Рабочая программа Технология (8 класс)

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Именьковская средняя общеобразовательная школа»


Лаишевского муниципального района Республики Татарстан





Рассмотрено

на заседании школьного методического объединения

Руководитель ШМО

Хафизова Г.Р. ___________


Протокол №1 от « 28 »августа 2015 года


Согласовано

заместителем директора по учебной работе

Диярова Г.И.

__________________


« 29 »августа 2015 года

Утверждаю

Директор МБОУ «ИСОШ»


__________________________

А.М.Шаймухаметова


Приказ № 78 от 01.09.2015






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по учебному предмету «Технология»


для 8 класса



Составитель:

Фаттахов Раиль Галяутдинович,

учитель первой квалификационной категории



2015-2016учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Технология.» разработана в соответствии с требованиями Федерального компо­нента государственного стандарта основного общего образования и на основе:

1)Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд»

2)Стандарта основного общего образования по технологии.

3) Учебного плана МБОУ «Именьковская СОШ» на 2015-16 учебный год (Утвержден приказом №71 от28.08.2015)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии, которые определены стандартом. Программа реализуется по адресованным учебникам «Технология» под редакцией Сасова И.А., рекомендованного Министерством образования науки Российской федерации.

Структура документа

Рабочая программа включает в себя несколько разделов:

-титульный лист;

-пояснительная записка;

-календарно-тематический план;

-содержание учебного предмета;

-требования к уровню подготовки учащихся;

-перечень учебно-методического обеспечения;

-планирование.

Место предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Россий­ской Федерации для изучения технологии в 8 классе отводится 1 часа в неделю, 35 часов в год федерального компонента. Структура изучения технологии выстраивается по тематическим блокам.


Общая характеристика учебного предмета

  • Особенность изучаемого курса состоит в том, что предполагается широкое использование метода проектов в сочетании с традиционными

методами, способами и формами обучения. Под методом проектов понимается способ организации по­знавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматриваю­щей определение потребностей людей, проектирование продук­та труда в соответствии с этими потребностями, изготовление из­делия или оказание услуги, оценка качества, определение реаль­ного спроса на рынке товаров и услуг.

  • Метод проектов позволяет школьникам в системе овла­деть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности

Цели

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ


Разделы и темы

Количество часов

Примерные сроки

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

16


Машины и механизмы, графическое представление и моделирование

2

03.09-10.09

Сложные механизмы.



Декоративно-прикладное творчество

14


Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения.

(14)

17.09-24.12

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

3


Электропривод

(3)

14.01-28.01

ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА.

12


Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

(4)

04.02-25.02

Ремонтно-отделочные работы в доме

(4)

03.03-31.03

Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации.

(4)

07.04-28.04

Современное производство и профессиональное образование

4


Сферы производства и разделение труда

(2)

05.05-12.05

Профессиональное образование и профессиональная карьера

(2)

19.05-26.05

Всего

35




Содержание учебного предмета


Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование (2 час)

Сложные механизмы (2 час)

Основные теоретические сведения

Применение кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах. Конструкция сложных механизмов. Условные обозначения механизмов на кинематических схемах.

Практические работы

Сборка моделей кулачкового, кривошипно-шатунного и рычажного механизмов.

Варианты объектов труда

Модели механизмов из деталей конструктора.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (14 час)

Декоративно-прикладное творчество (14 час)

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения (14 час)

Основные теоретические сведения

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Учет технологии изготовления изделия и свойств материала. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства. Понятия о композиции. Виды и правила построение орнаментов.

Практические работы

Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.

Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления (по одному из направлений художественной обработки материалов). Выбор материалов с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия.

Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов. Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия. Соблюдение правил безопасности труда.

Варианты объектов труда

Предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера и детали мебели, украшения.

Электротехнические работы (3 час)

Электропривод (3 час)

Основные теоретические сведения

Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте. Общее представление о принципах работы двигателей постоянного и переменного тока. Коммутационная аппаратура управления коллекторным двигателем. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока. Методы регулирования скорости и изменение направления вращения (реверсирования) ротора коллекторного двигателя.

Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Практические работы

Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора. Подборка деталей. Монтаж цепи модели. Испытание модели. Сборка цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой.

Варианты объектов труда

Модели из деталей конструктора, цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой.

Технологии ведения дома (12 час)

Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов (4 час)

Основные теоретические сведения

Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.

Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен. Правила безопасного пользования бытовой техникой.

Практические работы

Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Усвоение положений законодательства по правам потребителей. Планирование возможной предпринимательской деятельности: обоснование

Варианты объектов труда

Рекламные справочники по товарам и услугам, сборники законов РФ, предприятия торговли.

Ремонтно-отделочные работы в доме (4 час)

Основные теоретические сведения

Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.

Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест.

Способы размещения декоративных растений.

Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.

Практические работы

Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Подбор обоев по каталогам. Выбор обойного клея под вид обоев. Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.

Варианты объектов труда

Учебные стенды, стены с дефектами в классных комнатах и рекреациях школы.

Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации (4 час)

Основные теоретические сведения

Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме.

Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними.

Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов.

Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта.

Утилизация отходов. Экологические проблемы, связанные с утилизацией отходов.

Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ.

Практические работы

Ознакомление с системой водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление троса для чистки канализационных труб. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам.

Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения. Учебные работы по замене прокладок и установке новых герметизирующих колец в запорных устройствах.

Варианты объектов труда

Трос для чистки канализационных труб, резиновые шайбы и прокладки для санитарно-технических устройств, запорные устройства системы водоснабжения.

Современное производство и профессиональное образование (4 час)

Сферы производства и разделение труда (2 час)

Основные теоретические сведения

Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника.

Практические работы

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса.

Варианты объектов труда

Технологическое оборудование.

Профессиональное образование и профессиональная карьера (2 час)

Основные теоретические сведения

Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Специальность, производительность и оплата труда. Пути получения профессии.

Практические работы

Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Выбор и характеристика по справочнику условий поступления и обучения в профессиональном учебном заведении.

Варианты объектов труда

Единый тарифно-квалификационный справочник. Справочники профессиональных учебных заведений.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

• цели и значение семейной экономики;

• общие правила ведения домашнего хозяйства;

• роль членов семьи в формировании семейного бюджета;

• необходимость производства товаров и услуг как условие жизни общества в целом и каждого его члена;

• цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;

• сферы трудовой деятельности;

• принципы производства, передачи и использования электрической энергии;

• принципы работы и использование типовых средств защиты;

• о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здо­ровье человека;

• способы определения места расположения скрытой электропроводки;

• устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;

• как строится дом;

• строительные профессии;

• как устанавливается врезной замок;

• основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чер­тежах;

• особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;

• основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.

уметь:

• анализировать семейный бюджет;

• определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;

• анализировать рекламу потребительских товаров;

• выдвигать деловые идеи;

• осуществлять самоанализ развития своей личности;

• соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;

• собирать простейшие электрические цепи;

• читать схему квартирной электропроводки;

• определять места скрытой электропроводки;

• подключать бытовые приемники и счетчики электроэнергии;

• установить врезной замок;

• утеплять двери и окна;

• анализировать графический состав изображения;

• читать несложные архитектурно-строительные чертежи.

Должны владеть компетенциями:

• информационно-коммуникативной;

• социально-трудовой;

• познавательно-смысловой;

• учебно-познавательной;

• профессионально-трудовым выбором;

• личностным саморазвитием.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

• использовать ПК для решения технологических, конструкторских, экономических за­дач и как источник информации;

• проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;

• ориентироваться на рынке товаров и услуг;

• определять расход и стоимость потребляемой энергии; • собирать модели простых электротехнических устройств.


Перечень учебно-методического обеспечения

Леонтьев, А. В. Технология: учеб.пособие для уч-ся 8 кл. ОУ / А. В. Леонтьев, В. С. Ка­пустин, И. А. Сасова; под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2009, Магариф, 2010 год


  1. Сасова, И. А. Технология: 5-8 классы: программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. - М: Вентана-Граф, 2007.

  2. Павлова, М- Б. Технология. 5-9 классы. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И. А. Сасова. - М.: Вентана-Граф, 2000.

  3. Гуревич, М. И. Технология. 5 класс: сб. проектов: пособие для учителя / М. И. Гуревич, М. Б. Павлова, Дж. Питт, И. А. Сасова. - М.: Вентана-Граф, 2004.

4.Павлова, М. Б. Технология. 6 класс. Метод проектов в технологическом образовании школьников / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И. А. Сасова. - М.: Вентана-Граф, 2004.

























Планирование

№ п/п

Тема урока



Тип урока



Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности


Планируемые результаты

освоения материала


Вид контроля,

измерители

Дата проведение

план

факт

Сложные механизмы (2 часа)

1

ТБ на уроках технологии. Вводное заня­тие. Примене­ние кулачко­вых, кривошипно-шатунных и рычаж­ных механиз­мов в машинах

Урок оз­накомле­ния с но­вым мате­риалом

Содержание и организа­ция обучения техноло­гии в текущем году. Ор­ганизация рабочего мес­та. Ознакомление с ос­новными разделами про­граммы обучения. Де­монстрация проектов, выполненных учащими­ся 8-х классов в предше­ствующие годы. Прави­ла безопасной работы. Принцип действия ме­ханизмов. Область при­менения.

Пр/р «Сборка моделей кулачкового, кривошипно-шатунного и рычаж­ного механизмов»



Знать: правила пове­дения и технику без­опасности при выпол­нении приемов труда; назначение, принцип действия и состав ме­ханизмов.

Уметь: организовать рабочее место; разли­чать механизмы по внешнему виду; пред­лагать механизмы для преобразования движения

Фронталь­ный опрос.

03.09


2

Условные обо­значения меха­низмов на ки­нематических схемах. Проект-исследование «Элементы подвижного звена кулачко­вых, криво-шипно-шатунных и рычаж­ных механиз­мов»-


Урок за­крепления усвоенных знаний

Условные обозначения механизмов и их эле­ментов. Схемы, вычер­ченные с применением условных обозначений. Исследование и определение в потребности проектного изделия.

Пр/р «Чтение кинема­тической схемы токарно-винторезного станка ТВ-7А»-

Знать: условные обо­значения механизмов на кинематических схемах; принципы стандартизации изде­лий: алгоритм экономического расчета про­екта, затраты на оплату труда.

