Рабочая программа по СБО в 9 классе коррекционной школы

Рабочая программа по СБО в 9 классе коррекционной ( специальной) школы 8 вида составлена на основе программы под ред.В.В.Воронковой. Рассчитана на 2 учебных часа в неделю. Проводится в оборудованном кабинете в соответствии с нормами СанПина для детских домов и школ-интернатов. В программу включены разные разделы:личная гигиена, питание,одежда, семья,культура поведения,жилище, торговля, средства связи, трудоустройство, медицинская помощь,экономика домашнего хозяйства,учреждения, организации и пре...
Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Зырянская специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


РАССМОТРЕНО

На заседании МО учителей

______________ О.А. Кобелева

«___»__________2014г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ З.А. Милютина

«___»__________2014г

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________ В.А. Мирошкина

«___»__________2014г




Рабочая программа

Предмет соиально-бытовая ориентировка

Учебный год 2014 - 2015_________________

Класс 9_______________________ Количество часов в год 68_____________________ Количество часов в неделю 2_______________________



Учитель: С.А. Марикова

Пояснительная записка

  1. Настоящая рабочая программа предмета «Социально-бытовая ориентировка » для обучающихся 6 класса специального коррекционного учреждения VIII вида составлена на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065 -п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  2. Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под. ред В.В.Воронковой .-М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2012.-Сб.1.- 224с;

  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год» (зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 № 26755);

  4. Учебного плана МКОУ Зырянской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утверждённого Приказом №131 о/д от 23.05. 2014 г директором МКОУ Зырянской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Мирошкиной В.А. и рассмотренного на педагогическом совете. (Протокол №6 от 21.05.2014 г);

  5. Гигиенических требований к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, СП 2.4.990-00.

Базисным учебным планом специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида отводится 68 учебных часов для обязательного изучения предмета «Социально-бытовая ориентировка» в 9 классе из расчёта 2 учебных часа в неделю ( по программе 68 часов). Цель и задачи изучения учебного курса: Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни и труду. Задачи курса: -Формировать у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества -Формировать и совершенствовать необходимые навыки ориентировки в окружающем - Создавать условия для освоения теоретической информации, а также для приобретения бытовых навыков; - Развивать умения, необходимые подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности; - Воспитывать позитивные качества личности. Формы организации деятельности обучающихся: Основными формами и методами организации учебной деятельности являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, демонстрация учебных кинофильмов, слайдов. Методы организации практических работ : коллективные ( бригадные) и индивидуальные задания. Межпредметная связь: занятия тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. Планируемые результаты освоения программы: В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.







Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Раздел программы

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

1

Личная гигиена

о вредном воздействии алкоголя, наркотиков и курения на организм человека.

Иметь представление о: -необходимости поддержания физического здоровья; -современных спортивных увлечениях, фитнесе, шейпинге, бодибилдинге, бесконтактных единоборствах, ритмической гимнастике и т.п. -вреде курения для курящих и окружающих; - о социальных последствиях, к которым приводят дурные привычки.

-отказаться от предложенной рюмки, сигареты.

2

Одежда

- размеры своей одежды и обуви;

- гарантийные сроки носки;

- правила возврата;

- способы обновления одежды с помощью мелких деталей;

- средства выведения пятен в домашних условиях;

- общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.;

- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен

Иметь представление о:

-стиле одежды и моде; -средствах выражения индивидуальности; -воздействии средств для выведения пятен на различные виды тканей.

-подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями.

- рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности;

- выводить пятна на одежде разными средствами.

3

Питание

-значение диетического питания;

-особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста;

-названия и рецепты 1-2 национальных блюд.

-составить меню диетического питания на день; -приготовить 1-2 диетическое блюдо; -составить меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить соответственно его блюда;

-приготовить одно национальное блюдо, -составить меню праздничного стола;

- выполнить сервировку праздничного стола..

4

Семья

-основные виды семейных отношений,

-семейные традиции;

-обязанности, связанные с заботой о детях

-анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку,

-выполнять морально этические нормы

взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам);

оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи;

-активно включаться в организацию досуга и отдыха в группе ;

-поддерживать и укреплять семейные традиции; -выполнять обязанности, связанные с заботой о младших ребятах

5

Культура поведения

- Требования культуры поведения, нормы морали и этики в современном обществе; -правила поведения с соседями по коммунальной квартире и площадке;

-правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании, во время визита).

