- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа Технология (6 класс)
Рабочая программа Технология (6 класс)
Раздел | Технология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фаттахов Р.Г. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Именьковская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено
на заседании школьного методического объединения
Руководитель ШМО
Хафизова Г.Р. ___________
Протокол №1 от « 28 »августа 2015 года
Согласовано
заместителем директора по учебной работе
Диярова Г.И.
__________________
« 29 »августа 2015 года
Утверждаю
Директор МБОУ «ИСОШ»
__________________________
А.М.Шаймухаметова
Приказ № 78 от 01.09.2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Технология»
для 6 класса
Составитель:
Фаттахов Раиль Галяутдинович,
учитель первой квалификационной категории
2015-2016учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Технология. Технический труд» разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и реализуется на основе:
1)Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд»
2)Стандарта основного общего образования по технологии.
3) Учебного плана МБОУ «Именьковская СОШ» на 2015-16 учебный год (Утвержден приказом №71 от28.08.2015)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии, которые определены стандартом. Программа реализуется по адресованным учебникам «Технология. Технический труд 6» под редакцией Сасова И.А., рекомендованного Министерством образования науки Российской федерации.
Структура документа
Рабочая программа включает в себя несколько разделов:
-титульный лист;
-пояснительная записка;
-календарно-тематический план;
-содержание учебного предмета;
-требования к уровню подготовки учащихся;
-перечень учебно-методического обеспечения;
-планирование.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для изучения технологии в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год федерального компонента. Резервные часы (2 часов) программы отнесены на реализацию раздела программы «Творческая проектная деятельность» с целью глубокого решения учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определенного продукта и его реализации.
Общая характеристика учебного предмета
Особенность изучаемого курса состоит в том, что предполагается широкое использование метода проектов в сочетании с традиционными методами, способами и формами обучения. Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценка качества, определение реального спроса на рынке товаров и услуг.
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности
Цели
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
-
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
-
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Календарно-тематическое планирование уроков
Разделы и темы
Количество часов
Примерные сроки (даты)
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
32
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации
16
Технологии изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической форм
16
02.09-21.10
Технологии создания изделий из металлов на основе конструкторской и технологической документации
16
Технологии изготовления изделий из сортового проката
16
28.10-23.12
Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование
4
Сборка моделей технологических машин из деталей конструктора по эскизам и чертежам
4
13.01-20.01
Электротехнические работы.
7
Электромонтажные работы
3
27.01-03.02
Устройства с электромагнитом
4
03.02-17.02
Технологии ведения дома.
4
Эстетика и экология жилища
4
17.02-02.03
ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
21
02.03-18.05
Резерв
2
25.05-25.05
Всего
70
содержание учебного предмета
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (32 час)
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на основе конструкторской и технологической документации (16 час)
Технология изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической формы (16 час)
Основные теоретические сведения
Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Технологические пороки древесины: механические повреждения, заплесневелость, деформация. Профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Представления о способах изготовления деталей различных геометрических форм. Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей деталей призматической и цилиндрической форм.
Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей призматической формы. Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стусла, стамески. Инструменты для сборочных работ. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, долблении, сверление отверстий; сборка деталей изделия, контроль качества; столярная и декоративная отделка изделий. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке.
Организация рабочего места токаря. Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей цилиндрической формы на токарном станке. Назначение плоских и полукруглых резцов. Устройство штангенциркуля и способы выполнения измерений. Основные технологические операции и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей; вытачивание уступов, канавок; контроль качества. Правила безопасности труда при работе на токарном станке.
Современные технологические машины и электрифицированные инструменты.
Практические работы
Определение видов пиломатериалов. Выбор пиломатериалов и заготовок с учетом природных и технологических пороков древесины.
Чтение чертежей (эскизов) деталей призматической и цилиндрической форм: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической карте.
Организация рабочего места столяра: подготовка рабочего места и инструментов; закрепление заготовок в зажимах верстака. Ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями и сверления отверстий с помощью сверлильного станка.
