- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа Технология (8 класс)
Рабочая программа Технология (8 класс)
Раздел | Технология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фаттахов Р.Г. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Именьковская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено
на заседании школьного методического объединения
Руководитель ШМО
Хафизова Г.Р. ___________
Протокол №1 от « 28 »августа 2015 года
Согласовано
заместителем директора по учебной работе
Диярова Г.И.
__________________
« 29 »августа 2015 года
Утверждаю
Директор МБОУ «ИСОШ»
__________________________
А.М.Шаймухаметова
Приказ № 78 от 01.09.2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Технология»
для 8 класса
Составитель:
Фаттахов Раиль Галяутдинович,
учитель первой квалификационной категории
2015-2016учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Технология.» разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе:
1)Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд»
2)Стандарта основного общего образования по технологии.
3) Учебного плана МБОУ «Именьковская СОШ» на 2015-16 учебный год (Утвержден приказом №71 от28.08.2015)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии, которые определены стандартом. Программа реализуется по адресованным учебникам «Технология» под редакцией Сасова И.А., рекомендованного Министерством образования науки Российской федерации.
Структура документа
Рабочая программа включает в себя несколько разделов:
-титульный лист;
-пояснительная записка;
-календарно-тематический план;
-содержание учебного предмета;
-требования к уровню подготовки учащихся;
-перечень учебно-методического обеспечения;
-планирование.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для изучения технологии в 8 классе отводится 1 часа в неделю, 35 часов в год федерального компонента. Структура изучения технологии выстраивается по тематическим блокам.
Общая характеристика учебного предмета
-
Особенность изучаемого курса состоит в том, что предполагается широкое использование метода проектов в сочетании с традиционными
методами, способами и формами обучения. Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценка качества, определение реального спроса на рынке товаров и услуг.
-
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности
Цели
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
-
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
-
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
Разделы и темы
Количество часов
Примерные сроки
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
16
Машины и механизмы, графическое представление и моделирование
2
03.09-10.09
Сложные механизмы.
Декоративно-прикладное творчество
14
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения.
(14)
17.09-24.12
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.
3
Электропривод
(3)
14.01-28.01
ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА.
12
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.
(4)
04.02-25.02
Ремонтно-отделочные работы в доме
(4)
03.03-31.03
Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации.
(4)
07.04-28.04
Современное производство и профессиональное образование
4
Сферы производства и разделение труда
(2)
05.05-12.05
Профессиональное образование и профессиональная карьера
(2)
19.05-26.05
Всего
35
Содержание учебного предмета
Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование (2 час)
Сложные механизмы (2 час)
Основные теоретические сведения
Применение кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах. Конструкция сложных механизмов. Условные обозначения механизмов на кинематических схемах.
Практические работы
Сборка моделей кулачкового, кривошипно-шатунного и рычажного механизмов.
Варианты объектов труда
Модели механизмов из деталей конструктора.
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (14 час)
Декоративно-прикладное творчество (14 час)
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения (14 час)
Основные теоретические сведения
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Учет технологии изготовления изделия и свойств материала. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства. Понятия о композиции. Виды и правила построение орнаментов.
Практические работы
Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.
Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления (по одному из направлений художественной обработки материалов). Выбор материалов с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия.
Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов. Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия. Соблюдение правил безопасности труда.
Варианты объектов труда
Предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера и детали мебели, украшения.
Электротехнические работы (3 час)
Электропривод (3 час)
Основные теоретические сведения
Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте. Общее представление о принципах работы двигателей постоянного и переменного тока. Коммутационная аппаратура управления коллекторным двигателем. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока. Методы регулирования скорости и изменение направления вращения (реверсирования) ротора коллекторного двигателя.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Практические работы
Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора. Подборка деталей. Монтаж цепи модели. Испытание модели. Сборка цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой.
Варианты объектов труда
Модели из деталей конструктора, цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой.
Технологии ведения дома (12 час)
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов (4 час)
Основные теоретические сведения
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен. Правила безопасного пользования бытовой техникой.
Практические работы
Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Усвоение положений законодательства по правам потребителей. Планирование возможной предпринимательской деятельности: обоснование
Варианты объектов труда
Рекламные справочники по товарам и услугам, сборники законов РФ, предприятия торговли.
Ремонтно-отделочные работы в доме (4 час)
Основные теоретические сведения
Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.
Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест.
Способы размещения декоративных растений.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.
Практические работы
Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Подбор обоев по каталогам. Выбор обойного клея под вид обоев. Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.
Варианты объектов труда
Учебные стенды, стены с дефектами в классных комнатах и рекреациях школы.
Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации (4 час)
Основные теоретические сведения
Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме.
Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними.
Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов.
Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта.
Утилизация отходов. Экологические проблемы, связанные с утилизацией отходов.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ.
Практические работы
Ознакомление с системой водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление троса для чистки канализационных труб. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам.
Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения. Учебные работы по замене прокладок и установке новых герметизирующих колец в запорных устройствах.
Варианты объектов труда
Трос для чистки канализационных труб, резиновые шайбы и прокладки для санитарно-технических устройств, запорные устройства системы водоснабжения.
Современное производство и профессиональное образование (4 час)
Сферы производства и разделение труда (2 час)
Основные теоретические сведения
Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника.
Практические работы
Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса.
Варианты объектов труда
Технологическое оборудование.
Профессиональное образование и профессиональная карьера (2 час)
Основные теоретические сведения
Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Специальность, производительность и оплата труда. Пути получения профессии.
Практические работы
Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Выбор и характеристика по справочнику условий поступления и обучения в профессиональном учебном заведении.
Варианты объектов труда
Единый тарифно-квалификационный справочник. Справочники профессиональных учебных заведений.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
• цели и значение семейной экономики;
• общие правила ведения домашнего хозяйства;
• роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
• необходимость производства товаров и услуг как условие жизни общества в целом и каждого его члена;
• цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;
• сферы трудовой деятельности;
• принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
• принципы работы и использование типовых средств защиты;
• о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
• способы определения места расположения скрытой электропроводки;
• устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
• как строится дом;
• строительные профессии;
• как устанавливается врезной замок;
• основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах;
• особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
• основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.
уметь:
• анализировать семейный бюджет;
• определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
• анализировать рекламу потребительских товаров;
• выдвигать деловые идеи;
• осуществлять самоанализ развития своей личности;
• соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;
• собирать простейшие электрические цепи;
• читать схему квартирной электропроводки;
• определять места скрытой электропроводки;
• подключать бытовые приемники и счетчики электроэнергии;
• установить врезной замок;
• утеплять двери и окна;
• анализировать графический состав изображения;
• читать несложные архитектурно-строительные чертежи.
Должны владеть компетенциями:
• информационно-коммуникативной;
• социально-трудовой;
• познавательно-смысловой;
• учебно-познавательной;
• профессионально-трудовым выбором;
• личностным саморазвитием.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• использовать ПК для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
• проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
• ориентироваться на рынке товаров и услуг;
• определять расход и стоимость потребляемой энергии; • собирать модели простых электротехнических устройств.
Перечень учебно-методического обеспечения
Леонтьев, А. В. Технология: учеб.пособие для уч-ся 8 кл. ОУ / А. В. Леонтьев, В. С. Капустин, И. А. Сасова; под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2009, Магариф, 2010 год
-
Сасова, И. А. Технология: 5-8 классы: программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. - М: Вентана-Граф, 2007.
-
Павлова, М- Б. Технология. 5-9 классы. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И. А. Сасова. - М.: Вентана-Граф, 2000.
-
Гуревич, М. И. Технология. 5 класс: сб. проектов: пособие для учителя / М. И. Гуревич, М. Б. Павлова, Дж. Питт, И. А. Сасова. - М.: Вентана-Граф, 2004.
4.Павлова, М. Б. Технология. 6 класс. Метод проектов в технологическом образовании школьников / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И. А. Сасова. - М.: Вентана-Граф, 2004.
Планирование
№ п/п
Тема урока
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Планируемые результаты
освоения материала
Вид контроля,
измерители
Дата проведение
план
факт
Сложные механизмы (2 часа)
1
ТБ на уроках технологии. Вводное занятие. Применение кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах
Урок ознакомления с новым материалом
Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Организация рабочего места. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Демонстрация проектов, выполненных учащимися 8-х классов в предшествующие годы. Правила безопасной работы. Принцип действия механизмов. Область применения.
Пр/р «Сборка моделей кулачкового, кривошипно-шатунного и рычажного механизмов»
Знать: правила поведения и технику безопасности при выполнении приемов труда; назначение, принцип действия и состав механизмов.