-встречать гостей, -вежливо вести себя во время приема их; -анализировать поступки людей и давать им правильную оценку.

6

Жилище

-правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, на значения комнат, наличия мебели);

-требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;

-правила сохранения жилищного фонда.

-расставлять мебель в квартире (на макете);

-подбирать детали интерьера.

7

Транспорт

-основные маршруты
самолетов; -службы аэровокзала; -стоимость проезда; -порядок приобретения и возврата билета; -правила посадки в самолет.

- ориентироваться в расписании;

-определять маршрут и выбирать транспортные средства;

-выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту.

8

Торговля

-отделы рынка; -цены на отдельные товары; -виды ярмарок; -отличия ярмарки от рынка, магазина; время и место проведения ярмарок; -цены ярмарочных товаров их отличие от рыночных и магазинных.

-выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями; -вежливо обращаться к продавцу; -подсчитывать стоимость покупок.

9

Средства связи

- современные виды связи (сотовая, компьютерная, факс, пейджер, автоответчик, интернет), их значимость, необходимость;

виды денежных переводов, их стоимость;

-стоимость услуг по каждому виду связи.

-заполнить почтовый и телеграфный перевод;

-подсчитать стоимость денежных отправлений; оформить квитанции по оплате телефонных услуг.

10

Медицинская помощь

-способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных;

меры по предупреждению инфекционных заболеваний; правила и приемы ухода за больным;

-условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.

-строго соблюдать личную гигиену, -предупреждать инфекционные заболевания;

-строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка); -ставить горчичники..

11

Учреждения, организации и предприятия .

-местонахождения предприятия бытового обслуживания населения;

какие виды услуг оно оказывает;

-правила пользования услугами;

стоимость обслуживания;

профессии работников этого предприятия.

-обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания..

12

Экономика домашнего хозяйства

-правила экономии (учёт реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.);

-виды и цели сбережений;

-порядок помещения денег в сберкассу;

-виды кредита, порядок его оформления;

-виды страхования.

-планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности;

-соблюдать правила экономии;

-заполнять ордер на получение и внесение денег в сберкассу.

13

Профориентация и трудоустройство.

-учреждения и отделы по трудоустройству;

местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; -виды документов, необходимых для поступления на работу;

правила перехода с одной работы на другую;

-перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

-обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу; написать заявление о принятии на работу, о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию; -заполнить анкету; составить заявки на материалы, инструменты;

написать расписку, докладную записку.





Распределение учебного времени в течение учебного года по предмету « Социально-бытовая ориентировка» в 9 классе

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

количество контрольных работ

Контрольные мероприятия

тесты

практическая работа

экскурсия

1 четверть

8

2

16

12

2 четверть

8

2

16

6

3 четверть

10

2

20

4

6

4 четверть

8

2

16

1

2

4

Итого в год

34

2

68

1

1

24

10

Тематический план

Раздел, тема

Количество часов

1

Личная гигиена

2

2

Одежда и обувь

6

3

Питание

14

4

Семья

4

5

Культура поведения

4

6

Жилище

4

7

Транспорт

4

8

Торговля

4

9

Средства связи

4

10

Медицинская помощь

4

11

Учреждения организации и предприятия

4

12

Экономика домашнего хозяйства

6

13

Профориентация и трудоустройство

8





Учебно-методический комплекс

Программа

Класс

Учебник

Пособие для учителя

Программы специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений IIIV вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012.- Сб.1- 224с.

9

В.П.Субчёва , Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 6 класс. Для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIIV вида.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013.- 55 с.: ил. - ( Коррекционная педагогика).

Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях IIIV вида : пособие для учителя/Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова , А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова; под ред. А.М. Щербаковой .-М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2005.-302 с.: ил. - ( Коррекционная педагогика).