Изготовление изделий из деталей призматической формы по чертежу и технологической карте: выбор заготовок, определение базовой поверхности, разметка с использованием рейсмуса; определение припуска на обработку; строгание заготовки, пиление с использованием стусла. Разметка и изготовление уступов, долбление древесины; соединение деталей «в полдерева», на круглый шип, с использованием накладных деталей; предварительная сборка и подгонка деталей изделия. Сборка деталей изделия на клею, с использованием гвоздей и шурупов. Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке.
Организация рабочего места токаря: установка ростовых подставок, подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка подручника, проверка станка на холостом ходу. Соблюдение рациональных приемов работы при изготовлении изделий на токарном станке по обработке древесины.
Изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке: определение припусков на обработку, черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов (канавок, уступов, буртиков, фасок); чистовое точение, подрезание торцов детали, обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда при работе на токарном станке.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Игрушки и игры, ручки, изделие для украшения интерьера, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.
Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и технологической документации (16 час)
Технологии изготовления изделий из сортового проката (16 час)
Основные теоретические сведения
Металлы и сплавы, основные технологические свойства металлов и сплавов. Основные способы обработки металлов: резание, пластическая деформация, литье. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с обработкой металлов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Сталь как основной конструкционный сплав. Инструментальные и конструкционные стали. Виды сортового проката.
Представления о геометрической форме детали и способах ее получения. Графическое изображение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, пазы, лыски, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Правила чтения чертежей деталей и изделий.
Сверлильный станок: устройство, назначение, приемы работы. Современные технологические машины.
Назначение ручных инструментов и приспособлений для изготовления деталей и изделий: штангенциркуль, кернер, слесарная ножовка, зубило. Виды заклепок. Основные технологические операции изготовление деталей из сортового проката и особенности их выполнения: правка, разметка, резание ножовкой, опиливание кромок, сверление отверстий, рубка зубилом, гибка, отделка. Соединение деталей в изделии на заклепках.
Практические работы
Определение видов сортового проката. Подбор заготовок для изготовления изделия с учетом формы деталей и минимизации отходов.
Чтение чертежа детали: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами и на сверлильном станке.
Изготовление изделий из сортового проката по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой поверхности заготовки; разметка заготовок с использованием штангенциркуля; резание заготовок слесарной ножовкой; сверление отверстий на сверлильном станке, опиливание прямолинейных и криволинейных кромок напильниками, гибка заготовок с использованием приспособлений; отделка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.
Соединение деталей изделия на заклепках: выбор заклепок в зависимости от материала и толщины соединяемых деталей, разметка центров сборочных отверстий, сверление и зенковка отверстий, формирование замыкающей головки.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Садово-огородный инструмент, подсвечники, элементы декоративного оформления интерьера, слесарный инструмент, предметы бытового назначения.
Машины и механизмы
Графическое представление и моделирование (4 час)
Сборка моделей технологических машин из деталей конструктора по эскизам и чертежам (4 час)
Основные теоретические сведения
Технологические машины. Виды зубчатых передач. Условные графические обозначения на кинематических схемах зубчатых передач. Передаточное отношение в зубчатых передачах и его расчет.
Практические работы
Чтение кинематической схемы. Сборка модели механизма с зубчатой передачей из деталей конструктора. Проверка модели в действии. Подсчет передаточного отношения в зубчатой передаче по количеству зубьев шестерен.
Варианты объектов труда
Конструктор, механизмы оборудования школьных мастерских.
Электротехнические работы (7 час)
с выполнением электромонтажных и наладочных работ. Электромонтажные работы (3 час)
Основные теоретические сведения
Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ с использованием пайки. Виды проводов, припоев, флюсов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы пайки. Приемы электромонтажа. Устройство и применение пробника на основе гальванического источника тока и электрической лампочки. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные.
Практические работы
Ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами. Оконцевание, соединение и ответвление проводов с использованием пайки или механическим способом. Монтаж проводов в распределительной коробке. Изготовление удлинителя. Использование пробника для поиска обрыва в цепи.
Варианты объектов труда
Провода, электроустановочные изделия, пробник для поиска обрыва в цепи.
Устройства с электромагнитом (4 час)
Основные теоретические сведения
Организация рабочего места. Условные обозначения элементов электротехнических устройств на принципиальных схемах. Электромагнит и его применение в электротехнических устройствах. Принцип действия и устройство электромагнитного реле. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических устройств.
