Психолого-педагогический проект урока технологии Резание металла слесарной ножовкой

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Кстовская специально (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»







Психолого-педагогический проект урока

Технологии в 6а классе.



Тема: « Резание металла слесарной ножовкой».







Выполнила учитель МСОУ

«Кстовской специальной

(коррекционной)

общеобразовательной

школа-интернат VIII вида»

Елизарова Татьяна Васильевна.


Стаж работы учителем технологии

13 лет.


г. Кстово

2010г.

Диагностика уровня развития детей.



Для исследования ручной моторики использованы следующие задания диагностических методик Н. И. Озерецкого и М. О. Гуревича.

  • Оценка тонкой моторики рук (« Уложи монетки в коробку»).

На стол ставится картонная коробка размером 10 х 10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (d=2 см). По сигналу ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой. Контрольное время - 20 секунд.

  • Координация движений обеих рук («Кулак - ладонь»).

Руки перед собой, причем одна кисть сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Одновременно изменять положения обеих кистей, расправляя одну и сжимая другую.

  • Оценка тонкой моторики пальцев рук ( «Сложи палочки»).

На столе лежат две коробки и по 10 палочек около них. По сигналу педагога ребенок укладывает одновременно двумя руками палочки в две коробки. Время выполнения заданий ограничивается (20 секунд).

Выполнение заданий оценивается по пятибалльной системе:

4 балла - правильное выполнение задания, учащийся укладывается во времени;

3 балла - незначительные затруднения при выполнении задания;

2 балла - испытывает затруднения при выполнении задания, учащийся не укладывается во времени;

1 балл - значительные затруднения в выполнении задания, наблюдаются лишние движения;

0 баллов - с заданием учащийся не справляется.

Полученные результаты отражены в таблице 1.



Таблица 1

Фамилия, Имя обучающегося

Методика

Тренов В.

Слиняков В

Клянин А.

Курганов И.

Дерябин С.

Киселев Д.

Оценка тонкой моторики рук (« Уложи монетки в коробку»).

1 балл

2 балла

3 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Координация движений обеих рук («Кулак - ладонь»).

1 балл

1 балла

4 балла

4 балла

3 балла

1 балл

Оценка тонкой моторики пальцев рук

(«Сложи палочки»).

1 балл

1 балла

3 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Общий уровень развития ручной моторики

III

III

I

I

II

III

Для исследования внимания использованы следующие методики.

а) Таблицы Шульте. Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

При анализе результатов сравнивается время работы по каждой из таблиц. Средняя норма - от 20 до 40секунд.

Источник: Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методы. Коррекционные упражнения. М.: Изд-во «Ось-89», 2005

б) Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера) Источник: тот же.

4 балла - правильное выполнение задания, учащийся укладывается во времени;

3 балла - незначительные затруднения при выполнении задания;

2 балла - испытывает затруднения при выполнении задания, учащийся не укладывается во времени;

1 балл - значительные затруднения в выполнении задания;

0 баллов - с заданием учащийся не справляется.

Полученные результаты отражены в таблице 2.

Таблица 2

Фамилия, Имя обучающегося

Методика

Тренов В.

Слиняков В.

Клянин А.

Курганов И.

Дерябин С.

Киселев Д.

Оценка объема внимания

20с.

25с.

32с.

35с.

25с.

23с.

Оценка уровня концентрации и распределения внимания

1 балл

1

балл

3 балла

4 балла

2 балла

1 балл

Общий уровень развития внимания

III

III

I

I

II

III

Для исследования памяти используются тесты Чередниковой Т. В.:

«9 геометрических фигур». Ребенку предъявляют таблицу геометрических фигур, всего 9 фигур. В течение 18 секунд ребенок должен запомнить фигуры, а затем в отсутствии образца воспроизвести их на бланке ответов.

Оценка результатов:

5 баллов - 7 - 8 фигур;

4 балла - 6 фигур;

3 балла - 5 фигур;

2 балла - 3 - 4 фигуры;

1 балл - 1 - 2 фигуры.

2. «25 картинок» (методика В. Истоминой). Ребенку показывают поочередно 25 картинок с изображениями знакомых предметов, животных, растений, игрушек. Время экспозиции каждой картинки 3 секунды. Потом ребенку предлагают вспомнить, что он видел.

