке работ на выставку);
-
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей:
- беседа - диалог (педагог сообщает сведения о технике исполнения различных поделок, используя наглядные пособия, видеоматериалы, образцы игрушек), обучающиеся задают вопросы, делятся своими знаниями);
- выездная (посещение конкурсов, выставок декоративно-прикладного творчества, экскурсии и посещение музеев);
-
по дидактической цели:
- вводное занятие - введение в тему, раскрытие основных понятий и обзор темы, занятие - презентация;
- практическое занятие - изготовление поделок по схеме, инструкции, алгоритму;
- комбинированные формы занятий - включают в себя передачу теоретических сведений, практическую работу по образцу, инструкционной карте, схемам и самостоятельно;
- итоговое занятие - в форме выставки, презентации работы с приглашением родителей обучающихся.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей под руководством педагога.
Режим занятий:
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа (всего за год - 144 часа), количество детей в группе - 15 человек. Перерыв между занятиями 10 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы :
Обучающийся будет знать:
-
основы декоративно-прикладного творчества
-
основные понятия о цвете, форме, пропорциях;
Обучающийся будет уметь:
-
пользоваться имеющимися инструментами и приспособлениями;
Обучающийся сможет реализовывать свои творческие способности посредством участия в коллективных творческих делах.
Обучающийся будет способен проявлять интерес к декоративно-прикладному искусству, вносить в повседневную жизнь творческое начало, создавать и поддерживать в коллективе творческую атмосферу.
Способы проверки результатов освоения программы. Для оценки результативности освоения программы применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль применяется для диагностики имеющихся знаний и умений учащихся в виде устного опроса.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала в виде творческих и тестовых заданий.
Формы подведения итогов освоения программы:
-организация выставок работ для родителей, кружковцев.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Раздел
Темы
Общее
кол-во
часов
В том числе
Теорет. часы
Практ.часы
1
2
3
4
5
6
1
Вводное занятие
Введение в образовательную программу «Умелые ручки».
2
1
1
2
Работа с бумагой
2.1 Скрапбукинг
2.2 Торцевание
20
2
18
3
Техника «Декупаж»
Освоение техники «Декупаж».
8
1
7
4
Лепка. Соленое тесто
4.1 Плоскостные композиции
4.2 Объемные композиции
20
2
18
5
Мозаика
5.1 Яичная мозаика
5.2 Кинусайга (лоскутная мозаика)
22
2
20
6
Топиарии
6.1 Цветок «Ромашка»
6.2 Кофейное дерево
30
2
28
7
Фетровые фантазии
7.1 Подсолнухи
7.2 Шляпка-игольница
16
2
14
8
Ковровое плетение
Основы коврового плетения
11.1 Плетение коврика 20х20
26
2
24
ИТОГО:
144
14
130
Содержание программы
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Тема 1.1. Вводное занятие
Введение в образовательную программу. Цели, задачи, содержание программы. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа с использованием наглядности: «Декоративно- прикладное искусство и человек». Правила поведения в рабочем кабинете.
Раздел 2. Работа с бумагой
Тема 2.1. Скрапбукинг.
Беседа: Из истории скрапбукинга. Инструменты и приспособления.
Практическая работа: Выполнение шкатулки ко Дню Учителя.
Тема 2.2. Торцевание.
Беседа: Из истории торцевания. Инструменты и приспособления.
Практическая работа: Выполнение творческого задания «Цветик-Семицветик»
Раздел 3. Декупаж
Тема 3.1. Декупаж цветочного горшка.
Освоение техники «Декупаж». Инструменты и приспособления.
Практическая работа: Выполнение творческого задания «Декупаж цветочного горшка»
Раздел 4. Лепка. Соленое тесто
Тема 5.1. Плоскостные композиции.
Рецепт соленого теста. Приемы выполнения. Инструменты и приспособления.
Выполнение творческой композиции «Подкова на счастье».
Тема 5.2. Объемные композиции.
Приемы выполнения. Инструменты и приспособления.
Практическая работа: Выполнение творческого задания «Смешарики».
Раздел 5. Мозаика
Тема 5.1. Яичная мозаика
Схема складывания. Приемы выполнения. Инструменты и приспособления. Область применения.
Практическая работа: Выполнение творческого задания «Букет в вазе»
Тема 5.2. Кинусайга (Лоскутная мозаика)
Беседа: Из истории лоскутной мозаики. Приемы выполнения. Инструменты и приспособления. Заправка ткани.
Практическая работа: Выполнение творческого задания «Бабочка»
Раздел 6. Топиарии
Тема 6.1. Цветок «Ромашка»
Беседа: из истории. Знакомство с новой техникой выполнения топиариев. Приемы выполнения. Инструменты и приспособления.
Выполнение творческого задания «Ромашка».
Тема 6.2. Кофейное дерево
Приемы выполнения. Инструменты и приспособления.
Выполнение творческого задания «Кофейное дерево»
Раздел 7. Фетровые фантазии
Тема 7.1. Подсолнухи
Приемы выполнения лепестка. Инструменты и приспособления. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение творческого задания «Подсолнухи».
Тема 7.2. Шляпка-Игольница
Приемы выполнения шляпки. Инструменты и приспособления.
Практическая работа: Выполнение творческого задания «Шляпка-Игольница».
Раздел 8. Ковровое плетение.
Тема 8.1. Плетение коврика 20х20.
Беседа: Из истории коврового плетения. Знакомство с техникой коврового плетения. Приемы выполнения. Инструменты и приспособления.
Выполнение практической работы «Коврик 20х20».
Информационно-методическое обеспечение
Организационно-технические условия: кабинет, оснащенный столами, стульями, шкафами для демонстрации выполненных работ.
Оборудование:
-
Шерстяные нитки разных цветов 11. Цветочный горшок
-
Атласные ленты 12. Фетр
-
Картон 13. Кофе в зернах
-
Скрап-бумага 14. Канва
-
Мука 15. Игла швейная
-
Бумага цветная 16. Яичная скорлупа
-
Ножницы, клей 17. Краски
-
Картон цветной, белый 18. Лоскутики материала
-
Гофрированная бумага 19. Пенопласт
-
Декоративная салфетка 20. Поролон
Дидактический материал: иллюстрации, инструкции, схемы выполнения изделий.
Литература для педагога:
-
.ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009г №373)
-
Терешкович Т. «Рукодельница». - М.: Полымя, 1992
-
Интернет-библиотека: magic-dom.ru; stranamasterov.ru
Литература для обучающихся и их родителей:
-
«Поделки к праздникам» авт. А.А. Анистратова - М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова, изд. «Оникс», 2011.
-
«Аппликация. Простые поделки» авт. Е. Румянцева - М.: Айрис-пресс, 2011.
10