Уметь: различать ус­ловные обозначения механизмов и читать кинематическую схему станков с их примене­нием; подсчитать опла­ту труда за выполнение всего проекта-

Фронталь­ный опрос. Пр/р

10.09


Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения (14 часов)

3

Традиционные виды декора­тивно-приклад­ного творчест­ва и народных промыслов России

Урок оз­накомле­ния с но­вым мате­риалом. Исследо­вание

Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов ру­котворного мира.

Пр/р «Ознакомление с характерными особен­ностями различных ви­дов декоративно-при­кладного творчества народов России»

Знать: основные тра­диционные виды реме­сел, промыслы и виды декоративно-приклад­ного творчества наро­дов России; понятие технического творчест­ва как вида технологии. Уметь: осуществлять один из распростра­ненных в регионе ви­дов декоративно-при­кладной обработки ма­териалов

Фронталь­ный опрос. Пр/р

17.09


4

Основной принцип худо­жественно-прикладного конструирова­ния: единство функциональ­ного назначе­ния и формы изделия





Комбини­рованный урок

Единство красивого и функционального в народном искусстве. Значение канонов для сохранения и рацио­нального развития пред­метной среды. Общие сведения о народных ремеслах: строительных, деревообрабатывающих, кузнечных, ювелирных и т. д.

Пр/р «Выполнение деко­ративно-прикладной об­работки материалов с целью повышения по­требительских качеств изделий»

Знать: о единстве кра­сивого и функциональ­ного в народном искус­стве; историю зарождения и развития ди­зайна; принципы фор­мообразования и ком­позиции.

Уметь: составлять эс­кизы несложных изде­лий с учетом формооб­разующих факторов -

Индивиду­альный опрос. Самостоя­тельная работа.

24.09


5

Эстетические и эргономиче­ские требова­ния к изделию

Комбини­рованный урок

Единство эстетики и техники. Внедрение художественного конст­руирования во все об­ласти промышленного производства: бытовых предметов, одежды, транспорта, станков, строительства и т. д. Связь технической эсте­тики с качеством про­дукции, изделий.

При­менение научно обосно­ванных требований технической эстетики к производству изделия.

Пр/р «Проектирование изготовления оригиналь­ной формы изделия, от­личающегося удобством в эксплуатации за счет применения механизма трансформации и соот­ветствия современным требованиям эстетики»

Знать: эстетические и эргономические тре­бования к технологии производства совре­менного изделия. Уметь: выполнять эс­кизы предметов с це­лью получить простую, функциональную, кон­структивную и эстети­чески значимую форму

Самостоя­тельная работа.

01.10


6

Учет техноло­гии изготовле­ния изделия и свойств ма­териала

Комбини­рованный урок

Модели технических объектов. Зависимость технологий от физиче­ских и технологических свойств конструкцион­ных материалов. Фор­мирование требований к технологии изготовле­ния изделия в соотно­шении понятий «наука» и «техника», «творчест­во» и «искусство». Фи­зические и технологиче­ские противоречия в тех­ническом творчестве.

Пр/р «Поиск возможных вариантов решения тех­нологической задачи с учетом свойств мате­риала»

Знать: перспективы развития технологий; особенности техноло­гии изготовления изде­лия с учетом свойств материалов; методы технического творче­ства.

Уметь: проводить ана­лиз технического объ­екта; формулировать техническую задачу со­вершенствования или создания нового объек­та техники с учетом эс­тетических требований к изделию

Индивиду­альный опрос. Пр/р

08.10


7

Учет техноло­гии изготовле­ния изделия и свойств ма­териала

Комбини­рованный урок. Исследо­вание

Линия как основное средство художествен­ной выразительности в рисунке. Расположе­ние объекта в простран­стве и его связь с други­ми объектами или пред­метами. Воспроизведе­ние модели на плоско­сти. Задача создания ху­дожественного образа. Совокупность линий, преобразующих пустую плоскость бумаги в изоб­ражение. Композиция как одна из составляю­щих основных средств художественной выра­зительности рисунка.

Пр/р «Эскиз изделия по выбору»

Знать: о техническом рисунке, чертеже и эс­кизе детали как средст­ве передачи изображе­ния на плоскости.

Уметь: переносить изображение средства­ми художественной выразительности в тех­ническом рисунке

Индивиду­альный опрос. Пр/р

15.10


8

Виды поделоч­ных материа­лов и их свой­ства

Комбини­рованный урок

Основные конструкци­онные материалы и их технологические свой­ства. Применение кон­струкционных материа­лов в народном хозяйстве

Знать: основные виды поделочных материа­лов; какие свойства ма­териалов необходимо учитывать при их обра­ботке.

Уметь: выявлять ос­новные требования к поделочным материа­лам с учетом их свойств для дальнейшей обра­ботки режущим инст­рументом;

Индивиду­альный опрос. Пр/р

22.10


9

Виды и прави­ла построения орнаментов

Комбини­рованный урок

Формы и принципы построения орнамента, во многом определив­шие национальные ху­дожественные традиции разных народов мира. Основные законы ком­позиции, ее средства, приемы и правила по­строения. Правила ком­позиционного размеще­ния декоративных эле­ментов в изделии из де­рева. Виды и правила построения орнаментов в художественных изде­лиях из дерева.

Пр/р «Выбор или само­стоятельная разработ­ка орнамента изделий для последующей худо­жественной отделки»

Знать: общие осно­вы художественного оформления деталей; виды орнаментов и узоров.

