• Преподавателю
  • Технология
  • Авторская комбинаторная педагогическая разработка «ИСКУССТВО РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ» программа элективного курса

Авторская комбинаторная педагогическая разработка «ИСКУССТВО РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ» программа элективного курса

Резные работы по дереву — национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества — резьбу по дереву. И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных материалов. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Эти занятия, где сочетается труд мастера с искусством художника, создающ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» ГОРОДА БРАТСКА



РАССМОТРЕНО

Заседание НМС

МБОУ «СОШ № 3»

Протокол № _____

от «____» января 2012 г.

Зам. директора по НМР

М.В. Иванова _________

РЕКОМЕНДОВАНО

Э МС МАУ «ЦРО» г. Братска Протокол № __ от _______ 2012 г.

Директор МАУ «ЦРО»

И.Н. Кускова__________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ________________

от «___»______________2012г.

Директор

МБОУ «СОШ № 3» г. Братска

В.Л. Безугленко ____________





Авторская комбинаторная педагогическая разработка


«ИСКУССТВО РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ»


программа элективного курса






Автор разработки:

Стяжкин Анатолий Михайлович,

учитель технологии

МБОУ «СОШ № 3»,

первая квалификационная категория.













2012

г. Братск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009г.), являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее ФГОС), определен современный национальный воспитательный идеал: «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отчества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Неотъемлемой частью национальной отечественной культуры, духовным наследием народов России являются народные художественные промыслы, представляющие собой одну из развитых форм народного творчества.

Сохранение и развитие народных художественных промыслов лежит в плоскости стратегических интересов государства и является важной государственной задачей. Выступая в 2009 г. в Новгороде, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил: «Необходимо срочнейшим образом реанимировать авторитет народного искусства - этого фундамента и генератора нашей культуры».

Россия всегда славилась народными промыслами. Одним из наиболее древних и распространенных видов народного искусства на Руси является резьба по дереву. Россия - страна лесов, и такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой. Понимание его пластических качеств, красоты текстуры развивались в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Много столетий декоративные элементы домов украшались мастерски выполненной резьбой. Славились резная мебель, внутреннее убранство дворцов и церквей. Деревянная резная скульптура, предметы труда, быта и культуры украшают многие музеи страны.

Искусство резьбы по дереву в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям является важным средством для воспитания в детях уважения к культурно-историческому наследию своей страны, развитию у них художественно-творческих способностей, формированию таких важных качеств, как уважение к труду и умение красиво выполнять свою работу.

Сейчас, когда российская культура снова обращается к своим национальным истокам, появилась потребность в предметах декоративно-прикладного творчества. Оживает резчицкий промысел. Жители городов хотят видеть у себя дома деревянные изделия, изготовленные резчиками, интерьер, выполненный в народных традициях. Но, к сожалению, в деревнях уже почти не осталось мастеров народных промыслов, способных выполнить такие работы, поэтому особенно важно вызвать интерес учащихся к этой профессии.

Несмотря на актуальность данной проблемы, качественных учебных программ (специальных, элективных, факультативных курсов), решающих данный вопрос и обеспечивающих профессиональную ориентацию, формирование готовности обучающихся к самообучению, самообразованию, и позитивной самореализации, владению ключевыми компетенциями (в соответствии с требованиями ФГОС) недостаточно, существующие изданные программы, не могут удовлетворить все потребности обучающихся и образовательной политики нашего ОУ, отраженные в Основной образовательной программе МБОУ СОШ № 3.

Таким образом, выявленные выше противоречия обусловили необходимость создания и определили актуальность и новизну данной авторской педагогической разработки элективного курса «Искусство резьбы по дереву».

Данная авторская (комбинаторная) программа элективного курса «Искусство резьбы по дереву» для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений с предпрофильной подготовкой и профильным обучением разработана:

на основе авторских программ:

- примерной программы «Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву», автора-составителя В.Н.Боровых, М.: «Просвещение», 2005г.

- примерной программы «Декоративно-прикладное творчество», автора-составителя О.Н.Маркелова, М.: «Просвещение», 2004г.

- программы «Технология. Примерные программы начального и основного общего образования» 1-9 кл., под редакцией Симоненко В.Д., М: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2006г., рекомендованных Министерством образования и науки РФ приказы от 14.12.09 №729, от 13 января 2011г. № 2,

в соответствии с требованиями нормативных документов федерального и регионального уровней:

  • Законом РФ «Об образовании»: статья 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты» (п.3.2; п.4.1; п.4.2; п. 4.3); статья 9 «Образовательные программы» (п. 1.1; п.2; п. 3; п.6; п. 6.2; п.7); статья 17 «Реализация общеобразовательных программ» (п.3; п.4; п.5); статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.2.6; п.2.7) (в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 г. Федеральным законом от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) // Официальные документы в образовании. - 2000.- № 14, июль. - С. 2-59.

  • Федеральными Государственными Образовательными Стандартами. - Режим доступа: Сайт ФГОС www . standart . edu . ru

  • Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.

