- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по СБО в 9 классе коррекционной школы
Рабочая программа по СБО в 9 классе коррекционной школы
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Марикова С.А. |
Дата | 06.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МКОУ Зырянская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
РАССМОТРЕНО
На заседании МО учителей
______________ О.А. Кобелева
«___»__________2014г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ З.А. Милютина
«___»__________2014г
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________ В.А. Мирошкина
«___»__________2014г
Рабочая программа
Предмет соиально-бытовая ориентировка
Учебный год 2014 - 2015_________________
Класс 9_______________________ Количество часов в год 68_____________________ Количество часов в неделю 2_______________________
Учитель: С.А. Марикова
Пояснительная записка
-
Настоящая рабочая программа предмета «Социально-бытовая ориентировка » для обучающихся 6 класса специального коррекционного учреждения VIII вида составлена на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065 -п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
-
Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под. ред В.В.Воронковой .-М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2012.-Сб.1.- 224с;
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год» (зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 № 26755);
-
Учебного плана МКОУ Зырянской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утверждённого Приказом №131 о/д от 23.05. 2014 г директором МКОУ Зырянской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Мирошкиной В.А. и рассмотренного на педагогическом совете. (Протокол №6 от 21.05.2014 г);
-
Гигиенических требований к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, СП 2.4.990-00.
Базисным учебным планом специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида отводится 68 учебных часов для обязательного изучения предмета «Социально-бытовая ориентировка» в 9 классе из расчёта 2 учебных часа в неделю ( по программе 68 часов). Цель и задачи изучения учебного курса: Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни и труду. Задачи курса: -Формировать у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества -Формировать и совершенствовать необходимые навыки ориентировки в окружающем - Создавать условия для освоения теоретической информации, а также для приобретения бытовых навыков; - Развивать умения, необходимые подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности; - Воспитывать позитивные качества личности. Формы организации деятельности обучающихся: Основными формами и методами организации учебной деятельности являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, демонстрация учебных кинофильмов, слайдов. Методы организации практических работ : коллективные ( бригадные) и индивидуальные задания. Межпредметная связь: занятия тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. Планируемые результаты освоения программы: В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
№
Раздел программы
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь
1
Личная гигиена
о вредном воздействии алкоголя, наркотиков и курения на организм человека.
Иметь представление о: -необходимости поддержания физического здоровья; -современных спортивных увлечениях, фитнесе, шейпинге, бодибилдинге, бесконтактных единоборствах, ритмической гимнастике и т.п. -вреде курения для курящих и окружающих; - о социальных последствиях, к которым приводят дурные привычки.
-отказаться от предложенной рюмки, сигареты.
2
Одежда
- размеры своей одежды и обуви;
- гарантийные сроки носки;
- правила возврата;
- способы обновления одежды с помощью мелких деталей;
- средства выведения пятен в домашних условиях;
- общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен
Иметь представление о:
-стиле одежды и моде; -средствах выражения индивидуальности; -воздействии средств для выведения пятен на различные виды тканей.
-подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями.
- рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности;
- выводить пятна на одежде разными средствами.
3
Питание
-значение диетического питания;
-особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста;
-названия и рецепты 1-2 национальных блюд.
-составить меню диетического питания на день; -приготовить 1-2 диетическое блюдо; -составить меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить соответственно его блюда;
-приготовить одно национальное блюдо, -составить меню праздничного стола;
- выполнить сервировку праздничного стола..
4
Семья
-основные виды семейных отношений,
-семейные традиции;
-обязанности, связанные с заботой о детях
-анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку,
-выполнять морально этические нормы
взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам);
оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи;
-активно включаться в организацию досуга и отдыха в группе ;
-поддерживать и укреплять семейные традиции; -выполнять обязанности, связанные с заботой о младших ребятах
5
Культура поведения
- Требования культуры поведения, нормы морали и этики в современном обществе; -правила поведения с соседями по коммунальной квартире и площадке;
-правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании, во время визита).
-встречать гостей, -вежливо вести себя во время приема их; -анализировать поступки людей и давать им правильную оценку.