Уметь: выбирать и са­мостоятельно разраба­тывать орнаменты для художественной отдел­ки изделий

Самостоя­тельная работа.

29.10


10

Художествен­ная обработ­ка металла (тиснение по фольге)

Комбини­рованный урок

Фольга и ее свойства. Инструменты и приспо­собления для обработки фольги. Ручное тисне­ние. Последователь­ность операций. Прави­ла безопасной работы.

Пр/р «Художественное тиснение по фольге»

Знать: виды и свойст­ва фольги; инструмен­ты и приспособления для ее обработки; тех­нологическую последо­вательность операций при ручном тиснении; правила безопасной работы.

Уметь; готовить инст­рументы; подбирать рисунок; выполнять тиснение по фольге; безопасно выполнять приемы труда


Фронталь­ный опрос. Пр/р

12.11


11

Художествен­ная обработка металла (ажур­ная скульптура)

Комбини­рованный урок

Виды проволоки и об­ласть ее применения. Инструменты и приспо­собления для обработки проволоки. Художест­венная обработка метал­ла. Приемы изготовле­ния скульптуры из ме­таллической проволоки. Правила безопасности труда.

Пр/р»Изготовление ху­дожественного изделия из проволоки»

Знать: виды проволо­ки; способы ее правки и гибки; инструменты и приспособления для обработки проволоки; их устройство и назна­чение; приемы выпол­нения проволочных скульптур.

Уметь: разрабатывать эскиз скульптуры; вы­полнять правку и гибку проволоки; соединять отдельные элементы между собой; безопас­но выполнять приемы труда



Фронталь­ный опрос. Пр/р

19.11


12

Художествен­ная обработка металла (басма)

Комбини­рованный урок

Басма - один из видов художественной обра­ботки металла. Инстру­менты и приспособле­ния, используемые при тиснении. Способы из­готовления матриц. Тех­нология изготовления басмы.

Пр/р «Изготовление басмы»




Знать; особенности басменного тиснения; способы изготовления матриц; технологию изготовления басмен­ного тиснения; правила безопасности. Уметь: выполнять тех­нологические приемы басменного тиснения

Самостоя­тельная работа. Тест.

26.11


13

Художествен­ная обработка металла(про-пильной ме­талл)

Комбини­рованный урок

История развития худо­жественной обработки листового металла. Тех­ника пропильного ме­талла. Инструменты для выполнения работ в технике пропильного металла. Последова­тельность выполнения данного вида работ. Правила безопасности труда.

Пр/р «Изготовление изделий в технике про­пильного металла»

Знать: инструменты для выполнения работ в технике пропильного металла; особенности данного вида художе­ственной обработки металла; приемы вы­полнения изделий в технике пропильного металла; правила без­опасной работы. Уметь: выполнять из­делия в технике про­пильного металла

Фронталь­ный опрос. Пр/р

03.12


14

Художествен­ная обработка металла(чеканка)

Комбини­рованный урок

Чеканка как вид худо­жественной обработки тонколистового металла. Инструменты и приспо­собления для выполне­ния чеканных работ. Технология чеканных работ. Правила техники безопасности при вы­полнении работ. Пр/р «Изготовление металлических рельефов методом чеканки»

Знать: инструменты и приспособления для выполнения чеканных работ; технологию че­канки; правила безо­пасной работы. Уметь: подготавли­вать инструмент, обо­рудование и материал к работе; подбирать и наносить на металл рисунок; выполнять че­канку; безопасно вы­полнять приемы труда

Фронталь­ный опрос. Пр/р

10.12


15

Художествен­ная обработ­ка изделий из древесины (резьба по де­реву)

Комбини­рованный урок

Традиционные виды де­коративно-прикладного творчества народов Рос­сии и народных промыс­лов. Художественная резьба по дереву. Виды орнаментов. Виды резь­бы. Инструменты для ручной художественной резьбы. Приемы выпол­нения резьбы данного вида. Правила безопас­ной работы.

Пр/р «Выполнение эле­ментов геометрической резьбы»

Знать: виды народных промыслов; виды ор­наментов; виды резьбы; инструменты для вы­полнения ручной ху­дожественной резьбы; приемы выполнения резьбы; правила без­опасной работы; про­фессии резчика по де­реву, мастера-красно­деревщика в индивиду­альной мастерской. Уметь: размечать рисунок резьбы (орна­мент); готовить по­верхность изделия для выполнения деко­ра; подбирать и гото­вить инструмент к ра­боте; выполнять резьбу

Фронталь­ный опрос. Пр/р

17.12


16

Художествен­ное точение изделий из дре­весины. Проект «Орна­мент и искус­ство народов мира: построе­ние и виды»

Комбини­рованный урок

Чертеж точеной детали. Технология точения внешних и внутренних поверхностей изделия. Резцы и стамески при точении фасонных по­верхностей. Контроль размеров полости точе­ной детали. Определе­ние потребности в изде­лии. Краткая формули­ровка задачи исследова­ния. Первоначальные идеи. Планирование ра­боты над проектом. Оценка изделия.

Пр/р «Точение фасонной детали»

Знать: приемы подго­товки заготовок к точе­нию фасонных поверх­ностей; назначение и угол заточки режуще­го инструмента; прави­ла заточки инструмен­та; приемы работы на токарном станке; прие­мы безопасной работы. Уметь: готовить заго­товки к точению; вы­полнять работу по то­чению с опорой на тех­нологическую карту и чертеж детали; про­водить визуальный и инструментальный контроль

Фронталь­ный опрос.

