Методическая разработка по теме «Изготовление объёмной розы из лент»

Данная методическая разработка по теме « Изготовление объёмной розы из лент», может быть использована учителями технологии в школах, педагогами дополнительного образования в Домах детского творчества, клубах и т.д. К разработке прилагается презентация и иллюстративный материал с поэтапной работой, что способствует более лучшему и доступному усвоению материала.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДОД « Дом детского творчества» города Чебоксары

Чувашской Республики









Методическая разработка:



« Изготовление объемной розы из лент»








Выполнила: Никифорова О. М.

педагог дополнительного

образования

1 квалификационной категории






Чебоксары 2012



Содержание


1. Введение .

2.История вышивки шёлковыми лентами.

3. План-конспект открытого занятия «Изготовление объемной розы из лент»

4.Заключение .

5.Приложение.






Введение.

Вышивание лентами - это искусство создавать всевозможные цветочные мотивы при помощи материала, имеющего разную структуру, ширину и цветовую гамму.

Искусство вышивания лентами вновь заблистало всеми своими гранями.

Ведь вышивать шелковыми лентами необычайно занимательно. Эта техника проще традиционного вышивания крестиком или гобеленовой вышивки, а ее уникальные особенности идеально подходят для украшения одежды, создания декоративных предметов для дома и аксессуаров.

Благодаря ширине и объему лент, вышивать получается гораздо более быстро, чем гладью или крестиком. Особенность этой техники вышивки в том, что она придает рисунку объемность, реалистичность, делает каждую работу неповторимой, дарит радость и восхищение людей. Открывает новые горизонты творчества.

Актуальность данной темы и ее разработки предусматривает формирование и развитие у школьников творческих умений и индивидуальных способностей; способствует развитию эстетических качеств личности.

Методическую разработка содержит план-конспект занятия по теме «Изготовление объемной розы из лент».

Задачи занятия объединены в блоки:

Образовательная - сформировать у учащихся знания о ленточной вышивке, а так же ее выполнять;

Воспитательная - активность, культуру труда, эстетический вкус, общение, экономному расходованию материала, правильному распределению своего времени;

Развивающая - творческое мышление, внимательность и аккуратность.

История вышивки шёлковыми лентами.

С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы "оживить" свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время.

Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.

В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки, как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее в Везли и Сент - Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят - для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.

Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли "летящие платья" с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами.

Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками "а ля рококо", листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание "Поставщики королевского двора" с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру - от Лондона до Претории.

Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах.

После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!


План-конспект открытого занятия

Тема: « Цветочные фантазии. Методика изготовления объёмной розы из шелковой ленты для броши».

Цель: Научить детей новой технике изготовления объёмной розы из лент, используя основные приемы скручивания ленты.

Задачи:

- научить детей правильно использовать материал; обучить технике изготовления роз используя приемы скручивания ленты;

- развить художественный труд; активизировать творческое воображение;

- воспитать аккуратность, целеустремленность, терпение, трудолюбие.

Материалы и оборудование:

- учебно-методические пособия - учебные книги, иллюстрации;

- выставка с образцами работ;

- ноутбук;

- карточки с заданиями (викторина);

- ленты широкие;

- иглы;

- ножницы;

- нитки х/б;

- ткань;

- основа для розы (брошь).


План занятия:


I. Оргмомент

1.1. Организация учащихся. Презентация учебного объединения «Рукодельница»- 2-3 мин.

1.2. Сообщение темы занятия- 1мин.

1.3. Постановка цели и задач - 2 мин.

2. Повторение пройденного материала:

2.1. Викторина «В мире цветов» - 10 мин.

3. Изучение нового материала - 5 мин.

3.1. Легенда о розе.

3.2. Рассказ о популярности шёлковой ленты и вышивке.

4. Инструктаж по т/б при работе - 2 мин.

5. Практическое выполнение объёмной розы - 20 мин.

