Урок по технологии на тему Обработка накладного кармана

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по технологии на тему Обработка накладного кармана.Тема урока:

Обработка накладного кармана



Цель урока:

Ознакомление с различными видами карманов. Формирование ЗУН по обработке накладных карманов.

Задачи урока:

1. Ознакомить учащихся с видами и фасонами накладных карманов.

2.Способствовать формированию и развитию умений и навыков по пошиву накладного кармана.

3. Развивать творческие способности, умение сравнивать, выделять главное, решать поставленную проблему.

4.Воспитывать профессиональные качества: аккуратность, усидчивость, творческий подход к работе.

ХОД УРОКА

1. Вводная часть

Организационный момент

Здравствуйте, девочки. Я рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке. Впереди у нас много нового и интересного. Давайте улыбнемся и создадим хорошее настроение.

Мастер Самоделкин приглашает нас в свою мастерскую и познакомит нас с темой урока. СЛАЙД 2

Вопросы к учащимся:

- Какое изделие мы с вами шьём? (ответы детей)

- Какого его назначение? (ответы детей)

Вывод: Фартук может быть, как рабочий, так и праздничный.

Сегодня мы остановимся на одной из деталей фартука. А какая это деталь вам подскажет загадка.

«Потайная кладовая, чего тут только нет. Здесь и фантики от конфет, здесь и пуговица, крючок и носовой платок». Что это? (карман)

Недаром в русском языке появились такие выражения:

«Пустой карман…» (нет денег) - что оно обозначает? Правильно.

«Не по карману…» (очень дорого) - а, что в этом выражении мы имеем в виду? Хорошо!

«В карман за словом не полезет…» (находчивый в разговоре) - что вы на это скажете? Молодцы!

И так как слово карман связано с темой нашего урока? Давайте попытаемся сформулировать тему урока полностью (дети с помощью учителя выводят тему урока). Тема нашего урока: «Обработка накладного кармана». Слайд 3, 4

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с видами накладных карманов, историей их возникновения, научимся обрабатывать накладной карман с соблюдением технологической последовательности и правил техники безопасности.

А сейчас Самоделкин приглашает вас отправиться в страну «Карманию», в историческое прошлое карманов.

КАРМАН - деталь одежды, предназначена для переноски и хранения мелких предметов. Слайд 5

Слово «карман» происходит от неустановленной формы «Кодман» «мешкообразная одежда».

Первым предметом гардероба, обладающим карманами, стал камзол Людовика XIV, до этого момента монеты и необходимые мелочи носили в подвесных карманах - мешочках. Они не вшивались в одежду, а носились в основном попарно на тонком пояске у женщин под юбкой, а у мужчин поверх штанов. Для доступа к карманам в швах верхней одежды оставлялись специальные разрезы. При бургундском дворе такие мешочки являлись частью придворного туалета и назывались "омоньерами".Слайд 6

В XV-XVI веках карманы были самостоятельным аксессуаром женского костюма. Их обычно шили из белого льна, как и все остальное белье. Но в отличие от нижних юбок и рубашек, они гораздо чаще украшались вышивкой разноцветным шелком или декоративной стежкой. Иногда для карманов использовали не только лен или хлопок, но и более дорогие ткани - бархат, атлас. Слайды 7-8

После появления карманов мужчины стали довольствоваться ими, а женщины принялись развивать сумочную линию. Они носили небольшие сумочки-мешочки, предназначенные для хранения мелких предметов. Уже тогда эти сумки-ридикюли изготавливались из различных материалов, имели разные формы и богато украшались бисером и стеклярусом. Слайд 9

В начале XIX века карманы повсеместно начали вшивать в одежду. Навесные карманы сохранились в обиходе как деталь детского или рабочего платья. Также навесными карманами продолжили пользоваться дамы почтенного возраста, предпочитающие не менять свои привычки. В девятнадцатом веке карманы широко применя-ются в мужской одежде, а в женской только к концу века в деловом костюме работающих дам появились карманы, как деталь кроя. Слайд 10

В начале XX века главной любительницей карманов считалась Коко Шанель. Она считала, что женщинам недостает карманов, этой мужской детали костюма. И привнесла их не только в одежду, но и в аксессуары. Двадцатый век. Век торжества одежды с карманами. Они везде: в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде. Слайд 11

Сегодня карманы являются настолько повседневным предметов гардероба, что кажется - они были всегда.

Современные карманы используются в одежде различного назначения и в зависимости от этого соединяются с нею разными способами. На рисунках представлены карманы разные по способу изготовления: прорезные, подкройные, в шве, накладные. В современной одежде карманы несут двойную нагрузку: функциональную и декоративную.

Мы с вами сегодня остановимся на накладных карманах. Слайд 12

-По форме разнообразие накладных карманов огромно. Они встречаются на детской одежде, спортивных брюках, толстовках, жакетах, передниках, сумках, перчатках, шарфах и т.д. Накладные карманы бывают разной формы, одинарные, двойные или с подкладкой.

Так же существует множество способов отделки накладных карманов: рюши, оборки, клапаны, тесьма, кружево, стразы…Слайд 14

Работа в тетрадях: записать, что называют накладными карманами,

какие бывают карманы.

(Карман - это часть одежды, в виде пришитого мешочка, для ношения при себе мелких вещей и денег. Карманы бывают прорезные, в шве, накладные)

Физкультминутка от Самоделкина:

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сядь. Слайд 15

Итак, мы разобрались с вами, что накладных карманов существует много: они могут быть разной формы, разных размеров, с разной отделкой и располагаться в разных местах изделий.