24.12


Электропривод (3 часа)



17

Применение электродвига­телей в быту, промышленно­сти, на транс­порте

Урок оз­накомле­ния с но­вым мате­риалом

Электричество в нашей жизни. Электротехника. Электрический ток. Проводники, диэлектри­ки, изоляторы. Постоян­ный электрический ток. Способы получения электроэнергии.

Пр/р «Изготовление са­модельного гальваниче­ского элемента»

Знать: источники по­лучения электроэнер­гии; типы гальваниче­ских элементов; основ­ные потребители элек­троэнергии.


Уметь: объяснять принцип действия и область применения электродвигателей в бытовой технике и на транспорте

Фронталь­ный опрос. Пр/р

14.01


18

Потребители электроэнергии

Комбини­рованный урок

Осветительные прибо­ры. Бытовые электрона­гревательные приборы. Основные элементы электроприборов. Об­щее представление о принципах работы двигателей постоянного и переменного тока. Схемы подключения коллекторного двигате­ля к источнику тока.


Электромашинные по­требители электрическо­го тока. Методы регули­рования скорости и из­менение направления вращения (реверсирова­ния) ротора коллектор­ного двигателя. Правила безопасного пользования электро­приборами. Пр/р «Сборка модели электропривода с дви­гателем постоянного тока из деталей конст­руктора»

Знать: область приме­нения и правила безо­пасной работы с элек­трооборудованием; на­звания основных эле­ментов электроприбо­ров; как создается вра­щающееся магнитное поле в асинхронном двигателе; каким обра­зом можно изменить ^направление вращения ротора двигателя; прин­цип работы асинхрон­ного двигателя.


Уметь: рисовать прин­ципиальную эл. схему с подключенными по­требителями электро­энергии; различать ис­правные электроприбо­ры о! неисправных; на­ходить причину неисправности; собирать установку по схеме; проверять и включать двигатель в сеть без пусковой обмотки и с ней; определять чис­ло оборотов двигателя; изменять напряжение на двигателе и измерять число оборотов; состав­лять отчет о работе

Самостоя­тельная работа.

21.01


19

Профессии, связанные с производст­вом, эксплуа­тацией и об­служиванием электротехни­ческих и элек­тронных уст­ройств

Урок сис­тематиза­ции полу­ченных знаний и умений. Экскурсия

Электрические цепи. Квартирная электропро­водка. Сборка схемы подключения электро­лампы через выключа­тель от блока батарей и источника переменно­го тока. Электромонтаж­ники. Электромонтеры-ремонтники. Электро­механики. Радиомон­тажники и радиомехани­ки. Требования к про­фессии. Электрическая схема квартирной элек­тропроводки. Автомати­ческие выключатели и плавкие предохрани­тели. Установочные и монтажные провода. Простейшие электроиз­мерительные приборы. Электромагниты и их применение.

Пр/р «Содержание тру­да специалистов, об­служивающих электро­технические и элект­ронные устройства»


Знать: в каких случаях автоматы могут заме­нить человека; устрой­ство и принцип работы электромагнитного ре­ле; различия разветв­ленной эл. цепи от неразветвленной; устрой­ство и принцип работы электроизмерительных приборов. Основные требования к профес­сиям по эксплуатации и обслуживанию элек­тротехнических и элек­тронных устройств; учебные заведения по подготовке специа­листов в области элек­тротехники и электро­ники.

Уметь: правильно подключать к сети све­тильники и бытовые приборы; производить монтаж электрообору­дования; находить ин­формацию о получении профессии: соотносить требования профессии с личными достиже­ниями

Контроль­ная работа. Пр/р

28.01


Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов(4 часа)



20

Источники се­мейных дохо­дов и бюджет семьи

Урок оз­накомле­ния с но­вым мате­риалом

Семья как экономиче­ская ячейка общества. Семья, ее функции. Свя­зи семьи с обществом, государством. Потреб­ности семьи и пути их удовлетворения. По­требности человека Ми­нимальные и оптималь­ные потребности членов семьи. Бюджет семьи и его структура. Осо­бенности бюджета в раз­личных семьях. Плани­рование возможной предпринимательской деятельности: обоснова­ние. Потребительская корзина одного человека и семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и ре­гиональных рыночных цен. Классификация ве­щей и предметов с це­лью покупки. Пр/р «Оценка имеющих­ся и возможных источ­ников доходов семьи»

Знать: общие правила ведения домашнего хо­зяйства; цели и задачи семейной экономики; составляющие семей­ного бюджета и источ­ники его доходной и расходной части. Уметь: анализировать семейный бюджет; оп­ределять прожиточный минимум семьи, расхо­ды на учащегося

Фронталь­ный опрос. Тест. Пр/р

04.02


21

Потребитель­ские качества товаров и ус­луг

Комбини­рованный урок. Исследо­вание

Свойства товаров. Пра­вила безопасного поль­зования бытовой техни­кой. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Пла­нирование расходов се­мьи, цены на рынке то­варов и услуг в условиях минимизации расходов в бюджете семьи. Обес­печение прав потреби­телей на приобретение качественных, товаров, работ и услуг.

