- Преподавателю
- Технология
- Открытый урок по технологии 2 класс ФГОС Изба
Открытый урок по технологии 2 класс ФГОС Изба
Раздел | Технология |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мозгачева Н.П. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Районный конкурс: «Учитель года-2015»
Номинация: Учебное занятие по предмету.
Автор: Мозгачева Наталья Павловна учитель технологии и ИЗО первой категории, КЧР, Карачаевский район, а.Хумара, МКОУ «СОШ а.Хумара»
Открытый урок на тему: «Изба» 2 класс
Цель и задачи
деятельности
педагога
Цель: активизация познавательного процесса и развитие творческих способностей младших школьников через интерактивные формы и методы обучения.
Задачи:
1) познакомить детей с особенностями построения русских изб; с составными частями избы; с профессиями: плотник, кровельщик, стекольщик и инструментами, которыми они пользуются;
2) развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к истории, народному творчеству; развивать пространственную ориентацию через построение дома на компьютере, координацию движения, фантазию, чувство меры, глазомер, мелкую моторику рук, навыки самостоятельной работы и соблюдения правил безопасной работы;
3) повысить учебную мотивацию через использование компьютерной техники, интерактивной доски, игровых форм обучения;
4) создать групповой проект «Изба», самостоятельно его реализовать;
5) развивать умение строить диалог, умение рассуждать, применять эти умения в групповой работе
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины
Изба, окно, крыша, причелина, наличник, дверь, порог, венец, строитель, плотник, кровельщик, печник.
Образовательные
ресурсы
• Стихи и загадки о профессиях, избе - Режим доступа: shkoladetei.ru/1170-stikhi-o-professijakh.-arkhitektor.html: aforizmov.net/stihi/tags/izba/
• Видеоряд:
stroymaket.narod.ru/images/prech1.jpg
dijemi.ru/data/Image/2010/otez-san-mama.jpg
stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/i1001/SS850126_0.JPG
materialmama.typepad.com/.a/6a00d8354f7af069e200e55407469d8834-320wi
жива-хата.рф/uploads/0/2/0213400512312f7c4a127757643ba78b.jpg
Наглядно-демонстрационный
материал
Мультимедийная презентация; иллюстрации разных изб; изделие «Изба»; макеты домов, выполненные старшеклассниками
Оборудование
-
Учебник, рабочая тетрадь;
-
интерактивная доска, компьютер;
-
картон, бумага А4, линейка, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, шаблоны, простой карандаш, ластик, клей - карандаш, цветная бумага;
-
карточки с планом работы, правилами техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные умения: узнают из какого материала строили дома в старину; из каких частей состоит изба; познакомятся с профессиями: строитель, плотник, кровельщик, стекольщик и инструментами: пила, топор, молоток, стамеска; научатся строить дом на компьютере; выполнять макет избы из бумаги.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные - научатся извлекать информацию из схем, иллюстраций, презентаций; на основе анализа объектов делать выводы; регулятивные - научатся планировать свою деятельность, алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов; коммуникативные - овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие старинных деревянных построек - избы.
Организационная структура урока
Этапы
урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации
совзаимодей-
ствия
на уроке
Универсальные
учебные действия
Промежуточный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Организационный момент
Приветствие. Сообщение темы урока
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
- Здравствуйте, ребята. Как вы уже успели заметить, у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их, пожалуйста.
Дети здороваются с гостями.
Но прежде, чем сесть на свои места мы немного поиграем. Игра «Решето».
Дети становятся в круг. Учитель задает описание человека, а учащиеся, соответствующие этому описанию, перемещаются в правую команду. Оставшиеся - в левую.
- Кто сегодня в сапогах?
- Кто пришел в белой блузке?
- У кого на обуви есть шнурки?