А для того, чтобы понять, сколько же карманов существует - необходимо поработать! На столах лежат карточки под № 1. (Приложение № 1) Возьмите, внимательно посмотрите их. На карточках изображена модель и вид ткани этой модели. Сейчас мы проверим, совпадут ли ваши вкусы со вкусом знаменитых модельеров: В. Юдашкина, В. Зайцева, Ив Сен Лорана, Г. Шанель. Вы должны дорисовать карандашом к моделям накладные карманы. На это вам отводится 2 минуты. Все готовы? А теперь сравним. У кого модели совпали? Замечательно! У вас большие перспективы на будущее, подумайте об этом. А у кого не совпали? У вас есть свой взгляд на вещи, свой вкус, может быть, в будущем вы создадите свои модели, которые будет носить весь мир. Слайды 16-18, 19-21

Мы разобрались с вами, что накладных карманов существует много: они могут быть разной формы, размеров, с разной отделкой и располагаться в разных местах изделия.

Практическая работа.

Работа над карманами требует точности и аккуратности, тогда они получатся красивыми.

- Сегодня на уроке во время практической работы вы будете работать в ателье, и осваивать различные профессии.

1. Профессия - сметчица. Сметчицы выполняют ручные работы. Требование к наметочным швам: точный припуск, стежки не более 0,8 мм.

2. Машинную обработку делают специалисты профессии швея.

3. Затем на швейной фабрике качество работы проверяет контролер.

Качество работы наших швей будете оценивать вы. Каждый из вас будет контролером. Требования качества: ровная строчка, соблюдение величины припуска, умение выполнять закрепку.

Ну а сейчас нам предстоит подробно узнать об обработке накладного кармана. И в этом нам поможет инструкционная карта. Откройте учебники на странице 57. Слайд 22

Последовательность выполнения работы:

1.Перегни припуск на обработку верхнего края кармана по намеченной линии на лицевую сторону и приутюжь.
2. Подверни припуск верхнего среза на 10 мм и заутюжь.
3. Сметай и обтачай углы кармана на величину припуска по боковым сре-зам кармана по проложенным ручным строчкам.
4. Удали нитки сметочной строчки, выверни обработанный припуск верхнего среза кармана на изнаночную сторону, выправь уголки кармана колышком.
5. Заметай и застрочи подогнутый срез кармана на расстоянии 2 мм от края.
6. Удали нитки заметочной строчки, приутюжь верхний край кармана.
7. Заметай нижний и боковые срезы кармана по намеченным линиям.
8. Приутюжь карман с изнаночной стороны. Слайд 23

Закрепление изученного материала.

Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

Скажите:
- какое назначение имеет накладной карман?(КАРМАН - деталь одежды, предназначена для переноски и хранения мелких предметов.)
- какие по форме карманы вы знаете?(прямоугольные, овальные, трапецевидные)
- какие по размерам могут быть карманы? (большие, маленькие, средние)
- где могут располагаться карманы? (в шве, прорезныена любой части изделия)

-Одинаковы ли способы обработки боковых сторон фартука и боковых и нижнего срезов детали кармана? ( в обоих случаях использовался шов вподгибку.)

-В чем заключается разница в их обработке? ( для обработки боковых сторон фартука использовался шов вподгибку с закрытым срезом, а для обработки боковых и нижнего срезов детали кармана - шов вподгибку с открытым срезом.)

-В чём особенность обработки уголков кармана?

-В какой одежде карман более уместен - в праздничной, домашней или рабочей?

-Нужно ли держать в кармане предметы, которые могут испортить одежду?

-Если человек, разговаривая с другим, держит руки в карманах, можно ли его назвать хорошо воспитанным?

Б) Самостоятельная работа: Обучающиеся выполняют задания, опираясь на ИТК, образцы обработки. Слайд 24

- А теперь приступаем к практической работе. Каждая из вас будет обрабатывать накладной карман. Вы можете самостоятельно выбрать форму кармана и его технологическую обработку. Постарайтесь проявить свою индивидуальность. По окончании будьте готовы рассказать о своей работе и дать самооценку.













Открытый урок по технологии "Обработка накладных карманов"

Семенова Надежда Михайловна, учитель технологии

Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии

Тема урока: Обработка накладных карманов.

Цель урока: научить учащихся технологически правильно выполнять трудовые приемы обработки накладных карманов.

Задачи урока:

  • Отрабатывать умения и навыки обработки накладных карманов в технологической последовательности.

  • Формировать трудовые приемы выполнения карманов.

  • Воспитывать профессиональные качества: аккуратность, усидчивость, творческий подход к работе.

МТО урока: крой карманов, ручные инструменты, нитки, инструкционная карга, карточки-задания, карточки тестового контроля, зарисовка на доске, утюг, вспомогательные материалы, образцы выполненного узла в последовательности.

Методы проведения: объяснение, рассказ, показ трудовых приемов.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

Приветствие учащихся, проверка посещаемости, готовность учащихся к уроку (наличие формы, инструментов)

II. Вводный инструктаж

Сообщение темы и цели урока методом «мотивации».

