Программа кружка Начальное техническое моделирование

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вознесенская средняя общеобразовательная школа»



Образовательная программа

дополнительного образования детей

по научно - техническому направлению
Начальное техническое моделирование.



Срок реализации 3 года

возраст детей 11 - 17 лет















Педагог: Швецов Денис Александрович















Муниципалитет
Верещагинский район
2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Народная пословица гласит: «Без ремесла - без рук». Ремесло - широкое понятие. В это понятие входит и домашнее ремесло, к которому обычно относят производство таких изделий, которые удовлетворяют нужды семьи.

С развитием промышленности, домашнее ремесло постепенно отмирает. Дело в том, что создается впечатление, будто бы в городских квартирах, да и в большинстве частных домов не остается мужской работы. Действительно, воду носить не надо - она, как в сказке, приходит в дом сама. Не надо пилить и колоть дрова - квартиру обогревает центральное отопление. Нет необходимости заготовлять сено для коровы - молоко можно купить в ближайшем магазине и т.д. В результате мужчины перемещаются на диван и срастаются с экраном телевизора. Глядя на них, отвыкают от труда по дому и подрастающие сыновья. Таким образом, налицо существенные потери в трудовом и нравственном воспитании. В тоже время в городской квартире, в частном доме, на даче нужно очень многое переделывать, подгонять, заменять, ремонтировать и даже создавать нестандартные вещи, без которых порой в быту не обойтись. И эти вещи ни робот, ни компьютер не создадут. Их нужно делать своими руками, вспоминая те домашние ремесла, которыми когда-то в совершенстве владели практически все наши деды, уже в меньшей степени отцы и которыми нынешнее поколение мужчин владеет в единичных случаях. Из жизни уходят не только сами ремесла. Вместе с изготовлением полезных изделий исчезает и связанная с ними эстетическая, художественная сторона ремесла - неотъемлемая черта народного искусства. Перестает существовать в городских семьях, говоря словами А.В. Луначарского, «Искусство создания радостных вещей».

В настоящее время, когда ставится задача воспитать в нашей стране хозяина (хозяина на земле, на производстве), то, на наш взгляд, начинать решение этой задачи следует с воспитания хозяина в доме, которому многое по плечу, которому интересно жить. Как не привести здесь слова, которыми заканчивает предисловие своей книги «Сокращенное руководство столярного ремесла» М.А. Нетыкса (эта книга была издана в 1908г.) «Труд облагораживает человека и предохраняет его от дурных привычек. Если будете видеть, что у вас работа спорится, да будете приобретать путем чтения книг все новые и новые познания, то вам и на ум не придет вино». Чем не рецепт на сегодняшний день тем, кто не знает, как уберечь детей от «улицы», от тех пагубных увлечений, которые его там ожидают. У ребенка есть реальное, интересное, настоящее дело, которое он выполняет как взрослый, с радостью, желанием. Многих бед удастся избежать, если дети будут дружно мастерить в свободное время: проектировать, советоваться, спорить, находить общее приемлемое решение и воплощать в жизнь задуманное, создавая полезные и красивые изделия.

Настоящая образовательная программа дополнительного образования детей по начальному техническому моделированию позволяет подростку окунуться в мир множества интересных трудовых дел. Актуальность программы заключается в том, что она направлена на возрождение домашнего ремесла, так как оно заключает в себе одно из активных средств воспитания детей, приобщение их к посильному труду по созданию нужных и красивых вещей, и нацеливает ребят на осознанный выбор профессии. Она дает возможность подростку практически разработать и изготовить своими руками интересные изделия для дома, а так же дачного домика или садового участка, исполнить изделия сувенирного и подарочного характера. Программа позволяет накопить нравственный опыт ответственного отношения к избранному делу, опыт коллективных действий.

Основой данной образовательной программы является начально- техническое моделирование с элементами художественного конструирования. А данная наука - это первые шаги школьников в самостоятельную творческую деятельность, это познавательный процесс формирования у школьников начальных политехнических знаний, умений и развитие художественного вкуса. Данная программа может быть интересна не только мальчишкам подросткового возраста. Все предложенные в программе виды прикладных работ приемлемы для девочек, так как особых физических усилий они не требуют, и при хорошем, удобном инструменте легко выполнимы. Причем замечено, что многие декоративные изделия у девочек получаются чище, аккуратнее, даже профессиональнее, чем у мальчиков. Не даром среди мастеров прикладного искусства, работающих с деревом и металлом, не мало женщин.