«Просеяв» учащихся через решето, для более точного деления на группы просим рассчитаться на первый, второй, третий. Все первые номера - это группа №1, все вторые номера №2, все третьи №3. В центре кабинета полукругом расставлены по два объединенных стола. Каждая команда получает табличку с номером и размещает на своем столе. Дети рассаживаются по группам.
На доске написана тема урока и закрыта листом бумаги.
Учитель читает стихотворение.
Похлёбкой, кашей, пирогами
Красна ты, русская изба,
Да ткаными половиками
Гостей встречаешь ты всегда.
Пройдя крылечко расписное,
Мы входим в сени… Здесь темно,
И пахнет медом и травою!
Светёлка слева - тут тепло.
Вот печь! Полдома занимает!
Такую где теперь найдёшь?
Чугун со щами вынимают -
За уши впрямь не оторвёшь!
А на печи ещё лежанка:
Болеешь - вот, погрей бока.
Полати, лавка и чуланчик -
Зимой держали здесь телка.
Окно, ещё одно и третье…
Стоит большой широкий стол,
Нехитрый скарб в простом буфете,
Кровать и кружевной подзор.
***
Ты как живёшь, моя избушка?
Как и твои, мои года
Летят... летят.. . Моя старушка!
Я знаю, ждёшь меня всегда!
Учитель: Ребята, скажите, о чем говорится в стихотворении? Вы уже догадались, какая у нас сегодня тема урока?
Дети отвечают: О доме, старинной избе и том, как была она обустроена.
Учитель: Правильно, ребята. Тема нашего занятия - «Изба». Учитель открывает надпись на доске.
- Сегодня вы не только узнаете, как строится изба, но
и сделаете ее модель.
Слушают учителя, играют, отвечают на вопросы
Фронтальная
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
Устные
ответы
II. Изучение нового материала
Беседа «Как строится
изба».
Просмотр мультимедийной презентации «Деревянные постройки»
- Как вы думаете, из чего изготавливали дома наши предки? (из дерева) В древней Руси строили из разных материалов. Но основным доступным материалом было дерево. Давайте посмотрим видеоролик и внимательно послушаем, о чем в нем говорится.
(На экране фрагмент видеоролика из электронного приложения к учебнику)
Просмотр ролика делим на части. В процессе просмотра задаем вопросы в игровой форме.
- Какие инструменты нужны для постройки избы?
Учитель показывает настоящий топор и говорит:
- Это топор. Им мы подметаем пол.
Дети исправляют неправильные высказывания учителя.
Учитель: Это молоток. Им мы пилим доски…
- Это пила. Ею мы забиваем гвозди.
Дети называют правильное назначение инструментов.
- Молодцы! Посмотрим правильный ответ. Продолжается просмотр видеоролика.
- А теперь мы проверим, хорошо ли вы знаете, какие еще профессии пригодятся для строительства избы. Кто назовет правильный ответ, заработает для своей команды карточку ценой в один балл.
Вот загадки вам по теме,
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты,
Говорите вы ответы.
Он бревно отешет ловко, Он железом кроет дом,
Стены сделает, навес. Чтобы сухо было в нём.
У него смолой спецовка, (Кровельщик)
Как сосновый пахнет лес.
(Плотник)
Задымила наша печь,
Пироги не хочет печь.
Мастер тут пришёл умелый,
Повязал он фартук белый.
Кирпичи поправил в кладке,
И замазал глиной щель...
Печь у нас теперь в порядке,
Не дымит она теперь.
(Печник)
Слушают учителя, одноклассника, отвечают
на вопросы; разгадывают загадки, анализируют ин-
формацию; смотрят презентацию
фронтальная
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя и просмотра презентации.
Коммуникативные: умеют слушать учителя и од-
ноклассников, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы, разгадывать загадки.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: проявляют интерес к творчеству предков-строителей; уважительно относятся к людям строительных профессий
Работа у доски
Учитель организует работу по выполнению задания.
