Бинарный урок технология +ИЗО

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ребята! Вы обращали внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего применялась вышивка.

Вышивка - один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен.

С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины. (слайд 1)

Жители Архангельской губернии благодаря многочисленным промыслам и развитой торговле были одними из самых зажиточных в Российской империи, поэтому одевались довольно хорошо . за исключением нищих, которым не до нарядов , а добыть бы хлеба кусок. (слайд 2)

Вся одежда Архангельской губернии во всём своем разнообразии, мужская и женская, может быть поделена на три вида : сезонную - летний и зимний вариант, одежду праздничную/будничную и возрастную. (слайды 3, 4, 5)

Вопрос учителя :Что общего между представленными костюмами? (рубаха, сарафан, головной убор)

(слайд 4)

Вопрос учителя: Какие ткани использовали для шитья одежды?

Хлопчатобумажные : ситец

Льняные: холст, полотно

Шерстяные : сукно, кашемир

Шелковые: атлас

Ткань изготавливали на домашних станках .

Каким ткацким переплетением вырабатывали домашнюю ткань? (полотняным) (слайд 5)

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры

Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя разнообразны по форме и колориту (слайд 6).

По технике исполнения вышивка могла быть счётной (брань, роспись) или свободной (тамбур)

Вышивка была очень трудным и долгим процессом , поэтому позже узор стали вышивать на полосах и эти полоски с вышивкой пришивали на одежду. Когда одежда изнашивалась, вышивку отпарывали и перешивали на новую одежду

Рубаха
Рукава,ворот и подол рубашек украшались вышивкой. Порой женщина настолько гордилась своей сорочкой, что могла без стеснения поднять подол сарафана и заткнуть его за пояс и так ходить по улицам. (слайд )

Молодухи (женщины прожившие в замужестве один год) на праздники одевали по несколько рубах, а пожилые женщины могли подойти и посмотреть на искусство молодухи. Невеста должна была подготовить к свадьбе до 30 рубах, а у зажиточных - до 50.

Сарафан.

Для шитья сарафанов использовались ткани различных отделок :

Это и гладкоокрашенные: кумач (красного - кумачник) и китайка (синего цветов -китаечник) , синяк (домашнее крашение в синий цвет)

- набивные (набивальник)

- пестротканые (пестрядь -цветное полотно в клетку- пестрядинник)
Очень разнообразны были виды сарафанов. По покрою можно было определить в какой местности проживает женщина.

- юбка на лямках, глухарь, косоклинный.

Самым важным и выразительным элементом женского костюма являлся головной убор. Среди женских головных уборов чаще всех бытовал кокошник. В начале нашего столетия средний из них, украшенный жемчугом, стоил пятьдесят-семьдесят рублей, то есть в цену рабочей лошади или двух быков, и был в семье запасным капиталом. Под старость хозяйка передавала его в наследство жене старшего сына, а если были одни дочери, то старшей по выходе ее замуж.

Небогатым приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный».

Название его, по-видимому, происходит от древнерусского «кокошь» - курица- наседка, да и сам кокошник похож на распушенную с опущенными крыльями курышку.

Верх у кокошника расшит золотыми звездочками, а на челе красуется «солнышко», по бокам в виде трезубца - знаки небесного огня или шестилучевые «громовые знаки». (В конце XIX - начале XX века на их местах стали вышивать начальные буквы имен владелиц головного убора. Справа «КА» и слева «АС» означали: кокошник Александры Александровны Савиной.) Чело и уши усыпаны мелкими, матово мерцающими жемчужинками, среди которых прихотливо разбросаны большие зерна. Были кокошники и «бусовые» - бисерные, с крупными перламутровыми плашками, и унизанные одним перламутром, сверкающим и переливающимся многоцветием нежных тонов. С такими уборами на голове женщины держали себя чинно, ступали плавно и величаво.Девушки носили разнообразные повязки, венцы и коруны. Было распространено на Каргополье и золотое шитьё. Молодые женщины щеголяют фатами, т.е. шелковыми платками с золотыми узорами и цветами.

У платов, что подешевле, разузорен лишь небольшой уголок, у богатых весь угол расшит. Украсы "золотых платов" схожи между собой: на одних "большое солнышко", вокруг которого рассыпаны сверкающие "искорки" и "листочки". На других - "солнышко" кони в упряжке влекут по дивному райскому саду. Вокруг завиваются гибкими побегами "ращения", расцветают сказочные цветы. На третьих - из "солнышка" произрастает невиданное древо, раскинувшее свои ветви на "весь вольный свет".

Летом на работу носили коты и лапти. По праздникам переодевались в саптги и башмаки. В холода распространённым видом обуви были валянки.

Гардероб мужчины состоял из рубашки, подштанников. Мужская рубашка шилась из цветного ситца, домотканой пестряди или льняного холста. Рубашки были широкими и длинными, ниже колен. Воротник и рукава у запястья оторачивали гайтаном (недорогой тесьмой). Праздничную рубашку вышивали.

И.П. Аргунов, один из лучших портретистов 18 века, был крепостным богатейшего помещика, графа П.Б. Шереметьева, владельца многих поместий и сел. Из своих поместий граф отбирал одаренных крепостных, а талантами народ всегда славился. Крепостные актеры и певцы, создали лучший театр, художники и архитекторы строили и украшали дворцы в Кускове, Останкине. Многие бывшие крепостные станут знамениты, прославят русский театр, живопись, архитектуру. Эти мастера, наделенные огромным талантом, трудолюбием и умом, прекрасно осознавали, что любой человек не может быть рабом другого, что искусство и неволя не совместимы.

- К какому сословию относится героиня этой картины?

Точного имени этой женщины мы, вероятно, никогда не узнаем. Его не оставил ни автор портрета, ни историки искусства. И все-таки попытаемся понять, кем была эта незнакомка.

По нарядному русскому костюму можно с уверенностью сказать, что это простая женщина из народа, скорее всего молодая крестьянка. Создавая портрет "Неизвестной", И. Аргунов подчеркивает в героине поэтичность, красоту, благородство, чувство собственного достоинства - лучшие черты, присущие русской женщине.

- Назовите составные части женского костюма русского Севера? А мужского?

- Как украшали русские женщины свои праздничные костюмы?

Но ведь каждый узор в вышивке, цвет имел символический смысл. Об этом вам расскажет Елена Степановна.

© 2010-2022