Программа кружка по технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СЕМЯЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрена

на педагогическом совете

МБОУ Семячковская СОШ


Протокол № _____ от ________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

______________________

/ /


«____» __________2014г.







ПРОГРАММА


дополнительного образования

Программа кружка по технологии

Возраст детей - 11-16 лет





Автор: Коршунова И.М.

Педагог дополнительного образования

с.Семячки.

2015г.

Срок реализации программы - 2013 - 2016 гг.

Программа рассчитана на 3 года обучения ( 105 часов)

Пояснительная записка

1-й год обучения

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывают у школьников большой интерес. Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами бисероплетения, историей бисера, осваивают способы плетения и вышивания бисером. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, "культуру творческой личности". Формирование "культуры творческой личности" предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей.

Человек с глубокой древности имел потребность украшать себя и окружающие его предметы. Носить украшения люди начали намного раньше, чем одеваться. Стремление украшать себя, жилище, предметы быта было одним из проявлений чувства прекрасного, началом развития художественного вкуса, творческого подхода к обыденным вещам.

Сейчас, в современном мире, существует много возможностей украсить себя, но стремление к индивидуальности подвигнет участников кружка к созданию своих собственных, неповторимых изделий. Украшения из бисера необыкновенно разнообразны. Они могут придать шарм самым привычным, примелькавшимся предметам одежды, и, самое главное, они недороги и легки в исполнении.

Вооружившись простейшими инструментами и освоив нехитрые методы работы, можно создать своими руками бусы, ожерелье, колье, серьги, браслеты и многое другое. Участники кружка смогут позволить себе роскошь иметь оригинальный комплект украшений (а то и не один) к каждому наряду. Милые неповторимые мелочи, изготовленные участницами кружка, надолго сохранят тепло рук, вложенную фантазию и старание. А те дорогие чувства и любовь, которые девочки смогут вкладывать в свои изделия, послужат оберегами для близких в трудную минуту.

На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя "работу ума и работу рук", а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

На занятиях учащиеся смогут ознакомиться со всеми известными техниками плетения, и с помощью специальных несложных схем смогут получить практические навыки плетения, освоить основы бисероплетения, научатся вышивать бисером. Здесь они получат рекомендации по подбору материалов и инструментов, соблюдению основных правил плетения, организации рабочего места.

Кружок бисероплетения поможет учащимся развить свои творческие способности, сформировать эстетический вкус, воспитать усидчивость, целеустремленность, аккуратность. На занятиях ученики могут проявить самостоятельность, инициативу, предложить свои разработки, используя имеющиеся схемы плетения или же комбинируя различные их элементы.

Учащиеся получат знания об истории создания бисера, ознакомятся с разновидностью бисера, о практическом применении бисера при декоративном оформлении одежды, аксессуаров, украшении интерьера. Также на занятиях учащиеся ознакомятся со способами вышивания бисером, научатся применять свои умения в практике.

Полученные практические навыки позволят детям создавать свои собственные шедевры, помогут собственными руками сделать уникальные элегантные украшения, подарки и сувениры.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и областные, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.

Планирование кружка предполагает участие ребят в различных выставках, конкурсах в рамках школы, в районном и областном масштабе. Лучшие работы учащихся будут поощрены грамотами и ценными сувенирами.

Цель программы - развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи обучения:

Обучающие:

  • Развитие творческих возможностей учащихся.

  • Формирование эстетического вкуса

  • Воспитание трудолюбия, самостоятельности, эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

  • Ознакомление с историей возникновения бисера, способами использования бисера в быту, видами бисера

  • Воспитание усидчивости, целеустремленности, аккуратности, творческой инициативы

  • Освоение основ бисероплетения: плетение крестом, мозаика, сетчатое плетение, наплетение на цепочку, объемное плетение, ажурное, параллельное, кирпичное и др.

  • Обучение правил пользования готовыми схемами плетения и создание на их основе своих схем

  • Получение навыков и умений низания, вышивки бисером

  • Ознакомление с основами цветоведения, правилами создания композиции

  • Правильное использование цветовой гаммы.

  • Использование бисера при декоративном оформлении одежды, интерьера, создании аксессуаров

  • Ознакомление с материалами и инструментами, необходимыми при работе с бисером

  • Научить изготавливать сувениры, брелки из бисера и проволоки

  • Научить плести браслеты, колье, подвески, создавать комплекты и сувениры из бисера

  • Научить вышивать по бисерной сетке различными способами

  • Применение полученных навыков бисероплетения на практике

  • Выполнение коллажа, картин из бисера

  • Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях и других внеклассных мероприятиях

Воспитательные:

  • Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

  • Воспитывать самостоятельный подход к своему индивидуальному творчеству.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение, изобретательность;

  • Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

  • Развивать мелкую моторику рук и глазомера.


Содержания дополнительной образовательной программы:


  1. Вводное занятие. План работы кружка. Режим работы. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

  2. Подготовка рабочего места. История создания бисера. Виды бисера. Выбор, качество. Практические советы.