Привлечение подростков к занятиям по данной образовательной программе - это не просто средство чем-то занять их свободное время, но и возможность применения своих знаний и умений в дальнейшем, это помощь в адаптации к новым экономическим условиям жизни. Время, потраченное на приобретение теоретических знаний и практических навыков, окупится с лихвой не только в моральном, нравственном плане, но и в материальном. Научившись думать и воплощать свои замыслы в реальность, дети смогут делать в доме такие вещи, для исполнения которых потребовалось бы пригласить мастеров со стороны; дети смогут сделать интересные, уникальные подарки к праздникам родным и знакомым, и не надо будет тратиться на дорогостоящие традиционные покупные вещи. Но главное это, конечно же, ценности нравственного порядка, - воспитания у детей желания и умения трудиться.

Обучение по данной программе обратит взоры подрастающего поколения на возрождение традиций народных мастеров, которые издавна передавались из поколения в поколение. Здесь хочется привести слова А.С.Макаренко: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот; всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать самих себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им ни кто не помогает, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».

Цель образовательной программы - создание условий для самореализации детей через достижения ими личного успеха в освоении начальных навыков научно-технического моделирования.

Задачи:

  • пробудить интерес и любознательность к традициям народных мастеров и обучить основам художественного ремесла через начальное техническое моделирование.

  • развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости;

  • сформировать у школьников осознанное стремление к использованию опыта технического творчества в решении повседневных задач;

  • воспитать трудолюбие, уважение к труду, ответственности;

  • Способствовать формированию умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления простейших технических объектов (выбор материала, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);

  • Развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности рационализатора.

Программа рассчитана на три года обучения для учащихся 10-18 лет. Количество учащихся в творческом объединении составляет 8-15 человек. Количество часов: первый год обучения - 2 часа в неделю (всего за учебный год 70 часов), во втором и третьем годах обучения - по 2 часа в неделю (всего 70 часов). Количество детей может быть меньше при отсутствии необходимых условий для безопасного учебного процесса. При подборе группы учащихся для занятий необходимо учитывать интересы ребят и соблюдать принцип добровольности.

В первый год обучения дети получают и совершенствуют навыки работы с инструментами, материалами, изучают основы художественной обработки дерева, знакомятся с техническими понятиями, узнают много интересного из истории народных промыслов.

Во второй год - добавляются элементы машиноведения, технология обработки металлов, конструкторская и технологическая документация, работа на токарном станке по дереву, на сверлильном станке, знакомство с электрифицированными инструментами, а в теме специализированных работ ребята вместе с педагогом планируют и конструируют изделия для дома разнообразных модификаций.

В третий год обучения включены темы - художественная обработка древесины (резьба по дереву, мозаика), культура дома (внешнее и внутреннее оформление дома, дачных участков), этапы выполнения творческого проекта, самостоятельная итоговая работа, это своеобразный экзамен по усвоению данной программы.

Содержание теоретической и практической части образовательной программы в течение года может корректироваться и изменяться в зависимости от желаний обучающихся, наличия необходимого материала и инструментов, новых интересных идей.

Для претворения данной программы на практике предлагается руководствоваться следующими принципами обучения:

  • принцип «зоны ближайшего развития» (позволяет проектировать тот уровень развития, которого индивидуально может достичь каждый ребенок в ближайшее время);

  • принцип связи теории с практикой;

  • принцип наглядности;

  • принцип доступности в обучении и посильности труда.

Методы обучения определяются по источникам информации и включают в себя следующие виды:

  • словесные (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж);

  • демонстративные (реализуют принципы наглядности);

  • практические (Имеют целью проверить практические умения обучаю-щихся, способность применять знания при решении конкретных задач. Реализуют принцип связи обучения с практикой, с жизнью, ориентирует на применение знаний).

При планировании образовательного процесса предусматривается следующие формы организации познавательной деятельности:

  • коллективные (фронтальные со всем составом);

  • групповые ( работа в группах, бригадах, парах);

  • индивидуальные.

Основной формой организации учебной деятельности является учебное занятие. Каждое занятие обычно содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Каждое занятие (условно) разбивается на 3 части, которые и составляют в комплексе целостное занятие:

1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого учащегося на данное занятие;

2 часть - практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы;

3 часть - посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого учащегося, педагога и всех вместе.