  • Региональным стандартом требований к программному обеспечению образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Иркутской области (утверждён приказом ГлавУО и ПО от 16.06.2000г № 665);

  • Приказом ГлавУО и ПО Иркутской области от 25.06.04 № 1163, приложение 5 положение «Об авторских педагогических разработках»;

концепцией:

  • духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

и основными положениями Основной образовательной программой МБОУ «СОШ 3» г. Братска

Цель курса - создание условий для формирования у обучающихся знаний о народных художественных промыслах и практических навыков геометрической резьбы по дереву, удовлетворения потребностей в труде и подготовки к свободному осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  • сформировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;

  • научить правилам безопасности при обработке художественных изделий.

  • обучить владению инструментом для резьбы по дереву;

  • обучить практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приемам геометрической резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;

  • развить навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;

  • развить умение давать оценку своей работе.

  • развить художественный вкус, общую культуру личности;

  • приобщить детей к истокам русской народной культуры;

  • воспитать высокую коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;

  • привить любовь к традиционному художественному ремеслу;

  • осуществить профессиональную ориентацию и практическую подготовку учащихся для работы в различных отраслях деревообрабатывающей промышленности.

Содержание настоящего курса направлено на ознакомление учащихся с особенностями художественной обработки дерева, на привитие их любви к традиционному национальному ремеслу.

Отличительные особенности программы:

  1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

  2. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту.

  3. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный материальный продукт (деревянное изделие, украшенное резьбой).

В основу проектирования и построения содержания программы положены следующие принципы:

  • непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития;

  • учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;

  • практической направленности, нацеленность на конечный результат;

  • системности и последовательности (связь теоретических знаний с практической деятельностью);

  • перспективности;

  • наглядности (использование образцов, фото, иллюстраций, таблиц, схем и т.п.);

  • охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка, ориентации на формирование здорового образа жизни.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Резные работы по дереву - национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества - резьбу по дереву.

И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных материалов. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Эти занятия, где сочетается труд мастера с искусством художника, создающего новые декоративные образы, становятся одной из основ эстетического воспитания детей, развивают мышление и вырабатывают вкус к искусству.

Начинать занятия нужно с освоения наиболее простого и распространенного вида резьбы по дереву: геометрического (трёхгранно-выемчатого). Этот вид резных работ не требует сложных инструментов и редких материалов. Резную композицию практически можно выполнить одним косым ножом на любой из хвойных пород.

Геометрическая резьба - один из самых древних видов резьбы по дереву, при которой изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различных комбинациях. Выполняется такая резьба в виде прямолинейных и дугообразных элементов ножом-косяком и полукруглыми стамесками. В то же время эта резьба не требует, как при рельефной резьбе, специальных знаний теории рисунка. Еще одним преимуществом геометрической резьбы является небольшая глубина резного рисунка, не нарушающая композицию самого изделия.

Геометрическая резьба состоит из целого ряда элементов, образующих различные орнаментальные композиции. Квадраты, треугольники, трапеции, ромбы и прямоугольники, многоугольники, круги и сегменты - это арсенал простых геометрических фигур (элементов), которые дают возможность создавать оригинальные композиции с богатой игрой светотеней.

Внешне эта резьба, кажется, удивительно простой, однако выполнить её качественно можно, лишь освоив ряд профессиональных приёмов.

Процесс резьбы включает несколько этапов: выполнение рисунка резной композиции, перевод его на заготовку, непосредственную резьбу, отделочные операции.

Несмотря на простоту исполнения, геометрический вид резных работ обладает высокими эстетическими качествами, и позволяют приобрести определённые умения и навыки.

Особенности организации и проведения занятий

Занятия по программе «Искусство резьбы по дереву» проходят в специально оборудованном помещении - школьной мастерской.

Программа реализуется на основе системно - деятельностного подхода, поэтому практические занятия совмещаются с теоретическими.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. Курс построен таким образом, что сначала учащиеся получают знания по материаловедению, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, начальные представления о композиции, осуществляется профориентационная работа, затем - знакомятся с основными способами художественной резьбы по дереву и пробуют самостоятельно в материале выполнять изделия в технике геометрической резьбы т.д.

На занятиях предусмотрено соблюдение правил безопасности труда учащихся, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правила противопожарной безопасности.

Важным этапом на пути создания учащимися самостоятельных композиций является копирование образцов народной резьбы по дереву в местном краеведческом музее. Копирование позволяет понять и усвоить не только разные виды и технику, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки, созданные во время копирования произведений народных умельцев, должны рассматриваться как ценный методический фонд, на основе которого учениками разрабатываются собственные творческие композиции.

При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

В процессе реализации данной программы используется технология проектного обучения, которая позволяет формировать приемы продуктивной деятельности учащихся (перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, контроля и коррекции и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика.

На занятиях учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Основной формой проведения занятий по программе является мастерская.

Мастерская состоит из следующих этапов:

- введения в тему занятия,

- восприятия произведений искусства резьбы по дереву и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

- созидательной творческой практической деятельности ученика по теме;

- обобщения и обсуждения итогов занятия, рефлексия;

- уборки рабочего места и художественных материалов.

На мастерской важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.

При организации занятий используются следующие методы и приемы работы:

  • эвристические беседы;

  • экскурсии;

  • работа с иллюстративным материалом;

  • введение учителем по ходу занятия корректирующих, дополнительных сведений;

  • учебные проекты;

  • практические работы;

  • выставки.

