Рабочая программа по агрономии для коррекционных групп

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Социально-технологический техникум»



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБПОУ МО «СТТ»

________________Т.К. Тимофеева

«______»_____________20____год











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебной дисциплине

«Основы агрономии»

по профессии СПО

18 103 «Садовник»

Группа № 58/ С. 15









2015 г.

Рабочая программа основы агрономии разработана на основе примерной программы по агрономии для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих. Допущено экспертным советом по начальному профессиональному образованию Минобразования России в качестве учебно-программной документации для профессиональной подготовки (протокол №2 от 12 февраля 2001 года).

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Социально-технологический техникум».

Разработчики: Литовская Л.Н. - преподаватель спец. дисциплин

Грушевская Г.Н.- методист

Утверждена на заседании цикловой комиссии Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области «Социально-технологического техникума»

Протокол № ______ от «____» ______________20____года.

Председатель цикловой комиссии ________________/ ________________/


Протокол № ______ от «____» ______________20____года.

Председатель цикловой комиссии ________________/ ________________/

Протокол № ______ от «____» ______________20____года.

Председатель цикловой комиссии ________________/ ________________/


Пояснительная записка.

Рабочая программа рассчитана на 57 часов обучения в течении одного года.

Агрономия в системе обучения и подготовки рабочих по профессии «Садовник» является базовой дисциплиной, необходимой для изучения и создания научной основы для освоения специальных дисциплин: цветоводство, зеленое строительство, защита растений, дендрология.

Цель изучения дисциплины «Основы агрономии» заключается в профессиональной подготовке рабочих по профессии «Садовник» из числа выпускников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (детей с умственной отсталостью).

Задачи:

  • Формирование представления и знаний о комплексе наук возделывания сельскохозяйственных растений, о земледельческих отраслях сельского хозяйства,об основных процессах земледелия,плодородии почв и их свойств.

  • Формирование бережного отношения к живой природе и окружающему миру.

  • Подготовка учащихся к практической деятельности, применение полученных знаний на практике.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны научиться классифицировать различные виды растений, по внешним признакам определять культурные и сорные растения, применять минеральные удобрения.Для закрепления полученных теоретических знаний учащиеся выполняют проверочные и лабораторно-практические работы. Итоговой контроль по всему курсу предмета проводится в виде итоговой контрольной работы.

В течении учебного процесса желательно использовать иллюстрированный материал, специальные плакаты, таблицы, схемы, другиеметодические и учебные пособия. Рекомендуется проводить экскурсии по тематике курса.







Содержание и тематический план учебной дисциплины


Тема раздела №1. Введение в дисциплину- 2 часа


Тема урока №1. Инструктаж ОТ. Агрономия- комплекс наук о возделывании с/х растений.Особенности сельскохозяйственного производства. Современное состояние сельского хозяйства.

Инструктаж ОТ. ИОТ 036,043.История развития сельского хозяйства в России и за рубежом. Современное состояние сельского хозяйства в России.

Тема урока №2. Роль науки и передового опыта в развитии земледелия. Достижения передовиков района в развитии земледелия. Природные и экономические условия района и области. Организация земледелия с учетом этих условий.

Применение новых технологий и передовой опыт развития земледелия на примере ООО «Аграрное». Природные и экономические условия Орехово-Зуевского р-на.

Знать:

определение агрономии, структуру, цели;

природные и экономические условия района и области.

Уметь:

дать определение науки агрономии.

Тема раздела №2. Почвы и их плодородие-8 часов

Тема урока № 3. Земля-главное средство производства в сельском хозяйстве. Плодородие почвы.

Почва- как средство производства в сельском хозяйстве. Виды плодородия почв: естественное и искусственное.

Тема урока №4. Классификация почвы по механическому составу и ее значение.

Механические элементы(гранулы). Группы (фракции).свойства почв, в зависимости от механического строения.

Тема урока № 5. Водные свойства почвы. Спелость почвы, ее влияние на качество обработки.

Фазы состояния воды. Влажность почвы. Влагоемкость почвы. Водопроницаемость.

Тема урока № 6. Приемы накопления и сохранения влаги в почве.

Формирование водного режима. Агротехнические мероприятия по накоплению и сохранению влаги в почве

Тема урока № 7. Воздушный режим и его значение для развития растений.

Воздухоемкость. Воздухопроницаемость.

Тема урока № 8. Тепловые свойства почвы.

Теплоемкость. Теплопроводность. Теплопоглощение.

