- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по агрономии для коррекционных групп
Рабочая программа по агрономии для коррекционных групп
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Литовская Л.Н. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Социально-технологический техникум»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБПОУ МО «СТТ»
________________Т.К. Тимофеева
«______»_____________20____год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине
«Основы агрономии»
по профессии СПО
18 103 «Садовник»
Группа № 58/ С. 15
2015 г.
Рабочая программа основы агрономии разработана на основе примерной программы по агрономии для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих. Допущено экспертным советом по начальному профессиональному образованию Минобразования России в качестве учебно-программной документации для профессиональной подготовки (протокол №2 от 12 февраля 2001 года).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Социально-технологический техникум».
Разработчики: Литовская Л.Н. - преподаватель спец. дисциплин
Грушевская Г.Н.- методист
Утверждена на заседании цикловой комиссии Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области «Социально-технологического техникума»
Протокол № ______ от «____» ______________20____года.
Председатель цикловой комиссии ________________/ ________________/
Протокол № ______ от «____» ______________20____года.
Председатель цикловой комиссии ________________/ ________________/
Протокол № ______ от «____» ______________20____года.
Председатель цикловой комиссии ________________/ ________________/
Пояснительная записка.
Рабочая программа рассчитана на 57 часов обучения в течении одного года.
Агрономия в системе обучения и подготовки рабочих по профессии «Садовник» является базовой дисциплиной, необходимой для изучения и создания научной основы для освоения специальных дисциплин: цветоводство, зеленое строительство, защита растений, дендрология.
Цель изучения дисциплины «Основы агрономии» заключается в профессиональной подготовке рабочих по профессии «Садовник» из числа выпускников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (детей с умственной отсталостью).
Задачи:
-
Формирование представления и знаний о комплексе наук возделывания сельскохозяйственных растений, о земледельческих отраслях сельского хозяйства,об основных процессах земледелия,плодородии почв и их свойств.
-
Формирование бережного отношения к живой природе и окружающему миру.
-
Подготовка учащихся к практической деятельности, применение полученных знаний на практике.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны научиться классифицировать различные виды растений, по внешним признакам определять культурные и сорные растения, применять минеральные удобрения.Для закрепления полученных теоретических знаний учащиеся выполняют проверочные и лабораторно-практические работы. Итоговой контроль по всему курсу предмета проводится в виде итоговой контрольной работы.
В течении учебного процесса желательно использовать иллюстрированный материал, специальные плакаты, таблицы, схемы, другиеметодические и учебные пособия. Рекомендуется проводить экскурсии по тематике курса.
Содержание и тематический план учебной дисциплины
Тема раздела №1. Введение в дисциплину- 2 часа
Тема урока №1. Инструктаж ОТ. Агрономия- комплекс наук о возделывании с/х растений.Особенности сельскохозяйственного производства. Современное состояние сельского хозяйства.
Инструктаж ОТ. ИОТ 036,043.История развития сельского хозяйства в России и за рубежом. Современное состояние сельского хозяйства в России.
Тема урока №2. Роль науки и передового опыта в развитии земледелия. Достижения передовиков района в развитии земледелия. Природные и экономические условия района и области. Организация земледелия с учетом этих условий.
Применение новых технологий и передовой опыт развития земледелия на примере ООО «Аграрное». Природные и экономические условия Орехово-Зуевского р-на.
Знать:
определение агрономии, структуру, цели;
природные и экономические условия района и области.
Уметь:
дать определение науки агрономии.
Тема раздела №2. Почвы и их плодородие-8 часов
Тема урока № 3. Земля-главное средство производства в сельском хозяйстве. Плодородие почвы.
Почва- как средство производства в сельском хозяйстве. Виды плодородия почв: естественное и искусственное.
Тема урока №4. Классификация почвы по механическому составу и ее значение.
Механические элементы(гранулы). Группы (фракции).свойства почв, в зависимости от механического строения.
Тема урока № 5. Водные свойства почвы. Спелость почвы, ее влияние на качество обработки.
Фазы состояния воды. Влажность почвы. Влагоемкость почвы. Водопроницаемость.
Тема урока № 6. Приемы накопления и сохранения влаги в почве.
Формирование водного режима. Агротехнические мероприятия по накоплению и сохранению влаги в почве
Тема урока № 7. Воздушный режим и его значение для развития растений.
Воздухоемкость. Воздухопроницаемость.
Тема урока № 8. Тепловые свойства почвы.