Пр/р «Планирование не­дельных, месячных и го­довых расходов семьи с учетом ее состава»

Знать: потребитель­ский рынок: качество и безопасность товаров и услуг; потребитель­ские качества продо­вольственных и про­мышленных товаров; методы оценки потре­бительских качеств то­варов и услуг; правила приобретения и возвра­та товаров.

Уметь: проводить ана­лиз качества товаров и услуг; оценивать по­требительские качества товаров и услуг

Фронталь­ный опрос. Тест. Пр/р

11.02


22

















Правила пове­дения при со­вершении по­купки




Комбини­рованный урок

Подбор на основе рек­ламной информации со­временной бытовой тех­ники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила покупки. Про­давец - посредник меж­ду товаром и покупате­лем. «Квалификация» покупателя. Эффектив­ная система внутри магазинной информации. Атмосфера, «провоци­рующая» посетителя на покупку. Правила, ре­гулирующие поведение покупателя. Особенно­сти поведения потреби­телей в месте покупки.

Пр/р «Выбор способа совершения покупки»

Знать: сущность поку­пательского искусства; основные правила со­вершения покупок: виды товаров и правила их выбора; поведение потребителя при совер­шении покупки; прави­ла, регулирующие пове­дение покупателя; осо­бенности поведения потребителей в месте покупки.

Уметь: применять основные правила пре­имущественного права покупателя


Самостоя­тельная работа. Тест.


Пр/р

18.02


23

Права потре­бителя и их защита

Комбини­рованный урок

Основные направления деятельности общества защиты прав потребителей. Закон РФ «О защи­те прав потребителей». Нормативно-правовые акты в сфере защиты прав потребителей.

Пр/р «Усвоение поло­жений законодательст­ва по правам потреби­телей»

Знать: в чем заключа­ется защита прав по­требителей; условия, ущемляющие права потребителей; в каких ситуациях можно от­стаивать свои права по­требителя.

Уметь: применять не­обходимые действия для защиты прав по­требителей

Самостоя­тельная работа. Пр/р

25.02


Ремонтно-отделочные работы в доме (4 часа)

24

Виды ремонтно-отделочных

работ

Комбини­рованный урок

Современные материа­лы для выполнения ремонтно-отделочных ра­бот в жилых помещени­ях. Способы решения экологических проблем, возникающих при про­ведении ремонтно-отделочных и строительных работ. Ремонт окон и дверей. Приемы без­опасной работы. Соблю­дение правил безопасно­сти труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. При­менение индивидуаль­ных средств защиты и гигиены. Развитие тех­ники и технологии санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ. Экологическая безопасность материа­лов и технологий вы­полнения ремонтно-отделочных работ.

Пр/р «Ремонтно-от­делочные работы из со­временных отделочных материалов»

Знать: виды техноло­гий строительных от­делочных и ремонтных работ; элементы зданий и сооружений; виды технологий строитель­ных работ (земляные работы, подготови­тельные, монтажные, столярно-плотницкие, отделочные); правила безопасного выполне­ния приемов труда. Уметь: выполнять ди­зайн-анализ ремонтно-отделочных работ; ха­рактеризовать основ­ные виды ремонтно-отделочных работ и от­дельные виды техноло­гий строительных ра­бот; дефектировать сте­ны, потолки и предла­гать способы устране­ния дефектов

Самостоя­тельная работа. Тест. Пр/р

03.03


25

Назначение и виды обоев

Комбини­рованный урок

Основы технологии шту­катурных работ. Виды вяжущих материалов, используемых в строи­тельстве (известь, глина, гипс, цемент). Понятие о строительном растворе. Марки цементов. Приго­товление растворов на производстве и в домаш­них условиях. Количест­венный состав компо­нентов штукатурного раствора в зависимости от площади выполняе­мых работ. Классифика­ция обоев в зависимости от их качества. Выбор обоев в зависимости от освещенности поме­щения и его размеров. Виды клеев для наклей­ки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест.

Пр/р «Подбор обоев по каталогам. Подбор обойного клея под вид обоев»

Знать: марки и виды основных компонентов строительных штука­турных смесей; после­довательность приго­товления растворов; инструменты, приспо­собления и оборудова­ние для оклейки по­верхности обоями; по­следовательность под­готовки поверхности стен для оклейки обоя­ми; клеи и их приго­товление в домашних условиях.

Уметь: готовить строи­тельный раствор; про­изводить расчет потреб­ляемой смеси в зависи­мости от площади вы­полняемой работы; го­товить стены для ок­лейки обоями; готовить клей, производить рас­чет количества рулонов в зависимости от шири­ны и длины рулона; ок­леивать стены обоями

Самостоя­тельная работа. Тест. Пр/р

10.03


26


Инструменты и приспособ­ления для вы­полнения ма­лярных работ

Комбини­рованный урок

Подготовка поверхности к окрашиванию. Совре­менные инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Правила безопас­ной работы при окраши­вании поверхностей.