Практические работы
Чтение схем электрических цепей, включающих электромагнитные устройства. Разработка схем и сборка моделей электротехнических установок и устройств с электромагнитом из деталей электроконструктора. Проверка моделей в действии. Проверка работы промышленного низковольтного электромагнитного реле.
Варианты объектов труда
Модели из деталей электроконструктора, электромагнитные реле, модели устройств с электромагнитом из деталей механического конструктора.
Технологии ведения дома (4 час)
Эстетика и экология жилища (4 час)
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
Рациональное размещение мебели и оборудования в помещении. Разделение помещений на функциональные зоны. Свет в интерьере. Создание интерьера с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения. Декоративное украшение помещения изделиями собственного изготовления.
Использование декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений, школьных и приусадебных участков.
Практические работы
Выполнение эскиза интерьера жилого помещения. Выполнение эскизов элементов интерьера. Оформление класса (пришкольного участка) с использованием декоративных растений.
Варианты объектов труда
Эскизы интерьера, предметы декоративно-прикладного назначения, декоративные растения.
Творческая, проектная деятельность (21 часов)
Основные теоретические сведения
Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Методы поиска информации об изделии и материалах. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Виды проектной документации.
Практические работы
Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Варианты объекты труда
Темы проектных работ даны в приложении 1 к программе.
Резерв(2 часа)
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
знать:
• что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
• основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
• пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
• виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;
• общее устройство слесарного верстака: правила и приемы пользования им при выполнении слесарных операций;
• назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; основные правила пользования ими при выполнении соответствующих операций;
• основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам;
• виды пиломатериалов;
• возможности и использование ПЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
• источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
• общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;
• виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
• устройство сливного бачка;
уметь:
• рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
• осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
• производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;
• читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
• разрабатывать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении технологических работ,
• графически изображать основные виды механизмов передач;
• находить необходимую техническую информацию, обрабатывать и использовать ее;
• осуществлять визуальный и инструментальный контроль качества изготавливаемых изделий;
• читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
• выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;
• выполнять шиповые столярные соединения;
•шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;
• выявлять и использовать на практике простейшие способы технологии художественной отделки древесины {шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и Лаками);
• применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
Должны владеть компетенциями:
• ценностно-смысловой;
• деятельностной;
• социально-трудовой;
• познавательно-смысловой;
• информационно-коммуникативной;
• межкультурной;
• учебно-познавательной.
Способы решать жизненно-практические задачи:
• вести экологически здоровый образ жизни;
• использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;
• планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры; ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену; выражать уважение и заботу членам семьи; принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
• проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Гуревич, М. И. Технология. Технический труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Гуревич, И. А. Сасова, М. Б. Павлова ; под ред. И. А. Сасовой. - Казань «Магариф», 2008. - 186 с: ил.
Дополнительная литература: Учебно-методический комплект:
1. Занятия по техническому труду в школьных мастерских4-6 классы. Метод. разработки . Под. Редакцией КПН
А.Г. Дубова . М . Просвещение 1971.
2. МуравьевЕ.М. Технология обработки металлов: Учебное пособие для учащихся 5-9 классов ОУ. М.: Просвещение, 1995.-224с.:
3. Коваленко В.И.,Кулененок В.В. Объекты труда: 5 кл.: Обработка древесины и металла. Электротехнические работы: Пособие для учителя. - М. Просвещение 1990.-176 с.:
MULTIMEDIA - поддержка курса « Технология.»
Коллекция электронных материалов по технологии в Интернете:
elhoschool.ru - Сайт школы: раздел технология: уроки и дидактические материалы
brynskedu.ru - Методическая копилка, дидактические материалы
myprof.ru - Портал профориентации «Моя профессия»
trudovik.narod.ru/ - «Технология и трудовое обучение» А.В.Климова
ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Тема урока
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Планируемые результаты освоения материала
Вид контроля,
измерители
Дата проведение
план
Фактический
Технологии изготовления изделий с использованием деталей призматической и цилиндрической форм (16 часов)
1
2
Вводное занятие.
Виды пиломатериалов
Комбинированный урок
Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Организация рабочего места. Ознакомление с основными разделами программы обучения.