Теплоемкость. Теплопроводность. Теплопоглощение.
Тема урока № 9. Поглотительная способность почвы и ее значение развития растений. Реакция почвенного раствора и пути ее изменения.
Биологическое, механическое, физическое, химическое поглощение. ППК.
Тема урока № 10. Структура почвы и ее значение. Основные виды почв.
Практическая работа № 1 « Почвы Московской области»
Основные сельскохозяйственные почвы страны. Почвы Московской области.
Знать:
процесс образования почв;
виды плодородия почв;
свойства почвы;
основные виды почв.
Уметь:
различать виды почв;
проводить агротехнические мероприятия, направленные на повышение плодородия почв.
Тема раздела №3. Условия жизни растений и агротехнические приемы их регулирования в земледелии -2 часа.
Тема урока № 11. Условия жизни культурных растений, их отношение к свету, теплу, воде, воздуху, питательным веществам.
Отношение растений к теплу. Фотосинтез и дыхание. Водный режим растений. Минеральное питание растений.
Тема урока № 12. Приемы агротехники по регулированию условий жизни.
Рост и развитие растений. Агротехнические приемы по уходу за растениями.
Знать:
среду обитания и условия жизни культурных растений
Уметь:
применять агротехнические приемы по регулированию условий жизни растений.
Тема раздела №4.Сорные растения и меры борьбы с ними-7 часов.
Тема урока № 13. Классификация сорняков, их биологические особенности.
Сорная растительность. Малолетние, многолетние, паразитные сорняки. Биологические особенности.
Тема урока № 14. Меры борьбы с сорняками. Предупредительные и истребительные меры борьбы.
Классификация мер борьбы с сорняками. Предупредительные и истребительные меры борьбы.
Тема урока № 15. Агротехнический способ борьбы с сорняками. Биологический способ борьбы с сорняками. Химический способ борьбы с сорняками.
Механический, биологический, Экологический, химический способ борьбы с сорняками.
Тема урока № 16. Гербициды и их дозы под различные культуры.
Гербициды сплошного и избирательного действия. Условия эффективного применения гербицидов.
Тема урока № 17. Безопасные условия труда при работе с гербицидами. Применение гербицидов в садово-парковом строительстве и цветочных хозяйствах.
Правила ОТ при работе с гербицидами. Применение гербицидов
Тема урока № 18. Сочетание агротехнических и химических мер борьбы с сорняками. Опыт передовых хозяйств донной зоны по уничтожению сорняков.
Комплексные меры в борьбе с сорняками. Применение комплексных мер на примере ООО «Аграрное»
Тема урока № 19. Практическая работа № 2: « Классификация сорняков»
Определение и классификация данного сорного растения. Вред, наносимый сорняками. Меры борьбы.
Знать:
сорные растения и их особенности;
вред, наносимый сорняками;
меры борьбы с сорняками.
Уметь:
различать сорняки;
применять гербициды соблюдая правила ОТ.
Тема раздела № 5. Обработка почвы-6 часов.
Тема урока № 20. Цели и задачи обработки почвы, приемы обработки. Вспашка, ее виды.
Научные основы обработки почвы. Приемы основной обработки почвы.
Тема урока № 21. Поверхностная обработка почвы. Понятие о системе обработки почвы. Междурядная обработка почвы и ее значение в зеленом хозяйстве.
Поверхностная и мелкая обработка почвы. Виды поверхностной обработки. Междурядная обработка в зеленом хозяйстве.
Тема урока № 22. Система зяблевой обработки почвы. Система предпосевной обработки почвы.
Система зяблевой (осенней) обработки: лущение стерни и зяблевая вспашка.
Система предпосевной обработки: ранневесеннее боронование, культивация.
Тема урока № 23. Особенности обработки почвы под данную сельскохозяйственную культуру.
Подготовка и обработка почвы под различные группы культур.
Тема урока № 24. Обработка почвы под закладку питомника.
Виды обработки почвы под закладку питомника, с учетом географических и климатических особенностей местности.
Тема урока № 25. Обработка почвы в саду. Особенности обработки различных типов почв.
Механическая и ручная обработка почвы. Обработка различных видов почв.
Знать:
основные задачи и приемы обработки почвы;
виды вспашки.
Уметь:
различать виды обработки почвы;
производить обработку почвы в саду и под питомник.
Тема раздела №6. Основные мероприятия по борьбе с эрозией почвы-6 часов.
Тема урока № 26. Комплекс мероприятий по борьбе с эрозией почв.