6
Жилище
-правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, на значения комнат, наличия мебели);
-требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;
-правила сохранения жилищного фонда.
-расставлять мебель в квартире (на макете);
-подбирать детали интерьера.
7
Транспорт
-основные маршруты
самолетов; -службы аэровокзала; -стоимость проезда; -порядок приобретения и возврата билета; -правила посадки в самолет.
- ориентироваться в расписании;
-определять маршрут и выбирать транспортные средства;
-выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту.
8
Торговля
-отделы рынка; -цены на отдельные товары; -виды ярмарок; -отличия ярмарки от рынка, магазина; время и место проведения ярмарок; -цены ярмарочных товаров их отличие от рыночных и магазинных.
-выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями; -вежливо обращаться к продавцу; -подсчитывать стоимость покупок.
9
Средства связи
- современные виды связи (сотовая, компьютерная, факс, пейджер, автоответчик, интернет), их значимость, необходимость;
виды денежных переводов, их стоимость;
-стоимость услуг по каждому виду связи.
-заполнить почтовый и телеграфный перевод;
-подсчитать стоимость денежных отправлений; оформить квитанции по оплате телефонных услуг.
10
Медицинская помощь
-способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных;
меры по предупреждению инфекционных заболеваний; правила и приемы ухода за больным;
-условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.
-строго соблюдать личную гигиену, -предупреждать инфекционные заболевания;
-строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка); -ставить горчичники..
11
Учреждения, организации и предприятия .
-местонахождения предприятия бытового обслуживания населения;
какие виды услуг оно оказывает;
-правила пользования услугами;
стоимость обслуживания;
профессии работников этого предприятия.
-обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания..
12
Экономика домашнего хозяйства
-правила экономии (учёт реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.);
-виды и цели сбережений;
-порядок помещения денег в сберкассу;
-виды кредита, порядок его оформления;
-виды страхования.
-планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности;
-соблюдать правила экономии;
-заполнять ордер на получение и внесение денег в сберкассу.
13
Профориентация и трудоустройство.
-учреждения и отделы по трудоустройству;
местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; -виды документов, необходимых для поступления на работу;
правила перехода с одной работы на другую;
-перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
-обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу; написать заявление о принятии на работу, о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию; -заполнить анкету; составить заявки на материалы, инструменты;
написать расписку, докладную записку.
Распределение учебного времени в течение учебного года по предмету « Социально-бытовая ориентировка» в 9 классе
Четверть
Количество недель в четверти
Количество часов в неделю
Количество часов в четверти
количество контрольных работ
Контрольные мероприятия
тесты
практическая работа
экскурсия
1 четверть
8
2
16
12
2 четверть
8
2
16
6
3 четверть
10
2
20
4
6
4 четверть
8
2
16
1
2
4
Итого в год
34
2
68
1
1
24
10
Тематический план
№
Раздел, тема
Количество часов
1
Личная гигиена
2
2
Одежда и обувь
6
3
Питание
14
4
Семья
4
5
Культура поведения
4
6
Жилище
4
7
Транспорт
4
8
Торговля
4
9
Средства связи
4
10
Медицинская помощь
4
11
Учреждения организации и предприятия
4
12
Экономика домашнего хозяйства
6
13
Профориентация и трудоустройство
8
Учебно-методический комплекс
Программа
Класс
Учебник
Пособие для учителя
Программы специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений IIIV вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012.- Сб.1- 224с.
9
В.П.Субчёва , Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 6 класс. Для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIIV вида.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013.- 55 с.: ил. - ( Коррекционная педагогика).
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях IIIV вида : пособие для учителя/Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова , А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова; под ред. А.М. Щербаковой .-М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2005.-302 с.: ил. - ( Коррекционная педагогика).
Электронные образовательные ресурсы
№ п/п
Название электронного образовательного ресурса
Вид электронного образовательного ресурса
Ресурсы сети Интернет
1
Аэровокзал
презентация
pedsovet.org/m/my/
2
Здоровый образ жизни.
презентация
proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/
4
Рабочая тетрадь 9 класс.