Демонстрация проектов, выполненных учащимися 6 класса в предшествующие годы. Правила безопасной работы. Технология обработки древесины с элементами машиноведения. Производство пиломатериалов. Виды древесных материалов. Пр/р «Определение видов пиломатериалов»
Знать: правила поведения и технику безопасности при выполнении приемов труда; виды пиломатериалов.
Уметь: организовывать рабочее место; распознавать пиломатериалы; правильно и безопасно выполнять основные приемы по обработке конструкционных материалов
Фронтальный опрос.
Практическая работа
02.09.
02.09.
3
Профессии, связанные с обработкой
древесины
Урок-лекция. Экскурсия
Профессия столяра и плотника. Виды профессий в лесной и дере-
вообрабатывающей промышленности.
Знать: классификацию профессий по предметам, целям, орудиям и условиям труда; профессии рабочих в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Индивидуальный опрос.
09.09.
4
Столяр и плотник.
Урок-
лекция
Учебные заведения. Знания, необходимые для получения профессии. Профессия станочника. Профессия наладчика. Пр/р «Профессио-грамма»
Уметь: производить профессиографический анализ профессий деревообрабатывающей промышленности и соотносить требования к профессиям с человеком и его личными достижениями
Индивидуальный опрос. Практическая работа
09.09.
5-
6
Свойства древесины.
Пороки древесины.
Урок ознакомления с новым материалом
Физические и технологические свойства древесины. Технологические пороки древесины: механические повреждения, заплесневелость, деформация.
Пр/р «Выбор пиломатериалов и заготовок с учетом природных и технологических пороков древесины»
Знать: какими свойствами должна обладать древесина для изготовления изделия; понятие порок древесины; основные природные и технологические пороки древесины и способы их устранения.
Уметь: выбирать древесину определенных свойств для выполнения проектного задания; распознавать пороки древесины
Индивидуальный опрос. Пр/р
16.09.
16.09.
7-
8
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных, промыслов России
Орнамент.
Урок обобщения и систематизации знаний
Виды декоративно-прикладного творчества (ДПТ) нашего региона. Знакомство с различными видами резьбы по дереву. Понятие об орнаменте, способы построения и его роль в декоративно-прикладном искусстве.
Пр/р «Виды изделий декоративно-прикладного творчества. Основные художественные промыслы России»
Знать: историю возникновения и развития различных видов ДПТ; его влияние на местные художественные промыслы, традиции и культуру своего народа.
Уметь: находить и использовать информацию о ДПТ; классифицировать виды ДПТ; разрабатывать эскиз
Индивидуальный опрос. Самостоятельная работа.
23.09.
23.09.
9-
10
Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека
Охрана природы
Урок ознакомления с новым материалом
Влияние технологий заготовки и обработки лесопиломатериалов на окружающую среду и здоровье человека. Охрана природы в России.
Пр/р «Влияние современных технологий обработки конструкционных материалов на окружающую среду и здоровье человека»
Знать: о влиянии технологий заготовки лесоматериалов на окружающую среду и здоровье человека; основные законы и мероприятия по охране труда в России; правила безопасного поведения на природе.
Уметь: бережно относиться к природным богатствам; рационально использовать дары природы (лес, воду, воздух, полезные ископаемые и т. д.)
Индивидуальный опрос. Самостоятельная работа.
Пр/р
30.09.
30.09.
11-
12
Представления о способах изготовления деталей различных геометрических форм
Изготовление деталей.
Комбинированный урок
Соединение деталей вполдерева. Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасной работы. Визуальный и инструментальный контроль качества изделия. Составные части машин. Устройство токарного станка по обработке древесины СТД-120М.
Пр/р «Разметка и изготовление уступов, долбление древесины; соединение деталей "вполдерева ", на круглый шип, с использованием накладных деталей; предварительная сборка и подгонка деталей изделия»
Знать: назначение инструментов, приспособлений; рациональные и безопасные приемы работы по изготовлению изделий различной геометрической формы, технологию изготовления; устройство токарного станка, виды операций, выполняемых на токарном станке; правила безопасной работы на станке.