Заслушивает ответы учащихся, отвечает на вопросы
- Молодцы! Давайте узнаем, как называются части избы. Посмотрите на доску и прочитайте слова глазами. Теперь хором по слогам, и как говорим.
На доске задание № 1.
- Какие слова вам знакомы?
- Порог, окно, крыша.
- Соотнесите знакомые вам части избы и их названия.
- Сегодня мы познакомимся с несколькими новыми словами и узнаем их значение.
- Наличник - это планка для оформления проёмов окна или двери. Кто найдет наличники на рисунке и поставит их на свое место?
Выполняют задания
Фронтальная
Познавательные: осознанно читают слова с целью освоения и использования информации;
умеют строить осознанно и произвольно речевое высказывание в устной форме о частях избы, осуществлять поиск деталей избы, анализировать полученную информацию.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Устные ответы. Выполнение задания
- Причелина. Резная доска на крыше, которая защищает её от влаги.
Кто найдет причелину на рисунке и поставит ее на свое место? Молодец!
- Это венец. Обработанное бревно, основный строительный материал для избы.
- Найдите, пожалуйста, венец на рисунке. Молодец!
- С этим заданием вы справились. Теперь вы знаете названия всех частей избы. Кто самый смелый и начнет выполнение следующего задания?
- Соотнесите детали так, чтобы получилась изба.
На доске задание № 2.
Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, слушать учителя и сверстников.
Личностные: уважительно относятся к людям строительных профессий
- Молодцы! Сегодня мы с вами узнали, из какого материала строили избы, как называются части избы, построили ее на компьютере. Вы отлично поработали и, наверное, устали?
Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске правильного ответа, отвечать на вопросы, делать выводы
Личностные: уважительно относятся к людям строительных профессий
Физкультминутка
Проводит физкультминутку. Музыкальная разминка. Электронное приложение для младших школьников.
Выполняют упражнения
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
Выполнение упражнений
III. Твор-
ческая практическая деятельность
Организация
рабочего места. Работа у доски
Проверяет организацию рабочего места учащихся, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в организации рабочего места. Организует беседу о безопасных приемах работы.
- Итак, ребята, мы с вами узнали части избы, построили её на интерактивной доске. И сейчас на уроке мы научимся изготавливать сувенир с изображением избы и попробуем передать красоту деревянных построек с помощью бумаги.
- Давайте вспомним, как строили дома в деревне? (всем миром).
- Объясните значение этого выражения (не ругались, уважали друг друга, помогали друг другу).
- В какой форме будем работать? (группами, вместе)
- Пусть каждый подумает и скажет, как надо работать в группе? Чтобы выполнить эту работу нам необходимо распределить обязанности. Один вырезает, другой собирает (склеивает) детали макета.
- Как вы думаете, какие инструменты и приспособления потребуются нам для изготовления поделки? Давайте соберем все необходимое на доске. Ученик выполняет задание у доски.
- Молодец! Скажите, теперь мы можем приступать к работе?
Ученики: Нет.
- Сначала мы вспомним правила безопасной работы с ножницами и клеем.
Правила работы с ножницами:
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавай ножницы кольцами вперёд и с закрытыми лезвиями.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
10. Не роняй ножницы.
Правила работы с клеем:
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
И так, рабочее место мы подготовили.
Организуют свое рабочее место, рационально располагая необходимые ин-
струменты
и материалы
Фронтальная. Индивидуаль-
ная
Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места.
Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью
Устные ответы, организация рабочего места
Беседа «Что
и как мы будем делать?».
Демонстрация приемов
работы
Дает задание, наблюдает, советует, в процессе беседы демонстрирует отдельные технологические операции.
- Наше изделие мы будем выполнять по следующему плану.
План работы.
-
Подготовим рабочее место.
-
Вырежем шаблоны деталей из рабочей тетради.
-
Выполним основу для нашего изделия.
-
Подготовим венцы для избы.
-
Приклеим детали бревен к заготовке.
