Рабочая программа по сельскохозяйственной технологии 5 класс

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по технологии для 5 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы общего образования по предмету «Технология» для 5класса общеобразовательных учреждений, подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учётом возможностей образовательного учреждения.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Учитывает возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательного учреждения. С учетом специфики расположения школы в сельской местности, наличием учебно-опытного и производственного участка.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня.

Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в данной программе направлены на освоение различных технологий.

Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбираю такой объект или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитываю посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Концепция образовательной области «Технология» предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения. В первую очередь, метода проектов. Смысл проектного обучения заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, в познавательной и преобразовательной деятельности, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.

В своей деятельности использую следующие технологии:

  • проблемного обучения,

  • проектной деятельности,

  • личностно-ориентированного обучения,

  • элементы здоровьесберегающей технологии.

В результате освоения обучающимися различных видов деятельности предполагается сформировать и развить компетенции:

  1. коммуникативные;

  2. учебно-познавательные;

  3. общекультурные;

  4. социально-бытовые;

  5. социально-трудовые;

  6. компетенции личностного самосовершенствования.

Общая характеристика учебного предмета

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Основная форма обучения.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями и животными, технологических расчетов. На лабораторно-практических работах изучаются свойства почвы, удобрений. При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания виды практической деятельности.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение требует значительного времени. Продолжительность проекта определяется биологическими особенностями выращиваемых растений . Поэтому проектная деятельность организуется не как завершающий этап, а в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. Предполагается, что значительная часть проектных работ будет выполняться во внеурочное время, в том числе во время летней практики.

УОУ и кабинеты должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор ручных инструментов и оборудования для выполнения основных видов сельскохозяйственных работ.

Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей, наиболее важны связи с биологией и химией.


Цели

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

• развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

  • совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.


Задачи обучения:

В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:

- приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

- воспитание трудолюбия, коллективизма, обязательности, честности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения;

- развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка;

- формирование технических знаний и экологической культуры;

- привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;

- развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ « Костинская СШ» на изучение технологии отводится в 5 классах - 1 час в неделю , 34 часа в год соответственно .

Учебная деятельность осуществляется при использовании учебно-методического комплекта:

- Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология, изд. «Вентана-Граф»,2014г.

- Головкин Б.Н. Все о комнатных растениях, изд. « Айрис-пресс»,2004г.

- Фаустов В.В. Садоводство и цветоводство, изд. «Колос», 1983г.

- Трайтак Д.И.Основы сельского хозяйства, изд. «Мнемозина», 1998г.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Результаты изучения предметной области «Технология» отражает:

1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Формы и методы контроля.

Для оценки полученных знаний и умений используются следующие методы контроля:

  • устный опрос

  • письменный ответ

  • тестирование

  • практическая работа

  • защита проекта

  • работа на уроке

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся

ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.

ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

Земледелие

7

Пряные культуры

3

Творческая проектная деятельность

3

Оформление интерьера

4

Кулинария

4

Цветоводство

5

Овощеводство

8

Итого

34

Основное содержание

Земледелие (7 ч.)

Основные теоретические сведения.

Техника безопасности на с/х трудах. Значение с/хозяйства. Сезонный характер работ. Понятие о земледелии. Виды земледелия. Типы почв. Почва - основное средство с/х. Обработка почвы с/х техникой. Плуг, фреза, культиватор. Экскурсия на УОУ. Севообороты, их значение для будущего урожая.

Практические работы: подготовка почвы под зимний посев, закладка компостной кучи.

Пряные культуры. (3ч.)

Ознакомление с пряными культурами. Многообразие пряных культур. Выращивание, использование пряных культур. Экскурсия на опытный участок. Пряные культуры. Подзимние посевы и посадки.

Практические работы: подзимний посев пряных культур

Творческая проектная деятельность.(3ч.)

Понятие о творческих проектах. Этапы выполнения проекта.

Оформление интерьера.(4ч.)

Интерьер и планировка кухни. Интерьер и планировка кухни. Бытовые электроприборы на кухне. Пример творческого проекта «Планирование кухни»

Практическая работа: разработка проекта «Планирование кухни»

Кулинария . (4ч.)