Уметь: подбирать необходимый инструмент, оборудование, способ обработки детали; рационально использовать время и материалы; безопасно выполнять приемы труда; организовать рабочее место при работе на токарном станке; проводить визуальный и инструментальный контроль качества
Индивидуальный опрос.
. Пр/р
07.10.
07.10.
13-
Ручные инструменты и приспособления
Комбинированый урок
Устройство и назначение рейсмуса, строгаль-
ных инструментов (ру-
банка, шерхебеля), стусла, стамески. Инструменты для сборочных работ. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление отверстий; сборка деталей изделия, контроль качества;
Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке.
Пр/р «Изготовление изделий из деталей приз матической формы по чертежу и технологической карте: выбор заготовок, определение базовой поверхности, разметка с использованием рейсмуса;
Знать: устройство, на-
значение инструментов
и приспособлений; спо-
соб обработки детали
призматической формы
ручным инструментом;
правила безопасной работы.
Индивидуальный опрос.
Пр/р
14.10
14
Изготовления изделий.
Уметь: изготавливать детали призматической формы с использованием ручного инструмента; безопасно выполнять приемы труда; проводить визуальный и инструментальный контроль
14.10
15-
16
Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей цилиндрической формы на токарном станке
Приемы работы на токарном станке.
Урок закрепления новых знаний
Организация рабочего места токаря. Подготовка заготовок к точению. Выбор ручных инструментов, их заточка. Приемы работы на токарном станке...
Правела безопасности при
окрашивании изделий. Экономические расходы на изготовление изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Пр/р «Изготовление деталей декоративно-прикладного назначения цилиндрической формы на токарном станке с использованием технологий художественной обработки материалов»
Знать: приемы подготовки заготовок к точению на токарном станке; назначение и устройство ручного инструмента; правила заточки инструмента; приемы работы на токарном станке; назначение и виды защитной отделки изделий из древесины; декоративная отделка; виды красок и лаков;
Уметь: подготавливать заготовки к точению; выполнять работу на токарном станке с опорой на технологическую карту; контролировать качество и устранять выявленные дефекты. Выполнять защитную и декоративную отделку изделия из древесины; производить экономический расчет себестоимости изделия
Индивидуальный опрос.
Самостоятельная работа
21.10
21.10
Технологии изготовления изделий из сортового проката (16 часов)
17-
18
Металлы и сплавы, основные технологические свойства металлов и сплавов
Технология обработки металла.
Урок ознакомления с новым материалом
Технология обработки металла с элементами машиноведения. Основные технологические свойства металлов и сплавов. Черные металлы. Цветные металлы.
Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье
человека. Правила поведения в слесарной мастерской.
Пр/р «Определение видов сортового проката»
Знать: общие сведения о металлургической промышленности; влияние технологий производства и обработки металлов на окружающую среду
Правила поведения в слесарной мастерской.
Уметь: распознавать металлы и сплавы по внешнему виду и свойствам
Индивидуальный опрос. Самостоятельная работа
28.10
28.10
19-
Представления о геометрической форме детали и способах ее получения
Комбинированный урок
Графическое изображение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, пазы, лыски, фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах.
Знать: виды изделий из сортового металлического проката; способы получения сортового проката; графическое изображение деталей из сортового проката; область его применения.
Индивидуальный опрос. Пр/р
11.11
20
Виды изделий
Комбини-рованный урок
. Пр/р «Чтение чертежа детали: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов»
Уметь: читать чертежи деталей из сортового проката, сборочные чертежи изделий с использованием сортового проката
Тест. Пр/р
11.11
21-
Назначение ручных инструментов и приспособлений для изготовления деталей и изделий: штанген-
циркуль, кернер, слесарная ножовка, зубило
Комбинированный урок
Разметка заготовок из сортового металлического проката. Экономичность разметки. Назначение и устройство слесарного инструмента. Устройство и назначение штангенциркуля.
Приемы измерения штангенциркулем.
Пр/р «Изготовление изделий из сортового проката по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой поверхности заготовки; разметка заготовок с использованием штангенциркуля»
Знать: инструменты для разметки по металлу; конструкцию и назначение слесарного инструмента, способы применения; устройство и приемы измерения штангенциркулем.
