Конспект урока по технологии на тему Инструменты резчика по дереву

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока технологии в 6 классе (2 урока)

Тема: Инструменты резчика по дереву

Цель урока: ознакомить учащихся с инструментами, которые использует резчик для работы по дереву.

Задачи урока:

1). Обучающая - знакомство учащихся с правилами работы, техникой безопасности, объектами труда.

2). Воспитательная - воспитывать дисциплинированность, аккуратность, бережное отношение к оборудованию.

3). Коррекционно - развивающая - развивать творческий подход к выполнению работы.

- развитие речи, внимания, мелкой моторики, глазомера.

Материально-техническое обеспечение: оборудование мастерской, инструмент для работы с древесиной.

Словарная работа: Резчик, резак, стамеска, царапики, рукоятка.

Ход урока

1. Организационный момент:

1). Проверка готовности учащихся к уроку.

2). Проверка отсутствующих.

2. Повторение пройденного материала.

Сейчас мы с вами поиграем в волшебный мешочек. Я буду показывать мешочек, а вы будите отгадывать, какой инструмент в нём лежит; на ощупь. Какие были инструменты в мешочках давайте повторим: напильник, линейка, угольник, стамеска.

3.Объяснение новой темы. В процессе художественной обработки дере
ва резчики пользуются как специальными, так и общими инструментами

Основные инструменты резчика по дереву резаки, стамески, царапики, уголки, клюкарзы, ножи. Каждый режущий инструмент вправлен в рукоятку - черенок мягко закругленной или слегка ограненной формы. Очень важно, чтобы инструменты, особенно хорошо заточенные режущие, было удобно держать в руках. Это помогает резчику избежать производственных травм, поэтому многие резчики сами делают рукоятки к своим режущим инструментам.

Резаки (рис. на доске) состоят из полотна, шейки, упора и хвоста Ось хвоста, шейка и полотно должны составлять одну прямую линию Лезвие у резака скошенное, отчего с одной стороны образуется острый угол, называемый носком, а с другой - тупой, называемый пяткой Лезвие скошено не

только по краю, но и по плоскостям в направлении к режущей кромке. Примерно в 2-2,5 мм до режущей кромки полотно резака имеет пологий скос, называемый первой фаской, а у самого лезвия - второй короткий скос, вторую фаску, шириной 1-1,5 мм Фаски есть с обеих сторон полотна.

Резаки бывают широкие и узкие ШиринаКонспект урока по технологии на тему Инструменты резчика по дереву

полот на широкого резака примерно 2 см.

К шейке полотно сужается сначала до 4 мм,

а к самому концу - до 2 мм Ширина полотна узкого резака 7 мм Толщина его у шейки 2- 3 мм, а на конце 1,5-2 мм.

Стамески (рисунок висит на доске) применяются в основном при рельефной резьбе. Различаются они по профилю и ширине полотна. Стамески могут быть прямыми и полукруглыми.

Передняя часть прямой стамески должна быть правильной плоской формы, без царапин и вмятин. Полукруглые стамески бывают отлогие, средние и крутые Форму полукруглой стамески определяют радиусом изгиба полотна, а размер - шириной полотна.

Царапики (рисунок висит на доске) - инструмент для выборки узких полукруглых выемок, выполненияКонспект урока по технологии на тему Инструменты резчика по дереву


прожилок и обработки перехода фона в край орнамента, а также для разных мелких работ. По своей форме похожи на узкие полукруглые стамески с большой (больше полукруга) глубиной изгиба. Размеры царапиков различны в зависимости от назначения.

Инструмент общин. Метр и линейка служат для измерения длины, ширины, высоты и глубины, а также для проведения прямых линий

Угольник нужен для обозначения прямых углов, нанесения перпендикулярных и параллельных линий, треугольник - для нанесения линий под уг-

лом 30, 45 и 60°.

Циркулем-разметчиком наносят на обрабатываемую поверхность круги или дуги, контурные линии и детали орнамента. Для измерения размеров и диаметров изделий используют кронциркуль. Более точный и удобный инструмент, служащий для тех же целей, - штангенциркуль. Деления, нанесенные на нем (в сантиметрах и миллиметрах), упраздняют одну из операций измерения и сразу дают цифровые выражения размеров изделия или заготовки.

Рейсмус служит для прочерчивания линий, параллельных граням заготовки. Чтобы заготовка при прочерчивании не задиралась, рейсмус обычно наклоняют слегка в сторону движения.

Лучковая пила применяется для распиловки дерева. Один ее конец закреплен наглухо, другой надевается на крючок. Начиная работу, снимают этот конец с крючка, продевают в подготовленное для начала распила отверстие и, надев снова на крючок, туго натягивают винтом. Зубья пилы разводятся, т е загибаются попеременно в одну и другую сторону, тогда пропил получается шире толщины полотна и пила свободно ходит взад и вперед, выбрасывая опилки Рабочий момент пилы - движение вперед.

Рабочее место резчика

Правильно организованное рабочее место резчика - одно из основных условий качественного и быстрого выполнения работы. Оснащение рабочего места зависит от характера выполняемых резных работ.

Резчику по дереву для изготовления мелких изделий - шкатулок, коробок, ложек, небольших резных панно, изделий с резьбой по бересте, мелкой декоративной скульптуры и игрушек, а также всякого рода дополнении и украшений к костюму - не требуется специального рабочего места, так как их можно выполнять на обыкновенном столе. Однако резчик по дереву не может работать в тесноте. Для каждого резчика требуется примерно 2-2,5 м2

площади. Резчику нужно; особый стол для заточки инструментов, водяное точило, умывальник, шкаф для хранения инструментов, столярный верстак.

Конспект урока по технологии на тему Инструменты резчика по дереву



Для работы за верстаком сидя служит высокий табурет, ноги при этом ставят на подставку - проножку высотой 20-30 см. С правой стороны верстака расположен винтовой зажим, в котором закрепляют обрабатываемую заготовку. Для закрепления на верстаке обрабатываемых изделий или деталей в горизонтальной плоскости используют разнообразные державки. С их помощью изделие или деталь закрепляются так, чтобы их можно легко снять.

4. Практическая работа совместно с учителем.

Выполнение упражнений разными стамесками на заготовках.

Текущий инструктаж целевые обходы.

Первый обход: проводить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда своевременное начало работы.

Второй обход: проверить правильность выполнение трудовых приёмов и технологической последовательности операций.

Третий обход: Проверить правильность и осуществления учащихся самоконтроля. Провести приёмку и оценку работы.

Выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученикам.

5. Заключительный инструктаж

5.1 Анализ характерных ошибок их причин.

5.2 Сообщение оценки работы каждого учащегося.

5.3 Уборка рабочих мест.

Учитель:________Ковин А.В.


© 2010-2022