  • демонстрация способов художественной обработки материалов

Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся используются разнообразные виды заданий:

  • проблемные задания;

  • обобщающие вопросы и задания;

  • тестирование (проводится с целью выявления: склонностей учащихся к художественной деятельности; статуса ученика в группе и в классе; самооценки; мотивации; познавательных интересов в связи с задачами профориентации);

  • анкетирование (проводится с целью выявления отношений учащихся к занятиям данного курса)

  • задания по оптимизации последовательности операций, подбору инструментов, организации работы;

  • проектные работы и др.

Программа разработана с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей подросткового возраста учащихся 9 классов.

Основными видами деятельности подростков, связанные с данным курсом являются:

  • Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции - контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).

  • Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.

  • Исследовательская деятельность.

  • Творческая деятельность, направленная на самореализацию и самосознание.

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности

  • Научиться планировать самостоятельно учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.

  • Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.

  • Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.

  • Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.

  • Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.

  • Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними

Задачи, решаемые педагогами:

  • Реализовать программу в разнообразных организационно-учебных формах (занятия, проекты, практики, и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей.

  • Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий, профильного направления.

  • Организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах.

  • Создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий.

Содержание программы представлено 2 разделами:

Раздел 1. Рабочее место. Оборудование и инструменты.

Раздел 2. Художественная обработка древесины

Особенность образовательного процесса в том, что законченные работы (изделия) могут быть изготовлены для дома, использованы для формирования интерьера школы, пришкольного участка.

Организация выставок дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Программа «Искусство резьбы по дереву» позволяет:

- включить учащихся в практическую творческую деятельность, научит формулировать стоящие перед ними задачи и находить целесообразные варианты их решения, прогнозировать возможные ситуации и получить желаемый результат;

- создать условия для развития личности каждого учащегося, раскрытия его способностей к творчеству, использования их на пользу обществу;

- обеспечить взаимное сотрудничество учителя и учащегося, их родителей;

- создать творческую атмосферу и установить контакт с каждым учащимся;

- обучать и воспитывать учащихся с учетом их возраста, различной степени подготовки, способностей, характера, условий жизни в семье и др.

Опыт апробации, проведения регулярных занятий по программе показали целесообразность данного курса, подтвержденную как результатами мониторинга, так и внешними экспертизами, отзывами учителей и родителей.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Элективный курс «Искусство резьбы по дереву» относится к системе предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов, компонента образовательного учреждения учебного плана второй ступени обучения основной образовательной программы МБОУ СОШ № 3.

Основными задачами реализации содержания компонента образовательного учреждения учебного плана ООП МОУ «СОШ № 3» являются:

  • реализация заказа и спроса на образовательные услуги ОУ;

  • создание условий для свободного общего развития личности;

  • способствование выбору и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося, профильного направления;

  • создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению;

  • содействие самореализации личности ребёнка и педагога.

Авторская (комбинаторная) программа элективного курса «Искусство резьбы по дереву» для учащихся 9 классов, рассчитана на 34 часа в год (по 1 часу в неделю) - 1 вариант; при наличии необходимых условий может быть увеличено количество часов до 68 (2 часа в неделю) на практические занятия, проведение учебных исследований и проектов - 2 вариант.

В связи тем, что данный элективный курс «Искусство резьбы по дереву» по виду является предметно - ориентированным, то есть включающим углубление и расширение отдельных тем базовой программы учебной дисциплины «Технология», настоящая программа может быть включена в учебный план ООП ОУ и реализована как факультативный курс.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность науки - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

Ценность свободы и социальной солидарности как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Ценность традиционной российской религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В рамках когнитивного (знаниевого) компонента будут сформированы:

  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • потребность в самовыражении и самореализации;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

  • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

  • готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

  • оценивать свои учебные достижения, поведение, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей.

  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

  • объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива;

  • оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, эстетических ценностей, использовать свои права и выполнять свои обязанности члена учебного коллектива.

  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, устранять причины возникших трудностей и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • построению жизненных планов во временной перспективе;

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно воспринимать устную речь и передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учитывать особенности различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.);

  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • использовать под руководством учителя для познания окружающего мира различные методы (измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • давать определение понятиям;

  • творчески решать учебные и практические задачи: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.


КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Учебно-исследовательская и проектная компетентности

Обучающийся научится:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • использовать такие методы и приёмы, как постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», моделирование, теоретическое обоснование;

  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных наук: постановка проблемы, описание, сравнительное описание, объяснение, интерпретация фактов;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект;

  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных наук: моделирование, поиск образцов;

  • осознавать свою ответственность за за качество выполненного проекта.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Обучающийся должен знать:

  • роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;

  • о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;

  • об истории возникновения, развития и характерных особенностях промыслов художественной резьбы по дереву;

  • о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву;

  • о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов;

  • правила безопасности при обработке художественных изделий;

  • принципы работы, назначение и устройство основных технологических машин (сверлильный и токарный станки), инструментов (ножовка, рубанок, лобзик и др.), электроинструментов (эл. лобзик, эл. рубанок);

  • свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (при выборе материала - древесины или фанеры для выполнения проекта);

  • традиционные и новейшие технологии художественной обработки древесины;

  • возможность и область применения ИКТ в современном производстве;

  • роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;

  • правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.