Пособие
proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/
5
Вкусные рецепты.
презентация
proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/
6
Приготовим.
презентация
proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/
7
Спасибо за вкусный рецепт.
презентация
proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/
8
Утюжка брюк, блузок.
презентация
proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/
9
Основные средства связи ( почта, телеграф, телефон).
конспект
pedsovet.org/m/my/
10
Инфекционные заболевания.
презентация
proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/
11
Куда пойти учиться?.
презентация
pedsovet.org/m/my/
Календарно-тематическое планирование предмета « СБО» на 2014-2015 учебный год.
№ урока
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Содержание урока
Формы
контроля
Коррекционная
работа
Электронные образовательные ресурсы
1 четверть 16 часов
1-2
2.09
Здоровый образ жизни - одно из условий успеха в жизни человека.
Беседа. Демонстрация современных видов спорта: фитнес, шейпинг, бодибилдинг, ритмическая гимнастика, спортивные танцы. Тренинг « Скажи вредным привычкам « Нет!»
опрос
Коррекция мышления
proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/
3-4
9.09
Стиль одежды. Мода. Обновление одежды.
Беседа учителя. Демонстрация журналов моды. Разбор способов обновления одежды. Подбор мелких деталей для обновления одежды.
опрос
Коррекция речи
5-6
16.09
Практическая работа. Выбор одежды и обуви при покупке. Определение размера.
Беседа учителя. Упражнения по определению размера. Подбор одежды и обуви на складе по размеру самостоятельно.
Практическая работа
Коррекция мышления
7-8
23.09
Практическая работа. Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях
Беседа. Подбор средств по выведению пятен в соответствии с типом ткани. Практическая работа по выведению пятен с одежды.
Практическая работа
Коррекция памяти
9-10
30.09
Практическая работа. Диетическое питание. Приготовление овощного рагу.
Таблицы. Подбор рецептов диетического питания. Практическая работа по приготовлению овощного рагу.
Практическая работа
Коррекция мышления
proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/
11-12
7.10
Практическая работа. Питание детей ясельного возраста. Приготовление манной каши.
Составление меню для ребенка ясельного возраста на день. Практическая работа по приготовлению манной каши. ТБ
Практическая работа
Коррекция речи
proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/
13-14
14.10
Практическая работа. Приготовление национальных блюд. Русские блины.
Запись рецепта. ТБ. Приготовление блинов. Сервировка стола.
Практическая работа
Коррекция мышления
proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/
15-16
21.10
Практическая работа. Приготовление национальных блюд. Узбекский плов.
Запись рецепта. ТБ. Приготовление узбекского плова. Сервировка стола.
Практическая работа
Коррекция воображения
proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/
2 четверть 16 часов
17-18
1111
Практическая работа. Приготовление национальных блюд. украинский борщ.
Запись рецепта. ТБ. Приготовление украинского борща. Сервировка стола.
Практическая работа
Коррекция памяти
proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/
19-20
18.11
Практическая работа. Приготовление национальных блюд. Белорусские драники.
Запись рецепта. ТБ. Приготовление белорусских драников. Сервировка стола.
Практическая работа
Коррекция логического мышления
proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/
21-22
25.11
Практическая работа. Составление меню и сервировка праздничного стола.
Беседа. Практическая работа по составлению праздничного меню и сервировке.
Практическая работа
Коррекция воображения
23-24
2.12
Основы создания семьи. Условия, традиции, семейные отношения.
Беседа учителя. Знакомство с основными видами семейных отношений. Сюжетно-ролевая игра « Моя семья»
беседа
Коррекция речи
25-26
9.12
Закон Российской Федерации о браке и семье.
Беседа учителя. Знакомство с семейным кодексом и основными статьями. Упражнения в нахождении статей.
беседа
Коррекция мышления
27-28
16.12
Правила поведения в современном обществе.
Беседа. Закрепление и обобщение правил поведения в современном обществе.
опрос
Коррекция памяти
29-30
23.12
Правила приема гостей.