Пр/р «Подбор и состав­ление перечня инстру­ментов. Выбор краски по каталогам»

Знать: определение малярной краски; инст­рументы и приспособ­ления для выполнения малярных работ; типы кистей, олиф и красок; основы применения малой механизации для малярных работ; конструкцию и работу пистолетов-распыли­телей и краскопультов. Уметь: выбирать типы красок, олиф, раствори­телей, кистей; проверять их качество; шпакле­вать, грунтовать и кра­сить различные поверх­ности

Самостоя­тельная работа. Тест. Пр/р

17.03


27


Профессии, связанные с выполнени­ем ремонтно-отделочных и строитель­ных работ

Урок сис­тематиза­ции новых знаний и умений

Профессиональные ка­чества специалистов по ремонту и отделоч­ным работам. Требова­ния к выбору профес­сии. Специальные учеб­ные заведения по подго­товке специалистов ремонтно-отделочных ра­бот. Способы размеще­ния декоративных рас­тений. Экология жилища. Способ рациональ­ного размещения деко­ративных растений . Тра­диционное место разме­щения растений - на ок­не и подоконнике. Учет декоративных свойств отдельных видов расте­ний. Размещение цветов и растений в стационар­ных и передвижных цве­точницах.

Пр/р «Оформление эски­за приусадебного (при­школьного) участка с использованием деко­ративных растений»



Знать: содержание и характер труда слеса­рей по ремонту, камен­щиков, маляров; ассор­тимент растений; тре­бования размещения растений в зависимости от интерьера помеще­ния, их количества, раз­меров окон и ориента­ции по отношению к сторонам света. Уметь: определять соответствие собствен­ных возможностей с выбором профессии; находить и исполь­зовать информацию об учебных заведени­ях, готовящих специа­листов ремонтно-отделочных и строительных работ; использовать раз­личные виды размеще­ния растений в сочета­нии с экологическими требованиями (декора­тивно-эстетические, миниатюрно-компози­ционные и т. д.)

Контроль­ная работа. Пр/р

31.03


Простейший ремонт эле­ментов систем водоснабжения и канализации (4часа).

28


Простейший ремонт эле­ментов систем водоснабжения и канализации

Урок оз­накомле­ния с но­вым мате­риалом

Краны, применяемые на внутренних водопро­водах. Виды неисправ­ностей. Технология ре­монта водопроводного крана и смесителя. Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Инструменты для ремонта сантехническо­го оборудования. Их назначение, способы и приемы работы с ни­ми. Правила безопасной работы. Изготовление троса для чистки кана­лизационных труб.

Пр/р «Устройство во­допроводного крана. Выявление и устранение неисправностей»


Знать: что называется сантехническим обору­дованием; основные части и элементы сис­темы водоснабжения и канализации; устрой­ство водопроводного крана и смесителя; ви­ды неисправностей и способы их устране­ния; инструменты для ремонта сантехнического оборудования; правила безопасной работы; инструменты, используемые при ре­монте сантехники; ус­ловия эксплуатации и способы простейшего ремонта сантехниче­ского оборудования; материалы, применяе­мые для ремонта сан­техники.

Уметь: выполнять простейший ремонт во­допроводных кранов и смесителей; подби­рать необходимый ин­струмент и материал для выполнения ремон­та сантехники; безо­пасно выполнять сан­технические работы-

Фронталь­ный опрос. Тест. Пр/р

07.04


29


Устройство во­доразборных кранов и вен­тилей

Комбини­рованный урок

Устройство водопро­водного крана и смесителя (основные его час­ти). Смеситель и его со­ставные элементы. Кон­структивные особенно­сти вентильной головки. Способы монтажа кра­нов, вентилей и смесителей. Выбор смесителя и места монтажа. Мон­таж кранов, вентилей и смесителей на стене, бортике ванной, на стой­ке. Возможность совме­щения ванной с душевой кабиной. Особенности типа слива и высоты крепления над ванной. Инструкции по установ­ке смесителя.

Пр/р «Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабже­ния»-

Знать: устройство водоразборных кранов и вентилей; составные элементы вентильной головки; виды неис­правностей и пути их устранения; техноло­гию замены прокладки клапана и сальника вентильной головки; варианты и правила установки смесителей, кранов и вентилей в зависимости от тре­бований заказчика. Уметь: разбирать, собирать и выполнять мелкий ремонт водо­разборного крана и смесителя; решать дизайнерскую задачу по варианту размеще­ния смесителей в мес­тах их использования (ванне, кухне и т. д.)

Самостоя­тельная работа. Тест. Пр/р

14.04


30

Причины про­текания воды в водоразбор­ных кранах и вентилях, сливных бачках


Комбини­рованный урок

Способы ремонта. Ути­лизация отходов. Эколо­гические проблемы, свя­занные с утилизацией отходов.


Пр/р «Учебные работы по замене прокладок и установке новых гер­метизирующих колец в запорных устройствах»

Знать: основные при­чины протекания воды в водоразборных кра­нах и вентилях, слив­ных бачках и способы их устранения; исполь­зуемый инструмент и ремонтный материал. Уметь: определять ха­рактер неисправности; выполнять мелкий ре­монт водоразборных кранов и вентилей, сливных бачков

Самостоя­тельная работа. Тест. Пр/р

21.04


31

Профессии, связан-ные с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделоч-ных работ

Урок сис­тематиза­ции полу­ченных знаний и умений


Пути получения профес­сионального образования или трудоустройства

Знать: профессии, связанные с выполне­нием санитарно-техни-ческих или ремонтно-отделочных работ; со­держание и условия труда работников мас­совых профессий; пути получения профессио­нального образования или трудоустройства. Уметь: находить ин­формацию, связанную с данными профессиями и применять ее по на­значению

