Требования к организации внеурочной деятельности в рамках предмета Технология

Выступление на районном семинаре – практикуме учителей технологии по теме «Сельская школа и актуальные проблемы образования, новые технологии, достижения и опыт педагогов» В ходе выступления были рассмотрены актуальные вопросы по ФГОС, требования и организации учебной и внеурочной деятельности в рамках предмета «Технология», показано внеурочное занятие в 1 классе кружка «Волшебная ниточка». Цель: Привить детям практические трудовые навыки в работе с тканью и волокнистыми материалами, воспитать художественный, эстетический вкус, развить творческую активность. Одной из главных проблем нашей школы в организации ВУД является отсутствие ДОУ, преподователей с хореографическим, техническим, музыкальным образованием, недостаточное программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности. внеурочная деятельность в школе реализуется через кружки, которые посещают практически все учащиеся класса. Это обусловлено несколькими причинами: - отсутствие центров дополнительного образования; дети еще маленькие; - родители заняты, и возить детей на занятия в горд в ДОУ не представляется возможности. Поэтому была поставлена цель: развивать эстетический вкус, внимание; формирование творческих способностей посредством расширения кругозора, развития художественного вкуса и создание условий для творческой самореализации личности ребенка. Направленность программы – художественно – эстетическая, поскольку способствует формированию личности ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель дополнительного

образования МБОУ СОШ с.Правда

Еремина Татьяна Евгеньевна


Требования к организации внеурочной деятельности в рамках

предмета Технологии

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, определяется ее сущность и основное назначение, которое заключается «в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени».

Занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу первоклассников. Они ориентированы на создание условий для:

- творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;

- социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

- профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Занятия внеурочной деятельностью значительно отличаются от классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями. Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учебе, творчеству, занятиям физической культурой и т.д. Помогает им планировать свои достижения, добиваться их осуществления.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Одной из главных проблем нашей школы в организации ВУД является отсутствие учреждений дополнительного образования, специалистов с музыкальным, техническим, хореографическим и другим специальным образованием, недостаточное программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности. Программы по организации внеурочной деятельности были взяты из «Примерных программ внеурочной деятельности», предложенных СКИПКРО, а затем адаптированы к условиям нашей школы. Некоторые курсы разработаны педагогами самостоятельно на основе методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности.

В МБОУ СОШ с.Правда внеурочная деятельность первоклассников реализуется в рамках работы объединений дополнительного образования, внеклассной деятельности. В школе работает 4 объединения дополнительного образования для обучающихся 1 класса: «Информатика в играх и задачах», «До-ми-соль-ка», «Подвижные игры», «Волшебная ниточка».

Учебным планом дополнительного образования на реализацию образовательных программ отводится 4 недельных часа (по одному недельному часу на каждое объединение).

Объединения дополнительного образования посещает 21 обучающийся 1 класса, за исключением воспитанников ГКОУ «Детский дом №3» в количестве 5 человек, 2-х обучающихся, посещающих кружки в танцевальной студии г.Холмска.

Внеурочная работа в нашей школе реализуется через кружки, которые посещают все учащиеся класса. Это обусловлено несколькими причинами:

- дети еще маленькие;

- отсутствие центров дополнительного образования;

- родители заняты на работе, и возить детей на занятия в учреждения дополнительного образования нет возможности.

В 2011-2012 учебном году я начала внеурочную деятельность с первоклассниками, мною была разработана программа кружка «Волшебная ниточка» на основе методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности.

Перед собой я поставила цель: формирование творческих способностей посредством расширения кругозора, развития художественного вкуса и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.

Основные задачи образовательной программы кружка «Волшебная ниточка»:

  1. Развивать стремление к знаниям;

  2. Формировать интерес к декоративно - прикладному творчеству;

  3. Развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;

  4. Развивать индивидуальные способности.

  5. Формировать интерес к познавательной, творческой деятельности;

  6. Создавать комфортную обстановку на занятиях, атмосферу доброжелательности, сотрудничества.

Планируемые результаты программы кружка «Волшебная ниточка»:

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дошкольников, ветеранов, учителей, родителей т.д.

Обучающиеся должны знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

  • правила планирования и организации труда;

  • способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;

  • строго соблюдать правила безопасности труда;

  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);

  • экономно и рационально расходовать материалы.