Системное применение этой формы учебной деятельности позволяет научиться мыслить, рассуждать, оценивать, принимать решения. Вместе с тем, программой предусмотрено: экскурсии, участие в выставках, сдача зачетов.

Условия реализации программы

Для реализации данной образовательной программы необходима учебная мастерская с оборудованными станками по дереву, по металлу, верстаками, необходимыми инструментами-лобзиками, ножовками, молотками, рубанками и т.д.

Для полноценного и качественного выполнения программы необходимо следующее методическое обеспечение:

  • папки с информационными и дидактическими материалами

  • специальная литература, журналы, книги

  • карточки, опросники, тесты

  • плакаты

  • образцы изделий

  • инструкции по ТБ

Контроль результатов деятельности учащихся осуществляется в течение всего года. Для этого проводятся входящий, промежуточный и итоговый контроль. Формы контроля выбирается педагогом самостоятельно с учетом особенностей темы и контингента учащихся. При этом применяются: тесты, контрольные опросы, анкетирование, зачет и т.д.

Также результаты реализации программы отслеживаются через: участие в выставках технического, прикладного творчества на районных, краевых, российских уровнях; участие в конкурсах «Юный столяр» и т.д.

Учебно-тематический план

первого года обучения

Темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Инструменты и материалы

8

2

6

3

Первоначальные графические знания и умения

8

2

6

4

Технология обработки древесины

10

4

6

5

Основы моделирования и конструирования

22

2

20

6

Декорирование изделий

12

2

10

7

Культура дома

4

2

2

8

Учебно-воспитательная деятельность

2

2

-

9

Заключительное занятие

2

2

-

Итого:

70

20

50

Содержание программы

первого года обучения

Тема 1. Вводное занятие. (2 час.)

История развития ремесел. Значение техники в жизни человека.

Тема 2. Инструменты и материалы (8 час.)

Древесина как природный конструкционный материал. Строение древесины. Пиломатериалы: производство, свойства, применение. Листовые древесные материалы: ДВП, ДСП, фанера, шпон. Производство бумаги и картона, свойства, применение. Область применения древесных пород в конструкциях мебели и других декоративных изделиях.

Инструменты для работы с древесиной: ножовка, молоток, киянка, лобзик, стамеска и т.д. Инструменты для работы с бумагой, картоном: ножницы, нож канцелярский, шило и т.д. Правила пользования ими. Правила работы с колющими и режущими инструментами. Сравнение ручных инструментов с аналогичными по назначению машинами: молоток - электрический молот, дрель - сверлильный станок, напильники - токарный и шлифовальный станки и т.д. Верстак, виды, назначение, устройство.

Практические работы: Освоение рабочего места - верстак, зажим, клинья, пальцы, гнезда. Устройство зажимов. Знакомство с содержанием трудовой деятельности человека на производстве (монтажники, слесари, плотники и т.д.) Изучение образцов пиломатериалов, их свойств и особенностей. Изготовление из плотной бумаги различных изделий.

Тема 3. Первоначальные графические знания и умения. (8 час.)

Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Чертежные инструменты и принадлежности: линейка, угольник, циркуль, карандаш, чертежная ученическая доска. Их назначение и правила пользования. Главный вид, виды слева и сверху.

Линии чертежа: линии видимого, невидимого контура, линия сгиба или центровая, сплошная тонкая и т.д. Понятие об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Условные обозначения диаметра, радиуса. Деление окружности на 3,4,6,8,12 частей и чтение основных размеров. Правила чтения чертежа детали.

Понятие - шаблон, трафарет. Масштаб, увеличение, уменьшение изображений по клеткам. Измерительные и разметочные инструменты. Технологическая карта. Понятия - заготовка, сборочная единица, технологический процесс, операция.

Практические работы.

Выполнение эскиза (технического рисунка) предложенной детали с соблюдением линий чертежа указанного масштаба. Изготовление шаблонов из картона. Изготовление макетов машин, военной техники или изделий быта по технологическим картам.

Тема 4. Технология обработки древесины. ( 10 час.)

Пиление: поперечное, продольное, смешанное. Выпиливание лобзиком. Подготовка материала к выпиливанию. Техника выпиливания прямых, волнистых линий, тупых и острых углов. Дефекты выпиливания и их устранение, ремонт.