-
Оформим изделие. Приклеиваем венцы, причелину, окно, наличник, цветок.
Демонстрация учителем образцов изб и некоторых приемов работы.
Работа в парах.
Учитель показывает геометрическую фигуру - цилиндр.
- Посмотрите, я сейчас разверну цилиндр. На что он похож в развёрнутом виде? (прямоугольник)
- Сможете ли вы из прямоугольника свернуть цилиндр?
- Да. Мы уже делали на уроке колодец в такой же технике.
- Давайте потренируемся на одном листке и вспомним как это делается.
- Подумайте, можно ли использовать другие материалы для изготовления этого изделия?
- Как мы будем соединять детали?
- Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить?
- Что вы умеете, чего не знаете, не умеете? Чему надо научиться?
- Молодцы! Вы готовы приступить к практической работе.
Анализируют изделие, информацию; слушают учителя, отвечают
на вопросы; смотрят презентацию, проговаривают последовательность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы
Фронтальная
Регулятивные: планируют свою деятельность, выделяют этапы работы.
Познавательные: умеют анализировать информацию; анализируют план работы над изделием, выделяя основные этапы
и приемы изготовления.
Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения
Устные ответы
Практическое задание. Просмотр мультимедий-
ной презентации (поэтапное выполнение задания)
В процессе работы контролирует правильность приемов работы с ножницами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
- Выполните макет избы из бумаги, следуя указаниям видеоролика с поэтапным изготовлением изделия.
- Итак, обводим шаблоны.
- Обведём деталь для фона на цветной картон, а затем на цветную бумагу. На цветном картоне деталь обводим 2 раза. На цветной бумаге обводим шаблон так, чтобы середина детали совпадала со сгибом бумаги.
- Обводим шаблон причелины, наличника, окна, цветка.
- Сделаем основу для изделия. Для этого положим деталь из картона лицевой стороной вниз, возьмём нитку, сложим её пополам, получим петельку. Возьмём небольшую полоску бумаги, намажем её клеем, соединим полоску, нитку и основу изделия.
Сверху приклеим деталь из цветной бумаги. Основа с креплением готова.
- Приклеим венцы к заготовке. 7 одинаковых брёвен приклеили. У нас осталось 2 бревна разного размера. Берём сначала венец побольше и приклеиваем его к верху избы, и на самый верх приклеиваем последний венец.
Брёвна кладём ровно. Иначе изба получится некрасивой.
Осталось оформить изделие. Для этого возьмём заготовки причелины, окна и наличника и приклеим их к избе.
- Заготовку цветка наклеим ниже, на фон работы.
- Изделие готово!
Выполняют задание
Индивидуаль-
ная
Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
и отличий от эталона; вносят необходимые дополнения и коррективы.
Личностные: сориентированы на плодотворную
работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения
Выполнение макета дома
IV. Итоги урока. Рефлексия
Выставка работ учащихся
В процессе просмотра работ организует обсуждение выполненных изделий, их оценивание.
Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, оригинальность оформления и т. д.
Рассматривают выполненные изделия,
оценивают их
Фронтальная
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Оценивание учащихся за работу
на уроке
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы
Организует беседу.
- Ребята, что мы научились делать сегодня на уроке?
- Скажите, как называется специалист по обработке дерева? (плотник).
- Какими инструментами он работает?
- Какие части есть у избы?
- Получилось ли у нас передать красоту деревянных построек?
- Какое настроение у вас в конце урока?
- Кому вы подарите свой сувенир?
- Я вас попрошу похвалить друг друга за хорошую работу и сказать добрые слова.
Молодцы!
Давайте поблагодарим наших гостей за то, что пришли к нам на урок и скажем: « До свидания».
Слушают
учителя
Фронтальная
Устные ответы
Домашнее
задание
Объясняет задание:
- Сфотографируйте своё изделие для папки достижений.
- На следующий урок принести:
Слушают
учителя
Индивидуаль-
ная