- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа кружка Стильная одежда
Рабочая программа кружка Стильная одежда
Раздел | Технология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Попова С.А. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО
МБОУ «СОШ № 8»
Протокол №
от «___» ________ 2014г
Руководитель ШМО
_____________
СОГЛАСОВАНО
«___» ___________ 2014г
Зам.директора по ВР
_________________
Иванова Г.К.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ____
от «___» ________ 2014г
Директор МБОУ «СОШ № 8» ______________
Ярцева Л.Н.
Рабочая программа
дополнительного образования
кружка «Стильная одежда своими руками»
для обучающихся 8 - 11 класса
на 2014-2015 учебный год
Направление: художественно-эстетическое
Автор разработки:
Попова Светлана Анатольевна
педагог ДО МБОУ «СОШ № 8»
первая квалификационная категория
Братск, 2014
Пояснительная записка
Программа кружка «Sтильная одежда своими руками» является адаптированной программой, составленной на основе авторской программы М.Ф. Пивоваровой «Мастерская конструирования и моделирования одежды» и типовой программы для внешкольных учреждений и школ «Культура быта», Москва, «Просвещение», 1986. Программа разработана для учащихся 8 - 11 классов, рассчитана на 68 часа, 2 часа в неделю.
В годы ранней юности молодые люди «поворачиваются» к себе, думают, кем они станут, какие у них есть возможности для того, чтобы занять достойное место в обществе. Это время, когда наиболее выпукло проявляется способность человека « выполнить» себя, т.е. усовершенствовать и развить свои задатки, сформировать себя как личность.
Задача педагога - помочь детям найти ключик для собственного развития, помочь в реализации их интересов и способностей, чтобы в будущем они могли находить радость в труде, профессии, создать счастливую семью и тем самым создавать процветающее государство.
Сегодня общество нуждается в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей, и потребность в этом будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни.
Пошив одежды - одно из самых древнейших ремесел, которое славилось во все времена своими мастерами, настоящими художниками своего дела. Практика убеждает в том, что в искусстве одевать людей, художником должен быть каждый: от прославленных мастеров-модельеров до рядового любителя.
«Шить своими руками» - эти слова магически действуют на всех, кто хочет одеться оригинально, полно выразить свою индивидуальность, создать собственный стиль. ощущение того, что создаешь что-то свое, неповторимое, придает увлекательность собственноручному шитью.
Ремесло портного почетно, но требует большого трудолюбия и терпения.
Основная задача программы кружка - научить всех желающих шить красивую и модную одежду, причем научить быстро, чтобы не отбить желание заниматься этим древним и всегда необходимым ремеслом.
Воспитательная система социальной ориентации
В основе системы - следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, семья, совместный труд. В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений.
Компоненты воспитательной системы:
-
система обучения социальным навыкам,
-
участие в различных социальных акциях.
Диагностика достижения воспитательных результатов
Основными результатами воспитательной системы являются:
-
сплоченность коллектива,
-
творческие работы учащихся,
-
участие учащихся в различных конкурсах.
Принципы работы кружка «Sтильная одежда своими руками»:
-
добровольность;
-
индивидуальный подход;
-
осуществление работы поэтапно, в соответствии с основным дидактическим
принципом «от простого к сложному»;
-
право на свободный творческий поиск.
При организации образовательного процесса по программе, особое внимание уделяется на комфортный, неформальный характер психологической атмосферы, не регламентированной обязательствами и стандартами.
Цели и задачи программы
Цель: научить учащихся конструировать, моделировать, качественно шить, создавать модели по своему замыслу и фантазии.
Задачи:
-
Развивать творческий потенциал учащихся.
-
Расширить представления об истории одежды.
-
Предоставить учащимся возможность проявить инициативу и самостоятельность.
-
Формировать умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Формы и методы проведения занятий
Формы:
-
Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные.
-
Творческая мастерская.
-
Праздники.
-
Занятия-исследования.
-
Выставки.
Способы усвоения содержания:
-
репродуктивный способ (« делай как я»),
-
креативный способ (поисково-исследовательский).
Методы:
-
Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия
-
Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин, схем, рисунков.
-
Практические методы: практические занятия, занятие-исследование.
-
Методы контроля: выполнение конкурсных работ.
-
Учебно-тематический план занятий кружка
«Стильная одежда своими руками».
-
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
Общее
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
2
2
-
2
Материаловедение.
6
2
4
3
Работа на швейной машине.
6
2
4
4
Специальные термины и обозначения.
2
2
-
5
Основы художественного моделирования одежды.
4
2
2
6
Основы конструирования женской одежды.
4
2
4
7
Основы технического моделирования одежды.
4
2
2
8
Разработка эскиза будущего изделия.
2
-
2
9
Проектирование изделия по составленному эскизу.