Строгание древесины. Контроль качества строгания. Рубанки, виды, назначение. Хватка инструмента и рабочая поза при строгании рубанком.

Сверление. Сквозные и несквозные «глухие» отверстия. Виды сверл. Инструменты для сверления. Соединения столярных изделий. Виды клея: животного происхождения (столярный, казеиновый), синтетический, эпоксидный, БФ, ПВА). Соединение деревянных деталей с помощью деревянных стержней - нагелей и на шипах.

Практические работы:

Разметка заготовок. Пиление ножовкой. Строгание рубанком углов кромок. Контроль качества визуальный и инструментальный Сверление отверстий ручной дрелью - коловоротом. Сборка деталей с помощью гвоздей, клея ПВА. Шлифование готовых изделий. Изготовление полочек, вешалок различных модификаций.

Тема 5.Основы моделирования и конструирования ( 22 час.)

Макеты и модели технических объектов из плоских деталей. (12час.)

Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Понятия о геометрических фигурах: различные прямоугольники, треугольники, круг, половина круга и т.д. Сопоставление формы окружающих предметов и их частей, а также частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Форма и ее закономерность (симметрия, цельность). Прямолинейные и округлые формы.

Практическая работа.

Изготовление изделий из плотной бумаги (геометрические фигуры, различные по форме, размеру и цвету). Создание силуэтов моделей ( по выбору детей) из элементов способом манипулирования.

Изготовление контурных моделей со щелевидными соединениями (ракета, самолет, пароход и т.д.) из картона по образцу, рисунку, шаблону, представлению, воображению и собственному замыслу. Оформление изделий.

Создание образа модели технического объекта (по собственному замыслу) путем манипулирования геометрическими фигурами с поиском оригинальной или усовершенствованной формы и конструкции. Изготовление этих моделей. Оформление модели по собственному замыслу с учетом особенностей формы и назначения изделия.

еделю (два раза по 2 часа). ч. ые занятия в школе, внешкольных учреждениях, технических комнатах при ЖЭКе, в пионерском лагРазработка и изготовление объемных макетов и моделей технических объектов. (10 час.)

Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: призме, цилиндре, конусе. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность.

Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами. Понятие о развертках и выкройках простых геометрических тел (куба, параллелепипеда, цилиндра, конуса). Гармоничное сочетание формы и цвета. Узор в соответствии с особенностями формы.

Практическая работа. Изготовление из плотной бумаги или тонкого картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным вычерчиванием разверток и выкроек.

Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения разверток (макеты и модели бытовой утвари, предметов быта, самолетов, ракет, вагонов и автомашин различного назначения и т.д.).

Изготовление объемных действующих моделей из разных материалов и их оформление. Создание образа модели технического объекта (по собственному замыслу путем манипулирования геометрическими телами и объемными деталями из готовых наборов и тарных коробочек с поиском оригинальной или усовершенствованной формы и конструкции).

Тема 7. Декорирование изделий (122 час.)

Форма, цвет, пропорциональность - характерные показатели художественного конструирования. Округлые и прямолинейные формы. Закономерность формы (симметрия, цельность). Осознанное восприятие формы и цвета. Пропорциональность частей изделия. Цветовое богатство окружающего мира. Холодные цвета. Теплые цвета. Ахроматические цвета (белый, серый, черный). Хроматические цвета (красный, синий, зеленый, желтый и т.д.). Цветовой тон и цветовые отношения. Холодные и теплые цвета. Цветовые сочетания (ритмичные, контрастные, мягкие). Цветовой тон (насыщенность). Цвет как средство выразительности.

Первоначальные понятия о ритме, гармоничности цветовых сочетаний, о равновесии формы, пропорции, цвете. Оригинальность конструктивного строения, закономерность и некоторые средства художественной выразительности (линия, форма, цвет, динамика и т.п.). Насыщенность цвета. Тональная (нюансная) композиция. Правила смешивания. Оптические иллюзии при сочетании цветов и разной освещенности.

Понятие о технической эстетике. Рисунок, требование к рисунку. Текстура - видимый рисунок поверхности. Фактура - строение, характер поверхности, гладкость, шероховатость, рельефность.

Художественное выжигание. Материалы и инструменты для выжигания. Различные виды выжигания: выжигание по контурам, силуэтное выжигание, оттенки светотени.