  • виды резьбы по дереву;

  • инструменты, применяемые при выполнении технологии резьбы по дереву;

Обучающийся научится:

  • рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

  • читать чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;

  • выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна на основе традиций народного искусства;

  • делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;

  • составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технологических требований и существующих условий;

  • выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;

  • собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;

  • находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности;

  • выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;

  • анализировать выполнение своей работы;

  • проявлять предпринимательскую инициативу.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя:

  • текущий:

- входной мониторинг сформированности универсальных учебных действий и ключевых - учебно-исследовательской, проектной компетентностей (Приложение 1.)

- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;

- лабораторно-практические работы;

- выполнение проектных творческих работ;

  • промежуточный:

- контрольные работы;

- тестирование;

- контроль качества изделия;

- конкурс мастеров;

  • итоговый:

- презентация исследовательских и проектных работ;

- итоговый мониторинг сформированности универсальных учебных действий и ключевых (учебно-исследовательской, проектной) компетентностей (Приложение 1.)

- смотр творческих работ.

Основными формами подведения итогов по программе является участие обучающихся в конкурсах, выставках муниципального, регионального, российского уровня с публичным представлением результатов исследовательских и проектных работ.

Ожидаемые результаты:

1. Знание об исторически сложившихся в нашей стране способах художественной резьбы по дереву.

2. Владение практическими навыками резьбы по дереву, техническими приемами геометрической резьбы, умение создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;

3. Организация выставки детского творчества в школе.

4. Участие в городских и областных конкурсах детского творчества.

Критериями успешного освоения предметно-ориентационного курса и готовности выбора можно считать:

-степень проявления способностей к технологии резания;

- степень проявления самостоятельности в творческих разработках;

- степень сложности, оригинальности выполненной творческой разработки, её объем;

- степень развития интереса к деятельности резчика в определенной сфере профессиональной деятельности;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 вариант

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

теория

практика

Раздел 1. Рабочее место. Оборудование и инструменты.

7

3,5

3,5

1.1

Вводное занятие. Традиционные виды народно-прикладного искусства.

1

1

-

1.2

Профессии, связанные с художественной обработкой материалов.

Экскурсии на деревообрабатывающие предприятия, музей под открытым небом «Ангарская деревня».

2

-

2

1.3

Основные сведения о древесине и ее свойствах.

1

1

-

1.4

Рабочее место, приспособления и оборудование для художественной обработки древесины. Правила техники безопасности.

1

0,5

0,5

1.5

Инструменты для художественной обработки древесины.

Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Подготовка инструментов для резьбы по дереву.

2

1

1

Раздел 2. Художественная обработка древесины

27

3,5

23,5

2.1

Знакомство с основными понятиями композиции.

1

0,5

0,5

2.2

Знакомство с основами орнаментальной композиции.

1

0,5

0,5

2.3

Знакомство с элементами национальной символики, используемой в резьбе по дереву.

1

0,5

0,5

2.4

Знакомство с художественными особенностями и техническими приемами геометрической резьбы. Резьба выемок различной конфигурации

5

1

4

2.5

Копирование образцов геометрической резьбы.

2

-

2

2.6

Создание несложных узоров и собственных композиций геометрической резьбы.

2

-

2

2.7

Выполнение собственных композиций по мотивам геометрической резьбы в материале.

10

-

10

2.8

Отделка готовых изделий морилками и лаком.

Правила техники безопасности при работе с лакокрасочными изделиями.

4

1

3

2.9

Итоговое занятие «Творческий проект»

Защита творческих проектов.

Организация и проведение выставки творческих работ учащихся.

1

-

1

ИТОГО

34

7

27

2 вариант

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

теория

практика

Раздел 1. Рабочее место. Оборудование и инструменты.

13

6

7

1.1

Вводное занятие. Традиционные виды народно-прикладного искусства.

2

2

-

1.2

Профессии, связанные с художественной обработкой материалов.

Экскурсии на деревообрабатывающие предприятия, музей под открытым небом «Ангарская деревня».

4

1

3

1.3

Основные сведения о древесине и ее свойствах.

2

1

1

1.4

Рабочее место, приспособления и оборудование для художественной обработки древесины. Правила техники безопасности.

2

1

1

1.5

Инструменты для художественной обработки древесины.

Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Подготовка инструментов для резьбы по дереву.

3

1

2

Раздел 2. Художественная обработка древесины

55

7

48

2.1

Знакомство с основными понятиями композиции.

2

1

1

2.2

Знакомство с основами орнаментальной композиции.

2

1

1

2.3

Знакомство с элементами национальной символики, используемой в резьбе по дереву.

2

1

1

2.4

Знакомство с художественными особенностями и техническими приемами геометрической резьбы. Резьба выемок различной конфигурации

13

3

10

2.5

Копирование образцов геометрической резьбы.

4

-

4

2.6

Создание несложных узоров и собственных композиций геометрической резьбы.

5

-

5

2.7

Выполнение собственных композиций по мотивам геометрической резьбы в материале.