2
-
2
10
Раскрой ткани.
2
-
2
11
Подготовка изделия к пошиву
2
-
2
12
Технологическая обработка деталей и узлов одежды.
6
2
4
13
Пошив изделия.
18
2
16
14
Заключительное занятие. Подведение итогов. Организация выставки и дефиле.
4
2
2
Итого:
64 (4 ч резервного времени)
-
Содержание программы.
Темы курса:
-
Вводное занятие.
Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ. Организационные вопросы. Оборудование кабинета и рабочего места. Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для работы.
-
Материаловедение.
Классификация волокон. Характеристика и структура материалов. Определение направления нити основы и утка, лицевой и изнаночной стороны ткани. Особенности тканей, учитываемые при проектировании одежды. Основы цветоведения. Зрительные иллюзии.
Практическая работа: работа с образцами тканей.
-
Работа на швейной машине.
Подготовка швейной машины к работе. Правила техники безопасности при работе на швейной машине. Приемы выполнения машинных швов.
Практическая работа: выполнение образцов машинных швов
8 класс - краевые швы,
9 класс - соединительные швы,
10-11 класс - отделочные швы.
-
Специальные термины и обозначения.
Термины ручных, машинных и влажно-тепловых работ. Терминология отделочных и конструктивных элементов, деталей кроя.
-
Основы художественного моделирования одежды.
Классификация одежды. Цветовая гармония в одежде. Композиция, силуэт, конструктивные и декоративные линии. Стиль и мода. Пропорции в одежде. Художественное и моделирование.
Практическая работа: выполнение эскизов
8 класс - поясных изделий,
9 класс - плечевых изделий с втачным рукавом,
10-11 класс - плечевых изделий с рукавами различного кроя.
-
Основы конструирования женской одежды.
Основные и дополнительные измерения. Прибавки на свободное облегание. Расчет конструкции. Последовательность построения чертежа.
Практическая работа: построение чертежа
8 класс - основы конструкции брюк,
9 класс - основы конструкции платья с втачным рукавом,
10-11 класс - основы конструкции платья с рукавом покроя реглан.
-
Основы технического моделирования одежды.
Способы технического моделирования одежды. Моделирование нагрудной вытачки. Разведение составных частей деталей одежды (параллельное и радиальное). Варианты изменения формы рукава на основе втачного.
Практическая работа: внесение изменений в чертеж основы в соответствии с эскизом
8 класс - брюки, бриджи или шорты,
9 класс - платья,
10-11 класс - платья.
-
Разработка эскиза будущего изделия.
Техника выполнения эскиза. Изучение тенденций моды будущего сезона. Просмотр печатных и электронных журналов мод.
Практическая работа: разработка эскиза изделия по выбору.
-
Проектирование изделия по составленному эскизу.
Внесение конструктивных и декоративных линий в чертеж основы конструкции платья с втачным рукавом.
Практическая работа: построение чертежа изделия, изготовление выкроек.
8 класс - брюки, бриджи или шорты,
9 класс - платья,
10-11 класс - платья.
-
Раскрой ткани.
Подготовка ткани к раскрою. Декатирование. Определение лицевой стороны ткани. Рациональная раскладка деталей выкройки на ткани.
Практическая работа: раскладка выкроек на ткани, раскрой
8 класс - брюки, бриджи или шорты,
9 класс - платья,
10-11 класс - платья.
-
Подготовка изделия к пошиву.
Прокладывание копировальных линий и стежков.
Практическая работа: подготовка изделия к первой примерке, осноровка изделия.
-
Технологическая обработка деталей и узлов одежды.
Обработка рельефов и подрезов, разрезов и шлицы, втачивание застежки «молния», обработка прорезных карманов, рукавов.
Практическая работа: выполнение образцов поузловой обработки
8 класс - втачивание застежки «молния», обработка прорезных карманов,
9 класс - втачивание рукавов.
10-11 класс - обработка рельефов и подрезов.
-
Пошив изделия.
Составление технологической карты пошива изделия.
Практическая работа: пошив изделия.
8 класс - брюки, бриджи или шорты,
9 класс - платья,
10-11 класс - платья.
-
Заключительное занятие. Подведение итогов. Организация школьной выставки и дефиле.
VI. Ожидаемые результаты.
В результате освоения программы кружка «Sтильная одежда» учащиеся:
-
эстетических потребностей учащихся, их творческой активности. Научаться самостоятельно выполнять все работы по проектированию изготовлению одежды.
-
Вести поиск необходимой информации и работать творчески с литературой.
-
Познакомятся с историей моды.
-
Программа будет способствовать адаптации ребенка к жизни в обществе.
-
Освоение программы будет способствовать развитию художественного вкуса и формированию
Условия реализации программы
-
Соблюдение правил техники безопасности, норм санитарии и гигиены в помещении и на рабочих местах, правила пожарной безопасности.