Закрепление правил поведения в гостях, при встрече гостей, при расставании. Сюжетная игра « Встреча гостей». Разбор ситуаций.
Игровые упражнения
Коррекция внимания
31-32
30.12
Современный интерьер. Расстановка мебели.
Беседа. Упражнения в рациональной расстановке мебели. Упражнения в подборе деталей интерьера.
беседа
Коррекция воображения
3 четверть 20 часов
33-34
13.01
Правила сохранения жилищного фонда.
Беседа. Законы государства по сохранению жилищного фонда.
беседа
Коррекция речи
35-36
20.01
Назначение авиатранспорта. Аэровокзал.Экскурсия.
Беседа. Интернет-путешествие по основным аэровокзалам страны. Знакомство с услугами аэровокзалов.
опрос
Коррекция речи
pedsovet.org/m/my/
37-38
27.01
Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. Регистрация.
Упражнения в покупке билетов по интернету. Сюжетная игра « Выбери маршрут»
Практические упражнения по покупке билетов через интернет
Коррекция памяти
39-40
3.02
Рынок. Ярмарка. Виды, время и место проведения торговли. Экскурсия.
Беседа. Экскурсия на местный рынок.
Текущий
Коррекция мышления
41-42
10.02
Комиссионные магазины. Магазины распродаж. Экскурсия.
Беседа. Сюжетная игра « Сэкономь». Практическое упражнение « Что выгоднее?»
Игровые упражнения
Коррекция памяти
43-44
17.02
Виды связи: пейджер, сотовая, факс, интернет, автоответчик.
Беседа. Практические упражнения в отправке СМС-сообщений, сообщений по факсу.
опрос
Коррекция мышления
pedsovet.org/m/my/
45-46
24.02
Практическая работа Денежные переводы. Виды и назначение.
Беседа. Практические упражнения по заполнению бланков переводов.
Практическая работа
Коррекция речи
47-48
3.03
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.
Беседа медицинского работника. Работа с таблицами. Составление памятки при угрозе инфекционного заболевания.
опрос
Коррекция памяти
proshkolu.ru/user/ZINAMIR/folder/258148/
49-50
10.03
Практическая работа. Уход за больными. Листок нетрудоспособности.
Практические упражнения по уходу за больными детьми. Актуализация знаний.
беседа
Коррекция внимания
51-52
17.03
Предприятия бытового обслуживания.
Беседа. Иллюстрации. Сюжетная игра « Ремонт телефона»
беседа
Коррекция памяти
4 четверть 16 часов
53-54
31.03
Экскурсия на предприятие бытового обслуживания.
Экскурсия в швейную мастерскую
беседа
Коррекция речи
55-56
7.04
Практическая работа .Бюджет семьи. Распределение доходов на основные статьи расходов.
Беседа. Актуализация знаний. Практическая работа по планированию семейного бюджета на месяц.
Практические упражнения
Коррекция памяти
57-58
14.04
Сбережения. Виды вкладов. Способы экономии в домашнем хозяйстве.
Знакомство с основными видами вкладов. тренировочные упражнения в составлении доходов и расходов.
Практические упражнения
Коррекция внимания
59-60
21.04
Кредит. Государственное страхование.
Беседа. Знакомство с услугами банков по кредитованию населения. Расчет доходов семьи и выплат по кредитованию
беседа
Коррекция мышления
61-62
28.04
Выбор профессии.
Актуализация знаний и умений. Тестирование « Кем стать?». Тренинг « Выбирай» по объявлениям в газетах.
беседа
Коррекция воображения
pedsovet.org/m/my/
63-64
5.05
Учреждения и отделы по трудоустройству. Экскурсия.
Беседа. Знакомство с государственными учреждениями ( служба занятости населения, программы трудоустройства).
беседа
Коррекция восприятия
65-66
12.05
Оформление на работу. Деловые документы.
Беседа учителя. Демонстрация образцов. Тренинговые упражнения в написании заявления, автобиографии.
Топрос
Коррекция мышления
67-68
19.05
Контрольная работа за год.
Самостоятельная работа. Контрольный тест « Выбери правильный ответ».
тест
Коррекция памяти