20

-

20

2.8

Отделка готовых изделий морилками и лаком.

Правила техники безопасности при работе с лакокрасочными изделиями.

4

1

3

2.9

Итоговое занятие «Творческий проект»

Защита творческих проектов.

Организация и проведение выставки творческих работ учащихся.

3

-

3

ИТОГО

68

13

55

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Рабочее место. Оборудование и инструменты.


Тема 1. Вводное занятие. Традиционные виды народно-прикладного искусства.

Теория: Народное декоративное искусство. Резьба по дереву в России. Особенности народного искусства. Творчество народных мастеров-резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Богородска, Хотькова. Производственный цикл.

Практическая работа: входной мониторинг.

Форма проведения занятия: презентация содержания курса.

Приёмы и методы: заочная экскурсия, эвристическая беседа.

Дидактический материал: иллюстративный материал, презентация.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Тема 2. Профессии, связанные с художественной обработкой материалов.

Экскурсии на деревообрабатывающие предприятия, музей под открытым небом «Ангарская деревня».

Теория: Знакомство учащихся с профессиями, связанными с художественной обработкой материалов. Технологический процесс изготовления художественных изделий из дерева. Оборудование и инструменты рабочего места резчика, токаря. Выбор наиболее выразительных узоров резьбы для зарисовок орнаментов резьбы с натуры.

Практическая работа: учащиеся копируют орнаменты резьбы по дереву.

Форма проведения занятия: экскурсия, заочная экскурсия

Приёмы и методы: эвристическая беседа.

Дидактический материал: иллюстративный материал, презентация.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Тема 3. Основные сведения о древесине и ее свойствах.

Теория: Знакомство с природной текстурой древесины. Значение расположения и характера рисунка волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.

Практическая работа: определение вида дерева и его характеристик.

Форма проведения занятия: мастерская.

Приёмы и методы: беседа.

Дидактический материал: иллюстративный материал, презентация.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Тема 4. Рабочее место, приспособления и оборудование для художественной обработки древесины. Правила техники безопасности.

Теория: Подготовка рабочего места резчика по дереву. Классификация инструмента, ознакомление с ним. Хранение инструментов. Техника безопасности.

Практическая работа: знакомство с рабочим местом резчика и его оснащением. Изучение правил по технике безопасности.

Форма проведения занятия: мастерская.

Приёмы и методы: беседа, наблюдение.

Дидактический материал: иллюстративный материал, презентация.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Тема 5. Инструменты для художественной обработки древесины. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами. Подготовка инструментов для резьбы по дереву.

Теория: Ознакомление с измерительными и разметочными инструментами резчика по дереву - метр, рулетка, штангенциркуль, кронциркуль, угольник, линейка, циркули, шило, рейсмус, карандаши, резинки, различные шаблоны, лекала и трафареты, изготовленные ранее. Краткая характеристика каждого из них.

Показ инструментов для резьбы по дереву - стамески различных типов, клюкарзы, ножи-косяки, лобзики и ножовки, наборы сверл и др., ознакомление с правилами их использования.

Показ приспособления для надежного закрепления заготовки на верстаке - державки (торцевые, угловые, фигурные, гнездовые, выносные и пр.), упорки, вылеты и нажимы, а также струбцины.

Правила техники безопасности при работе с инструментами для резьбы.

Практическая работа: изучение правил пользования измерительными инструментами. Знакомство с державками, упорками и другими приспособлениями для закрепления заготовок. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Способы хранения инструментов для резьбы. Освоение учащимися навыков заточки и правки инструментов.

Форма проведения занятия: мастерская.

Приёмы и методы: беседа

Дидактический материал: иллюстративный материал, презентация.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Раздел II. Художественная обработка древесины


Тема 1. Знакомство с основными понятиями композиции.

Теория: Понятие о центре композиции, ее уравновешенности и гармоничности. Понятие о контрасте и нюансе, как средствах достижения единства композиции. Симметрия, система осей и ритм. Композиционная связь деталей предмета. Значение структуры древесины и украшений в композиции.

Практическая работа: учащиеся выполняют упражнения по компоновке фигур геометрического характера в единое гармоничное выразительное целое. Анализируют композицию резного окна и двери, замечая, что сила воздействия осей повышается с введением полной зеркальной симметрии.

Форма проведения занятия: мастерская.

Приёмы и методы: беседа, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ.

Дидактический материал: иллюстративный материал, презентация.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Тема 2. Знакомство с основами орнаментальной композиции.

Теория: Что такое композиция. Понятие главного и второстепенного, симметрии и асимметрии, ритма, центра и др. Основные орнаментальные фигуры в резьбе (полосы, треугольники, квадраты, ромбы, круги). Орнаментальные розетки. Содержание и значение элементов орнамента. Просмотр альбомов и каталогов по художественной резьбе.

Практическая работа: составление композиций из орнаментальных фигур, зарисовка элементов орнамента резного декора домов.

Форма проведения занятия: мастерская.

Приёмы и методы: беседа, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ.

Дидактический материал: иллюстративный материал, презентация.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Тема 3. Знакомство с элементами русской символики культового характера, используемой в домовой резьбе.