«По одежке встречают, по уму провожают». Как давно это замечено! Мода всегда чутко откликается на те условия, в которых ей приходилось выступать. Ей хватало идей на самые разные случаи жизни. Много лет тому назад в мужском костюме не малую роль играли пояса, которыми подвязывали рубахи, кафтаны, а к ним прикрепляли небольшую сумку - кошелек. Уже тогда возник вопрос - куда девать мелкие вещицы, деньги, носовые платки и т.д.
А что придумали люди, вы узнаете, отгадав загадку:
«Это часть одежды, в виде пришитого мешочка, для ношения при себе мелких вещей и денег» Что это? Правильно - карман.
Недаром в русском языке появились такие выражения:
«Пустой карман…» (нет денег) - что оно обозначает? Правильно.
«Не по карману…» (очень дорого) а что в этом выражении мы имеем в виду? Хорошо!
«В карман за словом не полезет» (находчивый в разговоре) - что вы на это скажете? Молодцы!
Теперь вы видите, насколько важна сегодняшняя тема урока: «Обработка карманов»
А работать мы сегодня будем по такому плану:

  • Разобрать виды карманов, их назначение и применение.

  • Разбор технологической последовательности обработки накладных карманов.

  • Творческая самостоятельная работа.

  • Защита творческих работ.

III. Изучение темы урока

А чтобы правильно, в соответствии с ТУ обработать накладной карман нужно вспомнить знания, полученные на предыдущих уроках по материаловедению и оборудованию.
Скажите:
- какое назначение имеет накладной карман?
- какие по форме карманы вы знаете?
- какие по размерам могут быть карманы?
- где могут располагаться карманы?
Итак, мы разобрались с вами, что накладных карманов существует много: они могут быть разной формы, разных размеров, с разной отделкой и располагаться в разных местах изделий.
А для того, чтобы понять, сколько же карманов существует - необходимо поработать!
На столах лежат карточки под № 1. (Приложение № 1) Возьмите, внимательно посмотрите их. На карточках изображена модель и вид ткани этой модели. Сейчас мы проверим, совпадут ли ваши вкусы со вкусом знаменитых модельеров: В. Юдашкина, В. Зайцева, Ив Сен Лорана, Г. Шанель. Вы должны дорисовать карандашом к моделям накладные карманы. На это вам отводится 2 минуты. Все готовы? А теперь сравним. У кого модели совпали? Замечательно! У вас большие перспективы на будущее, подумайте об этом. А у кого не совпали? У вас есть свой взгляд на вещи, свой вкус, может быть, в будущем вы создадите свои модели, которые будет носить весь мир.
Итак, (Приложение № 2 вывешивается на доске) мы с вами разобрали накладные карманы по форме, размерам, виду отделок и даже сравнили свои способности со знаменитыми модельерами.
А сейчас переходим ко 2 пункту нашего урока и разберем последовательность обработки накладного кармана. Особенно часто встречаются в изделиях карманы с надстрочной планкой.
Посмотрите внимательно все на доску. Найдите зарисовку деталей кроя. Нашли?
Выйдите к доске, назовите срезы деталей кроя и мелом нанесите долевую нить.
Смотрим внимательно. Вы согласны? Может быть, кто-то хочет добавить? Молодец! Пройди на свое рабочее место.
А теперь вы мне расскажите последовательность обработки накладного кармана, опираясь на знания предыдущих уроков. Все внимательно слушайте, необходимое себе записывайте, особое внимание уделите ТУ и терминологии. Итак, начиная работу, вы должны:

  1. Продублировать планку (следить за t° режимом утюга).

  2. Приметать планку к верхнему срезу кармана.

  3. Притачать планку к верхнему срезу кармана.

  4. Удалить нитки приметывания планки.

  5. Приутюжить припуски шва притачивания.

  6. Закрепить переходной кант вспушной машинной строчкой.

  7. Приутюжить кант.

  8. Заутюжить второй срез планки.

  9. Наметать заутюженный сгиб планки на лицевую сторону кармана.

  10. Настрочить сгиб планки на карман.

  11. Удалить нитки наметывания планки.

  12. Приутюжить верхний край кармана с планкой.

  13. Заутюжить боковые и нижний срезы кармана с помощью шаблона.

  14. Проверить симметричность кармана.

  15. Проверить качество кармана.

Итак, мы вспомнили последовательность обработки накладного кармана с настрочной планкой. Вы все внимательно слушали, записывали важные для нас технические условия и терминологию. А какое новое слово вы встретили при рассказе? (Вспушка - это закрепление канта).
Чтобы закрепить, давайте сыграем в игру на знания ТУ и терминологии.
Делимся на 2 команды. Каждой команде дается схема (Приложение № 3), в центре которой карман со знаниями, а от него идут лучи к кружкам, где изображен узел. Красным цветом выполнены строчки, их назовет 1 команда, и операции по ТУ, их назовет 2 команда. За каждый правильный ответ выдается жетон. Победит та команда, у кого больше жетонов.
Итак, команда № ... оказалась сильнее, это говорит о том, что они были внимательнее и следили за каждым моим словом, а вот второй команде нужно собраться и быть повнимательнее.
Давайте восстановим внимательность:
взяли ручки и листочки, я буду быстро называть, сколько клеток и куда нужно вести ручку:
3 клеточки влево, 2 клеточки вниз, 2 клеточки вправо, 3 клеточки вниз, 2 клеточки влево. Что у вас получилось? Молодцы!
Восстановили свою внимательность? А теперь все подойдите к моему рабочему столу, встаньте так, чтобы всем было удобно смотреть.
Я покажу вам, как выполняется обработка накладного кармана с планкой (Приложение № 4). У меня будет помощница... (рассказ и показ трудовых приемов с подробным объяснением правил выполнения данного кармана).
А) при выполнении ВТО - повторение ТБ при утюжильных работах;
Б) при выполнении ручных работ - повторение ТБ при ручных работах;
В) при выполнении машинных работ - повторение ТБ за машиной.
Указать на типичные ошибки при выполнении, причины и способы их устранения.
Напомнить учащимся, что после каждой операции необходим самоконтроль.
Какие вопросы есть по обработке? Что не понятно?