Практические работы:

Перевод рисунка на готовую заготовку.

Художественное выжигание по контурам для оформления вешалок, полочек и т.д. Изготовление подарочных сувениров.

Тема 8. Культура дома. (4 час.)

Энциклопедия домашних ремесел. Санитарно-гигиенические требования к жилищу. Особенности строения частного дома, квартиры в многоэтажном доме. Жилище русского народа. Простейший ремонт в помещении. Производство современной мебели на мебельных фабриках. Разнообразие мебельной фурнитуры. Каркасные, филенчатые, ящичные конструкции. Дизайн дома. Интерьер. Отделочные материалы, применяемые при изготовлении современной мебели.

Практические работы: простейший ремонт столов, стульев и другой учебной и бытовой мебели.

Тема 9. Учебно-воспитательная деятельность. (2 час.)

Экскурсия в мебельный цех. Встречи с мастерами работы по дереву. Экскурсия на выставки технического и прикладного творчества.

Тема 10. Заключительное занятие. (2 час.)

Конкурсная программа «Мастер золотые руки!» - подведение итогов за прошедший учебный год.


Ожидаемый результат

После первого года обучения обучающиеся должны знать:

  • основы моделирования и конструирования

  • инструменты ручной обработки древесины и технику безопасности при работе;

  • свойства древесных материалов признаки, свойства и область применения древесных пород;

  • несложные технические понятия;

  • первоначальные графические знания, основные отличия чертежа, эскиза, технического рисунка;

  • приёмы предварительной обработки изделия и основы художественного декорирования

а также уметь:

  • начертить чертёж (эскиз, технический рисунок);

  • правильно организовать рабочее место;

  • применять правила техники безопасности в работе;

  • определять основные части изготовляемых изделий, использовать терминологию;

  • составить технологическую карту на простейшее изделие и уметь работать по ней;

  • правильно пользоваться распространенными инструментами ручного труда

  • изготовить шаблон по чертежу;

  • производить мелкий ремонт мебели

Учебно - тематический план

второго года обучения

Темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Традиции народных мастеров в обработке и изготовлении изделий из дерева

2

2

-

2

Ценные качества дерева

4

2

2

3

Комплект графических и текстовых документов

16

4

12

4

Технология отделки древесины

10

2

8

5

Элементы художественного конструирования

20

4

16

6

Художественное точение ручным и механическим способами

14

2

12

7

Культура дома

2

2

-

8

Заключительное занятие

2

2

-

Итого:

70

20

50

Содержание программы

второго года обучения


Тема 1. Вводное занятие. (2 час.)

Традиции народных мастеров. Исторические сведения о развитии отечественной техники и технологии, и их роли в современном мире.

Тема 2. Ценные качества дерева. (4 час.)

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Физические и механические свойства древесины. Пороки древесины. Сушка. Влажность. Способы определения влажности древесины. Получение и применение листовых древесных пиломатериалов. Свойства древесины разных пород, их сравнительная характеристика. Обработка древесины: склеивание, фанеровка, заделка трещин и сучков, исправление сколов, шлифовка, полировка, тонирование и т.д.

Практические работы: определение пород древесины, пороки древесины и способы их устранения.

Тема 3. Комплект графических и текстовых документов. (16 часов.)

Конструкторская документация (изложение всех сведений о конструкции изделия - это чертежи, пояснительные записки, расчеты, схемы). Технологическая документация. Карты: технологическая, операционная, маршрутная и др.

Практические работы: конструкторская документация на изделие с конической и фасонной поверхностью. Чертеж деталей с призматической формой. Выполнение чертежа с сечением и разрезом произвольной фигуры.

Тема 4. Технология отделки древесины (10 час.)

Лакокрасочные работы. Лакирование изделий на производстве с помощью лакировочных машин. Виды лаков - спиртовые, масляные, нитролаки и др. Ручное полирование. Вощение. Восковая мастика. Шпатлевка. Шлифование. Зернистость шлифовальной бумаги. Классификация пород древесины по цвету. Сущность закона хроматического контраста. Грунтование. Облицовка мебели пластиками или пленками. Нанесение красок на мебель. Противопожарная защита древесины.

Практические работы: этапы выполнения отделки кухонных досок - шлифование, выжигание, прозрачное лакирование и т.д. Приготовление восковой мастики. Определение пород древесины по цвету.