Эрозия почвы. Вред, причиняемый эрозией почвы. Мероприятия по борьбе с эрозией.
Тема урока № 27. Агротехнические лесомелиоративные и лугомелиоративные мероприятия по борьбе с эрозией почв. Гидротехнические противоэрозионные мероприятия.
Учет природных условий для успешного применения комплекса мер по борьбе с эрозией. Полезащитные лесные полосы. Регулирование поверхностного стока. Создание инженерно-технических сооружений
Тема урока № 28. Экономическая эффективность противоэрозионных мероприятий.
Возвращение в сельскохозяйственный оборот эрозивных земель.
Тема урока № 29. Защитная роль озимых, яровых и пропашных культур, культур сплошного посева, а также занятых и чистых паров при обычной обработке.
Оставление стерни при осенней обработке. Регулированное уничтожение естественной растительности. Польза растительного покрова.
Тема урока № 30.Защитная роль многолетних трав.
Залужение склонов многолетними травами. Виды многолетних трав.
Тема урока № 31. Подбор древесных и кустарниковых пород. Их размещение в защитных насаждениях.
Водоохранные насаждения, водопоглощающие лесные полосы. Размещение зеленых насаждений по склонам, оврагам, балкам и т.д.
Знать:
агротехнические мероприятия по борьбе с эрозией почв.;
защитную роль зерновых, пропашных и древесно-кустарниковых культур
Уметь:
подбирать и размещать древесные и кустарниковые при создании лесозащитных насаждений.
Тема раздела №7. Питание растений- 2 часа.
Тема урока № 32. Состав растений и потребность их в элементах питания. Роль азота, фосфора и калия в жизни растений. Регулирование пищевого режима почвы.
Химический состав растений. Азот, фосфор- синтез белков. Калий - обмен веществ. Минеральное питание растений
Тема урока № 33. Отношение растений к питательным веществам. Роль микроэлементов в жизни растений.
Органические, минеральные, микроудобрения. Виды органических удобрений и их особенности.
Знать:
потребность растений в элементах питания;
роль азота, фосфора, калия и микроэлементов в жизни растений.
Уметь:
регулировать пищевой режим почвы.
Тема раздела №8. Удобрения и их применение- 8 часов.
Тема урока № 34. Классификация удобрений. Органические удобрения, их виды и характеристика.
Органические, минеральные, микроудобрения. Виды органических удобрений и их особенности.
Тема урока № 35. Способы хранения, подготовки и внесения органических удобрений.
Подготовка, хранение, внесение в почву навоза, птичьего помета, компоста и т.д.
Тема урока № 36. Нормы и сроки внесения удобрений под плодовые, ягодные, овощные культуры.
Весеннее и осеннее внесение органики. Нормы расхода под различные культуры. Подкормки.
Тема урока № 37. Роль сидеральных удобрений в повышении плодородия почв. Известкование кислых почв и гипсование солонцов.
Зеленые удобрения- сидераты. Районы применения. Сидеративные культуры. Известкование, гипсование.
Тема урока № 38. Виды минеральных удобрений, их характеристика, способы и сроки применения под плодовые, ягодные, овощные культуры. Микроудобрения, их значение, способы и сроки применения. Бактериальные удобрения.
Простые, комплексные, микроудобрения. Сроки и способы внесения под различные культуры. Бактериальное удобрение-нитрагин.
Тема урока № 39. Правила хранения и смешивания минеральных и органических удобрений. Безопасные условия работы с минеральными и органическими удобрениями.
Правила ОТ при работе с удобрениями. Правила хранения и использования удобрений
Тема урока № 40. Система применения удобрений в зеленом строительстве. Опыт передовых хозяйств по эффективному использованию удобрений.
Нормы и сроки применения удобрений в зеленом строительстве на примере ООО «Аграрное»
Тема урока № 41. Практическая работа № 3: «Минеральные удобрения».
Определение и описание удобрений. Их свойства. Определение растворимости в воде.
Знать:
виды, условия хранения, нормы и сроки внесения органических и минеральных удобрений.
Уметь:
применять органические и минеральные удобрения, соблюдая правила ОТ.
Тема раздела №9. Севообороты и их классификация-6 часов.
Тема урока № 42. Научные основы чередования культур в севообороте. Преимущество севооборота перед монокультурой.
Физические, химические, биологические, экономические причины необходимости севооборота. Агротехническое обоснование и экономическая целесообразность чередования культур.