IV. Закрепление нового материала

У вас на столах лежат карточки № 2 (Приложение № 5). Это текстовое задание. Вам, 2 командам, необходимо составить правильную последовательность обработки накладного кармана с настрочной планкой. На задание 2 мин. Команды справились?
Замечательно! Начинает 1 команда, затем 2 команда. Образуется последовательность обработки кармана. Великолепно!
Итак, девочки, мы с вами разобрали полностью обработку накладного кармана с настрочной планкой. Вам предстоит выполнить эту работу самостоятельно, аккуратно с творческим задором. Эта работа ответственная и трудная. Но может быть она поможет некоторым почувствовать свою значимость, а если этого не случиться, то пусть у вас появится желание почувствовать это. Именно желание заставило Г. Шаннель быть настоящим творцом своего дела. Пусть это желание появится у вас и, возможно, именно оно повлияет на становление вас как «портных».
А еще сегодня на уроке, вы будете оценивать сами себя. У всех на столах лежит карта «Самоконтроля» (Приложение № 6). Оцените себя достойно и правдиво. А в конце урока мы с вами подведем итоги работы по картам «самоконтроля» и выставим оценки за урок. Ваша работа и на вводном инструктаже будет учитываться при выставлении оценок.

Критерии оценок по картам «самоконтроля»:

4 правильных ответа - «5»
3 правильных ответа - «4»
2 правильных ответа - «3»
1 правильный ответ - «2»

V. Самостоятельная работа учащихся (текущий инструктаж)

Целевые обходы рабочих мест учащихся

- проверка организации рабочего места учащихся, своевременность начала работы, соблюдении ТБ;
- проверка и инструктирование правильности выполнения трудовых приемов обработки накладного кармана;
- проверка правильности использования инструментов и приспособлений;
- межоперационный контроль качества выполняемых операций, исправления и предупреждения ошибок;
- индивидуальная работа с учащимися.

VI. Заключительный инструктаж

  1. Проведение итогов работы учащихся.

  2. Указать общие ошибки и их исправление.

  3. Выставление оценок по картам «самоконтроля».

  4. Выставление оценок в журнал.

  5. Отметить лучшие работы учащихся.

  6. Выдача творческих домашних работ.

  7. Уборка рабочих мест и класса.

VII. Домашнее задание

Придумать и нарисовать на альбомном листе накладной карман необычной формы и с необычной отделкой.

Конспект урока и презентация по технологии на тему "Обработка накладного кармана"

Яндекс.ДиректВсе объявленияУрок по технологии на тему Обработка накладного кармана.Карманы для накладных Самоклеящийся пакет-карман для сопроводительной документацииАдрес и телефон manfol.ru