Тема урока № 9. Поглотительная способность почвы и ее значение развития растений. Реакция почвенного раствора и пути ее изменения.

Биологическое, механическое, физическое, химическое поглощение. ППК.

Тема урока № 10. Структура почвы и ее значение. Основные виды почв.

Практическая работа № 1 « Почвы Московской области»

Основные сельскохозяйственные почвы страны. Почвы Московской области.

Знать:

процесс образования почв;

виды плодородия почв;

свойства почвы;

основные виды почв.

Уметь:

различать виды почв;

проводить агротехнические мероприятия, направленные на повышение плодородия почв.

Тема раздела №3. Условия жизни растений и агротехнические приемы их регулирования в земледелии -2 часа.

Тема урока № 11. Условия жизни культурных растений, их отношение к свету, теплу, воде, воздуху, питательным веществам.

Отношение растений к теплу. Фотосинтез и дыхание. Водный режим растений. Минеральное питание растений.

Тема урока № 12. Приемы агротехники по регулированию условий жизни.

Рост и развитие растений. Агротехнические приемы по уходу за растениями.

Знать:

среду обитания и условия жизни культурных растений

Уметь:

применять агротехнические приемы по регулированию условий жизни растений.

Тема раздела №4.Сорные растения и меры борьбы с ними-7 часов.


Тема урока № 13. Классификация сорняков, их биологические особенности.

Сорная растительность. Малолетние, многолетние, паразитные сорняки. Биологические особенности.

Тема урока № 14. Меры борьбы с сорняками. Предупредительные и истребительные меры борьбы.

Классификация мер борьбы с сорняками. Предупредительные и истребительные меры борьбы.

Тема урока № 15. Агротехнический способ борьбы с сорняками. Биологический способ борьбы с сорняками. Химический способ борьбы с сорняками.

Механический, биологический, Экологический, химический способ борьбы с сорняками.

Тема урока № 16. Гербициды и их дозы под различные культуры.

Гербициды сплошного и избирательного действия. Условия эффективного применения гербицидов.

Тема урока № 17. Безопасные условия труда при работе с гербицидами. Применение гербицидов в садово-парковом строительстве и цветочных хозяйствах.

Правила ОТ при работе с гербицидами. Применение гербицидов

Тема урока № 18. Сочетание агротехнических и химических мер борьбы с сорняками. Опыт передовых хозяйств донной зоны по уничтожению сорняков.

Комплексные меры в борьбе с сорняками. Применение комплексных мер на примере ООО «Аграрное»

Тема урока № 19. Практическая работа № 2: « Классификация сорняков»

Определение и классификация данного сорного растения. Вред, наносимый сорняками. Меры борьбы.

Знать:

сорные растения и их особенности;

вред, наносимый сорняками;

меры борьбы с сорняками.

Уметь:

различать сорняки;

применять гербициды соблюдая правила ОТ.

Тема раздела № 5. Обработка почвы-6 часов.

Тема урока № 20. Цели и задачи обработки почвы, приемы обработки. Вспашка, ее виды.

Научные основы обработки почвы. Приемы основной обработки почвы.

Тема урока № 21. Поверхностная обработка почвы. Понятие о системе обработки почвы. Междурядная обработка почвы и ее значение в зеленом хозяйстве.

Поверхностная и мелкая обработка почвы. Виды поверхностной обработки. Междурядная обработка в зеленом хозяйстве.

Тема урока № 22. Система зяблевой обработки почвы. Система предпосевной обработки почвы.

Система зяблевой (осенней) обработки: лущение стерни и зяблевая вспашка.

Система предпосевной обработки: ранневесеннее боронование, культивация.

Тема урока № 23. Особенности обработки почвы под данную сельскохозяйственную культуру.

Подготовка и обработка почвы под различные группы культур.

Тема урока № 24. Обработка почвы под закладку питомника.

Виды обработки почвы под закладку питомника, с учетом географических и климатических особенностей местности.

Тема урока № 25. Обработка почвы в саду. Особенности обработки различных типов почв.

Механическая и ручная обработка почвы. Обработка различных видов почв.

Знать:

основные задачи и приемы обработки почвы;

виды вспашки.

Уметь:

различать виды обработки почвы;

производить обработку почвы в саду и под питомник.




Тема раздела №6. Основные мероприятия по борьбе с эрозией почвы-6 часов.

Тема урока № 26. Комплекс мероприятий по борьбе с эрозией почв.