Электронные образовательные ресурсы

№ п/п

Название электронного образовательного ресурса

Вид электронного образовательного ресурса

Ресурсы сети Интернет

1

Аэровокзал

презентация

pedsovet.org/m/my/

2

Здоровый образ жизни.

презентация

proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/

4

Рабочая тетрадь 9 класс.

Пособие

proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/

5

Вкусные рецепты.

презентация

proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/

6

Приготовим.

презентация

proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/

7

Спасибо за вкусный рецепт.

презентация

proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/

8

Утюжка брюк, блузок.

презентация

proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/

9

Основные средства связи ( почта, телеграф, телефон).

конспект

pedsovet.org/m/my/

10

Инфекционные заболевания.

презентация

proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/

11

Куда пойти учиться?.

презентация

pedsovet.org/m/my/



Календарно-тематическое планирование предмета « СБО» на 2014-2015 учебный год.

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Содержание урока

Формы

контроля

Коррекционная

работа

Электронные образовательные ресурсы

1 четверть 16 часов

1-2

2.09

Здоровый образ жизни - одно из условий успеха в жизни человека.

Беседа. Демонстрация современных видов спорта: фитнес, шейпинг, бодибилдинг, ритмическая гимнастика, спортивные танцы. Тренинг « Скажи вредным привычкам « Нет!»

опрос

Коррекция мышления

proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/

3-4

9.09

Стиль одежды. Мода. Обновление одежды.

Беседа учителя. Демонстрация журналов моды. Разбор способов обновления одежды. Подбор мелких деталей для обновления одежды.

опрос

Коррекция речи

5-6

16.09

Практическая работа. Выбор одежды и обуви при покупке. Определение размера.

Беседа учителя. Упражнения по определению размера. Подбор одежды и обуви на складе по размеру самостоятельно.

Практическая работа

Коррекция мышления

7-8

23.09

Практическая работа. Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях

Беседа. Подбор средств по выведению пятен в соответствии с типом ткани. Практическая работа по выведению пятен с одежды.

Практическая работа

Коррекция памяти

9-10

30.09

Практическая работа. Диетическое питание. Приготовление овощного рагу.

Таблицы. Подбор рецептов диетического питания. Практическая работа по приготовлению овощного рагу.

Практическая работа

Коррекция мышления

proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/

11-12

7.10

Практическая работа. Питание детей ясельного возраста. Приготовление манной каши.

Составление меню для ребенка ясельного возраста на день. Практическая работа по приготовлению манной каши. ТБ

Практическая работа

Коррекция речи

proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/

13-14

14.10

Практическая работа. Приготовление национальных блюд. Русские блины.

Запись рецепта. ТБ. Приготовление блинов. Сервировка стола.

Практическая работа

Коррекция мышления

proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/

15-16

21.10

Практическая работа. Приготовление национальных блюд. Узбекский плов.

Запись рецепта. ТБ. Приготовление узбекского плова. Сервировка стола.

Практическая работа

Коррекция воображения

proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/

2 четверть 16 часов

17-18

1111

Практическая работа. Приготовление национальных блюд. украинский борщ.

Запись рецепта. ТБ. Приготовление украинского борща. Сервировка стола.

Практическая работа

Коррекция памяти

proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/

19-20

18.11

Практическая работа. Приготовление национальных блюд. Белорусские драники.

Запись рецепта. ТБ. Приготовление белорусских драников. Сервировка стола.

Практическая работа

Коррекция логического мышления

proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/

21-22

25.11

Практическая работа. Составление меню и сервировка праздничного стола.

Беседа. Практическая работа по составлению праздничного меню и сервировке.

Практическая работа

Коррекция воображения

23-24

2.12

Основы создания семьи. Условия, традиции, семейные отношения.

Беседа учителя. Знакомство с основными видами семейных отношений. Сюжетно-ролевая игра « Моя семья»

беседа

Коррекция речи

25-26

9.12

Закон Российской Федерации о браке и семье.

Беседа учителя. Знакомство с семейным кодексом и основными статьями. Упражнения в нахождении статей.

беседа

Коррекция мышления

27-28

16.12

Правила поведения в современном обществе.

Беседа. Закрепление и обобщение правил поведения в современном обществе.