ХОД УРОКА
I Организационная часть ( 3мин.)
- Приветствие учащихся
- Проверка посещаемости
- Проверка готовности к уроку
- Сообщение темы урока
II. Освоение новых понятий и способов деятельности. Игра- путешествие в страну «Карманию» ( 26мин)
(слайд №1)
Вопросы к учащимся:
- Какое изделие мы с вами шьём? (ответы детей)
- Какого его назначение? ( ответы детей)
Вывод: Фартук может быть, как рабочий, так и праздничный.
(слайд №2)
Сегодня мы остановимся на одной из деталей фартука. А какая это деталь вам подскажет загадка.
«Потайная кладовая, чего тут только нет.
Здесь и фантики от конфет, здесь и пуговица,
крючок и носовой платок».
(карман)
(слайд №3)
Правильно. Молодцы! - это карман.
А сейчас я приглашаю вас отправиться в страну «Карманию», в историческое прошлое карманов.
( слайд №4)
Много лет в научных кругах не утихали споры относительно появления в культуре современного человечества такого изобретения как карман. Историки, археологи, дизайнеры одежды, все имели свое мнение.
Однако обратясь к истории, можно утверждать, что до настоящего времени существовало два основных лагеря исследователей. Одна группа утверждала, карманы изобрели еще предки современного человека - карманьонцы, в незапамятные времена. Идея карманов надолго была позабыта, однако жила в виде тайного знания долгие века. Вторая многочисленная группа изобретения карманов относилась к итальянским повстанцам - карманариям, якобы прозванных так за огромные карманы которые нашивались на одежду для переноски боеприпасов,.
( слайд №5)
Конечно, существовало еще множество разных представлений о происхождении кармана, например многие приписывали его изобретение Леонардо да Винчи.
Сенсационное заявление израильских ученых произвело эффект бомбы. «Карманы, в том виде к которому мы привыкли, изобрел еврейский портной Беня Карман, проживавший в городе Кирьят-Шмона» - утверждают ученые.
( слайд №6)
Были обнаружены чертежи первых моделей карманов, сделанных рукой гениального портного Беня Карманом.
Итак, как же появился карман?
( слайд №7)
Оказывается, тайный заказ на разработку кармана, портной получил от израильского правительства. В до-карманную эпоху наличные деньги переносились в кошельках, подвешенных к поясу или в поясных сумках. Это способствовало росту количества преступлений, создавало нездоровую и нервозную атмосферу на рынках, так как украсть такой кошель в толпе, не представляло особого труда.
Карманы существенно отличались от современного тем , что он нашивался на одежду поверх кошелька.
( слайд №8)
Это конечно доставляло некоторые неудобства. Тогда взяв пустой кошелек, портной пришил его с изнанки одежды, проделав в ней небольшое отверстие для руки. Таким образом, сунув руку в кошелек, человек мог быть уверен, что его достояние в целости и сохранности.
Но карман как таковой появился только в последней трети XVII века. Впервые карманы были сделаны на известном камзоле эпохи Людовика XIV.
( слайд №9)
Позднее карманы стали пришивать к жилетам, а затем и к брюкам.
( слайд №10)
До этого счастливого времени монеты носили в мешочках. У мужчин они висели на поясе, а у женщин - под юбкой. В восемнадцатом веке в жен-ской и мужской одежде появились карманы только к концу века , изготов-ленные вместе с одеждой .В девятнадцатом веке карманы широко применя-ются в мужской одежде, а в женской только к концу века в деловом костюме работающих дам появились карманы, как деталь кроя.
Двадцатый век. Век торжества одежды с карманами. Они везде: в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде.
( слайд №11)
Ну вот, историю кармана мы узнали. А чтобы правильно
обработать накладной карман нужно вспомнить знания, полученные
на предыдущих занятиях.
Вопросы к учащимся:
 Какое же назначение имеет накладной карман?
 Какие по форме карманы вы знаете?
 Где могут располагаться карманы?
( слайд №12)
Мы разобрались с вами, что накладных карманов существует много: они могут быть разной формы, размеров, с разной отделкой и располагаться в разных местах изделия.
Работа над карманами требует точности и аккуратности, тогда они получатся красивыми.
Ну а сейчас нам предстоит подробно узнать об обработке накладного кармана. И в этом нам поможет инструкционная карта. Откройте учебники на странице 57.
Последовательность выполнения работы:
1. Перегни припуск на обработку верхнего края кармана по намеченной линии на лицевую сторону и приутюжь.
2. Подверни припуск верхнего среза на 10 мм и заутюжь.
3. Сметай и обтачай углы кармана на величину припуска по боковым сре-зам кармана по проложенным ручным строчкам.
4. Удали нитки сметочной строчки, выверни обработанный припуск верхнего среза кармана на изнаночную сторону, выправь уголки кармана колышком.
5. Заметай и застрочи подогнутый срез кармана на расстоянии 2 мм от края.
6. Удали нитки заметочной строчки, приутюжь верхний край кармана.
7. Заметай нижний и боковые срезы кармана по намеченным линиям.
8. Приутюжь карман с изнаночной стороны.
( слайд №13-14)
(Разбираем последовательность обработки накладного кармана. По ходу показываю и объясняю поузловую обработку кармана.)
Перед началом работы нужно сдать экзамен по технике безопасности. (3 мин.)
Я читаю стихотворение, а выделенные фразы произносите вы.
Сели шить мы за машину.
Держим ровно корпус, спину.
Пальцы дальше от иголки,
Под косынку спрячем челки.
Давайте, повторим все вместе:
Хранить булавки в определенном месте,
Чтоб не болели зубы и живот,
Не брать иголки и булавки в рот.
На стол кладу я ножницы кольцами к себе
Передаю я ножницы кольцами к тебе
Сомкнутыми ножницы должны лежать
Положить разомкнутыми - может быть беда,
Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,
На подставку поскорей ты поставь утюг!
Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура
Не оставь утюг включенным в кабинете до утра
Ваш экзамен принимаю и к работе допускаю.
( слайд №15)
Вот мы и готовы. Отправляемся в ателье « Рукодельница», где мы подготовим карман для соединения с нижней частью фартука.
III Практическая работа (49мин.)
Мы рады приветствовать всех в нашем ателье «Рукодельница
( слайд №16)
Целевой обход учителя: контроль, проверка правильности выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности
(после 20 мин. работы - физкультминутка)
А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка (2 мин.)
«Лебеди летят, крыльями машут,
Присели над водою, качают головою.
Гордо и важно умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся».
И.п.: руки в стороны; 1-2 - руки вверх; 3-¬4 - руки вниз; 5-6 - присесть, обнять колени; 7 -8 - посмотреть направо, налево; 9-10¬ встать, руки за спину, поднять голову; 11-12тихо сесть за парту
( слайд №18)
IV Заключительная часть
1. Закрепление пройденной темы (7 мин.)
Ну, вот и закончилось наше путешествие.
Во время путешествия, что нового вы узнали? (ответы детей)
Удалось ли решить вам поставленную проблему? (ответы детей)
ИГРА-ТЕСТ
Для проведения игры делим класс на 2 команды. Каждая команда выбирает номер вопроса и отвечает на него. В случае правильного ответа на экране появляется улыбающийся смайлик, и команда получает 1 карман. В случае неправильного ответа на экране появляется грустный смайлик, ход переходит к другой команде, которая должна дать правильный ответ на текущий вопрос. Победителем считается команда, набравшая больше всех карманов.
Вопрос №1
Укажите правильную последовательность технологических операций при изготовлении кармана:
а) заметать нижние и боковые срезы кармана по намеченным линиям.
б) приутюжить карман с изнаночной стороны
в) заметай и застрочи верхний срез кармана
г) сметай и обтачай углы кармана на величину припуска
по боковым срезам (вгаб)
(слайд №21)
Вопрос №2
Каким швом обрабатывают верхний срез кармана ?
а) сметочным
б) наметочным
в) швом в подгибку с закрытым срезом (в)
(слайд №24)
Вопрос №3
Название изделия, которое мы шьем?
а) халат
б) фартук
в) рабочая одежда
г) брюки (б)
(слайд №26)
Вопрос №4
Название операции влажно - тепловой обработки, при которой уменьшается толщина шва?
а) приутюжить
б) заутюжить
в) разутюжить (а)
(слайд №28)
Вопрос №5
Что нужно сделать с боковыми и нижним срезом кармана по намеченным линиям?
а) приутюжить
б) настрочить
в) заметать (в)
(слайд №30)
Вопрос №6
Как нужно передавать ножницы?
а) кольцами к себе
б) кольцами от себя
в) в футляре (б)
(слайд №32)
Вопрос №7
Где нужно хранить иголки ?
а) в коробке
б) в пакете
в) в игольнице (в)
(слайд №34)
Вопрос №8
По окончании работы нужно?
а) оставить все на местах
б) убрать рабочее место (б)
(слайд №36)
Вопрос №9
Заметать - это значит закрепить подогнутый край?
а) да
б) нет (а)
(слайд №38)
2. Подведение итогов (3 мин.)
Вы молодцы! Работу выполнили все хорошо, но есть самые красивые работы (выделить лучшие работы)
3. Выставить оценки за практическую работу (2мин.)
(прокомментировать каждую работу)
4. Домашнее задание (2мин.)
Разгадать кроссворд (карточки - задания раздать) принести рабочую шкатулку и детали кроя фартука.
Карточка - задание

