Урок по технологии «Ручная художественная вышивка гладью»

Урок по технологии в 8-м классе. Тема: «Ручная художественная вышивка гладью»   Цель урока: ·         познакомиться с историей возникновения вышивки, основными приемами вышивания. Задачи: Обучающая: ·         формировать знания об использовании вышивки в быту на различных этапах развития истории; ·         формировать знания о многообразии ручных швов в технике гладь; ·         формировать умения выбора материалов для вышивания. Воспитательная: ·         вырабатывать точность и аккуратность в работе; ·         формирование положительной мотивации к предмету; ·         формирование умений четко организовать свою практическую деятельность; ·         воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания. Развивающая: ·         развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор; ·         развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус. Оборудование: ·         мультимедиапроектор, ·         ПК. Инструменты и материалы: ·         пяльцы, ·         ткань 20 x 20 см, ·         нитки мулине, ·         набор игл, ·         ножницы, ·         карандаш, ·         образцы рисунков, ·         образцы вышивки, ·         инструкционные карты. Дидактический материал: ·         презентация “Вышивка гладь”, ·         инструкционные карты швов гладь, ·         образцы вышивок гладь.
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по технологии в 8-м классе.

Тема: "Ручная художественная вышивка гладью"



Цель урока:

  • познакомиться с историей возникновения вышивки, основными приемами вышивания.

Задачи:

Обучающая:

  • формировать знания об использовании вышивки в быту на различных этапах развития истории;

  • формировать знания о многообразии ручных швов в технике гладь;

  • формировать умения выбора материалов для вышивания.

Воспитательная:

  • вырабатывать точность и аккуратность в работе;

  • формирование положительной мотивации к предмету;

  • формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;

  • воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.

Развивающая:

  • развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор;

  • развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор,

  • ПК.

Инструменты и материалы:

  • пяльцы,

  • ткань 20 x 20 см,

  • нитки мулине,

  • набор игл,

  • ножницы,

  • карандаш,

  • образцы рисунков,

  • образцы вышивки,

  • инструкционные карты.

Дидактический материал:

  • презентация "Вышивка гладь",

  • инструкционные карты швов гладь,

  • образцы вышивок гладь.

"Не учи безделью, а учи рукоделью". (В.И.Даль)

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1

  • Проверка готовности к уроку.

  • Сообщение темы и цели урока.

Слайд 2

Добрый день! Сегодня у нас очень интересная тема урока. Посмотрите пожалуйста на слайд. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

(«Ручная художественная вышивка гладью») А что бы вы хотели узнать на этом уроке? (На этом уроке вы познакомитесь с историей возникновения вышивки, основными приемами вышивания, узнаете о многообразии ручных швов и начнёте изучение некоторых техник в вышивке гладью)

II. Повторение материала по разделу вышивание

В 6 классе вы познакомились со счётной вышивкой, научились выполнять работы, которые делаются по счёту нитей в ткани. И прежде чем мы перейдём к изучению новой темы, вы выполните небольшой тест, по результатам которого я увижу, насколько вы знакомы с темой урока.



Тесты.Слайд 3

Выберите все правильные ответы:

  1. К вышивке относится:

  • а) счётный крест

  • б) гладь

  • в) вязание крючком

2. Вышивают с помощью:

  • а) игла

  • б) спицы;

  • в) крючок.

3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.

  • а) завязать узелок;

  • б) спрятать нить под стежками;

  • в) закрепить нить в петлю.



4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.

  • а) карандаш;

  • б) копировальная бумага;

  • в) фломастер;

  • г) ножницы;

  • д) эскиз рисунка.

5. Для вышивания необходимы следующие материалы.

  • а) пяльцы;

  • б) нитки мулине;

  • в) нитки х/б;

  • г) напёрсток;

  • д) крючок.

Ответы на тест: 1-а, б; 2-а; 3-б, в; 4-а, б, д; 5-а, б, г.

Поменяйтесь вашими листочками.Давайте посмотрим, как вы справились с вопросами теста.

III. Изучение темы урока

  • Объяснение нового материала и формирование мотивации, актуализация знаний учащихся.

  • Показ презентации

Слайд 4.

Вышивка относится к одному из видов рукоделия.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

На прошлом уроке вы разделились на 3 группы, каждой из которых было дано задание - подготовить материал об истории развития вышивки который пойдет в ваш творческий проект.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания, относиться к эпохе первобытной культуры, и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Из истории вышивки (зачитывает 1 ученица).Слайд 1

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI - V вв. до н.э.Слайд 2

Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.

Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Слайд 3

Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.

Слайд 4В Англии с XIII в. известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В XVI - XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты.

Слайд 5С конца XIII - начала XIV в. во Франции, Германии, Швеции, Англии, Норвегии вышивка начала применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье.

Слайд1Из истории вышивки (зачитывает 2 ученица). На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов. В России вышивание было распространено среди знатных дам и монахинь.

Старинные русские вышивки выполнялись обычно в технике белой ажурной строчки и крестика.

Слайд 2МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА, традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи. В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - "русская гладь": растительный узор выполняется швом "вперед иголку" по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные "разделки" - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.

Слайд 3.Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для неё изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Каждый народ вложил в национальную вышивку и свой вкус.

Слайд 1 Из истории вышивки (зачитывает 3 ученица). Вышивка народов нашей страны необычно разнообразна по художественным и техническим приёмам; характеру использования в быту. В любой республике, крае, области, районе, встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.

Готовыми вышитыми работами - можно украшать своё жилище, что не только делает его красивым и особенным, но и создаёт неповторимый образ.

Слайд 2В настоящее время вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного искусства.

Современная мода вновь возвращается к вышивке - декоративному изящному элементу, украшающему одежду и быт.

Скатерти, салфетки, рушники, занавески, мешочки, фартуки, прихватки - это не только всем необходимые предметы домашнего быта, но и предметы интерьера, если они действительно красивые и необычные. Яркая вышивка с народными мотивами создает в доме необычайный колорит, тепло и уют.

Слайд 3 Одежда изо льна с вышивкой - это не обязательно традиционный сарафан и косоворотка. Есть множество вариантов современной одежды (актуального сейчас кроя), но с традиционными элементами вышивки. Такая одежда не только экологична, но и необычна. Она призвана подчеркнуть характер и мировоззрение её хозяина.

Слайд 4 Кстати, этностиль сейчас необычайно популярен. Он воспроизводит элементы национального костюма определенного народа. В такой одежде всегда есть и самобытность, и красота. Для русской этники характерны красные, белые, синие, зеленые цвета; льняные, хлопковые шерстяные ткани, а также использование вышивки с растительными и геометрическими мотивами.

Слайд 5Рассказ учителя об основных техниках вышивания гладью и их отличиях.

Вышивка гладью - вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.

В России самые интересные виды вышивки гладью родились в городах Владимир и Торжок. Владимирское шитьё отличается ярким красным цветом в сочетании с синим, зелёным и жёлтым. (рис. 5)

Слайд 6Ещё одним видом владимирской глади является вышивка белым по белому (рис. 6). Необыкновенной красоты орнаменты из цветов, венков, букетов разбросаны по полю скатерти, украшают панно, женскую и детскую одежду.

Слайд 7Вышивка из города Торжок совсем другого характера: она дорогая, выполняется серебряной и позолоченной нитью, называется этот вид вышивки золотое шитьё (рис. 7). Раньше этой богатой вышивкой украшали царские и боярские одежды, часто дополняя её жемчугом и драгоценными камнями.







IV. Практическая работа.

А сейчас мы переходим непосредственно к вышиванию. Но перед началом повторим правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.

  2. Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.

  3. Не шить ржавой иголкой.

  4. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

  5. Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.

  6. Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.

Практическая работа № 11 стр. 40 учебника

Учащимся розданы инструкционные карты с образцами вышивания гладью (приложение).

На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки гладь. Учитель показывает, как правильно вышивать и исправлять ошибки.

В середине выполнения практической работы провести с учащимися гимнастику для глаз:

  1. Исходная позиция - сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.

  2. Исходная позиция - сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

  3. Исходная позиция - сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

  4. Исходная позиция - сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 4-5 раз.



V. Подведение итогов урока.

На каждой парте лежит индивидуальный график роста.



На вертикальной прямой - оценка по пятибалльной системе, а на горизонтальной прямой номера уроков. Я прошу вас оценить наш сегодняшний урок и отметить результат в графике.

Домашнее задание: вышивать по рисунку одним из швов гладь по выбору.

Оценивание работ учащихся.

Уборка рабочих мест.



Используемая литература:

  1. Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. Под. Ред. В.Д. Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2012 г.

  2. Н.И.Тихонравова. Применение метода проектирования в изделиях, украшенных вышивкой.- Йошкар-Ола, 2002.

  3. tehnologiya.narod.ru/

  4. festival.1september.ru/

© 2010-2022