  3. Основы цветоведения. Основы композиции. Техника низания.

Практическая работа: Выполнение низания бисера на леску. Цепочка из бусин и бисера, стекляруса и бисерин с учетом

цветового сочетания.

  1. Параллельное плетение.

Практическая работа: Изготовление сувениров-брелков из бисера и проволоки - крокодильчик, бабочка, божья коровка, гусеница

  1. Практическая работа: Объемные изделия в технике параллельного плетения - дельфин, рыбка.

  2. Работа со схемами.

Практическая работа: Плетение цепочек «крестики» одной иглой, плоские соединения цепочек.

  1. Плетение полотна «крестиками» двумя иглами

Практическая работа: Плетение полотна «крестиками» двумя иглами

  1. Плетение полотна с рисунком. Составление схемы.

Практическая работа: Плетение по схеме браслета с рисунком

  1. Сетчатое плетение.

Практическая работа: Плетение ажурных цепочек двумя и одной иглой

  1. Плетение ажурных цепочек зубчиками по краям. Варианты ажурных цепочек

Практическая работа: Плетение ажурных цепочек зубчиками по краям.

  1. Выполнение заколки для волос «Выпускница» в технике «ажурное плетение». Особенности выполнения середины цветка, соединения лепестков.

Практическая работа: Выполнение заколки для волос «Выпускница» в технике «ажурное плетение».

  1. Сложное сетчатое плетение.

Практическая работа: Плетение чехла для сотового телефона.

  1. Мозаичное плетение.

Практическая работа: Плетение цепочки «мозаика» одной иглой.

  1. Варианты цепочек «мозаика».

Практическая работа: Плетение полотна с рисунком.

  1. Практическая работа: Изготовление броши «Цветок», «Элегантная».

  2. Плетение уголка по косой.

Практическая работа: Изготовление лепестков. Соединение лепестков.

  1. Объемное плетение.

Практическая работа: Плетение плотного жгута.

  1. Жгут со стеклярусом. Технология изготовления.

Практическая работа: Жгут со стеклярусом.

  1. Практическая работа: Оплетение карандаша, ручки.

  2. Кирпичное плетение. Технология выполнения бабочки

Практическая работа: Кирпичное плетение. Выполнения бабочки

  1. Практическая работа: Соединение крыльев бабочки.

  2. Изготовление сувениров в технике кирпичного плетения.

Практическая работа: Изготовление сувениров в технике кирпичного плетения. Русалка.

  1. Плоские цветы с круглыми и заостренными концами.

Практическая работа: Плетение плоских цветов с круглыми и заостренными концами.

  1. Практическая работа: Объемные цветы «роза», «помпон», ажурное плетение.

  2. Вышивка бисером. Основные приемы вышивания. Инструменты и приспособления.

  3. Практическая работа: Приемы вышивания бисером.

  4. Практическая работа: Выполнение вышивки. Оформление рамочки.

  5. Практическая работа: Выполнения панно, композиции из бисера.

  6. Особенности вышивания пайетками.

Практическая работа: Выполнение вышивки пайетками.

  1. Практическая работа: Цветы из бисера и пайеток.

  2. Французское плетение.

Практическая работа: Приемы выполнения цветов.

  1. Практическая работа: Оформление вазы, букета цветов.

  2. Выставка изделий. Подведение итогов.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа, проектный

Педагогический контроль:

- промежуточный

- итоговый

В конце изучения курса обучающие должны:

- знать:

  • название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, леска, проволока);

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);

  • правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

- уметь:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;

  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;

  • подбирать детали для работы.

  • Выполнять бисерные украшения, используя готовые схемы плетения

2-й год обучения

Данная рабочая программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно-прикладным искусством, реализовать и развить свои природные интересы. Ориентированность программы на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и пониманию чувства красоты и гармонии позволяет познакомить учащихся с профессией вышивальщицы определить их возможности в углубленном изучении разделов "Технологии». Актуальность программы - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. На данный момент эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные вручную, украшающие интерьер жилища изделия пользуются большим спросом. В упрощённой версии данная техника выполняется, как вышивка по картону носит название «Ниткография», хордовая вышивка, или «Изонить». Работы, выполненные в данной технике, удивляют своей простотой исполнения и вызывают восторг.

Цель программы - развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; познакомить с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Ознакомление учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

  • Формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;

  • Приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:

  • Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

  • Прививать детям любовь к родине, традициям родного края, природе;

  • Воспитывать самостоятельный подход к своему индивидуальному творчеству.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение; изобретательность;

  • Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

  • Развивать мелкую моторику рук и глазомера;

  • Пробудить устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа репродуктивного и творческого характера, проектный.

Педагогический контроль:

-промежуточный

-итоговый.

В конце изучения курса "Ниткография" обучающиеся должны:

- знать: правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, основные приёмы выполнения работ в технике «Ниткография», правила оформления и применения данных работ .

-уметь: гармонично сочетать цвета при выполнении работ, уметь выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм; составлять композиции правильно пользоваться ножницами, иглой, самостоятельно изготавливать изделия.