(слайд №40)
Вопросы:
1. Что поможет раскроить карман? (выкройка)
2. Каким швом обрабатывается верхний срез кармана? (закрытым)
3. Что нужно прибавить при раскрое кармана? (припуски)
4. При подготовке кармана , что нужно сделать с боковыми и нижним срезами? (заметать)
5. Кружева к краям кармана нужно, что сделать? (приметать)
6. Инструмент бывалый - не большой, не малый. у него полно забот- он и режет и стрижёт. (ножницы)
V Уборка рабочего места (1 мин.)
(слайд №41)

План-конспект

Цель: Ознакомление с различными видами карманов. Формирование ЗУН по обработке накладного кармана.

Задачи:

  1. Сформировать умение выполнения накладного кармана. Закрепить знания, умения и навыки по обработке карманов

  2. Развивать оперативную память, сенсорное мышление.

  3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Методическое оснащение: швейные инструменты, иллюстрации, образцы карманов, видео слайды, технологические карты.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку

2. Проверка выполнения домашнего задания.

3. Изложение нового материала.

Новый материал:

Урок по технологии на тему Обработка накладного кармана. Урок по технологии на тему Обработка накладного кармана. Урок по технологии на тему Обработка накладного кармана.

Рассказ. Все что человек наблюдает в природе, он старается извлекать полезное для себя. Изобретение многих вещей которыми люди окружили себя, которые используют в процессе жизнедеятельности, было подсказано природой. Все мы видим, что самолет похож на птицу, форма лодки напоминает рыбу. Некоторые детали одежды напоминают оперение птиц, форму цветов. Как вы думаете, почему на плакате изображено кенгуру?

На какое изобретение могло натолкнуть это животное? (ответы учащихся). Верно это карман. Карман в переводе с тюркского, где оно звучит как «карма», означает буквально мешок для денег. Карман как декоративную и функциональную деталь одежды использовали давно. На картинах гравюрах художников 16 в. можно встретить наряды где вшит карман в виде мешочка или в деталь одежды. (показ слайдов) Японские женщины использовали широкие рукава кимоно в качестве карманов, множество карманов пришивали на военную одежду френч. В разные времена мода на карманы менялась. Придумывали новые формы. Но неизменным оставалось одно - карман как деталь одежды в основном носил функциональную нагрузку. То есть служил для хранения мелких вещей. В современной моде существует несколько видов карманов различной конструкции. Накладной, подрезной, прорезной, отлетной и карман в шве (показ различных видов карманов, запись в тетради названий). Сегодня на уроке мы научимся выполнять один из видов карманов - накладной.

История кармана

Урок по технологии на тему Обработка накладного кармана. Урок по технологии на тему Обработка накладного кармана. Урок по технологии на тему Обработка накладного кармана. Урок по технологии на тему Обработка накладного кармана. Урок по технологии на тему Обработка накладного кармана. Урок по технологии на тему Обработка накладного кармана.

Вводный инструктаж

Правила работы с технологической картой.
Объяснение последовательности обработки накладного кармана.(c демонстрацией пооперационных образцов)

Технологическая карта

Обработка накладного кармана

Обработка верхнего среза кармана

1. Провести меловую линию по изнаночной стороне на 1 см от верхнего среза кармана (рис. 1)

2. Наложить тесьму на верхний срез кармана, приколоть и наметать. Удалить булавки.

