• Преподавателю
  • Технология
  • Аналитические данные Методические основы организации профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида для детей-сирот

Аналитические данные Методические основы организации профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида для детей-сирот

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический анализ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ в специальной (коррекционной) школе VIII вида ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Анализ литературных источников и опыта работы школы показывает недостаточность теоретической разработки вопросов трудового обучения, воспитания и профориентации в новых социокультурных условиях России. В то же время назрела необходимость коренного повышения уровня и качества трудовой подготовки и профориентации, поиска педагогических средств повышения их эффективности в условиях перехода к рыночной экономике.

В то же время существует противоречие: с одной стороны между потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональной компетенции, владеющих иностранными языками, в том числе на уровне понимания технической лексики, с другой стороны отсутствием необходимых организационно-педагогических предпосылок подготовки школьников, к овладению выбранной профессией.

Все это позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в том, что традиционные формы и методы трудового и профориентационного обучения и воспитания не соответствуют принципиально новым требованиям к подготовке специалистов к работе в современных условиях.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГКОУ Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.Для объективного анализа значения уроков профессионально-трудового обучения в личностном и профессиональном самоопределении умственно отсталых подростков-сирот как одного из показателей успешной социализации был проведен методический анализ системы профессионально-трудового обучения в данном образовательном учреждении, который включает анализ программы и организацию учебного процесса по професионально-трудовому обучению:

Система трудового воспитания детей с ограниченными здоровья - это совокупность учебно-воспитательных, направленных на формирование к труду, развитие трудовых умений и навыков, формирование уважительного отношения к людям труда. В качестве основных задач трудового обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении выступают:

  1. Конкретизация знаний о явлениях живого и неживого мира.

  2. Развитие общих интеллектуальных качеств: внимательности, сообразительности и др.

  3. Закаливание организма, повышение работоспособности посредством труда на природе

  4. Физическое развитие ребенка посредством различных видов труда, коррекция психофизических недостатков, развитие двигательных качеств: точности, ритмичности, согласованности

  5. Овладение системой знаний по определенным видам труда

  6. Ознакомление с различными профессиями, формирование доброжелательного отношения к людям труда.

Система профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых детей-сирот включает такие формы организации общественно полезной трудовой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья как:

  1. Учебные занятия (уроки профессионально-трудового обучения)

  2. Производственная практика

  3. Общественно полезный и производственный труд во внеклассное время

  4. Занятия кружков

  5. Утренники, праздники, посвященные труду

  6. Встречи с представителями различных профессий

  7. Экскурсий на предприятия

  8. Самообслуживающй труд

  9. Хозяйственно-бытовой труд

  10. Труд в порядке шефства

Наши воспитанники, дети-сироты, поступают в учреждение с большим количеством нерешенных проблем. Главная из них сама проблема сиротства: одиночество, порой при живых родителях. Большинство детей, проживающих в школе-интернате, являются социальными сиротами, это означает, что они имеют родителей, которые были лишены родительских прав, и, следовательно, опыт жизни в семье, который нельзя не учитывать. К сожалению, это чаще всего негативный опыт, нередко осложняющий процесс их социализации и социальной адаптации. Опыт асоциального поведения, педагогическая запущенность, отклонения в психическом и эмоциональном развитии, ослабленное здоровье, повышенная тревожность, сниженная самооценка, отсутствие ориентации на будущее, неумение общаться вот проблемы, которые необходимо решить педагогическому коллективу школы-интерната, чтобы достичь цели - подготовить к жизни человека, физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире.

Обобщенный анализ педагогической документации учителей профессионально-трудового обучения и профориентации, используемый как основной метод данного исследования позволил сделать вывод о необходимости усиления работы в направлении социальной адаптации детей-сирот. Приведем некоторые данные результатов анализа документации:

Так из 25 выпускников школы-интерната 70% продолжили учебу в ПУ города Дзержинска и Балахны, 30 % были устроены на работу. Однако были случаи отчисления наших воспитанников из учебных заведений, попадания под суд вследствие совершенных преступлений.

Исследование готовности выпускников к самостоятельной жизни дало следующие результаты:

Направленность личности.

Стремление к здоровому образу жизни: интересуются своим здоровьем и заботятся о нем-100%, курят, но желают бросить - 27 %, не имеют алкогольной зависимости - 80 %, хотят работать, чтобы обеспечить семью и получать удовольствие от работы- 100%.

Психологическая готовность к самостоятельной жизни.

1.Способность к аналитической деятельности: высокая-15%, средняя-55%, низкая - 30 %

2. Эмоциональная напряженность:высокая-25%,средняя-60%, низкая-15%

3. Готовность к социальной защите: средняя-65%, низкая - 35 %

4. Сформированность коммуникативных навыков-50% (Приложение № 1)

На основании количественных данных можно сделать следующие выводы: Уровень психологической готовности выпускников в целом удовлетворительный. Критерий готовности к социальной защите дает положительную динамику. Тревожит низкий уровень коммуникативных навыков. Наши выпускники недостаточно нравственно воспитаны, не способны активно приспосабливаться к условиям социальной среды, не устойчивы в поведении.

Воспитание и обучение детей с проблемами в развитии в коррекционной школе - гуманное, благородное дело. Без специального воспитания и обучения эти дети в основной своей массе могли бы стать беспомощными, невостребованными в обществе, живущими только в своем уязвленном мире.

Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справиться с такими трудными задачами, учитель коррекционной школы должен уметь понять внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности.

Воспитание и обучение детей, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует большого педагогического мастерства, особых методов.

Для детей с нарушением интеллекта характерен основной общий недостаток - нарушение сложных форм познавательной деятельности (причем имеет место неравномерное нарушение). Эмоционально-волевая сфера в ряде случаев нарушена, но есть и такие дети, у которых она относительно сохранена.

С целью оценки эффективности использования программы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида был проведен ряд сравнительных исследований, при анализе результатов которых учитывались выделенные ранее показатели готовности к самостоятельной жизни, проявляющейся в следующем:

1. Наличие замысла жизни, предполагающего детализированность образа будущего; определение временных условий реализации жизненного плана.

2. Готовность к независимому от взрослых жизнеустройству, выявляемая в нацеленности на профессиональное обучение, материальное самообеспечение с помощью труда, в желании обустроить и сохранить свое жилье.

3. Осознание необходимости вступать в общение с взрослыми для получения помощи при вступлении в новые общности, что возможно при условии преодоления феномена психологического отчуждения от окружающих.

Всего сравнительным исследованием было охвачено 7 учащихся выпускных классов - 7 воспитанников интерната (экспериментальная группа) образовательных учреждений VIII вида для детей-сирот и детей.

В исследовании использовался разработанный опросник. Ответы на вопросы были получены путем личного интервьюирования каждого воспитанника, которое проводилось с целью получения результатов, максимально точно отражающих реальное понимание подростками ситуации, определенной конкретным вопросом. Достоверность выявленных при сравнении данных различий определялась по критерию для сравнения долей совокупности в случае независимых выборок, подробно отраженных в приложении №2.

Таблица 1.

Отношение к выбору профессии на основе уроков трудового обучения

Профессии

Проценты

Столяр

20

Штукатур-маляр

20

Резчик по дереву

25

Плотник

25

Другие специальности

10

© 2010-2022