Оценка результатов:

5 баллов - 8 картинок;

4 балла - 7 картинок;

3 балла - 5 - 6 картинок;

2 балла - 3 - 4 картинки;

1 балл - 1 - 2 картинки.

Полученные результаты отражены в таблице 3.

Таблица 3

Фамилия, Имя обучающегося

Методика

Треноа В.

Слиняков В.

Клянин А.

Курганов И.

Дерябин С.

Киселев Д.

«9 геометрических фигур».

2 балла

2

балла

4 балла

5

баллов

3 балла

2

балла

«25 картинок»

1

балл

2 балла

4 балла

4

балла

3 балла

2 балла

Общий уровень развития памяти

III

III

I

I

II

III

Для изучения эмоционально-волевой сферы и уровня работоспособности использована Методика «Психического пресыщения».

Ребенку предъявляют бланк с нарисованными на нем кружочками. В каждом кружочке ребенок должен поставить точку. Засекается время. Задание может быть прервано по желанию ребенка, как только ему наскучит его выполнять.

Оценка результатов:

4 балла - задание выполнено в полном объеме, без прерывания;

3 балла - незначительные затруднения при выполнении задания;

2 балла - испытывает затруднения при выполнении задания, прерывается, отвлекается;

1 балл - значительные затруднения в выполнении задания;

0 баллов - с заданием учащийся не справляется.

Полученные результаты отражены в таблице 4.

Таблица 4

Фамилия, Имя обучающегося

Методика

Тренов В.

Слиняков В.

Клянин А.

Курганов И.

Дерябин С.

Киселев Д.

Методика «Психического пресыщения»

2 балла

2

балла

4 балла

4

балла

3 балла

2

балла

Общий уровень

III

III

I

I

II

III

Результаты диагностики помогают распределить обучающихся по 3 уровням развития, с учетом их психофизиологических особенностей:

Фамилия, имя

Уровень развития

Клянин А.

I

Курганов И.

I

Дерябин С.

II

Слиняков В.

III

Тренов В.

III

Киселев Д.

III

Это позволяет применить индивидуальный дифференцированный подход при обучении детей слесарному делу.


Психолого-педагогическая характеристика учеников 6 «А» класса МОУ Кстовской районной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы интерната VIII вида.

В группе обучающихся, занимающихся по профилю «Слесарное дело» 6 мальчиков, возраст детей от 12 до 13 лет. В основном, в классе развитые мальчики, очень подвижные, расторможенные и есть конфликтные. Учебная мотивация почти у всех обучающихся снижена. Вследствие этого, обучающиеся нуждаются в постоянном контроле со стороны учителя.

В целях успешной реализации индивидуального дифференцированного подхода умственно отсталых обучающихся, они были распределены по уровням развития. При этом учитывался диагноз врача-психиатра.

Также, совместно со школьным психологом Будариной М.Я. была проведена диагностика уровня развития обучающихся по методикам Н.И.Озерецкого и М.О.Гуревича (исследования ручной моторики), таблицы Шульте (для исследования внимания), методика Пьерона-Рузера (для изучения концентрации и устойчивости внимания). Были также использованы тесты Чередниковой Т.В. для исследования памяти. Для изучения эмоционально-волевой сферы и уровня работоспособности, была использования Методика «Психического пресыщения».

При составлении данной характеристики класса, были использованы протоколы психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК):

- личные дела обучающихся

- программы по предмету «Слесарное дело» для коррекционных школ VIII вида

- беседы и наблюдения за обучающимися.

Исходя из вышеперечисленного, можно распределить обучающихся на 3 уровня развития, с учетом их психофизиологических способностей:


Фамилия, имя

Уровень развития

Клянин А.

I

Курганов И.

I

Дерябин С.

II

Слиняков В.

III

Тренов В.

III

Киселев Д.

III

К I уровню развития относятся 2 мальчика: Курганов Илья, Клянин Артем. Они наиболее успешно усваивают программный материал в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, по возможности выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими мальчиками программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения они успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная, активизирующая помощь педагога.