3. Настрочить тесьму на 0,1-0,2 см от края (рис. 2)

4. Удалить нитки сметывания. Отогнуть тесьму на лицевую сторону и наметать.

5. Настрочить на 0,1-0,2 см от края. Удалить нитки сметывания. Приутюжить. (рис. 3)

Урок по технологии на тему Обработка накладного кармана.

Обработка нижнего и бокового срезов кармана

6. Подогнуть срезы кармана на изнаночную сторону на 1 см, приутюжить (рис. 4, а) и отогнуть (рис. 4 б).

7. Обработать углы, как показано на рисунке 4 б. Подогнуть и заметать срезы.

8. Приутюжить карман (рис. 4 в).

Урок по технологии на тему Обработка накладного кармана.

Самоконтроль. Проверьте:

  1. размер и форму карманов, наложив из один на другой

  2. аккуратность обработки срезов тесьмой

  3. ширину шва и ровность строчек

  4. качество приутюживания.

Повторение правил техники безопасности

Практическая работа

Выполнение образца накладного кармана.

Текущий инструктаж.

Контроль работы учащихся.
Целевые обходы.
Помощь учащимся, испытывающим затруднения, в работе.

Заключительный инструктаж.

Проверка работ учащихся, анализ типичных ошибок.
Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: повторить терминологию швейных работ

Теги:

  • Ефремушкина Н.Б.

  • технология

  • карман

  • накладной

СЛАЙД 3 (презентация к уроку)

Фрагмент названия темы нашего урока зашифрован в анаграмме. Разгадайте её. Нишама (Машина). Верно.

Урок технологии

5 класс

Тема: «Обработка накладных карманов»

ПЛАН УРОКА

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

· ознакомить учащихся с видами и фасонами накладных карманов, способствовать формированию и развитию умений и навыков по пошиву образцов накладных карманов;

· способствовать развитию связной речи, мышления, двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук);

· развивать умения сравнивать, выделять главное, решать поставленную проблему;

· воспитывать эстетический вкус, аккуратность во время выполнения практического задания.

Задачи урока:

· познакомить с историческими сведениями о кармане, его роли в современной одежде;

· тренировать глазомер;

· приобщать работе в коллективе;

· учить аккуратному выполнению швов.

Методическое оснащение урока

Материально-техническая база:

швейная мастерская, швейные машины; утюг; инструменты: иглы, ножницы;

приспособления: булавки; крой гладкого накладного кармана.

Дидактическое обеспечение:

учебная тетрадь; инструкционно-технологическая карта (ИТК);

образцы накладных карманов.

Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстрированный.

Форма урока: фронтальная

Словарь: шов вподгибку с закрытым срезом, шов вподгибку с открытым срезом, заметать, проутюжить, застрочить.

Задание на дом: творческое

Литература: Технология. Учебник для учащихся 5 класса (вариант для девочек), под редакцией В. Д. Симоненко, Москва, «Вентана-Граф».

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

-Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на своём уроке. Сегодня присутствуют все на уроке? С каким настроением вы пришли на урок?

-У меня тоже хорошее настроение.

2. Введение в тему.

Определение темы урока, целей урока

- Определим тему нашего сегодняшнего урока. У вас на столах лежат пословицы и поговорки, в которых пропущено одно слово.

«Считай деньги в своём …»
«Чего не досмотришь, то … доложишь»

«У Варвары всё в …»
«У вора … дырявый»

«Из чужого …платить легко»
«За словом в …….. не лезет»

«Запас … не тянет»
«Не надейся Роман на чужой …»

- Что это за слово? (Это слово - карман). Как оно связано с темой нашего урока? Давайте попытаемся её сформулировать полностью (дети с помощью учителя выводят тему урока). Запишем её на доске и в тетрадях.

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с видами накладных карманов, историей их возникновения, научимся обрабатывать накладной карман с соблюдением технологической последовательности и правил техники безопасности, продолжим совершенствовать навыки работы на швейной машине.

3. Изучение нового материала

- Хотели бы вы узнать о кармане больше?

Итак, путешествие в историю кармана начинаем.

- В далёком прошлом одежда не имела карманов, рубаха славян подпоясывалась так, чтобы получалось нечто вроде мешочка. Карман появился только в XIV веке. Сначала это был карман-мешочек, чаще всего кожаный, который пришивали к одежде или вшивали в нее. В конце XVI векаженщины стали носить маленькие мешочки у себя под юбками, пришивая их с изнаночной стороны. Затем в эпоху поздней готики дамы обзавелись целыми коллекциями мешочков самой различной величины, которые носились у пояса и звенели.

Семнадцатый век: Дамы на поясах имеют украшенный карман для мелочей

Век восемнадцатый: В женской и мужской одежде только к концу века

появились карманы, изготовленные вместе с одеждой.

В девятнадцатом веке: карманы широко применяются в мужской одежде, а

в женской только к концу века в деловом костюме работающих дам появились карманы, как деталь кроя.

- В каком веке мы живём? - В ХХI (ответы детей).

- В ХХ веке вы жили? - Да (ответы детей).

Двадцатый век: Век торжества одежды с карманами. Они везде: в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде. В начале XX века главной любительницей карманов была Коко Шанель. Она считала, что женщинам недостает карманов, этой мужской детали костюма.

- Современные карманы используются в одежде различного назначения и в зависимости от этого соединяются с нею разными способами. На рисунках представлены карманы разные по способу изготовления: прорезные, в шве, накладные.