Уметь: выполнять разметку; подбирать необходимый слесарный инструмент в зависимости от практического задания; безопасно работать им; контролировать качество выполненной работы визуально и инструментально
Практическая работа
Тест. Пр/р
18.11
22
Устройство штанген-циркуля.
18.11
23-
24
Резание металла слесарной ножовкой
Правила безопасности.
Комбинированный урок
Назначение и устройство слесарной ножовки. Правила замены режущего элемента. Приемы резания металла слесарной ножовкой.
Правила безопасной работы при резании металла слесарной ножовкой.
Пр/р «Резание заготовок слесарной ножовкой»
Знать: назначение и устройство слесарной ножовки; правила выполнения резания металла; правила безопасной работы.
Уметь: готовить слесарную ножовку к работе; выполнять безопасно приемы труда
Практическая работа
25.11
Тест. Пр/р
25.11
25-
26
Рубка металла
Правила безопасности.
Комбинированный урок
Инструменты для рубки металла. Приемы и способы рубки металла в тисках. Снятие припуска в тисках. Разделение металла на части в тисках. Разрубание металла на части на плите. Правила безопасной работы.
Пр/р «Изготовление изделий из сортового проката по чертежу и технологической карте с использованием технологии рубки металла»
Знать: инструменты и приспособления для рубки металла; правила безопасной работы; приемы работы. Уметь: выполнять рубку металла согласно заданию
Самостоятельная работа
02.12
Самостоятельная работа
02.12
27-
28
Опиливание сортового проката
Правила и приемы безопасного труда при опиливании.
Комбинированный урок
Опиливание металла. Инструменты и приспособления для выполнения технологической операции по опиливанию металла. Правила и приемы безопасного труда при опиливании
Знать: виды инструментов и приспособлений для выполнения операции по опиливанию; назначение операции опиливания заготовок; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять операцию по опиливанию деталей из металла; безопасно выполнять приемы труда
Индивидуальный опрос.
Самостоятельная работа.
09.12
09.12
29-
30
31-
Соединение деталей в изделии на заклепках
Правила безопасности.
Отделка изделий из металла
Комбинированный урок
Урок систематизации и закрепления знаний.
Назначение клепальных швов. Инструменты и приспособле-ния для клепки металла. Правила техники безопас-ности при выполнении клепки. Пайка как один из способов соединения деталей из металлов. Инструмент и приспособления для выполнения пайки. Техника безопасности при выполнении работ при пайке металла..
Пр/р «Соединение деталей изделия на заклепках: выбор заклепок в зависимости от материала и толщины соединяемых деталей, разметка центров сборочных отверстий, сверление и зенковка отверстий, формирование замыкающей головки»
Отделка изделий из сортового проката. Отделочные операции. Виды декоративных покрытий металлических изделий.
Знать: назначение инструментов и приспособления для клепальных и паяльных швов; правила выбора диаметра сверла и заклепки в зависимости от толщины клепального шва; приемы безопасного выполнения труда.
Уметь: подбирать необходимый инструмент, оборудование и приспособления для выполнения клепки и пайки; безопасно выполнять приемы труда
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.
16.12
16.12
Знать: сущность процесса отделки изделий из сортового металла; инструменты для выполнения отделочных
операций; виды декоративных покрытий; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять отделочные операции при изготовлении изделий из сортового проката; безопасно выполнять приемы труда
Самостоятельная работа.
23.12
32
Виды декоративных покрытий.
Экскурсия
Правила безопасной работы. Ознакомление с содержанием труда слесаря, жестянщика. Профессии, связанные с отделкой изделий из металлов. Пр/р «Защитная и декоративная отделка изделия»
Индивидуальный опрос.
23.12
Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование(4 часа)
33-
34
Виды зубчатых передач
Примеры узлов.
Урок ознакомления с новым материалом
Назначение и принцип действия деталей машин передачей (зубчатой, реечной). Ведомая и ведущая шестерни. Передаточное отношение и. Пр/р «Подсчет передаточного отношения в зубчатой передаче по количеству зубъер шестерен»
Знать: сущность зубчатой передачи; примеры узлов и механизмов машин передачи движения при помощи зубчатой передачи. Уметь: объяснять принцип действия зубчатой передачи; производить расчет частоты вращения исполнительного механизма
Индивидуальный опрос.