Мир кухни. Элементы эстетического и бытового благоустройства кухни. Виды столярных соединений при изготовлении мебели. Способы экономии материала при разметке. Сквозные и «глухие» гнезда. Настройка рубанков, фуганков, шерхебелей. Электрифицированные инструменты для обработки древесины. Механизмы передачи движения (ведомые и ведущие). Общее устройство токарного станка по обработке древесины. Сверлильный станок как технологическая машина - общее устройство.

Практические работы: заточка ножовок, стамесок и др. Правка и доводка лезвий заточенных инструментов. Изготовление кухонного набора - разделочные доски, коромысло. Заточка сверл. Сверление отверстий для разделочных досок, для нагелей и др. Выпиливание электрическим лобзиком.

Тема 5.Элементы художественного конструирования.(20 час.)

Особенности декоративно-художественного оформления поделок. Орнамент как основа украшения изделий из различных материалов. Орнамент - узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов и спокойном их равновесии. Узор в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике. Узор из округлых и прямолинейных форм; узор из геометрических, растительных и животных форм. Декоративная переработка узоров. Стилизация формы в декоративном оформлении. Народное орнаментальное искусство и его национальные художественные традиции. Творческое использование графических элементов и цвета в декоративном оформлении изделия в зависимости от его назначения, формы и материала.

Практическая работа. Создание образа задуманного изделия (поиск его оригинальной формы) путем манипуляции геометрическими фигурами и другими плоскими деталями, вырезанными из цветной бумаги. Поиск оригинальной формы изделия путем манипуляции объемными деталями (из готовых наборов), геометрическими телами и тарными коробочками.

Составление узоров из геометрических форм элементов растительного и животного мира. Декоративная переработка (стилизация) узоров в зависимости от формы изделия. Введение в декоративное оформление государственных символов: красной пятиконечной звезды, серпа и молота, стилизованных колосьев, дубовых листьев и т.д.

Выполнение праздничных подарков и сувениров с декоративным оформлением.

Тема 6. Художественное точение изделий из древесины (14 час.)

Точение - вид художественной обработки древесины в изготовлении мебели, посуды, игрушек и т.д. Токарный станок, устройство, назначение, правила работы. Профессии и специальности деревообрабатывающего производства на токарном станке. Инструменты для точения. Профили поверхности деталей и профили стамесок, профильные резцы. Основные сведения о процессе резания. Точность обработки и шероховатость поверхности. Основные понятия точности обработки.

Практические работы: Черновое точение. Приемы точения конических и фасонных деталей.

Тема 7. Культура дома. (2 час.)

Реставрационные работы. Мелкий ремонт клееной мебели.

Тема 8. Заключительное занятие. (2 час.)

Подведение итогов за прошедший учебный год.


После второго года обучения обучающиеся должны

знать:

-виды пиломатериалов и листовых древесных материалов, сферу их применения;

-правила безопасной работы (ручной инструмент, токарный, сверлильный станки);

-устройство токарного и сверлильного станков;

-физические и механические свойства древесины их применение;

-основные виды столярных соединений;

-измерительный и разметочный инструмент;

а также уметь:

-определять породы и разрезы древесины;

-работать на токарном и сверлильном станках;

-изготовить и собрать шиповое соединение;

-изготовлять предметы для быта, художественно их оформлять;

-заточить по всем правилам деревообрабатывающий инструмент;

-реставрировать и ремонтировать клееную мебель.

Учебно - тематический план

третьего года обучения


Темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Современный взгляд на художественные ремесла

2

2

-

2

Технологическая документация

4

2

2

3

Технология обработки древесины ручным и механическим способами

12

4

8

4

Техника декоративного оформления изделий для дома

22

4

18

5

Творческий проект

26

4

22

6

Учебно воспитательная деятельность

2

2

-

7

Заключительное занятие

2

2

-

Итого:

70

20

50

Содержание программы

третьего года обучения

Тема 1. Вводное занятие. 2 часа.

Современный взгляд на традиционные ремесла.

Тема 2. Технологическая документация. 4 часов.

Пороки древесины - графическое изображение. Чертеж обтачиваемой детали с наружной и внутренней конической поверхностью. Основные этапы проектирования.

Практические работы: составление чертежей чаш, солонок, картофелемялок, скалок и т.д.

Тема 3. Технология обработки древесины ручным и механическим способами. (12 час.)

