Рабочая программа по технологии 5 класс

Рабочая программа по технологии в 5  классе разработана в соответствии следующих документов: Программы общеобразовательных учреждений  «Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы / авт.-сост. Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко – М.  Просвещение, 2005. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; Осн...
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии в 5 классе разработана в соответствии следующих документов:

Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы / авт.-сост. Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко - М. Просвещение, 2005.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Основная учебная программа МБОУ «СОШ с. Славновка Калининского района Саратовской области». Приказ №64 от 21.08.2014 г. Рассмотрено на заседании педсовета, протокол №2 от 29.08.2014 г.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253

САН ПИН 2.4.2.2821 - 10

Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 7 неделимых классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на один учебный год.

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.

Самая важная проблема на сегодня в школах это создание необходимых условий для технологической подготовки школьников. Технология в 5 классе традиционно представлена такими направлениями, как обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Во многих школах учащиеся обучаются в группах с малой наполняемостью. Между тем, в последнее время все чаще появляются так называемые неделимые классы (менее 25 учащихся в городе и 20 - в сельской местности). При этом на уроках технологии учителю приходится одновременно заниматься с девочками и мальчиками. Но для этого нужна программа обучения, в равной степени удовлетворяющая потребностям тех и других.

Программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек 5 класса для средней общеобразовательной школы. Основные разделы базовой (государственной) программы в 5 классе сохранены и включены в разделы рабочей программы.

Дифференцированный подход применяется при составлении заданий к разделу «Элементы моделирования». Самостоятельные и практические задания творческого характера и темы проектов школьники выбирают по своим интересам и склонностям.





Рабочая программа по учебному курсу «Технология» включает разделы:

Раздел 1. Кулинария.

Формирование культуры питания у детей способствует созданию физически здорового поколения.

В связи с неполной укомплектованностью кабинета технологии в нашей школе практические работы раздела «Технология приготовления пищи» вынесены на самостоятельное приготовление в домашних условиях.

Раздел 2.. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Раздел 3. Технология ведения дома.

Раздел 4. Творческие проектные работы

Часы проектной деятельности соединены с часами того раздела, в рамках которого предусмотрено выполнение учебного творческого проекта.

Раздел 5. Основы аграрной технологии (растениеводство).

В программу для неделимого 5 класса включен раздел по сельскохозяйственному труду «Растениеводство» из примерной программы «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)» в количестве 15 часов вместо раздела «Дизайн пришкольного участка», так как имеется пришкольный участок, обработка которого уже традиционно сложилась (выращиваются овощные и цветочно-декоративные культуры, ягодные культуры, декоративные деревья и кустарники).

Каждый раздел программы и включенные в них темы предусматривают знакомство с профессиями в области труда, связанного или с обработкой конструкционных и поделочных материалов, или с производством и обработкой пищевых продуктов и многое другое, что способствует выявлению осознанного профессионального самоопределения учащимися.

Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, также защиты проекта. Для оценки теоретических понятий используются проверочные тесты, для оценки умений - практические задания.

В результате освоения обучающимися различных видов деятельности (индивидуальной, коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной) предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные компетентности: социально-трудовая, социально-бытовая, самообслуживания, коммуникативная. Кроме того, знакомство с трудовыми профессиями позволит сформировать и компетентность в сфере профессионального самоопределения.

Важной проблемой проведения занятий по технологии в неделимых классах является разработка методики проведения занятий одновременно с мальчиками и девочками.

Все разделы программы включают в себя основные теоретические сведения, практические работы. В реализации программы важное место отводится методу проектов, который способствует повышению познавательной и трудовой активности школьников, росту их самостоятельности. Такой метод работы предусматривает коллективную форму выполнения проекта.

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.

Задачи учебного курса

Образовательные:

приобретение графических умений и навыков, графической культуры;

знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, а также освоение этих технологий;

знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов.

Воспитательные:

формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;

формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;

формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;

формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ с.Славновка Калининского района Саратовской области» на 2014-2015 учебный год рассчитана на 70 часов, исходя из 35 недель у учебном году.





Распределение часов рабочей программы в 5 классе

Раздел и темы

Количество часов

5 класс

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

Кулинария

16

Санитария и гигиена

2

Физиология питания

2

Технология приготовления пищи

8

Сервировка стола

2

Заготовка продуктов

2

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

34

Рукоделие. Художественные ремёсла

8

Элементы материаловедения

4

Элементы машиноведения

4

Конструирование и моделирование швейных изделий

6

Технология изготовления швейных изделий

12

Технологии ведения дома

4

Эстетика и экология жилища

4

Уход за одеждой и обувью

-

Санитарно-технические работы

-

Ремонт помещений

-

Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов

Электротехнические работы

-

Электромонтажные работы

-

Электроосветительные приборы. Электроприводы

-

Электротехнические устройства

-

Современное производство и профессиональное образование

-

Сферы производства и разделение труда

Пути получения профессионального образования

Творческие проектные работы

(10)

Растениеводство

15

Основы аграрной технологии (осенние работы)

Основы аграрной технологии (весенние работы)

7

Основы аграрной технологии (осенние работы)

Основы аграрной технологии (весенние работы)

8

Итого:

70

Содержание тем учебного курса.