Теория: Знакомство с народными орнаментами. Характер и мотивы орнаментов, их техническое исполнение и смысловое содержание (плетенка из разного количества квадратов - вечный узел счастья, помогает процветанию владельца имущества; меандр «молния» ассоциируется с энергией и неукратимостью и т.д.). История возникновения русской символики культового характера. Каждая геометрическая фигура - как символ, несущий свою смысловую нагрузку (круг - солнце, символ жизни, ромб с точками - поле с семенами, символ блага, плодородия и т.д.).

Практическая работа: работа с цветными альбомами с изображением орнаментов. Составление и выполнение собственных композиций с использованием символики орнаментов.

Форма проведения занятия: мастерская.

Приёмы и методы: беседа, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ.

Дидактический материал: иллюстративный материал, презентация.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Тема 4. Знакомство с художественными особенностями и техническими приемами геометрической резьбы. Резьба выемок различной конфигурации.

Теория: Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Изучаемые элементы геометрической резьбы: треугольник, треугольник с зубчиками, змейка, витейка, ёлочка, звездочка, ромб, квадрат, цепочка, соты, глазок, фонарик, лесенка, отдельные лучи, розетки, сияние в круге, квадрате, прямоугольнике и ромбе. Приемы резьбы параллельных линий вдоль и поперек волокон.

Практическая работа: подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы. Разметка резного поля на одиночные и двойные полосы под соответствующие элементы (каждый из элементов повторяется многократно на протяжении всей полосы). Исполнение вариантов композиций освоенных приемов резьбы на дощечках.

Форма проведения занятия: мастерская.

Приёмы и методы: беседа, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ.

Дидактический материал: иллюстративный материал, презентация.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Тема 5. Копирование образцов геометрической резьбы.

Теория: обсуждение с учащимися выполненных ими композиций.

Практическая работа: работа с цветными альбомами с изображением орнаментов, копирование типовых несложных композиций.

Форма проведения занятия: мастерская.

Приёмы и методы: беседа, введение учителем по ходу занятия корректирующих, дополнительных сведений.

Дидактический материал: иллюстративный материал, презентация.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Тема 6. Создание несложных узоров и собственных композиций геометрической резьбы.

Теория: обсуждение с учащимися выполненных ими зарисовок.

Практическая работа: работа с цветными альбомами с изображением орнаментов, создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочной доски, крышки, коробочки, пенала.

Форма проведения занятия: мастерская.

Приёмы и методы: беседа, задания по оптимизации последовательности операций, подбору инструментов, организации работы, введение учителем по ходу занятия корректирующих, дополнительных сведений.

Дидактический материал: иллюстративный материал, презентация.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Тема 7. Выполнение собственных композиций по мотивам геометрической резьбы в материале.

Теория:

Практическая работа: перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделия из дерева. Выполнение резьбы собственного изделия.

Форма проведения занятия: мастерская.

Приёмы и методы: беседа, задания по оптимизации последовательности операций, подбору инструментов, организации работы, введение учителем по ходу занятия корректирующих, дополнительных сведений.

Дидактический материал: иллюстративный материал, презентация.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Тема 8. Отделка готовых изделий морилкой и лаком.

Теория: Знакомство с основными видами отделки изделий, украшенных художественной резьбой: шлифование, проолифка и покрытие масляными составами и лаками. Правила техники безопасности при работе с лакокрасочными изделиями.

Практическая работа: выполнение отделочных операций готового изделия.

Форма проведения занятия: мастерская.

Приёмы и методы: беседа, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ.

Дидактический материал: иллюстративный материал, презентация.

Форма подведения итогов: рефлексия.

Тема 9. Итоговое занятие «Творческий проект». Защита творческих проектов.

Организация и проведение выставки творческих работ учащихся.

Теория: Обсуждение работ, отобранных на выставку, выбор варианта ее зкспозиции. Оформление выставки творческих работ.

Практическая работа: защита творческих проектов, организация и проведение выставки работ учащихся. Обсуждение выставки с привлечением обучающихся других классов. Награждение учащихся.

Форма проведения занятия: конференция, выставка

Приёмы и методы: беседа.

Дидактический материал: иллюстративный материал, презентация.

Форма подведения итогов: рефлексия.


.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

  • настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

  • телевизор (общешкольный);

  • видеомагнитофон/видеоплеер (общешкольный);

  • мультимедийный проектор (общешкольный);

  • экспозиционный экран (общешкольный);

  • персональный компьютер для учителя (ноутбук);

  • сканер (общешкольный);

  • принтер лазерный (общешкольный);

  • фотокамера цифровая (общешкольная);

2. Экранно-звуковые пособия:

  • видеофильмы по тематике программы;

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

3. Материалы:

  • Доски и бруски (осина, береза, кедр, сосна).

  • Фанера 0,5мм х1500х1500.

  • Фанера 10,12 мм х1500х1500.

  • ДВП 0,5х1500х1500.

  • ДСП 20х1500х1500.

  • Картон 250х300

4. Инструменты:

  • рубанок - 15 шт.

  • ножовка - 4шт.

  • стамеска для точения - 10 шт.

  • напильники, рашпили - 20 шт.

  • нож-резец (20);

  • нож-косячок (15);

  • набор отверток (15);

  • плоскогубцы - 2шт.