Эрозия почвы. Вред, причиняемый эрозией почвы. Мероприятия по борьбе с эрозией.

Тема урока № 27. Агротехнические лесомелиоративные и лугомелиоративные мероприятия по борьбе с эрозией почв. Гидротехнические противоэрозионные мероприятия.

Учет природных условий для успешного применения комплекса мер по борьбе с эрозией. Полезащитные лесные полосы. Регулирование поверхностного стока. Создание инженерно-технических сооружений

Тема урока № 28. Экономическая эффективность противоэрозионных мероприятий.

Возвращение в сельскохозяйственный оборот эрозивных земель.

Тема урока № 29. Защитная роль озимых, яровых и пропашных культур, культур сплошного посева, а также занятых и чистых паров при обычной обработке.

Оставление стерни при осенней обработке. Регулированное уничтожение естественной растительности. Польза растительного покрова.

Тема урока № 30.Защитная роль многолетних трав.

Залужение склонов многолетними травами. Виды многолетних трав.

Тема урока № 31. Подбор древесных и кустарниковых пород. Их размещение в защитных насаждениях.

Водоохранные насаждения, водопоглощающие лесные полосы. Размещение зеленых насаждений по склонам, оврагам, балкам и т.д.

Знать:

агротехнические мероприятия по борьбе с эрозией почв.;

защитную роль зерновых, пропашных и древесно-кустарниковых культур

Уметь:

подбирать и размещать древесные и кустарниковые при создании лесозащитных насаждений.

Тема раздела №7. Питание растений- 2 часа.

Тема урока № 32. Состав растений и потребность их в элементах питания. Роль азота, фосфора и калия в жизни растений. Регулирование пищевого режима почвы.

Химический состав растений. Азот, фосфор- синтез белков. Калий - обмен веществ. Минеральное питание растений

Тема урока № 33. Отношение растений к питательным веществам. Роль микроэлементов в жизни растений.

Органические, минеральные, микроудобрения. Виды органических удобрений и их особенности.

Знать:

потребность растений в элементах питания;

роль азота, фосфора, калия и микроэлементов в жизни растений.

Уметь:

регулировать пищевой режим почвы.


Тема раздела №8. Удобрения и их применение- 8 часов.

Тема урока № 34. Классификация удобрений. Органические удобрения, их виды и характеристика.

Органические, минеральные, микроудобрения. Виды органических удобрений и их особенности.

Тема урока № 35. Способы хранения, подготовки и внесения органических удобрений.

Подготовка, хранение, внесение в почву навоза, птичьего помета, компоста и т.д.

Тема урока № 36. Нормы и сроки внесения удобрений под плодовые, ягодные, овощные культуры.

Весеннее и осеннее внесение органики. Нормы расхода под различные культуры. Подкормки.

Тема урока № 37. Роль сидеральных удобрений в повышении плодородия почв. Известкование кислых почв и гипсование солонцов.

Зеленые удобрения- сидераты. Районы применения. Сидеративные культуры. Известкование, гипсование.

Тема урока № 38. Виды минеральных удобрений, их характеристика, способы и сроки применения под плодовые, ягодные, овощные культуры. Микроудобрения, их значение, способы и сроки применения. Бактериальные удобрения.

Простые, комплексные, микроудобрения. Сроки и способы внесения под различные культуры. Бактериальное удобрение-нитрагин.

Тема урока № 39. Правила хранения и смешивания минеральных и органических удобрений. Безопасные условия работы с минеральными и органическими удобрениями.

Правила ОТ при работе с удобрениями. Правила хранения и использования удобрений

Тема урока № 40. Система применения удобрений в зеленом строительстве. Опыт передовых хозяйств по эффективному использованию удобрений.

Нормы и сроки применения удобрений в зеленом строительстве на примере ООО «Аграрное»

Тема урока № 41. Практическая работа № 3: «Минеральные удобрения».

Определение и описание удобрений. Их свойства. Определение растворимости в воде.

Знать:

виды, условия хранения, нормы и сроки внесения органических и минеральных удобрений.

Уметь:

применять органические и минеральные удобрения, соблюдая правила ОТ.

Тема раздела №9. Севообороты и их классификация-6 часов.

Тема урока № 42. Научные основы чередования культур в севообороте. Преимущество севооборота перед монокультурой.

Физические, химические, биологические, экономические причины необходимости севооборота. Агротехническое обоснование и экономическая целесообразность чередования культур.

Тема урока № 43. Освоение севооборотов, их классификация.