Однако в условиях фронтальной работы при изучении нового учебного материала, у них всё же проявляются затруднения в ориентировке и планировании работы. Иногда им нужна дополнительная помощь в умственных трудовых действиях. Эту помощь они используют достаточно эффективно. Приобретённые знания и умения эти девочки, как правило, не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия или образца.

Ко II уровню развития относится 1 мальчик: Дерябин Саша. Он так же достаточно успешно обучается в мастерской, но в ходе обучения испытывает трудности. Он в основном понимает фронтальное объяснение учителя, не плохо запоминает изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Его отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, он нуждается в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенести знания в новые условия его в основном не затрудняет. Но при этом у Саши снижается темп работы, он допускает ошибки, которые могут быть исправлены с помощью педагога.

Саша медленнее, чем мальчики I уровня, запоминает выводы, овладевает приёмами работы. Он довольно успешно применяет имеющиеся знания и умения при выполнении новых работ, но все же допускает ошибки, связанные с особенностями того или иного объекта работы. На начальном этапе выполнения практического задания он испытывает трудности, сразу разобраться в задании не может, прибегает к пробным действиям, обращается за помощью к учителю.

К III уровню развития относятся 3 мальчика: Слиняков Вадим, Тренов Валентин, Киселев Денис - очень конфликтные мальчики, которые не воспринимают каких-либо замечаний в свой адрес. Они с трудом осваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении, их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у них значительно ниже, чем у мальчика, отнесённых ко 2 уровню.

Иногда значительная помощь им нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они может работать более самостоятельно, пока не встретится с новой трудностью. Деятельность этих мальчиков надо постоянно организовывать, контролировать. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

В обучении слесарному делу они испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в большом кол-ве ошибок при изготовлении изделий и отдельных операций; в основном ошибки на взаиморасположение деталей, не соблюдение заданных размеров.




ПЛАН УРОКА.



I УРОК


1. Организационный момент урока

  1. рапорт дежурного,

2) настрой на урок.

1 мин.

2. Сообщение темы урока

1 мин.

3. Основная часть

1) Беседа, ответы на вопросы,

2) Поэтапная оценка.

5 мин.

4. Объяснение нового материала

13 мин.

5. Закрепление

1) чертеж

5 мин.

6. Физминутка

2 мин.

7. Практическая работа

11 мин.

8. Краткое подведение итогов работы на 1 уроке учителем

2 мин.

II УРОК


1. Подведение итогов работы на 1 уроке обучающимися

2 мин

2. Практическая работа

30 мин

3.Физминутка

2 мин.

4.Проверка качества выполненной работы. Оценки.

4 мин.

5. Итоги урока, уборка рабочих мест.

2 мин.






















Тема:

«Резание металла слесарной ножовкой»

Цель:

- познакомить обучающихся с устройством слесарной ножовки.

- научить приемам резания слесарной ножовкой.

Задачи:

Дидактическая :

- научить приемам резания слесарной ножовкой.

Коррекционно - развивающие:

- развитие мышления

- умение выражать мысль полным предложением

- развитие речи

- учить контролировать свою деятельность.

Воспитательная:

- воспитывать аккуратность в работе

- привить любовь к профессии

Инструмент и приспособления:

- слесарные ножовки

- ножовочные полотна

- масленки

- тиски

- штангенциркуль

- линейка

- чертилка

- таблица «Резание ножовкой»

Материал для работы:

- металл

- дерево твердой породы

Наглядность:

- план работы по изготовлению квадрата и угольника

Словарь:

- ножовочное полотно

- гайки-барашки

- натяжной винт

- хвостовик

- ручка


Ход урока

Теоретические обоснования

Первый урок

Д


I.Организационный момент.

а) Рапорт дежурного,

б) проверка готовности рабочих мест,

в) подготовка обучающихся к работе на уроке.

Психологический настрой в быстрое включение обучающихся в деловой ритм

У


II. Сообщение темы урока.

«Резание металла слесарной ножовкой»

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи

У

Д

У

Д

У

Д

У

Д

У

Д

У

Д

У

Д

У

Д

У

Д

У

Д

У

Д

У


III. Основная часть.

Беседа ответы на вопросы.

- Как называется наша мастерская?

- Слесарная мастерская.

- Что мы с вами делаем в слесарной мастерской?