Сушка и оценка влажности древесины. Шиповые соединения «ласточкин хвост». Соединение столярных элементов: по ширине (кромочные), по длине (торцевые), под углом (концевые и серединные). Детали со сложными поверхностями.

Практические работы: точение внутренних поверхностей солонки на токарном станке. Приемы обтачивания сложных поверхностей. Подготовка древесины для прозрачной и непрозрачной отделки.

Тема 4. Техника декоративного оформления изделий для дома. (22 час.)

О русских народных искусствах. Декоративно прикладное зодчество. Рельефное выпиливание. Подбор материала. Способы соединения частей изделия. Советы по гигиене и порядку работы. Барельефы для дома. Резьба по дереву. Из истории. Оборудование и инструменты. Материал, применяемый при резьбе. Подготовка основы. Порядок работы. Надрезание и подрезание. Виды резьбы. Возможные пороки инструмента, материала и ошибки резчика. Элементы геометрической резьбы. Схема разметки доски. Элементы скобчатой резьбы. Обработка резных поверхностей. Мозаика. Виды мозаики. Шпон и его применение. Фанерование. Ребросклейка листов шпона. Стяжка. Наклеивание шпона на основу. Циклевание и шлифование. Окончательная зачистка задиров. Инструменты и приспособления для мозаичных работ. Основные приемы выполнения мозаики. Геометрические орнаменты, орнаменты из переплетений прямолинейных и криволинейных полос. Отделка мозаичного набора.

Практические работы: захват ножа косяка, захват стамески. Обработка поверхности. Декорирование вешалок, разделочных кухонных досок геометрической резьбой и мозаикой. Рельефное выпиливание шкатулок, ваз и т.д.

Тема 5. Творческий проект. (26 час.)

Виды проектов. Понятие о проекте. Этапы выполнения творческого проекта. Выявление потребностей семьи или потребительского спроса. Выбор объекта проектирования. Оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта. Разработка эскизного варианта изделия. Чертежи изделия в целом и его деталей. Определение примерной цены. Реализация продукции (дарение, использование в личных целях, продажа и т.д.).

Практические работы: разработка и изготовление изделий для дома. Ознакомление с технологической документацией. Самостоятельная работа по реализации проекта. Изготовление образца. Защита проекта.

Тема 6. Учебно воспитательная деятельность. (2 час.)

Тема 7. Заключительное занятие. (2 час.)

Подведение итогов за годы обучения.

Ожидаемый результат

После третьего года обучения обучающиеся должны

знать:

-основы моделирования, конструирования;

-устройство деревообрабатывающего и сверлильного станков;

-этапы выполнения творческого проекта;

-правила безопасной работы в бытовых условиях и на станках.

-виды резьбы; мозаичные работы;

-барельефное и рельефное выполнение изделий;

а также уметь:

-составить технологическую документацию;

-уметь работать на станках;

-изготовлять предметы быта художественно оформлять их резьбой, мозаикой и т.д.;

-разрабатывать и выполнять творческий проект;

-производить ремонт, реставрацию домашней мебели и утвари.

Список литературы


  • Волков И.П. Учим опыту. 1982.

  • В.Т.Масляный «Техническое творчество в школе» Минск 1974

  • Гушулей И.Н. Основы деревообработки. Для 7 - 8 классов. 1989.

  • Журнал «Школа и производство».

  • Кальней В.А., Капралова В.С., Поляков В.А. Основы методики и профессионального обучения. 1987.

  • Карабанов И.А.Технология обработки древесины. Для 5 - 9 классов. 1997.

  • Муравьёв Е.М. Технология обработки металлов. Для 5 - 9 классов. 2000.

  • Скатин М.Н., Костяшкин Э.Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. 1984.

  • Э.В.Рехвк «Мастерим из древесины» Просвещение 1998 год

Список литературы для детей

А.Ф. Афанасьев «Резьба по дереву» . Из-во:»Культура и традиции» 2002 год

В.Г.Буряков, В.Н.Власов «Домовая резьба» 1994 год.

Е.С.Данкевич, В.А.Поляков «Выпиливаем из фанеры» 1998 год.

З.Н.Марина «Техническое моделирование» 1997 год.

В.И.Риженко «Работы по дереву» 1998 год.

В.О.Шепаковский «Для тех, кто любит мастерить» 1990 год.

Приложение к журналу Левша


© 2010-2022