Содержание программы.

1. Введение.(2ч.)

Практическая работа. Организация групп. Режим работы. План занятий. Организация труда и оборудование рабочего места. Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Техника безопасной работы. История ниткографии. Материалы и инструменты для выполнения работ.

2. Приемы работы применяемые в ниткографии.(6ч)

Теоретические сведения. Последовательность выполнения работ приемами ниткографии. Знакомство с особыми способами заполнения фигур: по диаметру, неравномерное заполнение, заполнение полуокружности и спирали, сеткой , заполнение овала.

Практическая работа. Изготовление образцов: прямого, острого и тупого углов, ромба, треугольника, квадрата приемами ниткографии. Освоение на практике заполнения круга, дуги, овала. Выполнение особых способов заполнения фигур: по диаметру, неравномерное заполнение, заполнение полуокружности и спирали, заполнение сеткой .

3. Заполнение сложных фигур с использованием техники «ниткография». (7ч)

Теоретические сведения. Подготовка графического чертежа для выполнения ниткографии. Построение звезды с помощью циркуля. Гармония и цветовые сочетания в работах.

Практическая работа. Изготовление елочной игрушки с использованием орнамента «снежинка». Изготовление открытки к 23 февраля с мотивом «пятиконечная звезда»

4.Узоры и композиции. (18ч).

Теоретические сведения. Понятие композиции в ниткографии. Законы композиционного решения панно. Принципы заполнения фигур рыб, бабочек, птиц, парусных судов в ниткографии.

Практическая работа. Подготовка эскиза рисунка для выполнения ниткографии. Способы перевода рисунка. Изготовление шаблонов.

Тренинги по выполнению элементов закладки и панно: рыб, растительности морских глубин, бабочек, кораблей, птиц. Подготовка основы для закладки и декоративного панно. Выполнение проектов. Защита проектов

5. Организация и проведение школьной выставки.(2ч.)

Практическая работа. Подбор выставочных работ. Оформление настенных стендов. Размещение работ. Проведение экскурсий по выставке для уч-ся и учителей школы.

3-й год обучения


Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами, конструирование, мозаика, аппликация).

На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

«Мир из бумаги» -предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель данной программы - создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:

- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

- развивать психометрические качества личности;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

Воспитательные:

- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

Средства обучения:

- методические пособия и книги по оригами;

- готовые изделия в техниках: оригами, аппликации, мозаики;

- инструменты, материалы и принадлежности

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;

- применение индивидуальных, групповых форм обучения;

- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

Предполагаемые результаты работы

Уметь четко работать с инструментами.

Уметь читать схемы выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики, мозаики.

Овладеть навыками культуры труда.

Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Уметь проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ.

Знать и уметь выполнять композиции в технике аппликации.

Уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства.

1. Квилинг (23ч).

Теоретические сведения. История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты. Правила работы с бумагой в технике квилинга.

Практическая работа Композиции: «Фрукты», «Ангелы», «Цветы и бабочки», «Снежинки», «Подсолнухи».

2. Объемное торцевание бумагой (1ч).

Теоретические сведения. История возникновения техники. Приемы работы. Материалы и инструменты.

Практическая работа Композиции: «Цветущий кактус», «Снеговик», «Тигренок».

Литература


  1. «365 фенечек из бисера» Н.Гусева 1999г.

  2. «Бисер» Божко Л.А. Изд. «Мартин» Москва 2004 г.

  3. «Бисер для девочек» Божко Л.А. Изд. «Мартин» 3-е изд. Москва 2005 г.

  4. «Бисер для стильных девочек» Божко Л.А.Москва «Мартин» 2008г.в.

  5. «Бисер.Жгуты» М.Федотова АСТ-пресс 1999г

  6. «Вышивка бисером». А.Гринченко ЭКСМО 2006г

  7. Журналы «Лена - рукоделие» 2004-2009 года выпуска

  8. «Подарки из бисера» Ляукина М.В. АРТ-пресс 1998г

  9. «Украшение из бусин» Е.А.Мордак «Книжный клуб» Харьков 2006г

  10. «Украшения из бисера» Е.Артамонова ЭКСМО 2008г.

  11. Лилия Бурундукова. « Волшебная изонить.» - М: «АСТ-ПРЕСС», 2010

  12. Леонова О. « Рисуем нитью. Ажурные картины.» - С.-П.: Литеро, 2005.

  13. Гусарова Н.Н. «Техника изонити для школьников.» - С.-П.: , Детство-Пресс,2007.

  14. Е.Е. Цамуталина. «100 поделок из ненужных вещей.»- Ярославль: Академия развития, Академия, Ко. Академия Холдинг, 2000.

  15. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. - М.: Творческий центр «Сфера», 2000.

  16. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН - Лига Пресс», 2002.

  17. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002.


  • Ресурсы Интернета

  • biser.info/

  • stranamasterov.ru

  • biserinki.ru/


© 2010-2022