Уметь: организовать рабочее место; различать механизмы по внешнему виду; предлагать механизмы для преобразования движения
Фронтальный опрос.
03.09
2
Условные обозначения механизмов на кинематических схемах. Проект-исследование «Элементы подвижного звена кулачковых, криво-шипно-шатунных и рычажных механизмов»-
Урок закрепления усвоенных знаний
Условные обозначения механизмов и их элементов. Схемы, вычерченные с применением условных обозначений. Исследование и определение в потребности проектного изделия.
Пр/р «Чтение кинематической схемы токарно-винторезного станка ТВ-7А»-
Знать: условные обозначения механизмов на кинематических схемах; принципы стандартизации изделий: алгоритм экономического расчета проекта, затраты на оплату труда.
Уметь: различать условные обозначения механизмов и читать кинематическую схему станков с их применением; подсчитать оплату труда за выполнение всего проекта-
Фронтальный опрос. Пр/р
10.09
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения (14 часов)
3
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России
Урок ознакомления с новым материалом. Исследование
Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира.
Пр/р «Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России»
Знать: основные традиционные виды ремесел, промыслы и виды декоративно-прикладного творчества народов России; понятие технического творчества как вида технологии. Уметь: осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов
Фронтальный опрос. Пр/р
17.09
4
Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия
Комбинированный урок
Единство красивого и функционального в народном искусстве. Значение канонов для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие сведения о народных ремеслах: строительных, деревообрабатывающих, кузнечных, ювелирных и т. д.
Пр/р «Выполнение декоративно-прикладной обработки материалов с целью повышения потребительских качеств изделий»
Знать: о единстве красивого и функционального в народном искусстве; историю зарождения и развития дизайна; принципы формообразования и композиции.
Уметь: составлять эскизы несложных изделий с учетом формообразующих факторов -
Индивидуальный опрос. Самостоятельная работа.
24.09
5
Эстетические и эргономические требования к изделию
Комбинированный урок
Единство эстетики и техники. Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства: бытовых предметов, одежды, транспорта, станков, строительства и т. д. Связь технической эстетики с качеством продукции, изделий.
Применение научно обоснованных требований технической эстетики к производству изделия.
Пр/р «Проектирование изготовления оригинальной формы изделия, отличающегося удобством в эксплуатации за счет применения механизма трансформации и соответствия современным требованиям эстетики»
Знать: эстетические и эргономические требования к технологии производства современного изделия. Уметь: выполнять эскизы предметов с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую форму
Самостоятельная работа.
01.10
6
Учет технологии изготовления изделия и свойств материала
Комбинированный урок
Модели технических объектов. Зависимость технологий от физических и технологических свойств конструкционных материалов. Формирование требований к технологии изготовления изделия в соотношении понятий «наука» и «техника», «творчество» и «искусство». Физические и технологические противоречия в техническом творчестве.
Пр/р «Поиск возможных вариантов решения технологической задачи с учетом свойств материала»
Знать: перспективы развития технологий; особенности технологии изготовления изделия с учетом свойств материалов; методы технического творчества.
Уметь: проводить анализ технического объекта; формулировать техническую задачу совершенствования или создания нового объекта техники с учетом эстетических требований к изделию
Индивидуальный опрос. Пр/р
08.10
7
Учет технологии изготовления изделия и свойств материала
Комбинированный урок. Исследование
Линия как основное средство художественной выразительности в рисунке. Расположение объекта в пространстве и его связь с другими объектами или предметами. Воспроизведение модели на плоскости. Задача создания художественного образа. Совокупность линий, преобразующих пустую плоскость бумаги в изображение. Композиция как одна из составляющих основных средств художественной выразительности рисунка.
Пр/р «Эскиз изделия по выбору»
Знать: о техническом рисунке, чертеже и эскизе детали как средстве передачи изображения на плоскости.
Уметь: переносить изображение средствами художественной выразительности в техническом рисунке
Индивидуальный опрос. Пр/р
15.10
8
Виды поделочных материалов и их свойства
Комбинированный урок
Основные конструкционные материалы и их технологические свойства. Применение конструкционных материалов в народном хозяйстве
Знать: основные виды поделочных материалов; какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке.