-
Наличие отдельного помещения; шкафов для хранения материалов, инструментов, наглядного пособия.
-
Наличие оборудования, инструментов и приспособлений.
Средства и методы контроля
Контроль знаний осуществляется в форме индивидуального опроса во время выполнения учащимися практических заданий.
Самостоятельные работы, выполненные учащимися, будут представлены на выставках различного уровня.
Изучение данного курса завершается проведением школьной выставки и дефиле.
В результате освоения курса учащиеся должны знать:
-
правила техники безопасности;
-
термины и обозначения ручных, машинных и влажно-тепловых работ;
-
основы художественного и технического моделирования одежды;
-
основы конструирования женской одежды.
В результате освоения курса учащиеся должны уметь:
-
выполнять основные виды швов;
-
выполнять чертеж основы плечевого изделия;
-
выполнять раскладку выкроек и раскрой ткани;
-
обрабатывать детали и узлы изделия.
V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учащихся
-
Ильина Л.Д., Азбука кроя. Практические рекомендации по моделированию женской одежды любой степени сложности, М.: Просвещение, 2002.
-
Ермакова В.И., Школа шитья. Изготовление одежды от раскроя до отделки. Современное руководство по технике шитья, издательство Эксмо-Пресс, 2002
-
Зарецкая Т.И., Азбука шитья, издательство Эксмо-Пресс, 2000.
-
Скопцева М.И., Технология. Учебное пособие по обслуживающему труду для учениц 5-8 классов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007.
-
Чернякова В.Н., Технология обработки ткани, М: Просвещение, 2003.
Для учителя
-
Волкова И.П, Учимся творчеству, М.: Педагогика, 1982.
-
Еременко Т.И., Художественная обработка материалов, М: Просвещение, 2000.
-
Журналы "Ателье", книги и сборник "Техника кроя (Мюллер и сын).
-
Кожина О.А., Обслуживающий труд /методическое пособие/ , М.: Дрофа, 2004.
-
Махмутова Х.И., Конструируем, моделируем, шьем, М: Просвещение, 1994 г.
-
Харламов И.Ф., Как активизировать учение школьников, Минск, 1985.
Литература, использованная при написании данного спецкурса
-
Махмутова Х.И., Конструируем, моделируем, шьем, М: Просвещение, 2004 г.
-
Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования, М.: Издательский центр «Академия», 2002.
-
Селевко Г.К., Современные образовательные технологии, М.: Народные
образование, 2001.
-
Учимся кроить и шить, Интернет niv.ru/cgi-bin/biblio/biblio.pl?id=001
-
Устранение дефектов одежды, Интернет portnoy.nm.
VI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Технические средства обучения
Кабинет оборудован:
-
машинами швейными бытовыми универсальными,
-
оверлоком,
-
комплектом оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки,
-
комплектом инструментов и приспособлений для ручных швейных работ,
-
комплектом инструментов и приспособлений для вышивания.
2.Цифровые образовательные ресурсы
-
иллюстрации в электронном виде по темам;
-
презентации по моделированию и конструированию одежды.
VII. Календарно-тематический план занятий кружка «Стильная одежда своими руками».
№ п/п
Темы занятий
Практическая работа
Количество часов
Дата проведения
Общее
Теория
Практика
план
факт
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
.
2
2
-
2
Материаловедение.
№ 1. Работа с образцами тканей.
№ 2. Особенности тканей, учитываемые при проектировании одежды.
6
2
4
3
Работа на швейной машине.
№ 3. Краевые швы.
№ 4. Соединительные и отделочные швы.
6
2
4
4
Специальные термины и обозначения.
2
2
-
5
Основы художественного моделирования одежды.
№ 5. Выполнение эскизов.
4
2
2
6
Основы конструирования женской одежды.
№ 6. Построение чертежа основы брюк.
№ 7. Построение чертежа основы плечевого изделия.
4
2
4
7
Основы технического моделирования одежды.
№ 8. Моделирование брюк, платья.
4
2
2
8
Разработка эскиза будущего изделия.
№ 9. Разработка эскиза изделия по выбору.
2
-
2
9
Проектирование изделия по составленному эскизу.
№10. Изготовление выкроек.
2
-
2
10
Раскрой ткани.
№11. Раскладка выкроек на ткани.
2
-
2
11
Подготовка изделия к пошиву
№12. Подготовка изделия к первой примерке, осноровка изделия.
2
-
2
12
Технологическая обработка деталей и узлов одежды.
№13, 14. Выполнение образцов поузловой обработки.
6
2
4
13
Пошив изделия.
Поузловая обработка изделия. В.т.о.
18
2
16
14
Заключительное занятие. Подведение итогов.
Организация выставки и дефиле.
4
2
2
Итого:
64 (4 резервного времени)