Статья Применение информационно - коммуникационных технологий на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ на уроках «Технология»

В современном информационном мире очень трудно представить себе преподавание какого-либо школьного предмета без использования на уроке информационно- коммуникационных технологий.

ИКТ с каждым днем все больше используются в учебном процессе. Использование возможностей компьютерной техники и технологий стало реальной потребностью, потому что позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-путешествия, конкурсы, шарады, загадки и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все эти формы обучения, можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность плюс иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более интересным и привлекательным, все это является мощным средством развития познавательного интереса у обучающихся. Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Примером служат нестандартные уроки, конкурсы, путешествия.

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету «Технология» у всех ребят, я считаю невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на моем уроке было интересно. В процессе проведения уроков возможности информационно-коммуникационных технологий я использую на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Образовательная область «Технология» предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений и навыков учеников при изучении таких разделов, как «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов», «Проект». Поэтому больше времени на уроке я уделяю практической деятельности обучающихся, которая предполагает выполнение тренировочных упражнений. Электронные средства обучения помогают преодолеть однообразность и монотонность учебной деятельности во время практических занятий, увеличивают эффективность урока в несколько раз.

При объяснении нового материала теоретическая часть многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Уже начиная с 5 класса, я даю обучающимся задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Например, чтобы совершить увлекательное путешествие в страну «Здоровья» при изучении темы «Физиология питания», предлагаю моим ученицам найти загадки и сведения о различных фруктах и овощах, а также их полезных свойствах, используя различные источники информации.

В 6 классе - подобрать материал о правильном уходе за различными типами волос. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению.

Изучение таких тем как «Декоративная и гигиеническая косметика», «Уход за волосами», «Гигиена девушки» и др. проходит в импровизированной телестудии, где есть ведущие, гости студии, а также зрители, принимающие активное участие в «прямой трансляции» телепередачи «Академия красоты», которая знакомит девочек с творцами мира прекрасного (профессиями - закройщик, парикмахер, косметолог и др.). В данном случае иллюстрации особенно необходимы, так как объекты, объясняемые учителем не всегда доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать полное представление об изучаемом объекте. Изучая тему «Уход за волосами. Подбор прически с учетом типа лица», можно наглядно показать, как правильно подобрать прическу, учитывая особенности лица, совершить экскурсию в музей причесок и прислушиваясь к советам специалистов, во время практической работы, подобрать прическу для себя, исходя из своих индивидуальных особенностей. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, заставляет обучающихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу.

Мультимедийные презентации я использую при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (тесты, кроссворды, заполнение таблиц и т.д.) Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос обучающихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работа, самостоятельная работа).

Еще одним ярким примером использования мультимедийных презентаций на уроке являются разделы «Домашняя экономика» в 8 классе.

«Профессиональное самоопределение» в 9 классе.

В процессе обучения одну из важнейших ролей играет наглядность изучаемого материала. Учеными физиологами доказано, что около 95% информации человек получает с помощью зрительного анализатора. Таким образом, чем нагляднее представлен изучаемый материал, тем лучше он запоминается обучающимися.

Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности обучающихся. Наш предмет направлен на развитие творческих способностей обучающихся. Выразить свою индивидуальность, показать, на что ребенок способен можно в проекте.

Творческие проекты обучающиеся начинают выполнять с 6 класса по 8. Определение сферы деятельности, выбор темы проекта, разработка технологии изготовления изделия, экономические расчеты, оформление отчета по проекту относятся к основным проблемам, с которыми может столкнуться ребенок при выполнении проектной работы. Этот метод я успешно использую уже много лет. Темы проектов девочки выбирают самостоятельно, согласуя с общеобразовательной программой по технологии, каждое выполненное изделие сопровождается письменной документацией. И если раньше использовались классические источники информации (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги, журналы и др.), то в настоящее время их заменили медиадиски, Интернет.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:

На первом этапе (поисково-исследовательский) перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся выбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. С целью сохранности различных сведений, обучающиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации.

II этап - технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого девочки создают свой объект проекта (изделие). В нашем кабинете собрана большая коллекция дисков по «Рукоделию», «Технологии обработки швейных изделий» и др., применение которых на данном этапе повышает мотивацию учениц, способствует более качественному выполнению задания. Кроме этого в ходе работы над созданием проектных изделий на уроках я демонстрирую обучающимся созданные мною презентации по разным разделам программы.

На заключительном этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Для рекламы можно использовать текстовые и графические редакторы, электронные таблицы. В зависимости от темы проекта, класса, уровня подготовки обучающихся могут использоваться разные способы защиты. Это могут быть и выставки, и ярмарки. Особенно популярен «Город мастеров», где любой из авторов проекта может с гордостью продемонстрировать итог своей работы, и даже дать мастер-класс. В последнее время для защиты своих проектов учащиеся все чаще используют презентации.

Авторы проектов приобретают бесценный проектный и исследовательскийопыт, имеют возможность повысить свою самооценку участием в районных и городских конкурсах, где их работы получают высокие оценки.

Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. Уроки с использованием ИКТ демонстрируют возможности сотрудничества учителя и ученика. Ведь я не учу своих воспитанниц, как работать на компьютере, а предлагаю использовать уже имеющиеся знания. Предоставляю детям возможность проявить себя, испытать ситуацию успеха и повысить свою самооценку.

Мною созданы и проведены уроки с использованием ИКТ по разделам: «Домашняя экономика» - 8класс, «Профессиональное самоопределение» - 9класс, «Конструирование и моделирование» - 5, 6, 7 классы, «Гигиена девушки. Косметика» - 5,6,7классы, «Физиология питания» - 5класс.

Использование ИКТ на уроках позволяет мне:

  • повысить эффективность учебного процесса;

  • повысить уровень наглядности и доступности изучаемого материала;

  • формировать навыки коллективной работы при обсуждении проблем;

  • развивать интерес обучающихся к образовательной области «Технология».

В процессе использования ИКТ на уроке технологии хочется отметить следующие результаты:

  • повышение мотивации и интереса у обучающихся к обучению;

  • активизацию и повышение их познавательной, коллективной мыслительной

деятельности;

  • повышение качества результатов деятельности;

  • рассмотрение возможностей демонстрации различных видов информации:

текстовой, графической, видео-, аудиоинформации;

  • эффективную организацию контроля знаний у обучающихся.




© 2010-2022