В современной одежде карманы несут двойную нагрузку: функциональную и декоративную.

Мы с вами сегодня остановимся на накладных карманах.

-По форме разнообразие накладных карманов огромно. Они встречаются на детской одежде, спортивных брюках, толстовках, жакетах, передниках, сумках, перчатках, шарфах и т.д. Накладные карманы бывают разной формы, одинарные, двойные или с подкладкой.

Так же существует множество способов отделки накладных карманов: рюши, оборки, клапаны, тесьма, кружево, стразы…

Работа в тетрадях: записать, что называют накладными карманами,

какие бывают карманы.

(Карман - это часть одежды, в виде пришитого мешочка, для ношения при себе мелких вещей и денег. Карманы бывают прорезные, в шве, накладные)

4. Инструктаж по ТБ.

-Перед началом практической работы сдадим экзамен по охране труда, который принимать буду я, ваш экзаменатор.

-Сели шить мы за машину.

Держим ровно корпус, спину.

-Пальцы - дальше от иголки,

Под косынку спрячем чёлки.

-Давайте повторим все вместе:

Хранить булавки в определённом месте.

- Чтоб не болели зубы и живот,

Не брать иголки и булавки в рот.

-На стол кладу я ножницы

Кольцами к себе.

-Передаю я ножницы

Кольцами к тебе.

-Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.

Положишь их разомкнутыми - может быть беда.

-Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,

На подставку, на подставку поскорей поставь утюг!

-Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.

Не оставь утюг включённым в кабинете до утра.

- Ваш экзамен принимаю и к работе допускаю.

(Выделенные фразы произносят дети).

-А еще сегодня на уроке, вы будете оценивать сами себя. У всех на столах лежит карта «Самоконтроля». Оцените себя достойно и правдиво. А в конце урока мы с вами подведем итоги работы по картам «самоконтроля» и выставим оценки за урок. Ваша работа и на вводном инструктаже будет учитываться при выставлении оценок.

Критерии оценок по картам «самоконтроля»:

4 правильных ответа - «5»

3 правильных ответа - «4»

2 правильных ответа - «3»

1 правильный ответ - «2»

5. Практическая работа.

-Сегодня на уроке во время практической работы вы будете работать в ателье, и осваивать различные профессии.

А) Профессия - смётчица. Смётчицы выполняют ручные работы. Требования к намёточным швам: точный припуск, стежки не более 0,8 мм.

-А машинную обработку делают специалисты профессии швея.

-Затем на швейной фабрике качество работы проверяет контролёр.

Качество работы наших швей будете оценивать вы. Каждый из вас будет контролёром. Требования качества: ровная строчка, соблюдение величины припуска, умение выполнять закрепку.

Обработка гладкого накладного кармана.

-Это накладной карман. Как бы вы его обработали, чтобы он имел такой вид?

( показ образца)

Ответы детей: «Подвернули припуск, прострочили, заметали припуск со всех сторон»

-Подробно нам расскажет об обработке гладкого накладного кармана инструкционная карта.

Инструкционная карта. Обработка накладного кармана

Последовательность выполнения работ.

1)Берём выкройку кармана, если необходимо, можно изменить его форму.

2)Обработать верхний срез кармана швом вподгибку с закрытым срезом:

а)подогнуть верхний срез кармана на 0,5 см на изнаночную сторону и заметать;

б)застрочить верхний срез кармана на 0,2 см от сгиба;

в) удалить смёточные строчки.

3)Обработать боковые и нижний срезы кармана швом вподгибку с открытым срезом:

а) подогнуть срезы кармана на изнаночную сторону на ширину 0,5 см, заметать.

4) Накладываем карман на лицевую сторону основной детали, закрепляем булавками, приметываем, настрачиваем в край, делая закрепки в верхних углах.

5) Удаляем наметку, проутюживаем.

Рекомендации:

- Если модель кармана предполагает декоративную отделку, которая пришивается на машинке, то это следует сделать до пришивания кармана к основной детали.

- Карман должен быть симметричным, без перекосов, строчка ровная, аккуратная.

Закрепление изученного материала. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

-Одинаковы ли способы обработки боковых сторон фартука и боковых и нижнего срезов детали кармана? (Ответ: в обоих случаях использовался шов вподгибку.)

-В чем заключается разница в их обработке? (Ответ: для обработки боковых сторон фартука использовался шов вподгибку с закрытым срезом, а для обработки боковых и нижнего срезов детали кармана - шов вподгибку с открытым срезом.)

-В чём особенность обработки уголков кармана?

Заканчивая эту часть урока, предлагаю учащимся ответить на вопросы:

-В какой одежде карман более уместен - в праздничной, домашней или рабочей?

-Нужно ли держать в кармане предметы, которые могут испортить одежду? ---Если человек, разговаривая с другим, держит руки в карманах, можно ли его назвать хорошо воспитанным?

Б) Самостоятельная работа: Обучающиеся выполняют задания, опираясь на ИТК, образцы обработки.

- А теперь приступаем к практической работе. Каждая из вас будет обрабатывать накладной карман. Вы можете самостоятельно выбрать форму кармана и его технологическую обработку. Постарайтесь проявить свою индивидуальность. По окончании будьте готовы рассказать о своей работе.

3

Урок по технологии на тему Обработка накладного кармана.

© 2010-2022