Раздел 1. Вводное занятие. (1ч.)

Вводное занятие. Инструктаж ОТ. Введение в курс технологии.

Правила охраны труда, правила поведения и внутреннего распорядка в кабинете технологии, санитарно-гигиенические требования. Ознакомление обучающихся с планом работы, программой, инструментами, принадлежностями, материалами; дать представление о творческом проекте и требованиям к его выполнению.

Раздел 2.Кулинария. (16 ч.)

Санитария и гигиена (2 ч.) .Физиология питания. (2 ч.)

Ознакомление обучающихся с историей кулинарии, физиологией питания, кухней и её оборудованием. Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов, при кулинарных работах, оказание первой помощи.

П.р.: освоение способов применения различных моющих и чистящих средств.

П.р. Санитария и гигиена. Правила ОТ.

Физиология питания. (2 ч.)

Технология приготовления пищи. (8 ч)

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Виды овощей и содержание в них полезных веществ. Правила первичной и тепловой обработки продуктов.

П.р. Блюда из сырых и варёных овощей.

П.р.: способы и формы нарезки овощей для художественного оформления салатов,

Блюда из яиц.

Значение яиц в питании человека. Строение яйца. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. П.р.: способы определения свежести яиц.

П.р. Способы определения свежести яиц.

Бутерброды и горячие напитки.

Продукты, используемые для бутербродов. Виды бутербродов, способы их оформления, условия и сроки хранения. Особенности технологии приготовления разных видов бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Виды горячих напитков. Сорта чая и кофе. Способы заваривания чая. Технология приготовления кофе. П.р.: выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.

П.р. Способы оформления готовых блюд.

Сервировка стола к завтраку. (2 ч)

Составление меню на завтрак. Приготовление завтрака, оформление готовых блюд и подача их к столу. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола и правила поведения за столом.

П.р. Культура поведения за столом.

П.р.: складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Заготовка продуктов (2 час).

Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

П.р. Закладка яблок на хранение. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени. Замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.

Раздел 3. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. (34ч.)

Рукоделие. Технология вышивания. (8 ч.)

Виды вышивки. История рукоделия.

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и её применение. Знакомство с разнообразными видами вышивки. Инструменты и материалы. Цвет и его свойства. Правила охраны труда при работе с острыми и режущими предметами.

П.р. Материалы и инструменты. Инструктаж ОТ.

Простейшие ручные стежки.

Способы закрепления рабочей нити. Правила посадки и постановки рук во время вышивания. Правила заправки ткани в пяльцы.

П.р.: техника выполнения швов «вперёд иголку», «назад иголку».

Выполнение тамбурного и стебельчатого швов.

Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка.

П.р.: Техника выполнения тамбурного и стебельчатого швов.

П.р. Свободная вышивка по рисованному контуру.

Свободная вышивка по рисованному контуру.

П.р.: окончательная отделка изделия

( способы стирки, влажно-тепловая обработка). Способы оформления готового изделия.

П.р. Окончательная отделка изделия.

Элементы материаловедения. (4ч).

Натуральные растительные волокна.

Классификация растительных волокон. Понятие о хлопке сырце и хлопке волокне. Общие понятия о процессах прядения нитей и ткачества. Процесс изготовления тканей.

П.р.: изучение свойства тканей из растительных волокон.

Виды переплетения нитей в тканях.

Основная и уточная нити в тканях. Полотняное и саржевое переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

П.р.: определение направления и изучение свойств нитей основы и утка.


Элементы машиноведения. (4 ч.)

Швейная машина и её характеристика.

Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Устройство бытовой швейной машины. Безопасные приемы работы. Организация рабочего места.

П.р. Упражнения в работе на швейной машине без ниток.

Заправка верхней и нижней ниток.

Подготовка швейной машины к работе: намотка нити на шпульку, последовательность заправки верхней и нижней ниток. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

П.р. Выполнение машинных строчек по намеченным линиям.


Конструирование рабочей одежды и моделирование рабочей одежды.. (6 ч.)

Назначение и виды одежды.

Назначение рабочей одежды и её ассортимент. Требования к рабочей одежде. Фартук в национальном костюме. Фигура человека и её измерение. Правила снятия мерок и их условные обозначения.

П.р. Снятие мерок. Запись результатов измерения.

Построение чертежа фартука в масштабе 1:4.

Правила пользования чертёжными инструментами. Типы линий. Понятие о масштабе, чертеже и эскизе.

П.р. Изготовление выкройки фартука.

П.р.: последовательность построения чертежа фартука, расчёт конструкции по формулам. Построение выкройки фартука по своим меркам.

Моделирование фартука.