- Учимся работать с металлом, обрабатывать его.

- Какие инструменты нужны для обработки металла?

- Для обработки металла нужны напильники.

- Какие виды напильников вы знаете?

- Напильники бывают: круглые, квадратные, плоские, полукруглые, ромбические.

- Каким напильником обрабатывают плоскую поверхность?

- Плоскую поверхность обрабатывают плоским напильником.

- Каким напильником можно опилить круглое отверстие?

- Круглое отверстие можно опилить круглым напильником.

- Что можно опилить ромбическим напильником?

- Ромбическим напильником можно опилить наклонные внутренние поверхности, обработать острые углы.

- Сколько на напильнике насечек?

- Бывает одна или две насечки.

- Какие инструменты относятся к разметочным?

- К разметочным инструментам относятся: чертилка, металлическая линейка, кернеры, угольники, разметочные молотки.

- Для чего нужны тиски?

- Тиски нужны для закрепления заготовки, которую нужно обрабатывать.

- Какой контрольный инструмент вы знаете?

- Угольник и контрольная линейка.

Чтобы обрабатывать металл нужны разные инструменты. Вы рассказывали о напильниках, но есть и еще инструмент - как слесарная ножовка.

Поэтапная оценка.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Мальчики рассказывают, чем они занимаются в слесарной мастерской.

Фронтальная вопросно-ответная форма беседы.

Развитие связной речи обучающихся.







Отметить тех, кто хорошо работал устно. Похвалить каждого хоть за малейшее участие.

У



У


У








У















IV. Объяснение нового материала.

При обработке металла возникает необходимость вручную резать металл на части. Тонколистовой металл режут ножницами по металлу. Сортовой прокат из-за толщины невозможно резать ножницами. Для этих целей применяют слесарную ножовку.

Из чего же состоит слесарная ножовка?:

Словарная работа.

  1. Ножовочное полотно

  2. Гайки - барашки

  3. Рамки

  4. Натяжной винт

  5. Хвостовик

  6. Ручка

Демонстрация приемов установки ножовочного полотна.

Ножовочное полотно - тонкая узкая стальная пластина с зубьями на одном или двух ребрах. Зубья на полотне имеет развод для уменьшения трения при пилении. От свойств обрабатываемого материала зависят число и размер зубьев полотна.

Полотно устанавливается на штифты головок таким образом, чтобы наклон зубьев шел от рукоятки. Для распиливания длинных заготовок полотно может быть закреплено под углом 90 градусов. Полотно в станке может быть натянуто.

Ножовочное полотно для резки детали выбирают в зависимости от ее твердости, формы и размеров.

При этом длинные пропилы требуют полотен с крупным шагом зубьев, короткие пропилы - полотен с более мелким шагом зубьев.

Тугое натяжение полотна исключает его вибрацию в процессе резания. Однако перетяг может привести к разрушению полотна в зоне отверстия.

Слабое натяжение полотна приводит к поломке при отклонении рамки от направления реза. Регулировка натяжения полотна, осуществляется закручиванием гайки.

Демонстрация приемов работы слесарной ножовкой.

При работе ножовкой по металлу требуется особое внимание к надежности крепления детали. Которая будет распилена. Здесь не прижмешь коленей или ступней брусок к табуретке, как это делают столяры или плотники, распиливая тот же брусок ножовкой по дереву. Малейшее невнимание и сдвиг детали приведет к поломке хрупкого полотна. Поэтому необходимо использовать тиски в процессе распиливания.

Действия ножовкой, необходимо соблюдать правильное положение корпуса по отношению к месту распила, что в значительной степени определяет степень утомляемости работающего. Угол сгиба руки в локтевом суставе составляет 90 градусов в начале процесса разрезания детали.

Корпус работающего вместе со ступнями повернут приблизительно на 45 градусов по отношению к оси тисков. Сами ступни несколько развернуты.

Рукоятку ножовки берут правой рукой. При этом большой палец кладут вдоль рукоятки, которая упирается в ладонь. Остальные пальцы обхватывают рукоятки без особых усилий. Левая рука протянута и сжимает гайку - барашек и вертикальную часть колена цельной рамки или угольник раздвижной рамки.