Классификация: по хозяйственному назначению. По соотношению групп культур.

Тема урока № 44. Почвозащитные или противоэрозионные севообороты.

Сидеральные и почвозащитные севообороты. Их применение

Тема урока № 45. Севообороты в питомниках. Роль трав.

Специфика севооборотов в питомниках. Травопольные севообороты.

Тема урока № 46. Севообороты, применяемые в данной зоне. Опыт передовых хозяйств данного района.

Экологическая и фитосанитарная роль севооборотов. Опыт передовых хозяйств на примере ООО «Аграрное»

Тема урока №47. Практическая работа №4: « Составление севооборота».

Составление севооборота для Нечерноземной зоны земледелия.

Знать:

севооборот и его элементы.

Уметь:

составлять севооборот (чередование культур).

Тема раздела №10. Орошение и осушение земель-6 часов.

Тема урока № 48. Режим орошения. Валовой транспирационный расход воды.

Орошение сельскохозяйственных культур. Виды орошения.

Тема урока №49. Урожаи и коэффициент водопотребления. Оросительная норма и методы ее определения.

Суммарное водопотребление для основных культур. Расчет оросительной нормы.

Тема урока № 50. Расчет запасов воды в почве. Предельная полевая влагоемкость.

Методы расчета запаса воды.Полевая влагоемкость.

Тема урока № 51. Нормы полива. Сроки поливов сельскохозяйственных культур.

Поливная норма. Сроки полива зерновых и овощных культур.

Тема урока № 52. Оросительная система. Способы и техника полива.

Дождевание сельскохозяйственных культур

Тема урока № 53. Временная оросительная система. Эксплуатация внутрихозяйственной оросительной системы.

Типы современных дождевальных машин и установок.

Знать:

способы осушения и орошения земель. Нормы полива.

Уметь:

производить расчеты по запасу воды в почве.



Тема раздела №11. Охрана окружающей среды-4 часа.


Тема урока № 54. Организация охраны окружающей среды. Охрана атмосферного воздуха, почв, недр земли, растительности и животных. Характеристика загрязнения окружающей среды.

Экологический мониторинг. Природные ресурсы

Тема урока № 55. Мероприятия по охране окружающей среды при работе на тракторе и сельскохозяйственной машине. Мероприятия по борьбе с шумом, загрязнением почвы, атмосферы и водной среды. Ответственность рабочих в деле охраны окружающей среды.

Токсичные элементы. Применение удобрений и охрана окружающей среды.

Мероприятия по борьбе с акустическими и химическими загрязнениями.

Тема урока № 56 Дифференцированный зачет «Основы агрономии»

Тема урока № 57 Дифференцированный зачет«Основы агрономии»

Знать:

вред приносимый окружающей среде хозяйственной деятельностью человека; мероприятия по охране окружающей среды.

Уметь:

правильно организовывать свою работу, не нанося вред окружающей среде.

Список литературы:

  • Третьяков Н.Н. учебник для образовательных учреждений начального профессионального образования под. Ред. Третьякова. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. 464с.

Дополнительная литература:

  • Гусаков Ф.А., СтальмаковаН.В..Организация и технология механизированных работ в растениеводстве. Практикум: учеб. Пособие для нач. проф образования/- 4-е изд., стер. - М.: Издательский цент «Академия», 2013. - 288с.

  • ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 - 304с. - (Профессиональное образование) Механизация и автоматизация работ в декоративном садоводстве: учебное пособие.

  • Долгачева В.С. Растениеводство: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999 - 368с.

  • Третьяков Н.Н. (и др.); под ред.Н.Н. Третьякова Основы агрономии: учебник для учреждений нач. проф.образования/ - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 464с.

Интернет ресурсы:

  • ru.wikipedia.org›Агрономия

  • biofile.ru›geo/13829.html

  • ecorodinki.ru›moskovskaya_oblast/pochvi/

  • openclass.ru›node/65750

  • k-a-t.ru›agro/9-sornaki_klassif/index.shtml

  • mse-online.ru›…priemy-obrabotki-pochvy.html

  • biofile.ru›geo/13824.html

  • tineydgers.ru›load/urok_biologii…pitanie_rastenij…

  • proshkolu.ru›user/allaco/file/3807975/

  • yug-poliv.ru›ftpgetfile.php?id=36

  • complexdoc.ru›ntdpdf/579617/vodokhozyaistvennoe_…

festival.1september.ru›articles/609928/

© 2010-2022