- Преподавателю
- Технология
- Статья на тему: Использование инновационных технологий как активной формы обучения детей с О. В. З. на уроках «Цветоводства и декоративного садоводства»
Статья на тему: Использование инновационных технологий как активной формы обучения детей с О. В. З. на уроках «Цветоводства и декоративного садоводства»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Барабаш Р.Н. |
Дата | 16.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Использование инновационных технологий как активной формы обучения детей с О.В.З. на уроках «Цветоводства и декоративного садоводства»
Учитель Барабаш Р.Н. « Асбестовская СКОШИ»
Чтобы дойти до цели,
надо, прежде всего, идти.
Бальзак О.
В современном мире дети с проблемами в развитии не должны быть отодвинуты как социально не востребованные. Общество обязано нести ответственность за их умственное и физическое развитие и помочь детям достигнуть необходимо возможного уровня развития для дальнейшей социализации в обществе. Обучение детей с О.В.З. в коррекционной школе, по сути, являлось консервативным в силу своей специфики. Однако время и объективные условия жизни потребовали соответствия новым реалиям.
Признание прав каждого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления стало понятным каждому.
В настоящее время педагогика открывает нам большие возможности в поиске новых форм, методов и средств в обучении и воспитании наших детей, также постоянно появляются новые подходы в организации учебного процесса.
Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования в организации урока, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения. Именно поэтому, считаю необходимым, подобрать и применять в обучении своему предмету, те перспективные технологии, которые помогут реализовать возможности и способности детей с проблемами в развитии.
В силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учителя и учащихся я включила ТЕХНОЛОГИЮ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ как приоритетную. Этот метод помогает мне раскрыть детям, для чего им нужны полученные знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. К тому же основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их возможному конструированию своих знаний. В чем
продуктивность применения проектной технологии:
- технологичностью: при последовательном выполнении работы задания предлагаются по принципу « от простого к сложному» « от конкретного к абстрактному» при этом обязательно достигается желаемый результат;
- высокой эффективностью урока;
- развитием и поддержкой интереса к предмету;
-развитием коммуникативных навыков учащихся;
- практическим применением приобретенных знаний и умений в новых ситуациях;
-развитием не речевых навыков учащихся;
-созданием благоприятного морально- психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии учителя и учащихся.
Проектное обучение позволяет мне убрать шаблонности в преподавании предмета. Побуждать воспитанников к творчеству, развивать навыки экспрессивной речи и поддерживать познавательный интерес во время выполнений проектов.
Создав необходимые условия для реализации творческих способностей учащихся на уроках, я определила ЦЕЛЬ.
НАУЧИТЬ:
-приобретать знания самостоятельно;
-пользоваться уже имеющимися знаниями для решения других задач;
- искать пути решения проблемы, выбирая оптимальную, при наличии альтернативы;
- планировать свою деятельность;
-объективно оценивать процесс и результат.
Использование проектной технологии на уроках дает возможность учащимся больше работать самостоятельно, развить свои способности и проявить лидерские качества.
Внедрение ИНФОРМАЦИОННО И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ оживило учебный процесс, сделало его динамичным и реалистичным. Знания, которые учащиеся получают на уроке с использованием И.К.Т., приобретаются разными каналами восприятия, поэтому лучше воспринимаются, усваиваются и запоминаются.
И.К.Т. является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционный развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов восприятия, расширить кругозор ребенка, воспитывать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
И.К.Т. дает возможность:
* представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
*создать положительную мотивацию ( привлечение внимания);
* активизировать познавательную деятельность;
*оптимально использовать время на уроке;
* видеть реакцию учеников.
* в практике использую:
электронные тесты;
интерактивные игры;
презентации.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
*повышает эффективность усвоения учебного материала;
*повышает скорость запоминания (3 вида памяти: зрительная, слуховая, моторная);
*активизирует и развивает психические функции;
*формирует теоретическое, творческое и рефлексивное мышления;
* готовит учащихся к миру, построенному на цифровых технологиях.