Уметь: выявлять основные требования к поделочным материалам с учетом их свойств для дальнейшей обработки режущим инструментом;
Индивидуальный опрос. Пр/р
22.10
9
Виды и правила построения орнаментов
Комбинированный урок
Формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов мира. Основные законы композиции, ее средства, приемы и правила построения. Правила композиционного размещения декоративных элементов в изделии из дерева. Виды и правила построения орнаментов в художественных изделиях из дерева.
Пр/р «Выбор или самостоятельная разработка орнамента изделий для последующей художественной отделки»
Знать: общие основы художественного оформления деталей; виды орнаментов и узоров.
Уметь: выбирать и самостоятельно разрабатывать орнаменты для художественной отделки изделий
Самостоятельная работа.
29.10
10
Художественная обработка металла (тиснение по фольге)
Комбинированный урок
Фольга и ее свойства. Инструменты и приспособления для обработки фольги. Ручное тиснение. Последовательность операций. Правила безопасной работы.
Пр/р «Художественное тиснение по фольге»
Знать: виды и свойства фольги; инструменты и приспособления для ее обработки; технологическую последовательность операций при ручном тиснении; правила безопасной работы.
Уметь; готовить инструменты; подбирать рисунок; выполнять тиснение по фольге; безопасно выполнять приемы труда
Фронтальный опрос. Пр/р
12.11
11
Художественная обработка металла (ажурная скульптура)
Комбинированный урок
Виды проволоки и область ее применения. Инструменты и приспособления для обработки проволоки. Художественная обработка металла. Приемы изготовления скульптуры из металлической проволоки. Правила безопасности труда.
Пр/р»Изготовление художественного изделия из проволоки»
Знать: виды проволоки; способы ее правки и гибки; инструменты и приспособления для обработки проволоки; их устройство и назначение; приемы выполнения проволочных скульптур.
Уметь: разрабатывать эскиз скульптуры; выполнять правку и гибку проволоки; соединять отдельные элементы между собой; безопасно выполнять приемы труда
Фронтальный опрос. Пр/р
19.11
12
Художественная обработка металла (басма)
Комбинированный урок
Басма - один из видов художественной обработки металла. Инструменты и приспособления, используемые при тиснении. Способы изготовления матриц. Технология изготовления басмы.
Пр/р «Изготовление басмы»
Знать; особенности басменного тиснения; способы изготовления матриц; технологию изготовления басменного тиснения; правила безопасности. Уметь: выполнять технологические приемы басменного тиснения
Самостоятельная работа. Тест.
26.11
13
Художественная обработка металла(про-пильной металл)
Комбинированный урок
История развития художественной обработки листового металла. Техника пропильного металла. Инструменты для выполнения работ в технике пропильного металла. Последовательность выполнения данного вида работ. Правила безопасности труда.
Пр/р «Изготовление изделий в технике пропильного металла»
Знать: инструменты для выполнения работ в технике пропильного металла; особенности данного вида художественной обработки металла; приемы выполнения изделий в технике пропильного металла; правила безопасной работы. Уметь: выполнять изделия в технике пропильного металла
Фронтальный опрос. Пр/р
03.12
14
Художественная обработка металла(чеканка)
Комбинированный урок
Чеканка как вид художественной обработки тонколистового металла. Инструменты и приспособления для выполнения чеканных работ. Технология чеканных работ. Правила техники безопасности при выполнении работ. Пр/р «Изготовление металлических рельефов методом чеканки»
Знать: инструменты и приспособления для выполнения чеканных работ; технологию чеканки; правила безопасной работы. Уметь: подготавливать инструмент, оборудование и материал к работе; подбирать и наносить на металл рисунок; выполнять чеканку; безопасно выполнять приемы труда
Фронтальный опрос. Пр/р
10.12
15
Художественная обработка изделий из древесины (резьба по дереву)
Комбинированный урок
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества народов России и народных промыслов. Художественная резьба по дереву. Виды орнаментов. Виды резьбы. Инструменты для ручной художественной резьбы. Приемы выполнения резьбы данного вида. Правила безопасной работы.
