Рабочая программа по технологии 6 класс

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ардатовская средняя школа № 2 им. С. И. Образумова»


ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол №11 от «31» августа 2015г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом

от «31» августа 2015г. №250/1










Рабочая программа

по технологии

для 6абв классов

на 2015-2016 учебный год















Составитель: Тенигина Н.Е.,

учитель технологии







2015 год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, ст. 2 п.9;

  • Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ардатовская средняя школа №2 им. С.И. Образумова»;

  • Типового положения об общеобразовательном учреждении;

  • Программы «Технология: 5-8 классы: Программа. - М.: Вента-Граф, 2008. Авторы: И.А. Сасова, А.В. Марченко.

Технология - это преобразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она исключает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создает новый рукотворный мир.

Результатом технологической деятельности являются продукты труда, соответствующие определенным характеристикам, данным на стадии проектирования.

Изучение технологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного (оставления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приемов труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Основные задачи обучения:

  • Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.

  • Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.

  • Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.

  • Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции.

  • Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.

  • Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

Основное содержание

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение технологии в 6 классах отводится 68 часов из расчета 2 ч в неделю.

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Основы проектирования

3

3

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

- Технология обработки ткани (22 часа)

- Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества (14 часов)

36

4

Кулинария

- Технология обработки пищевых продуктов (4 часа)

- Приготовление блюд. Сервировка стола. Правила поведения за столом (14 часов)

18

5

Технология ведения домашнего хозяйства

- Интерьер жилых помещений (6 часов)

- Обычаи, традиции, правила поведения (4 часа)

10


ИТОГО

68

В решении коллегии Министерства образования РФ была подчеркнута приоритетная роль курса «Технология» в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям (приказ Министерства образования РФ от 05.07.2000 г. № 2043).

Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения (ролевые и деловые игры; обсуждения и дискуссии; работа в группах; создание благоприятной среды для экспериментирования и исследования; обеспечение межпредметных связей; взаимосвязь технологического, экологического, экономического, нравственного и других аспектов образования).

Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.

Программа предусматривает выполнение трёх-четырёх проектов в год. Учитель вправе изменить количество выполняемых проектов.

В соответствии с новым базисным планом Федеральный компонент выделяет на курс «Технология» в 5-7 классах 68 часов ежегодно (по 2 часа в неделю.)

Особенностью программы является то, что овладение учащимися обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные проекты.

Учебный проект представляет собой вид учебной деятельности учащихся, включающий:

  • выявление потребностей людей и общества;

  • определение конструкторско-технологической или иной творческой задачи, по предмету проектирования;

  • разработку перечня критериев, которым должно соответствовать изделие или услуга, удовлетворяющее конкретную потребность;

  • выдвижение идей по проектированию и изготовлению изделия;

  • выбор идеи, наиболее полно соответствующей критериям;

  • исследования процесса планирования и изготовления изделия или услуги;

  • изготовление изделия или оказание услуги;

  • проведение испытаний в реальной ситуации;

  • оценку процесса проектирования и качества изготовленного изделия

Требования к уровню подготовки обучающихся

по данной программе

В результате обучения по курсу «Технология» с использованием метода проектов дополнительно к основным требованиям учащиеся должны знать:

  • как определять потребности людей;

  • какие знания, умения и навыки необходимо иметь для изготовления конкретного изделия, удовлетворяющего определенную потребность;

  • как планировать и реализовывать творческий проект;

уметь:

  • кратко формулировать задачу своей деятельности;

  • отбирать и использовать информацию для своего проекта;

  • определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие;

  • оценивать идеи на основе выбранных критериев, наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний и умений, необходимых для реализации выбранной идеи;

  • выполнять упражнения для приобретения навыков изготовления изделий высокого качества;

  • планировать изготовление изделий и изготовлять их;

  • определять затраты на изготовление изделия, оценивать его качество, включая влияние на окружающую среду;

  • испытывать изделие на практике;

  • анализировать недостатки изготовленного изделия и определять трудности, возникающие при его проектировании и изготовлении;

  • формулировать и отстаивать свою точку зрения при защите проекта.

Несмотря на то, что проект включает большое количество компонентов, программой отводится 60-70 % учебного времени на изготовление изделия (включая учебный труд - упражнения на приобретение умений обработки материалов и использования инструментов, эксперименты, лабораторно-практические работы с материалами и т. п.). Метод проектов является эффективным средством интеграции содержания обучения. Такие сквозные линии, как информационные технологии, черчение и графика, экономика, экология, проходят через большинство предлагаемых проектов. Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества и переходе к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения с целью получения изделия заданного качества. Выполнение упражнений предусматривает овладение определенными знаниями, умениями и навыками. Работая по методу проектов, учитель должен помнить, что этот метод органически включает в себя ряд специальных воспитательных приемов.

  1. Формирование сознания (взглядов, убеждений, идеалов). Это методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся с целью формирования у них взглядов и убеждений личности, которая будет жить в демократическом обществе.

  2. Формирование творческих начал (способностей, активности, самостоятельности, инициативности).

  3. Мотивация и стимулирование деятельности. Исключительное влияние на мотивацию деятельности оказывает предоставление ученику права на самостоятельный выбор объекта проектирования и организацию труда.

Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения.

Контроль, самоконтроль и самооценка учеником деятельности.

В основу планирования положены: деятельностный подход и прикладная направленность обучения технологии; межпредметное согласование курса технологии и предметов естественно-математического цикла; оптимизация учебной нагрузки учащихся.

При составлении содержания образовательной области «Технология» использованы общедидактические принципы (научность, доступность, связь с жизнью, преемственность, последовательность, культуросообразность, фундаментальность, личностная ориентация содержания, учет возрастных особенностей учащихся, интеграция содержания и его дифференциация и др.), политехнический и диалектический принципы развития в обучении, предполагающие возвращение на новом этапе к уже изученному для перехода на более высокий уровень.

Большинство проектов не требует дополнительных ресурсов, сверх имеющихся в школах.

Занятия по разделам «Кулинария» и «Технология ведения домашнего хозяйства» целесообразно проводить как для девочек, так и для мальчиков.

Формирование УУД на уроках технологии

Личностные УУД

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач

  • Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей

  • Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Регулятивные УУД

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

  • Различать способ и результат действия

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Познавательные УУД

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий

  • справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета

  • Строить сообщения в устной и письменной форме

  • Ориентироваться на разнообразие способов решения задач

  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

  • Владеть рядом общих приёмов решения задач

  • Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Коммуникативные УУД

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

  • Формулировать собственное мнение и позицию

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

  • Задавать вопросы

  • Контролировать действия партнера

  • Использовать речь для регуляции своего действия

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

  • Технология: 5-8 классы: Программа. - М.: Вента-Граф, 2008. Авторы: И.А. Сасова, А.В. Марченко.

  • Технология: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 6 класса. /Под ред. И.А. Сасовой - М.: Вентана-Граф, 2008.

  • Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: кухонная и столовая посуда, швейные машины, гладильная доска, утюг и т.д.

  • Демонстрационные пособия: таблицы по материаловедению (виды швов, устройство швейной машины, устройство и подбор машинной иглы, размерные признаки, заправка ниток и т.д.), таблицы по кулинарии (правила поведения за столом, витамины, виды нарезки овощей и т.д.), схема основных и дополнительных компонентов проекта

СОГЛАСОВАНО

Руководитель РМО_______________ /С.Ф. Красильникова Дата______________

подпись расшифровка

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР__________ /_Л.В. Мусаткина__ Дата________________

подпись расшифровка



© 2010-2022