• Преподавателю
  • Технология
  • Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Вышивание - распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Издревле вышивка украшала одежду человека и тканьевые изделия домашнего обихода – скатерти, рушники, занавески, салфетки. Для женщины – матери и хозяйки – вышивание было наиболее доступным видом прикладного творчества, и она сочетала свои эстетические потребности, жажду творческой деятельности с пользой для семьи и дома. Попадая в музей, где экспонируются старинные предметы быта, мы не можем не любоваться ярко расшитыми сарафа...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5















План - конспект урока

«Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме»














Составила:

учитель технологии

Губинская

Галина Ивановна



Северодвинск

2015


Класс: 5 «А»

Раздел: Рукоделие

Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме.

Цель: ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;

Развивающая: развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.

Тип урока: комбинированный.

Методы: диалогический, алгоритмический.

Длительность урока: 45 минут.

Ход урока:

  1. Организационно-подготовительный этап.

- приветствие;

- назначение дежурных;

- выявление отсутствующих на уроке;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу.

  1. Изучение нового материала.

Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу - подсказке. (Определение темы занятия).

1. Старинный и самый распространенный вид декоративно - прикладного искусства. Широко распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая часть).

2. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), камнями, монетами и т. п.

О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

- ознакомиться с историей вышивки;

- рассмотреть её применение в народном и современном костюме.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.

Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка - это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов (приложение 1). Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная с семи - восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.

А где могла располагаться вышивка?

Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою (лев, барс-храбрость мудрость, оберег защита).

В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками. (приложение 2)

А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров. (приложение 3)

Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Земля- изображение женской фигуры, «Кормилица - мать-сыра Земля». матери-Земли.

Конь- оберег домашнего очага, символ доброты

Птица - спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо - символ жизни, единства рода.

Огонь - очистительная сила.

Спираль - символ пожелания блага

Украшение костюма - не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент. (приложение 4)

Орнамент - это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.

Физкультминутка

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты и материалы

Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке?

(пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага)

А какие материалы можно использовать для вышивки?

(ткани - х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки - ирис, мулине, гарус, шерсть)

Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид. Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.

Какие виды вам известны?

(крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)

Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

  1. Самый простой шов - «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

  2. Шов «вперёд иголку с перевивом» - сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)

  3. Шов «назад иголку» - образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

  4. Стебельчатый шов- сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений ,для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)

  5. Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

  6. Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия

  1. Практическая работа.

Повторение правил техники безопасности:

при работе с ножницами:

-хранить ножницы в футляре;

- на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

- во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

- передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

- хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

- не оставлять их на рабочем месте;

- ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

- не вкалывать их в одежду;

- перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;

- не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

- куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту (приложение 5)

4. Выдача домашнего задания.

Учебник стр. 96-100, 108-113 записи в тетрадях.

5. Подведение итогов урока.

-Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

-Что относится в вышивании к материалам?

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились на данном занятии?

-Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?

Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.

Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и - урока.

Учитель напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.



Приложение 1

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме









Приложение 2

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме













Приложение 3

Солнце - Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюмеВышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Земля - Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюмеВышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме



Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Конь -

Птица -Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Древо -

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Огонь -

Приложение 4Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Приложение 5

Технологическая карта№1:

«Выполнения простейших ручных швов»




Последовательность операций

Графическое изображение

Шов « вперед иголку»

1. Выбрать материал.

2. Разметить (нанести рисунок).

3. Прошить по рисунку. Стежки и расстояния между ними стараться выполнять одинаковыми по размеру.

4.Контроль качества работы.

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Шов « за иголку»

1. Выбрать материал.

2. Разметить (нанести рисунок).

3. Прошить по рисунку: движением иглы справа налево сделать первый стежок и пропуск в ткани такой же длины. Для выполнения второго стежка нитку укладывают слева направо. Иглу вводят в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводят на лицевую сторону на четыре нити ткани левее второго стежка. Таким образом, изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого.

4. Контроль качества работы.

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюмеВышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Шов « шнурок».

1. Выбрать материал.

2. Разметить (нанести рисунок).

3. Прошить по рисунку: контур рисунка прометать швом « вперед иголку». Затем иглу с ниткой

( чаще другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань.

4. Контроль качества работы.

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме



Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Тамбурный шов

1. Выбрать материал.

2. Разметить (нанести рисунок).

3. Прошить по рисунку: из исходной точки иголку переместить под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку; рабочая нить в виде петли остается под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывайте в образованную предыдущим стежком петлю.

4. Контроль качества работы.

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Стебельчатый шов.

1. Выбрать материал.

2. Разметить (нанести рисунок).

3. Прошить по рисунку: от исходной точки нитку сначала продвинуть вперед, а затем, проколов ткань, иголку с рабочей ниткой провести по изнаночной стороне назад, выводя у середины предыдущего стежка (рабочая нитка всегда выводится с одной стороны стежка).

4. Контроль качества работы.

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Петельный шов. (краевой шов)

1. Выбрать материал.

2. Разметить (нанести рисунок).

3. Стежки петельного шва выполнять в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложить на указательный палец левой руки и придерживать его большим пальцем.

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

1

© 2010-2022