Пр/р «Выполнение элементов геометрической резьбы»
Знать: виды народных промыслов; виды орнаментов; виды резьбы; инструменты для выполнения ручной художественной резьбы; приемы выполнения резьбы; правила безопасной работы; профессии резчика по дереву, мастера-краснодеревщика в индивидуальной мастерской. Уметь: размечать рисунок резьбы (орнамент); готовить поверхность изделия для выполнения декора; подбирать и готовить инструмент к работе; выполнять резьбу
Фронтальный опрос. Пр/р
17.12
16
Художественное точение изделий из древесины. Проект «Орнамент и искусство народов мира: построение и виды»
Комбинированный урок
Чертеж точеной детали. Технология точения внешних и внутренних поверхностей изделия. Резцы и стамески при точении фасонных поверхностей. Контроль размеров полости точеной детали. Определение потребности в изделии. Краткая формулировка задачи исследования. Первоначальные идеи. Планирование работы над проектом. Оценка изделия.
Пр/р «Точение фасонной детали»
Знать: приемы подготовки заготовок к точению фасонных поверхностей; назначение и угол заточки режущего инструмента; правила заточки инструмента; приемы работы на токарном станке; приемы безопасной работы. Уметь: готовить заготовки к точению; выполнять работу по точению с опорой на технологическую карту и чертеж детали; проводить визуальный и инструментальный контроль
Фронтальный опрос.
24.12
Электропривод (3 часа)
17
Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте
Урок ознакомления с новым материалом
Электричество в нашей жизни. Электротехника. Электрический ток. Проводники, диэлектрики, изоляторы. Постоянный электрический ток. Способы получения электроэнергии.
Пр/р «Изготовление самодельного гальванического элемента»
Знать: источники получения электроэнергии; типы гальванических элементов; основные потребители электроэнергии.
Уметь: объяснять принцип действия и область применения электродвигателей в бытовой технике и на транспорте
Фронтальный опрос. Пр/р
14.01
18
Потребители электроэнергии
Комбинированный урок
Осветительные приборы. Бытовые электронагревательные приборы. Основные элементы электроприборов. Общее представление о принципах работы двигателей постоянного и переменного тока. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока.
Электромашинные потребители электрического тока. Методы регулирования скорости и изменение направления вращения (реверсирования) ротора коллекторного двигателя. Правила безопасного пользования электроприборами. Пр/р «Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора»
Знать: область применения и правила безопасной работы с электрооборудованием; названия основных элементов электроприборов; как создается вращающееся магнитное поле в асинхронном двигателе; каким образом можно изменить ^направление вращения ротора двигателя; принцип работы асинхронного двигателя.
Уметь: рисовать принципиальную эл. схему с подключенными потребителями электроэнергии; различать исправные электроприборы о! неисправных; находить причину неисправности; собирать установку по схеме; проверять и включать двигатель в сеть без пусковой обмотки и с ней; определять число оборотов двигателя; изменять напряжение на двигателе и измерять число оборотов; составлять отчет о работе
Самостоятельная работа.
21.01
19
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств
Урок систематизации полученных знаний и умений. Экскурсия
Электрические цепи. Квартирная электропроводка. Сборка схемы подключения электролампы через выключатель от блока батарей и источника переменного тока. Электромонтажники. Электромонтеры-ремонтники. Электромеханики. Радиомонтажники и радиомеханики. Требования к профессии. Электрическая схема квартирной электропроводки. Автоматические выключатели и плавкие предохранители. Установочные и монтажные провода. Простейшие электроизмерительные приборы. Электромагниты и их применение.
Пр/р «Содержание труда специалистов, обслуживающих электротехнические и электронные устройства»
Знать: в каких случаях автоматы могут заменить человека; устройство и принцип работы электромагнитного реле; различия разветвленной эл. цепи от неразветвленной; устройство и принцип работы электроизмерительных приборов. Основные требования к профессиям по эксплуатации и обслуживанию электротехнических и электронных устройств; учебные заведения по подготовке специалистов в области электротехники и электроники.