  • ножницы -5шт.

  • циркуль -10шт.

  • штангельциркуль -2шт.

  • наждачная бумага мелкозернистая;

  • лак для покрытия изделия;

  • копировальная бумага.

5. Помещение для занятий:

  • кабинет технологии;

  • мастерская;

  • кабинет информатики.

6. Оборудование кабинета технологии

  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;

  • стол учительский с тумбой;

  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

  • подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

  • таблицы по технике безопасности;

  • эскизы изделий;

7. Оборудование мастерской:

  • верстаки столярные (12);

  • токарно-винторезный станок (2);

  • токарный станок по дереву СТД-120;

  • вертикально-сверлильный станок (2);

  • фуговально-пильный станок (1);

  • пила с мелкими зубьями (5);

  • тиски (16);

  • ручная дрель (1);

  • лобзик ручной - 6ш;.

  • лобзик электрический - 1шт;




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Календарные сроки

№ п/п

Раздел/

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

Планируемые результаты

Виды

контроля

Универсальные учебные действия

Ключевые компетентности

Освоение предметных знаний

(базовые понятия)

Раздел 1. Рабочее место. Оборудование и инструменты. (7часов)


1.1

Вводное занятие. Традиционные виды народно-прикладного искусства.

1

Совместно-распределенная учебная деятельность

Личностные - знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, освоение общекультурного наследия России;

Регулятивные - целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную;

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Познавательные - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Знать понятие «народное декоративное искусство»

Входной мониторинг


1.2

Профессии, связанные с художественной обработкой материалов.

Экскурсии на деревообрабатывающие предприятия, музей под открытым небом «Ангарская деревня».

2

Исследовательская деятельность.

Личностные - готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Регулятивные - устанавливать целевые приоритеты;

Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

Познавательные - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Учебно-исследовательская и проектная компетентности - распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

Знать особенности профессий, связанных с художественной обработкой материалов

Текущий контроль



1.3

Основные сведения о древесине и ее свойствах.

1

Совместно-распределенная учебная деятельность

Личностные - готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Регулятивные - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Различать породы древесины по характерным признакам, свойства и пороки древесины, определяющие выбор материала для резьбы.

Текущий контроль



1.4

Рабочее место, приспособления и оборудование для художественной обработки древесины. Правила техники безопасности.

1

Совместно-распределенная проектная деятельность

Личностные - готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Регулятивные - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные - давать определение понятиям

Знать правила организации рабочего места резчика по дереву.

Текущий контроль



1.5

Инструменты для художественной обработки древесины.

Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Подготовка инструментов для резьбы по дереву.

2

Совместно-распределенная проектная деятельность

Личностные - готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные - давать определение понятиям

Учебно-исследовательская и проектная компетентности - распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

Знать инструменты для художественной обработки древесины правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, этапы и правила подготовки инструмента к работе.


Раздел 2. Художественная обработка древесины (27 часов)


2.1

Знакомство с основными понятиями композиции.

1

Совместно-распределенная учебная деятельность

Личностные - готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

Регулятивные - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные - давать определение понятиям; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Понятие композиции

Ритм, симметрия, равновесие и т. д.

Правила построения

композиции.

Текущий контроль



2.2

Знакомство с основами орнаментальной композиции.

1

Совместно-распределенная учебная деятельность

Личностные - знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, освоение общекультурного наследия России;

Регулятивные - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные - давать определение понятиям осуществлять; расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Знать понятия главного и второстепенного, симметрии и асимметрии, ритма, центра и др.

Основные орнаментальные фигуры в резьбе.

Текущий контроль



2.3

Знакомство с элементами национальной символики, используемой в резьбе по дереву.

1

Совместно-распределенная учебная деятельность

Исследовательская деятельность.

Личностные - знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, освоение общекультурного наследия России;

Регулятивные - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные - давать определение понятиям; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Учебно-исследовательская и проектная компетентности - распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

Знать характер и мотивы орнаментов, их техническое исполнение и смысловое содержание

Текущий контроль



2.4

Знакомство с художественными особенностями и техническими приемами геометрической резьбы. Резьба выемок различной конфигурации

5

Совместно-распределенная учебная деятельность

Исследовательская деятельность.

Личностные - знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, освоение общекультурного наследия России;

Регулятивные - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей;

Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные - давать определение понятиям

Учебно-исследовательская и проектная компетентности - распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

Различать геометрическую резьбу по ее характерным художественным и технологическим признакам.

Текущий контроль



2.5

Копирование образцов геометрической резьбы.

2

Совместно-распределенная учебная деятельность

Личностные - знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, освоение общекультурного наследия России;

Регулятивные - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей;

Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Знать творчество народных мастеров-резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Богородска, Хотькова.

Текущий контроль



2.6

Создание несложных узоров и собственных композиций геометрической резьбы.

2

Творческая деятельность

Совместно-распределенная проектная деятельность

Личностные - знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, освоение общекультурного наследия России;

Регулятивные - целеполагание, планировать пути достижения целей; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию, работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Познавательные - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Учебно-исследовательская и проектная компетентности - распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

Знать правила построения композиции.