5.1 Этапы работы (демонстрация слайдов)

6. Закрепление материала - 2 мин.

7. Подведение итогов:

7.1. Анализ занятия -1-2 мин.

7.2. Работа над ошибками - 2 мин.

7.3. Поощрение учащихся - 1-2 мин.


Ход занятия.


Организационный момент.

В кабинете оформлена выставка творческих работ учащихся, разложены папки с методическими пособиями, раздаточный материал. Идёт презентация учебного объединения.

Педагог: - Здравствуйте, дети, дорогие гости!

(проверяю отсутствующих)

Тема сегодняшнего занятия - «Цветочные фантазии». Сегодня наша творческая мастерская «Рукодельница» познакомится с методикой изготовления объёмной розы из шелковой ленты. И практической работой будет украшение броши собранной нами розы.

Повторение пройденного материала.

Но, вначале я предлагаю вам ответить на вопросы викторины и вспомнить основные понятия по вышивке. Давайте сыграем в « Цветик - семицветик». Для этого поделимся на две команды и будем по очереди отрывать лепестки с заданиями и отвечать на вопросы:

1. Какие старинные виды женского рукоделия вы знаете? (вышивка, ткачество..)

2. Вышивкой были украшены предметы быта, головные уборы, обувь, а также…(одежда).

3. Какие виды сборки ленты вы знаете? ( по краю, зигзаг, по центру).

4. Как называется ленточная техника, при которой игла проходит сквозь ленту? (ленточный стежок).

5. Шов, при котором на иголку навивают много витков, называется…. (витой).

6. Что учитывают при вышивки узоров …(цветовое сочетание нитей).

7. Ткань, переплетение нитей которой образуют клетки разной величины называется… (Канва.)

8. Назовите разновидности вышивки которые мы изучили? (крест, гладь, объёмная вышивка, вышивка лентами).

9.Специальное приспособление для натягивания ткани перед вышивкой? (Пяльцы.)

10. Разновидность вышивки путём заполнения плоскости узора различными стежками. (Гладь.)

Молодцы, отлично справились с заданием - а теперь давайте перейдём к теме нашего дня.

Изучение нового материала.

Легенда о розе. (рассказывает ученица)

Родословная розы уходит в глубокую древность. В индийских мифах сообщается , что красивейшая женщина Ландшмид родилась из распустившийся розы, которая состояла из 108 больших и 1008 маленьких лепестков бутона розы. Хранитель вселенной увидел эту обворожительную красавицу укрывающейся в своей прелестной розовой колыбели и разбудил ее поцелуями. С этой минуты Ланшмид сделалась богиней красоты, а укрывающая ее роза -символом божественной тайны и стала считаться у всех народов восточных -священной.

Рассказ о популярности шёлковой ленты и вышивки.

Выбор атласной ленты, как материала для выполнения наших работ сделан не случайно, ведь лента очень характерно передаёт всю красоту цветов - показывает в очень необычном свете сам материал. Цветы из лент это очень красиво. Изучив пошаговое описание работы, вы без труда сможете повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого у вас появится возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсить платье или шляпку и другие милые вещички.

Для нашей работы нам понадобятся следующее материалы: шелковые ленты, лоскут ткани, иглы, ножницы, нитки и брошь.

Кто мне ответит: какие способы изготовления роз мы изучили? (розы с плетённой паутинкой, французский узел, роза из скрученной ленты).

Сегодня мы познакомимся еще с одним новым способом сборки ленты и у нас получиться прекрасная роза.

Но вначале вспомним о технике безопасности с материалами, которыми мы будем пользоваться на занятии. Какие инструменты вы будете использовать при работе? (иглы, ножницы) Правила работы с этими инструментами.

Практическое выполнение работы.

(Демонстрация слайдов с этапами работы. Педагог озвучивает последовательность изготовления броши)

1) Изготовление цветка.

Физкультминутка.

2) Изготовление лепестков.

3) Изготовление броши.