Уметь: правильно подключать к сети светильники и бытовые приборы; производить монтаж электрооборудования; находить информацию о получении профессии: соотносить требования профессии с личными достижениями
Контрольная работа. Пр/р
28.01
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов(4 часа)
20
Источники семейных доходов и бюджет семьи
Урок ознакомления с новым материалом
Семья как экономическая ячейка общества. Семья, ее функции. Связи семьи с обществом, государством. Потребности семьи и пути их удовлетворения. Потребности человека Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Бюджет семьи и его структура. Особенности бюджета в различных семьях. Планирование возможной предпринимательской деятельности: обоснование. Потребительская корзина одного человека и семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен. Классификация вещей и предметов с целью покупки. Пр/р «Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи»
Знать: общие правила ведения домашнего хозяйства; цели и задачи семейной экономики; составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной части. Уметь: анализировать семейный бюджет; определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося
Фронтальный опрос. Тест. Пр/р
04.02
21
Потребительские качества товаров и услуг
Комбинированный урок. Исследование
Свойства товаров. Правила безопасного пользования бытовой техникой. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Планирование расходов семьи, цены на рынке товаров и услуг в условиях минимизации расходов в бюджете семьи. Обеспечение прав потребителей на приобретение качественных, товаров, работ и услуг.
Пр/р «Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава»
Знать: потребительский рынок: качество и безопасность товаров и услуг; потребительские качества продовольственных и промышленных товаров; методы оценки потребительских качеств товаров и услуг; правила приобретения и возврата товаров.
Уметь: проводить анализ качества товаров и услуг; оценивать потребительские качества товаров и услуг
Фронтальный опрос. Тест. Пр/р
11.02
22
Правила поведения при совершении покупки
Комбинированный урок
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила покупки. Продавец - посредник между товаром и покупателем. «Квалификация» покупателя. Эффективная система внутри магазинной информации. Атмосфера, «провоцирующая» посетителя на покупку. Правила, регулирующие поведение покупателя. Особенности поведения потребителей в месте покупки.
Пр/р «Выбор способа совершения покупки»
Знать: сущность покупательского искусства; основные правила совершения покупок: виды товаров и правила их выбора; поведение потребителя при совершении покупки; правила, регулирующие поведение покупателя; особенности поведения потребителей в месте покупки.
Уметь: применять основные правила преимущественного права покупателя
Самостоятельная работа. Тест.
Пр/р
18.02
23
Права потребителя и их защита
Комбинированный урок
Основные направления деятельности общества защиты прав потребителей. Закон РФ «О защите прав потребителей». Нормативно-правовые акты в сфере защиты прав потребителей.
Пр/р «Усвоение положений законодательства по правам потребителей»
Знать: в чем заключается защита прав потребителей; условия, ущемляющие права потребителей; в каких ситуациях можно отстаивать свои права потребителя.
Уметь: применять необходимые действия для защиты прав потребителей
Самостоятельная работа. Пр/р
25.02
Ремонтно-отделочные работы в доме (4 часа)
24
Виды ремонтно-отделочных
работ
Комбинированный урок
Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ. Ремонт окон и дверей. Приемы безопасной работы. Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. Применение индивидуальных средств защиты и гигиены. Развитие техники и технологии санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ. Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ.
Пр/р «Ремонтно-отделочные работы из современных отделочных материалов»
Знать: виды технологий строительных отделочных и ремонтных работ; элементы зданий и сооружений; виды технологий строительных работ (земляные работы, подготовительные, монтажные, столярно-плотницкие, отделочные); правила безопасного выполнения приемов труда. Уметь: выполнять дизайн-анализ ремонтно-отделочных работ; характеризовать основные виды ремонтно-отделочных работ и отдельные виды технологий строительных работ; дефектировать стены, потолки и предлагать способы устранения дефектов
Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
03.03
25
Назначение и виды обоев
Комбинированный урок
Основы технологии штукатурных работ. Виды вяжущих материалов, используемых в строительстве (известь, глина, гипс, цемент). Понятие о строительном растворе. Марки цементов. Приготовление растворов на производстве и в домашних условиях. Количественный состав компонентов штукатурного раствора в зависимости от площади выполняемых работ. Классификация обоев в зависимости от их качества. Выбор обоев в зависимости от освещенности помещения и его размеров. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест.
Пр/р «Подбор обоев по каталогам. Подбор обойного клея под вид обоев»
Знать: марки и виды основных компонентов строительных штукатурных смесей; последовательность приготовления растворов; инструменты, приспособления и оборудование для оклейки поверхности обоями; последовательность подготовки поверхности стен для оклейки обоями; клеи и их приготовление в домашних условиях.
Уметь: готовить строительный раствор; производить расчет потребляемой смеси в зависимости от площади выполняемой работы; готовить стены для оклейки обоями; готовить клей, производить расчет количества рулонов в зависимости от ширины и длины рулона; оклеивать стены обоями
Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
10.03
26
Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ
Комбинированный урок
Подготовка поверхности к окрашиванию. Современные инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.
