Развитие социально-трудовой компетенции на уроках труда по столярному делу

Основным направлением работы специальной (коррекционной школы ) 8-го вида является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная адаптация явдяется не только важнейшей задачей обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, но и средством компенсации первичного дефекта. Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют дать  такое образование, воспитание и сопровождение воспитанникам, которое позволило бы им адаптир...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОМПЕТЕНЦИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТРУДА ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ.

Основным направлением работы специальной (коррекционной) школы VIII вида является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши воспитанники не в состоянии сами выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, они лишены основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому, социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, но и средством компенсации первичного дефекта.

Возможность овладения профессией воспитанниками во многом зависит от проводимой в школе коррекционной работы. Её основными направлениями для учителей технологии служат повышение уровня познавательной активности обучающихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности.

Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют дать такое образование, воспитание и сопровождение воспитанникам, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и самостоятельность в труде, быту и в свободное время.

Цель трудового обучения:

Создать условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способности к труду, привитие практических навыков устройства быта, социализацию и интеграцию в общество

Педагогическая деятельность учителей труда направлена на развитие социально-трудовой компетенции.

Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере и включает в себя:

  • умение планировать свою деятельность;

  • умение самостоятельно выполнять работу для достижения определённого результата;

  • умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы;

  • умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

  • владение различными способами контроля и оценки деятельности.

Профессия столяра - одна из древнейших в мире. С незапамятных времён человек украшает своё жилище разными поделками из дерева- столы, стулья, табуреты, шкафы, кровати. Изготовить ту или иную вещь из древесины - это ещё не всё. Нужно, чтобы эта вещь была красивой, прочной, удобной. А этого могут добиться только мастера своего дела - люди, которые любят и умеют хорошо работать.

Для школьников труд - это их учёба, работа в мастерских на уроках и кружках.

Практическая деятельность на этих занятиях, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной, а разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.

Большое внимание уделялось обогащению эмоциональной сферы, формированию стойкой положительной мотивации к труду в специально моделируемой ситуации успеха ученика.

Дети в группах по своему развитию неоднородны, поэтому для достижения наилучших результатов используется разноуровневый подход, который помогает максимально раскрыть потенциал развития каждого ребёнка. Так, например в шестом классе 2 ученика работают по основному уровню, 1 по по второму уровню один по третьему и двое с диагнозом РДА по программе ручного труда.

Умение планировать свою деятельность развивается у наших детей на протяжение всего времени обучения. Перед началом изготовления любого нашего изделия проводится анализ и планирование его изготовления. Наши дети не способны самостоятельно спланировать свою работу. Поэтому необходимо использовать дифференцированный подход при составлении плана изготовления изделия. Наиболее сильным детям необходима небольшая подсказка, а для слабых достаточно научить их планировать в рамках одной операции( какой подготовить инструмент, как закрепить деталь и др.).

Умение самостоятельно выполнять работу для достижения определённого результата.

Нашим детям необходима сильная мотивация , чтобы они захотели самостоятельно что-то делать. Это может быть соревнование кто лучше сделает, изготовление необычного экспоната, например , Поленов П и Домогаев В. Изготовили две разные модели катапульты. Они самостоятельно выбрали эти модели по компьютеру и с увлечением работали над их изготовлением. При посещении музея мебели ребятам понравился экспонат перемётная скамья и Картинский А. и Поленов М смогли сделать подобную для нашей трудовой ярмарки. Эти работы хороши тем, что они заставляют ребят задумываться над тем, как изготовить такое изделие, самостоятельно планировать его изготовление.

Умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы.

Это умение отрабатывается нашими учениками на протяжении всего периода обучения. Дети постоянно изучают и повторяют правила безопасной работы ручным столярным инструментом, а в старших классах также и электрофицированным. При работе на сверлильном и токарном станках.

Умение владеть этикой трудовых и гражданских отношений.

Для развития таких умений необходимо создать условия, при которых дети должны взаимодествовать между собой. Таким условием является коллективная работа, когда членам коллектива необходимо поддерживать друг друга для достижения своей цели. Как, например, при изготовлении скамьи Поленовым и Картинским. или Пономаренко М. и Полищук Д. при изготовлении Щита «Тамплиеров» для выставки. Поощерять желание сильных учеников помогать более слабым.

Владение различными способами контроля и оценки деятельности

Это наиболее сложное умение для наших детей. Часто наши дети обладают завышенной самооценкой или наоборот, что у них сделано плохо. Для правильной оценки своих работ для ребят необходимо разрабатывать многоступенчатые критерии, например, проверить размеры, проверить шероховатость, сравнить с образцом методом наложения и др.

Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют дать такое образование, воспитание и сопровождение воспитанникам, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и самостоятельность в труде, быту и в свободное время.







© 2010-2022