Презентации использую на различных этапах урока:
-
в начале для обозначения темы, с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
-
как сопровождение моего объяснения ( схемы, рисунки, видеофрагменты и…);
-
как информационно - обучающее пособие;
-
для контроля усвоения учебного материала.
Учебный предмет позволяет мне обеспечить реальное включение в образовательный процесс ТЕХНОЛОГИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Работая над формированием нравственной личности ребенка с О.В.З.
я поставила задачи:
*развивать нравственно - личностные положительные качества ребенка;
*воспитывать у детей умения и навыки осмысления своих поступков;
*повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
Так как главное в работе учителя отводится воспитанию и обучению детей, все внимание направляю на формирование ребенка с нарушением интеллекта, как на личность, которая непременно попадет в среду общества.
Основным звеном ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ является проблемная ситуация. Проблемная ситуация побуждает у учащихся мысль, познавательную потребность. Проблемные ситуации создаю при организации практической деятельности детей, в исследовательских заданиях. Чтобы проблемное обучение было эффективным, реализую следующие условия:
-
интерес к содержанию проблемы;
-
посильность решения проблемы для учеников;
-
значимость для учеников информации получаемой при решении;
-
диалогическое доброжелательное общение педагога с учащимися, тактичность, поощрение педагогом мыслей, высказанных учащимися.
Проблемная технология позволяет организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением новых знаний.
Проблемная технология обучения решает задачи:
*стимулирование мотивации;
*повышение познавательного интереса;
*формирование самостоятельности, ответственности, самокритичности, инициативы;
*развивает творческие способности;
*формирует убеждения;
*формирует навыки исследовательской деятельности;
*развивает коммуникативные компетенции.
Построение урока с позиции ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние учащегося в процессе учебной деятельности, возможности длительно поддерживать умственную работоспособность и предупреждать преждевременное наступление переутомления. Правильно организованный урок и результат - взаимный интерес, который подавляет утомляемость.
Важным аспектом является психологический климат для ученика на уроке. Решая задачу переутомления, и появляется стимуляция для раскрытия творческих возможностей учащихся. Создавая доброжелательную обстановку на уроке, стараюсь быть внимательной к каждому высказыванию, тактично исправляю ошибки, поощряю к самостоятельной мыслительной деятельности, использую юмор.
Для снятия эмоционального напряжения использую:
-интерактивные обучающие программы;
-игровые технологии;
-оригинальные задания.
Применение физкультпауз должно быть уместным и правильным.
«МЫШЛЕНИЕ РАЗВИВАЕТСЯ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ, КОГДА РЕБЕНОК САМ «СОБИРАЕТ» ПОНЯТИЕ О ПРЕДМЕТЕ»
Л.ВЫГОДСКИЙ
Из ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ на своих уроках я использую прием «СИНКВЕЙН». Почему?
СИНКВЕЙН:
-Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке;
-один из самых эффективных способов развития речи детей;
-облегчает процесс усвоения понятий и их содержание;
-учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль;
СИНКВЕЙН - не способ проверки знаний, у него другая задача, более универсальная.
СИНКВЕЙН - это способ на любом этапе урока изучения темы, проверить, что находится у учащихся на уровне ассоциаций.
Что дает прием СИНКВЕЙН:
-подвести итог полученной информации;
-изложить идеи чувства и представления в нескольких словах для раскрытия понимания учебного материала;
-способ использования приема на любом этапе урока, изучения темы.
В начале урока даю СИНКВЕЙН. Использую вопросы: « А что вы уже знаете об этом? Ч то думаете?»
Провожу анализ полученных результатов для корректировки представлений учащихся о данном понятии в ходе изучения темы.
В середине урока, когда дети не концентрируют должного внимания, я предлагаю СИНКВЕЙН по какому- то разделу изучаемой темы, узнаю, как идет восприятие нового материала. Это быстрый способ сменить вид деятельности. Не уходя от изучения темы.
Изучение темы закончено и в завершение урока СИНКВЕЙН.
Достойный итог изучения материала, который продемонстрирует не столько знания сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей.
Используя в своей работе новые технологии, я смогу помочь детям преодолеть трудности в освоении образовательной программы по своему предмету.