Пр/р «Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам»
Знать: определение малярной краски; инструменты и приспособления для выполнения малярных работ; типы кистей, олиф и красок; основы применения малой механизации для малярных работ; конструкцию и работу пистолетов-распылителей и краскопультов. Уметь: выбирать типы красок, олиф, растворителей, кистей; проверять их качество; шпаклевать, грунтовать и красить различные поверхности
Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
17.03
27
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ
Урок систематизации новых знаний и умений
Профессиональные качества специалистов по ремонту и отделочным работам. Требования к выбору профессии. Специальные учебные заведения по подготовке специалистов ремонтно-отделочных работ. Способы размещения декоративных растений. Экология жилища. Способ рационального размещения декоративных растений . Традиционное место размещения растений - на окне и подоконнике. Учет декоративных свойств отдельных видов растений. Размещение цветов и растений в стационарных и передвижных цветочницах.
Пр/р «Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений»
Знать: содержание и характер труда слесарей по ремонту, каменщиков, маляров; ассортимент растений; требования размещения растений в зависимости от интерьера помещения, их количества, размеров окон и ориентации по отношению к сторонам света. Уметь: определять соответствие собственных возможностей с выбором профессии; находить и использовать информацию об учебных заведениях, готовящих специалистов ремонтно-отделочных и строительных работ; использовать различные виды размещения растений в сочетании с экологическими требованиями (декоративно-эстетические, миниатюрно-композиционные и т. д.)
Контрольная работа. Пр/р
31.03
Простейший ремонт элементов систем водоснабжения и канализации (4часа).
28
Простейший ремонт элементов систем водоснабжения и канализации
Урок ознакомления с новым материалом
Краны, применяемые на внутренних водопроводах. Виды неисправностей. Технология ремонта водопроводного крана и смесителя. Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Инструменты для ремонта сантехнического оборудования. Их назначение, способы и приемы работы с ними. Правила безопасной работы. Изготовление троса для чистки канализационных труб.
Пр/р «Устройство водопроводного крана. Выявление и устранение неисправностей»
Знать: что называется сантехническим оборудованием; основные части и элементы системы водоснабжения и канализации; устройство водопроводного крана и смесителя; виды неисправностей и способы их устранения; инструменты для ремонта сантехнического оборудования; правила безопасной работы; инструменты, используемые при ремонте сантехники; условия эксплуатации и способы простейшего ремонта сантехнического оборудования; материалы, применяемые для ремонта сантехники.
Уметь: выполнять простейший ремонт водопроводных кранов и смесителей; подбирать необходимый инструмент и материал для выполнения ремонта сантехники; безопасно выполнять сантехнические работы-
Фронтальный опрос. Тест. Пр/р
07.04
29
Устройство водоразборных кранов и вентилей
Комбинированный урок
Устройство водопроводного крана и смесителя (основные его части). Смеситель и его составные элементы. Конструктивные особенности вентильной головки. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Выбор смесителя и места монтажа. Монтаж кранов, вентилей и смесителей на стене, бортике ванной, на стойке. Возможность совмещения ванной с душевой кабиной. Особенности типа слива и высоты крепления над ванной. Инструкции по установке смесителя.
Пр/р «Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения»-
Знать: устройство водоразборных кранов и вентилей; составные элементы вентильной головки; виды неисправностей и пути их устранения; технологию замены прокладки клапана и сальника вентильной головки; варианты и правила установки смесителей, кранов и вентилей в зависимости от требований заказчика. Уметь: разбирать, собирать и выполнять мелкий ремонт водоразборного крана и смесителя; решать дизайнерскую задачу по варианту размещения смесителей в местах их использования (ванне, кухне и т. д.)
Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
14.04
30
Причины протекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках
Комбинированный урок
Способы ремонта. Утилизация отходов. Экологические проблемы, связанные с утилизацией отходов.