Промежуточный контроль


2.7

Выполнение собственных композиций по мотивам геометрической резьбы в материале.

10

Творческая деятельность

Совместно-распределенная проектная деятельность

Личностные - знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, освоение общекультурного наследия России;

Регулятивные - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно организовывать учебную деятельность; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей;

Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Учебно-исследовательская и проектная компетентности - распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

Знать правила качественной просечки и подрезки трехгранных выемок в зависимости от направления волокон, безопасной работы при выполнении просечки и резьбы.

Промежуточный контроль


2.8

Отделка готовых изделий морилками и лаком.

Правила техники безопасности при работе с лакокрасочными изделиями.

4

Творческая деятельность

Совместно-распределенная проектная деятельность

Личностные - готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Регулятивные - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно организовывать учебную деятельность; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей;

Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Учебно-исследовательская и проектная компетентности - распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

Знать правила отделка готовых изделий, техники безопасности при работе с лакокрасочными изделиями.

Промежуточный контроль


2.9

Итоговое занятие «Творческий проект»

Защита творческих проектов.

Организация и проведение выставки творческих работ учащихся.

1

Исследовательская, проектная творческая деятельность.

Личностные - знание о своей этнической принадлежности, национальных ценностей, традиций, культуры; любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; потребность в самовыражении и самореализации; готовность к выбору профильного образования.

Регулятивные - оценивать свои учебные достижения, поведение, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей; оценивать свою деятельность с точки зрения эстетических ценностей, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, устранять причины возникших трудностей и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Учебно-исследовательская и проектная компетентности - планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

Знать правила и требования к презентации проектов.

Итоговый контроль


ИТОГО

34ч





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. М.; «Высшая школа», 1998г. - с.43.

  2. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах.- М.,2001 - с.46.

  3. Василенко В.М. Народное искусство. М., 2004. - с.13

  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С.31

  5. Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения под ред. С.Н. Чистяковой М.; - ИОСО РАО. 2002.- с.23

  6. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 2003- с.28

  7. Попова О.С. Каплан Н.И. Русские промыслы. М., 2004. - с.76

  8. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М., Институт практической психологии. - Воронеж: НПО «МЛДЭК»,- 2007. - с.21-26

  9. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов под ред. С.Н. Чистяковой. М.;- Просвящение., 2003. - с. 21 - 41

  10. Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе.- М.: Новая школа, 2004. - с.19

  11. Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению под ред.С.Н. Чистяковой М.; Филология. 2008.- с.10-18

  12. Л.А. Логачева «Основы мастерства резчика по дереву». - Минск: Харвест, 2005. - с. 27

  13. Хворостов А.С. Чеканка, инструкция, резьба по дереву. М., Просвещение, 1997. - с.37

  14. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. - М.: Просвещение, 1985. . - с.32

ПРИЛОЖЕНИЕ


Список приложений

Приложение 1. Мониторинг оценки сформированности универсальных учебных действий и ключевых (учебно-исследовательской, проектной) компетентностей

Приложение 2. Методические разработки занятий

Приложение 1.

Мониторинг оценки сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей

ЦЕЛЬ: выявить состояние и уровень сформированности УУД и ключевых (учебно-исследовательской, проектной,) компетентностей у учащихся 9 классов.

ЗАДАЧИ:

  1. Определить степень сформированности УУД и ключевых компетентностей.

  2. Оценить и выявить в системе УВП динамику формирования УУД у учащихся.

  3. Наметить коррекционную работу по данной проблеме.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: наблюдение, тестирование, уровневые контрольные работы, собеседование.

Уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебным умениям и навыкам (по Л.М. Фридману):

0 уровень - отсутствие умения, учащиеся совершенно не владеют данным действием

1 уровень - низкий, учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого)

2 уровень - достаточный, умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников

3 уровень - высокий, умеют достаточно свободно выполнять действие, осознавая каждый шаг

4 уровень - оптимальный, автоматизированное, свернутое и безошибочное выполнение действия (навык)

Алгоритм обработки материалов:

  1. оценить каждый показатель сформированности УУД и компетенций в соответствии с указанной системой уровней, знаком «+» для каждого ученика;

  2. подсчитать число знаков «+» и заполнить итоговую графу в цифровом выражении.

  3. результаты исследования занести в обобщающую таблицу и представить в %.

Сводная таблица

«Уровень сформированности УУД»

Класс_______________________

Кл. руководитель___________________________________

Ф.И. учащегося

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

4

3

2

1

0

4

3

2

1

0

4

3

2

1

0

1





2





3





4





5





6





7





8





9





10





11





12





13





14





15





16





17





18





19





20





21





22





23





24





25





26





27





28





Итого




Итого в %





Сводная таблица

«Уровень сформированности ключевых компетентностей»

Класс_______________________

Кл. руководитель___________________________________

Ф.И. учащегося

Учебно-исследовательская и проектная компетентности

ИКТ-компетентность

Читательская компетентность

4

3

2

1

0

4

3

2

1

0

4

3

2

1

0

1





2





3





4





5





6





7





8





9





10





11





12





13





14





15





16





17





18





19





20





21





22





23





24





25





26





27





28





Итого




Итого в %







© 2010-2022