Занятия кружка проходят в кабинете технологии, соответственно оформленном: стенды правила безопасного труда, работы учащихся. В кабинете имеется дидактический материал, карточки, образцы изделий из пряжи, ткани, образцы вязания, схемы, книги и журналы по вязанию и другим видам рукоделия, диски « », «», проекты по рукоделию, выполненные учащимися.

Комната проветривается, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно - гигиеническим требованиям. За каждым учеником закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. Занятия посещают дети в возрасте 6-7 лет. Этот возраст плодотворен для любой деятельности. Для детей необходим личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и общественное признание со стороны взрослых и сверстников

Занятия кружка проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Работа ведется по заранее составленному плану с учетом возраста и умений детей.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Вводное занятие

Знакомство с видами тканей и инструментами

Витье шнуров из нитей

Плетение из цветных шнуров

Знакомство с приемами выклеивания веревки, шнура на основу по кругу.

Аппликация из ткани и волокнистых материалов.

«Уроки иголочки»

Знакомство с ручными швами.

«Игольница - подушка»

Панно «Веселый паровозик»

1

3

4

4

5

3

2

4

4

4

Работа кружка спланирована таким образом, что она не дублирует программный материал по технологии, а расширяет и углубляет сведения по работе с тканью, пряжей. Работа организована с учетом жизненного опыта и возрастных особенностей детей.

Посещая кружок, ребята знакомятся с инструментами, обучаются работе с иглой, ножницами (на начало года у многих ребят отсутствовали навыки работы с данными инструментами). В процессе занятий развивается моторика кисти рук, глазомер, воспитывается терпение, аккуратность и творческий подход к делу, развивается художественный вкус, фантазия.

Для выполнения работ используется разнообразный материал: ткани, мех, нитки, тесьма, шнуры, цветные ленты, пуговицы, картон. А также инструменты: ножницы, иголки, булавки, наперстки, мел, карандаш, сантиметровая линейка, линейка-угольник; клей ПВА.

Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у них может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявлять выдумку, творчество, фантазию, что способствует повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.

Большая часть времени - до 90% отводится практической работе. В ходе занятий необходимо акцентировать внимание учащихся не столько на изготовление конкретной поделки, а сколько на её конструктивное построение, общую закономерность устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли сами сделать выбор и самостоятельно выполнить нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям, формированию самостоятельности.

Формы занятий организовываю по-разному, не стремлюсь к тому, чтобы сначала все поделки были выполнены из одного материала, а потом из другого. Виды работ, материалы периодически заменяю, считаю, что это способствует поддержанию познавательного интереса, развитию активной деятельности.

Соблюдаются основные здоровье сберегающие требования к осуществлению

неурочной деятельности:

  1. форма проведения занятий отличная от урока;

  2. соблюдение динамической паузы между учебными занятиями по расписанию и внеурочной деятельностью в школе.

В 1-10 классах осуществляется начальный этап в обще трудовой подготовке учащихся и получение элементарных навыков труда в быту. На этом этапе закладывается база для изучения следующей ступени трудового обучения. Кружок «Волшебная ниточка» является одним из вспомогательных разделов программы образовательной деятельности «Технология».

Изучение данного раздела программы во внеурочное время на приеме изготовления изделий из пряжи, лент, ткани закрепляет знания, практические навыки и умения работы в технике выполнения ручных швов полученных на уроках, а так же усложнение, расширение знаний и изучение новых видов ручных работ.

Работа в кружке «Волшебная ниточка» помогает учащимся лучше осваивать учебные занятия по курсу «Технология», расширяется возможность применения различных способов выполнения изделий, развивают творческие способности, аккуратность, бережливость, повышают интеллектуальный и эстетический уровень развития личности, а так же повышают умения учащихся в работе с ручными инструментами, пряжей, нитками, тканью.

Наряду с этим, учащиеся знакомятся с историей рукоделия в России, с историей рукоделия в крае, изучают обычаи русского народа, приобщаются к национальной культуре.





Литература


  1. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010

  2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности. М.,2010

  3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М.,2011

  4. Б.В.Куприянов. М.И.Рожков, И.И.Фришман. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. Учебно-метод. Пособие. - М.,2001

  5. Вестник образования №12 2011 год. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности.

  6. С.Д.Поляков. Технологии воспитания. М.,2002

  7. П.В.Степанов, И.В.Степанова. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания. М.,2007

  8. Спутник классного руководителя. Научно-практический журнал. 2011 год.


© 2010-2022