Виды отделки швейных изделий (комбинирование тканей, оборки, тесьма, аппликация, вышивка). Особенности и способы моделирования. Понятие о контрасте и форме одежды.

П.р.: Изготовление макета фартука из цветной бумаги.

П.р. Изготовление макета фартука.

Технология изготовления фартука. (12 ч.)

Подготовка выкройки и ткани к раскрою.

Организация рабочего места для ручных работ. Правила ОТ при работе с острыми, режущими предметами. Раскладка выкройки фартука на ткани, обмеловка и вырезание деталей фартука.

П.р. Раскрой фартука. Инструктаж ОТ.

Подготовка деталей кроя к обработке.

Способы переноса контрольных и контурных линий и точек на ткани. Выполнение ручных стежков, строчек и швов. Технология выполнения копировальных стежков.

П.р. Выполнение копировальных стежков.

Обработка нагрудника.

Способы обработки нагрудника и бретелей. Технология обработки бретелей обтачным швом. Контроль качества. Влажно-тепловая обработка деталей.

П.р. Обработка бретелей обтачным швом.

Способы обработки и отделки карманов. Обработка открытых срезов нагрудника. Соединение нагрудника с бретелями. Контроль качества.

П.р. Соединение нагрудника с бретелями.

П.р. Обработка карманов.

Обработка нижней части фартука.

Способы обработки нижней части фартука. Обработка срезов фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Определение месторасположения карманов. Накалывание, намётывание и настрачивание карманов на нижнюю часть фартука.

П.р. Соединение карманов с нижней частью фартука.

Окончательная обработка фартука.

Приёмы влажно-тепловой обработки. Контроль качества готового изделия. Художественная отделка изделия. Выполнение отделочных работ.

П.р. Виды отделки фартука.

Раздел 4. Технология ведения дома. (4 ч.)

Эстетика и экология жилища.

Современные стили в интерьере. Требования к кухне и столовой. Кухонное оборудование, его размещение и уход за ним. Деление кухни на зоны. Варианты декоративного украшения кухни изделиями собственного изготовления.

П.р. Выполнение эскиза интерьера кухни.

Декоративное украшение кухни.

Отделка интерьера тканями, росписью. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления. Выполнение эскизов прихваток, полотенец

П.р. Выполнение эскизов прихваток.

Раздел 5. Основы аграрной технологии. ( 15 ч)

Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур (осенние работы 7ч)

Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.

П.Р. Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению, сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка необходимых материалов и укрытие теплолюбивых растений), подзимний посев семян, посадка луковиц.

Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур (весенние работы 8ч)

Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растения. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений.

П.Р.Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.

Раздел 6. Творческие проектные работы. (10ч.)

Тематика творческих проектов.

П.р. Этапы выполнения проекта.

Организационно-подготовительный этап выполнения творческого проекта. Выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза изделия, подбор материалов.

Составление плана проекта.

П.р. Сбор информации.

Составление плана выполнения творческого проекта. Поиск сведений в литературе. Организация рабочего места. Выбор материалов для различных видов работ.

Выбор оборудования и приспособлений.

П.р. Последовательность выполнения проекта.

Технологический этап выполнения творческого проекта. Конструирование, моделирование, изготовление изделия. Выбор оборудования приспособлений для различных видов работ.

П.р. Конструирование базовой модели.

П.р. Моделирование и изготовление изделия.

Построение чертежей, выкроек, схем изделия. Разработка модели, внесение изменений в основу конструкции. Изготовление изделия.

Оформление проекта.

П.р. Защита проекта.

Заключительный этап выполнения проекта. Правила оформления проекта. Критерии оценки работ и выполнение рекламного проспекта изделия.







Требования к уровню подготовки учащихся.

Должны знать:

  • способы получения, хранения, поиска информации, источники и носители информации;

  • общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;

  • общие сведения о пищевой ценности овощей, методы определения качества овощей, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;

  • правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;

  • технологию приготовления блюд из сырых и варёных овощей, измерение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способов кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;

  • способы определения свежести яиц и их хранения, использование яиц в кулинарии;

  • виды бутербродов и горячих напитков, технологию приготовления, правила сервировки стола к завтраку;

  • общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни и столовой, подбор материалов;

  • культуру поведения в семье, основы семейного уюта;

  • правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, свойство нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;

  • виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе;

  • виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремёслах;

  • правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;

  • эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий;

  • правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения;

  • понятия о композиции в одежде, виды отделки в швейных изделиях, способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою;

  • технологию выполнения следующих машинных швов: стачного, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей;

Должны уметь:

  • осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки тканей;

  • работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку всех овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и варёных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;

  • разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;

  • определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;

  • включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать её скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определённый угол с подъёмом прижимной лапки, регулировать длину стежка;

  • переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы;

  • читать и строить чертёж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;

  • выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, намётывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия, ремонтировать одежду заплатами.

© 2010-2022