• Преподавателю
  • Технология
  • Доклад по технологии на тему «Профессиональное воспитание обучающихся в рамках реализации краеведческого модуля на уроках технологии»

Доклад по технологии на тему «Профессиональное воспитание обучающихся в рамках реализации краеведческого модуля на уроках технологии»

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ №1 им. М.М. Пришвина










Доклад на тему:


«Профессиональное воспитание обучающихся

в рамках реализации краеведческого модуля

на уроках технологии»




Подготовила

учитель технологии

Белгородцева Н.В.



2013-2014 уч.г.

Главная цель предмета «Технология» - подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, формирование технологической грамотности, компетентности и мировоззрения, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности учащихся, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.

Вся работа на уроках технологии в итоге направлена на то, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовать свой творческий потенциал. Компетентность, профессионализм, конкурентоспособность - те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток.

Трудовая деятельность - основное условие для развития профессиональных способностей. А отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединять теорию с практикой, соотносить возможности обучающихся с требованиями различных профессий.

На основании приказа от 20.06.2013г. №585 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.2013г. №451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2013-2014 учебный год» в предмет «Технология» 8 класс включён модуль «Краеведение». Данный курс предполагает знакомство и изучение народных ремёсел Липецкой области, нашего Елецкого края. Народные ремесла во все времена считались ценными, красивыми и модными. Наш край богат умельцами и мастерами. Изучая этот курс, обучающиеся совершают путешествие по Липецкой области, где издавна существуют и процветают народные промыслы.

Предмет «Технология» в 8 классе включает изучение следующих разделов: «Введение», «Домашняя экономика», «Материаловедение», «Рукоделие. Ручная художественная вышивка», «Электротехнические работы». Модуль «Краеведение» включает изучение следующих разделов: «Вышивка Липецкого края», «Лоскутное шитьё Липецкой области», «Елецкое кружево», «Лозоплетение», «Народная одежда Липецкой области».

Данные уроки призваны помочь не только сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного творчества, но и его развитию. Дети учатся создавать красоту своими руками. Эти уроки не только формируют эстетический вкус, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору будущей профессии.

На данных уроках обучающиеся выполняют изделия в технике лоскутного шитья, изучают особенности вышивки Липецкого края, символику изображения на орнаменте, знакомятся с историей кружевоплетения в Ельце, вяжут кружевные салфетки простых форм крючком, знакомятся с назначением и этапами изготовления тряпичных кукол-оберегов, выполняют изделия - корзины в технике плетения на основе лент из бумаги, выясняют особенности народного костюма районов Липецкой области - техника исполнения - аппликация. То есть обучающиеся выполняют творческие работы в различных техниках, используемых народными умельцами.

После изучения данных разделов предусмотрена работа над творческим проектом и оформление выставки творческих работ.

Одной из первостепенных задач как учителя технологии я считаю дать возможность детям попробовать себя в различных видах деятельности. При проведении уроков ученицы могут попробовать себя в роли различных специалистов: вышивальщицы, дизайнера, модельера, художника-оформителя и т.д. Наряду с этим в реальном трудовом процессе проявляется ценностное отношение личности к труду. Через приобщение обучающихся к делу происходит выявление их интересов, индивидуальности, уровня творческого потенциала. Выявив положительный интерес в какой-либо области у обучающихся, очень важно проследить, чтобы он был закреплен в практической деятельности. Моя роль, как учителя технологии, является ключевой в проведении профориентационной работы с обучающимися, в формировании положительной мотивации труда. Поэтому тщательно отбираю учебный материал, дифференцируя его по степени сложности, стараюсь подходить к каждому ученику индивидуально, слежу за методикой объяснения и опроса.

Я считаю, что воспитательный эффект урока во многом зависит от того как полученные обучающимися знания и умения могут быть использованы ими в жизни. Но в тоже время нельзя превращать предмет в ремесленнический, сводя его к обучению элементарным работам в домашнем быту и обучению шитью. Ведь это не кружок кройки и шитья! В своей работе я ориентируюсь на развитие личности, формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей, трудового образа жизни.

Занятия по технологии я начинаю с организации рабочего места, с инструктажа по технике безопасности. Я напоминаю, что должно находиться на столе на данном занятии. Ученицы знают, что в конце занятия они обязательно получают оценку. Некачественная работа не оценивается - ее нужно переделать. Если ребенок забыл дома принадлежности, ему все равно не придется бездельничать: я даю ему индивидуальное задание. Если заняты все швейные машины - выполняют ручную работу, изучают инструкционные карты или работают по карточкам-заданиям. В конце работы - самоконтроль и взаимоконтроль, выставление оценок, уборка рабочих мест и кабинета.

Дети нетерпеливы. Глядя на образы, которые я демонстрирую в процессе урока, обучающимся хочется побыстрее сделать такие же вещи. Я стараюсь объяснить, что сначала они должны достичь определенного уровня знаний, умений и навыков, а потом уже воплощать в жизнь свои смелые творческие замыслы.

Использование краеведческого материала на уроках технологии позволяет целенаправленно применять возможности предмета в реализации учебно-воспитательной, исследовательской, творческой деятельности школьников.

И в заключение необходимо отметить, что в процессе технологической деятельности успешно решается задача формирования у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. Предмет технология, имеющий обширные межпредметные связи, оказывает помощь ребёнку в процессе социализации и создаёт условия для его профессионального самоопределения.




© 2010-2022