Контроль­ная работа. Тест

28.04


Сферы производства и разделение труда (2 часа)



32

Сферы и от­расли совре­менного про­изводства

Урок оз­накомле­ния с но­вым мате­риалом

Понятие о производстве. Структура современного производства. Роль от­раслевой сферы услуг в обеспечении и форми­ровании занятости насе­ления. Особенности со­стояния и развития от­раслей социальной сфе­ры. Виды промышлен­ных предприятий и форм хозяйство-вания. Формы организации промыш­ленного производства. Система экономических показа-телей. Основные составляющие произ водства. Сферы совре­менного производства и их составляющие. Сфера производство ма­териальных и нематери­альных благ. Оказание услуг. Виды и формы организации предпри­ятий. Организационно-правовые формы орга­низаций. Экономика ор­ганизации производства. Деятельность производ­ственного предприятия или предприятия сервиса.

Пр/р «Промышленность, ее место в хозяйстве, задачи и социально-экономические особен­ности, классификация»

Знать: структуру со­временного производ­ства, ее сущность, ха­рактерные черты и со­ставные части; сферы современного произ­водства; разделение труда на производстве; понятие о специально­сти и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; произ­водство материальных и нематериальных благ, оказание услуг; что включает в себя понятие отрасль; отличие коммерческой органи­зации от некоммерче­ской; юридический ста­тус своей школы; акции каких предприятий на­ходятся в свободной продаже города (регио­на); в чем различие ме­жду открытыми и за­крытыми акционерны­ми обществами; назва­ние некоммерческих организаций города (района).

Уметь: определять место и значение от­раслей в хозяйстве, по­казатели и общие тен­денции развития; воз­действие НТР на про­порции между отрас­лями; значение форм организации современ­ного производства; требования предпри­ятий к своему разме­щению; влияние при­родных и экономиче­ских условий на орга­низацию сельскохозяй­ственного производства;- характеризовать малые предприятия; класси­фицировать предпри­ятия; различать госу­дарственную собствен­ность от муниципаль­ной и частной

Фронталь­ный опрос. Тест. Пр/р

05.05


33

Понятие о профессии, специальности и квалифика­ции работника

Урок сис­тематиза­ции полу­ченных знаний и умений

Основы предпринима­тельства. Пути получе­ния профессионального образования. Выбор пу­ти получения профес­сионального образова­ния. Производство и ок­ружающая среда. Мате­риальное производство и его влияние на окру­жающую среду. Обез­вреживание и утилиза­ция промышленных и бытовых отходов. Про­блемы невозобновляемых ресурсов топлива и сырья. Индустриаль­ное использование вос­производимых ресурсов (вода, почва, лес и др.). Ресурсосбережение на основе достижений высоких технологий и науки..

Пр/р «Профессиональ­ные семейные традиции. Презентация»

Знать: пути получения профес-сионального об­разования; необходи­мость учета требований к качествам личности при выборе профессии; средства получения информации о путях профессио-нального образования; уровни профессиональной под­готовки; особенности научно-технической революции второй по­ловины XX в.; вред­ных воздействиях на окружаю-щую среду промышленности, энергетики, сельского хозяйства.

Уметь: находить ин­формацию о региональ­ных учреждениях про­фессионального образования, о путях полу­чения профессиональ­ного образования и тру­доустрой-ства; сопос­тавлять свои способно­сти и возможности с требованиями про­фессии; учитывать эко­логиче-ские соображе­ния при решении тех­нологических задач; учитывать требования экологически здорово­го образа жизни при решении бытовых задач-

Контроль­ная работа. Тест. Пр/р

12.05


Профессиональное образование и профессиональная карьера (2 часа)



34

Роль профес­сии в жизни человека


Урок-лекция

Профессиональный план. Система профес­сионального образова­ния. Типы и группы профессий. Виды массо­вых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъ­юнктура. Профессио­нальные качества лич­ности и их диагнос-тика. Ознакомление по «Еди­ному тарифно-квали­фикационному справоч­нику» с массовыми про­фессиями.

Пр/р «Выбор и характе­ристика по справочнику условий поступления и обучения в профессио­нальном учебном заведе­нии»

Знать: возможности человека в развитии различных профессио­нально важных качеств; виды массовых про­фессий, сферы произ­водства и сервиса в регионе.

Уметь: анализировать роль человека в народ­ном хозяйстве; потреб­ности в трудовой дея­тельности, самовоспи­тании, саморазвитии и самореализации

Индивиду­альный опрос. Тест. Пр/р

19.05


35

Пути получе­ния профессии


Урок закрепле­ния новых знаний

Выбор пути получения профес-сионального об­разования. Высшие учеб­ные заведения и формы обучения. Источники информации о профес­сиональных учебных заведениях. Специаль­ность, производитель­ность и оплата труда. Расстановка работников в соответствии со сло­жившейся системой производства. Распреде­ление среди работников должност-ных обязанно­стей. Стимулирова-ние труда. Совершенствова­ние организации труда.

Пр/р «Обобщение зна­ний о сферах трудовой деятельности, профес­сиях, карьере»

Знать: сферы трудовой деятельности; пра­вила выбора профес­сии, карьеры. Уметь: находить и ис­пользовать источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования

Контроль­ная работа. Пр/р

26.05



© 2010-2022