Тема урока № 43. Освоение севооборотов, их классификация.
Классификация: по хозяйственному назначению. По соотношению групп культур.
Тема урока № 44. Почвозащитные или противоэрозионные севообороты.
Сидеральные и почвозащитные севообороты. Их применение
Тема урока № 45. Севообороты в питомниках. Роль трав.
Специфика севооборотов в питомниках. Травопольные севообороты.
Тема урока № 46. Севообороты, применяемые в данной зоне. Опыт передовых хозяйств данного района.
Экологическая и фитосанитарная роль севооборотов. Опыт передовых хозяйств на примере ООО «Аграрное»
Тема урока №47. Практическая работа №4: « Составление севооборота».
Составление севооборота для Нечерноземной зоны земледелия.
Знать:
севооборот и его элементы.
Уметь:
составлять севооборот (чередование культур).
Тема раздела №10. Орошение и осушение земель-6 часов.
Тема урока № 48. Режим орошения. Валовой транспирационный расход воды.
Орошение сельскохозяйственных культур. Виды орошения.
Тема урока №49. Урожаи и коэффициент водопотребления. Оросительная норма и методы ее определения.
Суммарное водопотребление для основных культур. Расчет оросительной нормы.
Тема урока № 50. Расчет запасов воды в почве. Предельная полевая влагоемкость.
Методы расчета запаса воды.Полевая влагоемкость.
Тема урока № 51. Нормы полива. Сроки поливов сельскохозяйственных культур.
Поливная норма. Сроки полива зерновых и овощных культур.
Тема урока № 52. Оросительная система. Способы и техника полива.
Дождевание сельскохозяйственных культур
Тема урока № 53. Временная оросительная система. Эксплуатация внутрихозяйственной оросительной системы.
Типы современных дождевальных машин и установок.
Знать:
способы осушения и орошения земель. Нормы полива.
Уметь:
производить расчеты по запасу воды в почве.
Тема раздела №11. Охрана окружающей среды-4 часа.
Тема урока № 54. Организация охраны окружающей среды. Охрана атмосферного воздуха, почв, недр земли, растительности и животных. Характеристика загрязнения окружающей среды.
Экологический мониторинг. Природные ресурсы
Тема урока № 55. Мероприятия по охране окружающей среды при работе на тракторе и сельскохозяйственной машине. Мероприятия по борьбе с шумом, загрязнением почвы, атмосферы и водной среды. Ответственность рабочих в деле охраны окружающей среды.
Токсичные элементы. Применение удобрений и охрана окружающей среды.
Мероприятия по борьбе с акустическими и химическими загрязнениями.
Тема урока № 56 Дифференцированный зачет «Основы агрономии»
Тема урока № 57 Дифференцированный зачет«Основы агрономии»
Знать:
вред приносимый окружающей среде хозяйственной деятельностью человека; мероприятия по охране окружающей среды.
Уметь:
правильно организовывать свою работу, не нанося вред окружающей среде.
Список литературы:
-
Третьяков Н.Н. учебник для образовательных учреждений начального профессионального образования под. Ред. Третьякова. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. 464с.
Дополнительная литература:
-
Гусаков Ф.А., СтальмаковаН.В..Организация и технология механизированных работ в растениеводстве. Практикум: учеб. Пособие для нач. проф образования/- 4-е изд., стер. - М.: Издательский цент «Академия», 2013. - 288с.
-
ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 - 304с. - (Профессиональное образование) Механизация и автоматизация работ в декоративном садоводстве: учебное пособие.
-
Долгачева В.С. Растениеводство: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999 - 368с.
-
Третьяков Н.Н. (и др.); под ред.Н.Н. Третьякова Основы агрономии: учебник для учреждений нач. проф.образования/ - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 464с.
Интернет ресурсы:
-
ru.wikipedia.org›Агрономия
-
biofile.ru›geo/13829.html
-
ecorodinki.ru›moskovskaya_oblast/pochvi/
-
openclass.ru›node/65750
-
k-a-t.ru›agro/9-sornaki_klassif/index.shtml
-
mse-online.ru›…priemy-obrabotki-pochvy.html
-
biofile.ru›geo/13824.html
-
tineydgers.ru›load/urok_biologii…pitanie_rastenij…
-
proshkolu.ru›user/allaco/file/3807975/
-
yug-poliv.ru›ftpgetfile.php?id=36
-
complexdoc.ru›ntdpdf/579617/vodokhozyaistvennoe_…
festival.1september.ru›articles/609928/