Наша брошь готова. Теперь вы знаете еще один способ изготовления роз из лент.

5. Закрепление материала.

Давайте ещё раз вспомним, как собирать наши розы.

6. Подведение итогов.

Занятие наше подходит к концу. Итак, ребята, посмотрим, как мы справились с заданием. (Организация мини-выставки брошек).

Оценка готовых изделий, выявление и обсуждение характерных недочётов, по возможности устранение их. Какие возникли трудности при выполнении работы.

А сейчас каждый уберёт своё рабочее место, инструменты сложит на стол.

(Благодарю каждого учащегося за выполненную работу, напоминаю, что все полученные знания, умения и навыки детям пригодятся в дальнейшем на занятиях).








Приложение.

Физкультминутка.

Гимнастика для рук и глаз.

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра как птенчик.





Возьмите ленту. Загните один конец ленты к себе (нижнее фото слева). Другой конец ленты загните в другую сторону (нижнее фото справа).

Методическая разработка по теме « Изготовление объёмной розы из лент»Методическая разработка по теме « Изготовление объёмной розы из лент»

Несколько раз сверните ленту, сделав трубочку. Возьмите иголку с однотонной ниткой и закрепите ленту как на нижнем фото справа.

Методическая разработка по теме « Изготовление объёмной розы из лент»Методическая разработка по теме « Изготовление объёмной розы из лент»

Еще раз сверните ленту (нижнее фото слева). Сложите ленту по направлению к внутренней части углом и намотайте ее (нижнее фото справа).

Методическая разработка по теме « Изготовление объёмной розы из лент»Методическая разработка по теме « Изготовление объёмной розы из лент»

Продолжайте так и дальше. Прежде чем делать новую складку, немного ослабляйте ленту. Помните, угол должен образовываться всегда по направлению к внутренней части (всегда загибайте ленту в одну и ту же сторону!).

Когда розочка получится нужного вам размера, аккуратно закрепите конец ленты (нижнее фото слева).

Методическая разработка по теме « Изготовление объёмной розы из лент»Методическая разработка по теме « Изготовление объёмной розы из лент»

Методическая разработка по теме « Изготовление объёмной розы из лент»















Приложение к викторине.

1. Какие старинные виды женского рукоделия вы знаете? (вышивка, ткачество..)

2. Вышивкой были украшены предметы быта, головные уборы, обувь, а также…(одежда).

3. Какие виды сборки ленты вы знаете? ( по краю, зигзаг, по центру).

4. Как называется ленточная техника, при которой игла проходит сквозь ленту? (ленточный стежок).

5. Шов, при котором на иголку навивают много витков, называется…. (витой).

6. Что учитывают при вышивки узоров …(цветовое сочетание нитей).

7. Ткань, переплетение нитей которой образуют клетки разной величины называется… (Канва.)

8. Назовите разновидности вышивки которые мы изучили? (крест, гладь, объёмная вышивка, вышивка лентами).

9.Специальное приспособление для натягивания ткани перед вышивкой? (Пяльцы.)

10. Разновидность вышивки путём заполнения плоскости узора различными стежками. (Гладь.)



Заключение.

Данная методическая разработка по теме « Изготовление объёмной розы из лент», может быть использована учителями технологии в школах, педагогами дополнительного образования в Домах детского творчества, клубах и т.д. К разработке прилагается презентация и иллюстративный материал с поэтапной работой, что способствует более лучшему и доступному усвоению материала.

Список литературы


  1. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001

  2. Составитель Н.В. Малеванная. Рукоделие. Издательство «Алфавит»: Ижевск 1992.

  3. Федоров Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1995.

  4. Лущик Л. И., Несмиян Т. Б.- Декоративные цветы из ткани, бумаги, кожи, бисера. - М.: Издательство Эксмо,2005

5. Энн Кокс-Возрождение традиций. Уроки мастерства. Вышивка шелковыми ленточками. Издательство Кристина - Новый век , 2006


© 2010-2022