опрос

Коррекция памяти

29-30

23.12

Правила приема гостей.

Закрепление правил поведения в гостях, при встрече гостей, при расставании. Сюжетная игра « Встреча гостей». Разбор ситуаций.

Игровые упражнения

Коррекция внимания

31-32

30.12

Современный интерьер. Расстановка мебели.

Беседа. Упражнения в рациональной расстановке мебели. Упражнения в подборе деталей интерьера.

беседа

Коррекция воображения

3 четверть 20 часов

33-34

13.01

Правила сохранения жилищного фонда.

Беседа. Законы государства по сохранению жилищного фонда.

беседа

Коррекция речи

35-36

20.01

Назначение авиатранспорта. Аэровокзал.Экскурсия.

Беседа. Интернет-путешествие по основным аэровокзалам страны. Знакомство с услугами аэровокзалов.

опрос

Коррекция речи

pedsovet.org/m/my/

37-38

27.01

Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. Регистрация.

Упражнения в покупке билетов по интернету. Сюжетная игра « Выбери маршрут»

Практические упражнения по покупке билетов через интернет

Коррекция памяти

39-40

3.02

Рынок. Ярмарка. Виды, время и место проведения торговли. Экскурсия.

Беседа. Экскурсия на местный рынок.

Текущий

Коррекция мышления

41-42

10.02

Комиссионные магазины. Магазины распродаж. Экскурсия.

Беседа. Сюжетная игра « Сэкономь». Практическое упражнение « Что выгоднее?»

Игровые упражнения

Коррекция памяти

43-44

17.02

Виды связи: пейджер, сотовая, факс, интернет, автоответчик.

Беседа. Практические упражнения в отправке СМС-сообщений, сообщений по факсу.

опрос

Коррекция мышления

pedsovet.org/m/my/

45-46

24.02

Практическая работа Денежные переводы. Виды и назначение.

Беседа. Практические упражнения по заполнению бланков переводов.

Практическая работа

Коррекция речи

47-48

3.03

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

Беседа медицинского работника. Работа с таблицами. Составление памятки при угрозе инфекционного заболевания.

опрос

Коррекция памяти

proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/

49-50

10.03

Практическая работа. Уход за больными. Листок нетрудоспособности.

Практические упражнения по уходу за больными детьми. Актуализация знаний.

беседа

Коррекция внимания

51-52

17.03

Предприятия бытового обслуживания.

Беседа. Иллюстрации. Сюжетная игра « Ремонт телефона»

беседа

Коррекция памяти

4 четверть 16 часов

53-54

31.03

Экскурсия на предприятие бытового обслуживания.

Экскурсия в швейную мастерскую

беседа

Коррекция речи

55-56

7.04

Практическая работа .Бюджет семьи. Распределение доходов на основные статьи расходов.

Беседа. Актуализация знаний. Практическая работа по планированию семейного бюджета на месяц.

Практические упражнения

Коррекция памяти

57-58

14.04

Сбережения. Виды вкладов. Способы экономии в домашнем хозяйстве.

Знакомство с основными видами вкладов. тренировочные упражнения в составлении доходов и расходов.

Практические упражнения

Коррекция внимания

59-60

21.04

Кредит. Государственное страхование.

Беседа. Знакомство с услугами банков по кредитованию населения. Расчет доходов семьи и выплат по кредитованию

беседа

Коррекция мышления

61-62

28.04

Выбор профессии.

Актуализация знаний и умений. Тестирование « Кем стать?». Тренинг « Выбирай» по объявлениям в газетах.

беседа

Коррекция воображения

pedsovet.org/m/my/

63-64

5.05

Учреждения и отделы по трудоустройству. Экскурсия.

Беседа. Знакомство с государственными учреждениями ( служба занятости населения, программы трудоустройства).

беседа

Коррекция восприятия

65-66

12.05

Оформление на работу. Деловые документы.

Беседа учителя. Демонстрация образцов. Тренинговые упражнения в написании заявления, автобиографии.

Топрос

Коррекция мышления

67-68

19.05

Контрольная работа за год.

Самостоятельная работа. Контрольный тест « Выбери правильный ответ».

тест

Коррекция памяти



© 2010-2022