Техника безопасности на уроках технологии. Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание.Сервировка стола к завтраку. Приготовление завтрака. Блюда из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей. Бутерброды, холодные и горячие напитки. Обобщение материала.

Цветоводство. (5ч.)

Понятие о цветоводстве. Комнатное цветоводство. Техника пересадки комнатных цветов. Разнообразие цветников. Экскурсия по школьным цветникам. Характеристика однолетних и двулетних декоративных культур. Характеристика и разнообразие многолетних декоративных культур. Итоговое занятие по цветоводству.

Овощеодство.(8ч)

Понятие о растениеводстве, селекции. Сорт - растения одного вида. Овощеводство. Характеристика основных овощных культур. Рассада, уход за рассадой. Виды защищенного грунта. Практ.раб. Подготовка гряд под весеннюю посадку овощей. Практ.раб. Посадка овощных культур. Практ.раб. Посадка овощных культур. Практ.раб. Уход за овощными культурами. Практ.раб.

Итоговое занятие. Летнее задание.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь - владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию природных объектов, материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми потребительскими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения приусадебного хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Технология. 5 класс. Авторы: Синица Н.В., Симоненко В.Д.,

Самородский П.С., Яковенко О.В. изд. «Вентана-Граф»,2014г.

  1. Технология. 5 класс. Электронное приложение. Авторы:

Синица Н.В., Самородский П.С., Яковенко О.В.

  1. Технология. 5 класс. Методическое пособие. Авторы: Синица Н.В., Самородский П.С. изд. «Вентана-Граф»,2014г.

  2. Головкин Б.Н. Все о комнатных растениях, изд. «Айрис-пресс»,2004г.

  3. Фаустов В.В. Садоводство и цветоводство, изд. «Колос», 1983г.

  4. Трайтак Д.И.Основы сельского хозяйства, изд. «Мнемозина», 1998г

  5. Учебно-опытный и производственный участок

  6. Тематические таблицы

  7. Производственное оборудованием включенное в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях.






Поурочное планирование 5 класс

Технология

Осень

П/П

Дата по плану

Дата факт

Наименование темы

Кол-во часов

Цель урока

Д/з лит-ра

1

Техника безопасности на уроках технологии и УОУ.

Экскурсия на УОУ. Значение с/хозяйства. Сезонный характер работ.

1

Ознакомить с техникой безопасности на с/х трудах. Изучить значение с/хозяйства. Изучить сезонность работ.

Знать овощи на грядках. Мои любимые овощи. Сообщение

2

Понятие о земледелии, его виды. Почва - основное средство с/х.Типы почв.

1

Дать понятие земледелию. Изучить виды земледелия. Изучить типы почв.

Стр. 3 - 11 с/х труд

3

Практ.работа. подготовка почвы под зимний посев.

1

Научить подготавливать почву под зимний посев

Знать т/б с лопатой, граблями.

4

Основы закладки компостной кучи. Практ.работа. закладка компостной кучи.

1

Научить закладывать компостную кучу

Сроки, техника закладки компостной кучи

5

Обработка почвы с/х техникой. Виды обработки. Плуг, фреза, культиватор. Экскурсия .

1

Познакомить с сельхоз техникой и видами обработки.

Стр. 19 -25

6

Удобрение почв.

1

Знать значение удобрения почв.

Стр. 34-35,

7

Севообороты. Их значение для будущего урожая.

1

Изучить типы севооборотов

Стр.40 - 43

8

Многообразие пряных культур. Укроп, петрушка, хрен, базилик, сельдерей.

Подзимние посевы и посадки.

1

Познакомить со значением пряных культур. Изучить основы подзимних посевов и посадок

Сообщение о пряной культуре.

9

Выращивание, использование пряных культур.

Практ.раб.

1

Ознакомить с техникой выращивания пряных культур.

Подбор доп. материала.

10

Экскурсия на опытный участок. Пряные культуры.

1

Показать разнообразие пряных культур.

Знать пряные культуры.

11

Понятие о творческих проектах

1

Дать понятие творческим проектам.

Стр.3-6.Письм.ответ на вопр.№3

12

Этапы выполнения проекта.

1

Познакомить с этапами выполнения проекта: поисковый технологический, аналитический.

Срт.7-9.

13

Планирование проекта: «Интерьер и планировка кухни»

1

Распланировать индивидуальный роект.