Тест. Пр/р
13.01
13.01
35-
36
Условные графические обозначения на кинемати-ческих схемах зубчатых передач
Кинематическая схема токарного станка.
Урок закрепления новых знаний
Условные обозначения зубчатой пары. Кинематическая схема токарного станка.
Пр/р « Чтение кинематической схемы»
Знать: условные обозначения зубчатой передачи; расчет передаточного отношения кинематической пары.
Уметь: читать кинематическую схему зубчатой передачи; производить расчет передаточного отношения
Самостоятельная работа.
Тест. Пр/р
20.01
20.01
Электротехнические работы(7 часов)
37
Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ с использованием пайки
Урок ознакомления с новым материалом
Электромонтажные инструменты и материалы. Их назначение. Общие требования, предъявляемые к электромонтажному инструменту. Провод и электрический шнур. Токопроводящая жила и изоляционная оболочка. Правила техники безопасности. Пр/р «Ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами»
Знать: назначение и применение электромонтажного инструмента; примеры рационального размещения инструментов и оборудования на рабочем месте; безопасные приемы выполнения труда. Уметь: организовать рабочее место; подбирать и готовить электромонтажный инструмент; безопасно выполнять приемы труда
Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
27.01
38
Инструменты для электромонтажных работ
Комбинированный урок
Приемы электромонтажа. Установочные изделия. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Монтаж проводов в распределительной коробке. Изготовление удлинителя.
Пр/р «Оконцевание, соединение и ответвление проводов с использованием пайки или соединения механическим способом»
Знать: назначение и способ применения основных инструментом для электромонтажных работ; приемы безопасного труда при выполнении электромонтажных работ. Уметь: выбирать необходимый для работы инструмент;' выполнять простейшие электрмонтажных работы; безопасно выполнять приемы труда
Фронтальный опрос. Тест. Пр/р
27.01
39
Устройство и применение пробника на основе гальванического источника тока и электрической лампочки
Комбинированный урок
Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Пр/р «Использование пробника для поиска обрыва в цепи»
Знать: назначение, устройство и принцип работы устройств с использованием гальванических элементов. Уметь: выполнять проверочные работы с использованием пробников на гальванических элементах
Контрольная работа. Пр/р
03.02
Устройства с электромагнитом (4 часа)
40-
41
Электромагнит и его применение в электротехнических устройствах
Принцип действия.
Урок ознакомления с новым материалом
Условные обозначения элементов электротехнических устройств на принципиальных схемах. Принцип действия и устройство электромагнитного реле. Пр/р «Чтение схем электрических цепей, включающих электромагнитные устройства»
Знать: устройство и применение электромагнитов; в каких устройствах используют электромагнит; как можно измерить силу притяжения электромагнита.
Уметь: собрать эл. цепь с использованием электромагнита; сравнивать силу притяжения с сердечником и без него
Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
03.02
10.02
42-
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием
Урок закрепления изученного материала
Профессии по изготовлению, эксплуатации и ремонту электротехнических устройств. Пр/р «Разработка схем и сборка моделей электротехнических уста-
новок и устройств с электромагнитом из деталей электроконструктора»
Знать: основные профессии рабочих при электромонтажных работах; учебные заведения по подготовке специалистов электромонтажных работ.
Фронтальный опрос. Пр/р
10.02
43
Электромонтажник.
Уметь: находить информацию о способах получения знаний и умений по специальности электромонтажник
17.02
Эстетика и экология жилищ (4 часа)
44-
45
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера
Интерьер жилых помещений.
Урок ознакомления с новым материалом
Национальные традиции; связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность.
Пр/р «Выполнение эскиза интерьера жилого помещения»
Знать: что такое эстетика и экология жилища; санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям; что такое эстетичность интерьера.
Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать его в порядке во время работы
Фронтальный опрос. Тест. Пр/р
17.02
24.02
46-
47
Рациональное размещение мебели и оборудования в помещении
Свет интерьере.
Комбинированный урок
Разделение помещений на функциональные зоны. Свет й интерьере. Создание интерьера с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения. Декоративное украшение помещения
Знать: по каким функциональным требованиям расположена мебель в вашей комнате; примеры цветового оформления интерьера квартиры.