Пальцы левой руки лучше убирать с гайки - барашка по мере приближения их к разрезаемой детали и тискам. Пальцы должны обхватывать только вертикальную часть рамки. Но и в этом случае возможны травмы, если слишком сильно нажать на рамку в момент окончания разрезания - ножовка стремительно проваливается в низ.

  • Место разрезания должно быть расположено как можно ближе к тискам

  • На заготовку наносят разметочные риски. Ребром напильника делают углубление.

  • При пилении металла надо следить за тем. Чтобы линии разметки оставались на детали.

  • Двигают ее плавно, без рывков.

  • Полотно ножовки режет только при движении вперед. Для уменьшения трения о разрезаемый материал полотно периодически смазывают маслом.

  • Наклон полотна допускается от плоскости к ребру заготовки.

  • При резании необходимо использовать всю длину ножовочного полотна.

Правильная рабочая поза и хватка инструмента способствует достижению высокой производительности при меньшей усталости.



На магнитной доске выставлены слова.



При демонстрации приемов установки ножовочного полотна использую иллюстрированный плакат.







Демонстрирую приемы работы слесарной ножовкой.









Рассказываю ПТБ при работе со слесарной ножовкой.

У

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

V. Практическая работа. ( Приложение №1

Приступаем к практической работе.

Соблюдение правил техники безопасности при работе с ножовкой:

- Правильно и надежно закрепляй полотно

- Заканчивая резание, ослабляй нажим на ножовку и поддерживай отрезаемую часть

- Соблюдай правильную стойку и хватку инструмента

- Правильно устанавливай и надежно закрепляй заготовку в тисках

- По линиям реза делай надпил

- Сметай опилки щеткой сметкой

Во время работы учитель следит за соблюдением правил при работе с ножовкой, кому требуется помощь оказывает ее.

Обучающиеся отрабатывают приемы работы после показа учителем.

Второй урок

У

I. Подведение итогов работы на первом уроке

- Тема нашего урока «Резание металла слесарной ножовкой». Мы на первом уроке начали отрабатывать приемы резания ножовкой на брусках из твердой породы. Продолжаем работу. Соблюдение правил техники безопасности при работе с ножовкой.


У

II. Практическая работа.

Приступаем к работе. Выполняем второй пункт практического задания. Выпиливаем угольник по размеру чертежа

Самостоятельное выполнение задания. Во время работы учитель проводит контроль учащихся и помогает тем кто нуждается в его помощи.

У

III. Через 15 минут работы физминутка.

Несложные упражнения на расслабление мышц рук, ног, спины. Наклоны и приседания.

Снятие усталости.

У

У

У

У

У

У

IV. Проверка качества выполняемой работы. Оценки.

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Кто выполнил задание до конца?

- Какие недостатки были в работе?

- Справились ли с заданием?

- Учитывая вашу устную и практическую работу, я вам выставляю оценки…

Уборка рабочих мест

Анализ и оценка достижения целей обучающимися и учителем.

Комментируя каждую оценку.





САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Тип урока: Комбинированный.

Данный урок является третьим в теме « Резание металла слесарной ножовкой ». На уроке были поставлены образовательные, коррекционно - развивающие, воспитательные задачи.

Считаю, что учебно-воспитательные задачи, поставленные на данном уроке, были достигнуты. Был правильно подобран учебный материал для урока в целом и каждой его части в отдельности.

На протяжении всего урока прослеживалось соответствие подобранного теоретического материала к поставленным целям и темы урока, а также с уровнем ЗУН обучающихся. Видна четкая организованность и последовательность выполнения этапов урока.

При решении дидактических задач урока учитывался уровень подготовленности обучающихся и их психологические особенности.

Достижению цели урока способствовали различные методы работы:

-объяснительно- иллюстрационный (объяснение и показ наглядного материала в виде таблицы «Резание металла ножовкой», словаря с опорными словами.

- беседа, в процессе которой в виде вопросно-ответного рассуждения, обучающиеся продуктивно и осознанно вспоминали ранее пройденный материал;

- практический (практическая работа).

Учитывались индивидуальные особенности и уровень знаний, умений и навыков при подборе содержания материала.

Неоднократное повторение обеспечивало закрепление полученных знаний. Результаты труда оценивал учитель в устной форме



© 2010-2022