Пр/р «Учебные работы по замене прокладок и установке новых герметизирующих колец в запорных устройствах»
Знать: основные причины протекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках и способы их устранения; используемый инструмент и ремонтный материал. Уметь: определять характер неисправности; выполнять мелкий ремонт водоразборных кранов и вентилей, сливных бачков
Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
21.04
31
Профессии, связан-ные с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделоч-ных работ
Урок систематизации полученных знаний и умений
Пути получения профессионального образования или трудоустройства
Знать: профессии, связанные с выполнением санитарно-техни-ческих или ремонтно-отделочных работ; содержание и условия труда работников массовых профессий; пути получения профессионального образования или трудоустройства. Уметь: находить информацию, связанную с данными профессиями и применять ее по назначению
Контрольная работа. Тест
28.04
Сферы производства и разделение труда (2 часа)
32
Сферы и отрасли современного производства
Урок ознакомления с новым материалом
Понятие о производстве. Структура современного производства. Роль отраслевой сферы услуг в обеспечении и формировании занятости населения. Особенности состояния и развития отраслей социальной сферы. Виды промышленных предприятий и форм хозяйство-вания. Формы организации промышленного производства. Система экономических показа-телей. Основные составляющие произ водства. Сферы современного производства и их составляющие. Сфера производство материальных и нематериальных благ. Оказание услуг. Виды и формы организации предприятий. Организационно-правовые формы организаций. Экономика организации производства. Деятельность производственного предприятия или предприятия сервиса.
Пр/р «Промышленность, ее место в хозяйстве, задачи и социально-экономические особенности, классификация»
Знать: структуру современного производства, ее сущность, характерные черты и составные части; сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; производство материальных и нематериальных благ, оказание услуг; что включает в себя понятие отрасль; отличие коммерческой организации от некоммерческой; юридический статус своей школы; акции каких предприятий находятся в свободной продаже города (региона); в чем различие между открытыми и закрытыми акционерными обществами; название некоммерческих организаций города (района).
Уметь: определять место и значение отраслей в хозяйстве, показатели и общие тенденции развития; воздействие НТР на пропорции между отраслями; значение форм организации современного производства; требования предприятий к своему размещению; влияние природных и экономических условий на организацию сельскохозяйственного производства;- характеризовать малые предприятия; классифицировать предприятия; различать государственную собственность от муниципальной и частной
Фронтальный опрос. Тест. Пр/р
05.05
33
Понятие о профессии, специальности и квалификации работника
Урок систематизации полученных знаний и умений
Основы предпринимательства. Пути получения профессионального образования. Выбор пути получения профессионального образования. Производство и окружающая среда. Материальное производство и его влияние на окружающую среду. Обезвреживание и утилизация промышленных и бытовых отходов. Проблемы невозобновляемых ресурсов топлива и сырья. Индустриальное использование воспроизводимых ресурсов (вода, почва, лес и др.). Ресурсосбережение на основе достижений высоких технологий и науки..
Пр/р «Профессиональные семейные традиции. Презентация»
Знать: пути получения профес-сионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии; средства получения информации о путях профессио-нального образования; уровни профессиональной подготовки; особенности научно-технической революции второй половины XX в.; вредных воздействиях на окружаю-щую среду промышленности, энергетики, сельского хозяйства.
Уметь: находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, о путях получения профессионального образования и трудоустрой-ства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии; учитывать экологиче-ские соображения при решении технологических задач; учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении бытовых задач-
Контрольная работа. Тест. Пр/р
12.05
Профессиональное образование и профессиональная карьера (2 часа)
34
Роль профессии в жизни человека
Урок-лекция
Профессиональный план. Система профессионального образования. Типы и группы профессий. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагнос-тика. Ознакомление по «Единому тарифно-квалификационному справочнику» с массовыми профессиями.
Пр/р «Выбор и характеристика по справочнику условий поступления и обучения в профессиональном учебном заведении»
Знать: возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств; виды массовых профессий, сферы производства и сервиса в регионе.
Уметь: анализировать роль человека в народном хозяйстве; потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации
Индивидуальный опрос. Тест. Пр/р
19.05
35
Пути получения профессии
Урок закрепления новых знаний
Выбор пути получения профес-сионального образования. Высшие учебные заведения и формы обучения. Источники информации о профессиональных учебных заведениях. Специальность, производительность и оплата труда. Расстановка работников в соответствии со сложившейся системой производства. Распределение среди работников должност-ных обязанностей. Стимулирова-ние труда. Совершенствование организации труда.
Пр/р «Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере»
Знать: сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры. Уметь: находить и использовать источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования
Контрольная работа. Пр/р
26.05