Уметь: рационально использовать жилое пространство; определять центр притяжения интерьера; проводить изделиями собственного изготовления. Использование декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений.Роль комнат-ных растений в интерьере квартиры.
Пр/р «Выполнение эскизов элементов интерьера»
Контрольная работа. Тест
дизайн-анализ интерьера; выполнять эскиз жилого и рабочего помещения
24.02
02.03
Творческая, проектная деятельность (21 часа)
48
49
Основные требования к проектированию.
Элементы художественного конструирования
.Урок ознакомления с новым материалом
Основы проектирования. Методы поиска информации об изделии и материалах. Элементы художественного конструирования'.
Пр/р «Алгоритм решения проектной задачи»
Знать: требования, предъявляемые при проектировании изделия; основные этапы проектирования; методы конструирования; основы экономической оценки стоимости выполняемого проекта.
Уметь: анализировать свойства объекта; делать экономическую оценку стоимости проекта
Фронтальный опрос.
Пр/р
02.03
09.03
50-
51
Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг
Исследование.
Комбинированный урок-исследова-ние
Определение потребности. Краткая формулировка задачи. Исследование.
Пр/р «Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов»
Знать: критерии, которым должен соответствовать проект.
Уметь: выбирать тему проектного задания на основе маркетингового опроса
Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
09.03
16.03
52-
53
Выбор
и обоснование проекта
Реализации проекта.
Комбинированный урок
Исследование рынка и собственных возможностей. Перечень критериев, которым должно удовлетворять изделие. Выбор тем проектов ^ на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Пр/р«Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися»
Знать: виды проектных заданий; стилевое и функциональное назначение проекта; требования к техническому объекту; недостатки технического объекта; методы технического творчества. Уметь: выбирать объект проектирования; разрабатывать и анализировать первоначальные идеи проекта; проводить анализ технического объекта
Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
16.03
30.03
54-
55
Альтернативные варианты проекта
Особенности проекта.
Урок-исследование
Первоначальные идеи, анализ, выбор лучшей идеи.
Пр/р «Выбор видов изделий»
Знать: роль и значение выбора варианта проекта; назначение и особенности варианта проекта.
Уметь: разрабатывать эскизный вариант проектного задания, моделировать, конструировать
Работа в группе. Пр/р
30.03
06.04
56
57
Выбор инструмента, оборудования и материалов
Требования к выбору инструментов
Урок систематизации знаний
Ручной и механический инструмент для выполнения проектного задания. Физи-ческие и технологические свойства материалов, приспособления. Пр/р«Основные критерии выбора инструмента, оборудования и материалов проектного задания»
Знать: требования к выбору инструмента, оборудования и материалов по физическим и технологическим свойствам при проектировании изделия.
Уметь: определять по функциональному назначению инструмент, оборудование и материал
Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
06.04
13.04
58-
59
60
61
Изготовление изделия
Подготовка чертежа.
Изготовления изделия.
Сборка и отделка.
Урок-практикум
Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты. Сборка и отделка изделия. Пр/р «Изготовление . деталей и контроль их размеров»
Знать: последовательность работы над проектом; пооперационную карту изготовления изделия; технологические операции; виды и структуру технологических процессов. Уметь: составлять и читать технологическую карту изделия; выполнять основные технологические операции по изготовлению изделия; соединять и отделывать детали в изделии; отделывать изделие
Самостоятельная работа. Пр/р
13.04
20.04
20.04
27.04
62-
63
64
65
66
67
68
Оценка проектирования. Защита проекта
Вывод. Оценка изделия.
Реклама.
Защита проекта .
Урок закрепления новых знаний
Урок закрепления новых знаний
Определение себестоимости проекта. Пояснительная записка к проекту. Реализация продукции. Вывод. Оценка изделия.
Реклама.
Пр/р «Оформление проектных материалов. Презентация проекта»
Знать: существенные признаки нового технического решения; основные требования защиты проектного задания.
Уметь: оформлять пояснительную записку к проектному заданию; выявлять преимущества и недостатки проекта
Защита проекта
27.04
04.05
04.05
11.05
11.05
18.05
18.05
69-70
Резерв
25.05
25.05