Стр.10-12

14

Интерьер и планировка кухни.

1

Рассмотреть варианты планировки кухни.

Стр.12-15

15

Бытовые электроприборы на кухне

1

Познакомить с разнообразием электроприборов.

Стр.18-21

16

Пример творческого проекта «Планирование кухни»

1

Научить разработке собственного проекта.

Стр.21-24

17

Выполнение своего проекта и его обсуждение.

1

Подведение итогов изученного материала.

Доработать проект.

Весна

П/П

Дата по плану

Дата факт

Наименование темы

Кол-во часов

Цель урока

Д/з лит-ра

18

Техника безопасности на уроках технологии. Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание.

1

Ознакомить с техникой безопасности на уроках кулинарии. Познакомить с основами здорового питания.

Стр. 160-164

Стр. 164-167

19

Сервировка стола к завтраку. Приготовление завтрака.

1

Познакомить с основами сервировки стола.

Стр.189-198

20

Блюда из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей.

1

Познакомить с разнообразием блюд из овощей и фруктов. Дать понятие тепловой обработке овощей

Стр. 175-179 Стр. 179-183

21

Бутерброды, холодные и горячие напитки. Обобщение материала.

1

Изучить основы приготовления бутербродов и напитков.

Стр. 168-173. Приготовить в домашних условиях бутерброды.

22

Понятие о цветоводстве. Комнатное цветоводство. Техника пересадки комнатных цветов.

1

Дать понятие цветоводству. Изучить основы комнатного цветоводства. Изучить технику пересадки комнатных цветов

Стр. 55 - 56, Стр. 32 - 33, 74 - 76.

23

Разнообразие цветников. Экскурсия по школьным цветникам.

1

Изучить виды цветников и их особенности. Посмотреть разнообразие школьных цветников.

Стр. 57 - 60

24

Характеристика однолетних и двулетних декоративных культур

1

Познакомить с особенностями однолетних и двулетних декоративных культур

Стр.62- 69

25

Характеристика и разнообразие многолетних декоративных культур.

1

Изучить особенности и разнообразие многолетников.

Стр.69-72

26

Итоговое занятие по цветоводству.

1

Обобщить полученные знания по пройденной теме.

27

Понятие о растениеводстве, селекции. Сорт - растения одного вида.

1

Дать понятие растениеводства, селекции, сорта.

Стр. 80 - 84

28

Овощеводство. Характеристика основных овощных культур.

1

Дать определение овощеводству. Изучить основные культуры.

Стр. 85 - 86. 90-94.

29

Рассада, уход за рассадой. Виды защищенного грунта. Практ.раб.

1

Научить выращивать рассаду. Ознакомить с видами защищенного грунта.

Стр.96,105,107

30

Подготовка гряд под весеннюю посадку овощей.

Практ.раб.

1

Научить подготавливать гряды под посадку овощей

Сообщение. т/б с лопатой, граблями.

31

Посадка овощных культур. Практ.раб.

1

Научить сажать овощные культуры.

Стр. 87 - 89

32

Посадка овощных культур.

Практ.раб.

1

Научить сажать овощные культуры.

Стр. 87 - 89

33

Уход за овощными культурами.

Практ.раб.

1

Изучить уход за овощными культурами.

Стр.135-137

34

Итоговое занятие. Летнее задание.

1

Проверить усвоенный материал. Дать задание на лето.

Задание на лето.








Список литературы.

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

- Синица Н.В., Симоненко В.Д. учебник Технология 5 класс, изд. «Вентана-Граф»,2014г.

- Синица Н.В., Самородский П.С. Методическое пособие по технологии 5 класс, изд. «Вентана-Граф»,2014г.

- Синица Н.В., Самородский П.С., Яковенко О.В. Технология. 5 класс. Электронное приложение.

- Головкин Б.Н. Все о комнатных растениях, изд. «Айрис-пресс»,2004г.

- Вакуленко В.В.Декоративное садоводство: Пособие для учителей, изд. «Просвещение»,1982г.

- Фаустов В.В. Садоводство и цветоводство, изд. «Колос», 1983г.

- Трайтак Д.И.Основы сельского хозяйства, изд. «Мнемозина», 1998г.


© 2010-2022