Рабочая программа для 5-9 классов по технологии

Данная разработка представляет собой рабочую программу для учащихся 5-8 классов по предмету " Материальная  технологии" и 9 класс "ПСО". Программа предполагает проведение уроков в группах для девушек 5-8 классов из расчета 1 час в неделю и учащихся 9 классов по курсу профессионального самоопределения из расчета 1 час в неделю.  УМК: Н.М. Конышева "Технология " 5-7 класс. Содержание рабочей  программа соответствует требованиям,  структуре, результатам освоения  основных требований по предмету. Пр...
Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1423


«Утверждаю»______________________

Приказ № ______от________________



Рабочая программа

по образовательной области «Технология»

5-9 класс

на 2014-2015 учебный год





Составитель ПУЗАНОВА М. А.



Москва 2014 год

Пояснительная записка.

Актуальность программы.

В связи с внедрением новых образовательных стандартов второго поколения в предметной области технология возникла необходимость в создании новой образовательной программы, которая смогла бы учесть все требования предъявляемые современным обществом к творческой, активно думающей личности и позволила бы сформировать компетентный подход при подготовке гражданина.

Рабочая программа по технологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2007 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.

Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучающихся 5 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Технология - это наука о преобра­зовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и исполь­зования указанных объектов.

Изучение образовательной области «Тех­нология» позволяет молодежи при­обрести общетрудовые и частично специальные знания и уме­ния, а также обеспечить ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, эко­номическому и экологическому аспектам деятельности, озна­комлению с информационными и высокими технологиями, ка­чественному выполнению работ и готовности к самообразова­нию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Содержание.

Содержание рабочей программа соответствует требованиям, структуре, результатам освоения основных требований по предмету. Программа определяет обязательную (инвариантную) часть курса для 5-9 класса.

Содержание программы конкретизирует содержание предметных тем ФГОС, предлагает оптимальное распределение учебных часов по разделам курса:

- элементы материаловедения

- конструирование и моделирование швейных изделий

- технология обработки ткани и ручные работы

- художественные ремесла ДПИ

-технология ведения дома

-физиология питания, кулинария

-домашняя экономика

-профессиональное самоопределение

Программа определяет последовательность изучения тем и разделов внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся.

Программа реализует три основных функций:

-информационно-ориентировочная

-организационно-методическая

-социализирующая

Главная цель.

Главная цель образовательной области «Технология» - под­готовка обучащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Основная цель обучения школьников по программе «Технология. Обслуживающий труд» - обеспечить усвоение ими основ политехни­ческих знаний и умений по элементам техники, технологий, матери­аловедения, информационных технологий в их интеграции с декора­тивно-прикладным искусством.

Изучение технологии в основной школе направлено на достиже­ние следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпри­нимательству, необходимых для практической деятельности в ус­ловиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

  • овладение умениями создавать личностно или общественно зна­чимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;

  • развитие творческих, коммуникативных и организаторских спо­собностей в процессе различных видов технологической деятель­ности;

  • развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных по­требностей рынка труда;

  • воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответ­ственности за результаты своего труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Задачи учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

- формирование политехнических знаний и экологической культуры

- получение представлений о технологии кулинарных, швейных работ знаний и умений по ведению до­машнего хозяйства, и т.д.

-овладение навыками работы с технологической документацией, её созданием

- овладение приёмами безопасной работы

- формирование умений самостоятельной работы, в коллективе, умений оценивание свою деятельность

- ознакомление с основами современного производства и сферы услуг

- развитие самостоятельности и способности обучающихся ре­шать творческие и изобретательские задачи

- обеспечение обучающимся возможности самопознания, изу­чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения

- овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали­зации собственной продукции и услуг

- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко­ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто­способности при реализации.

- развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.


Общая характеристика программы курса.

Образовательная область «Технология» занимает основную роль в освоении, и понимания окружающего мира. Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школой № 1423 в 5-9 классах еженедельно отводятся один час учебных занятий при продолжительности учебного года 34 недели.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность - овладение общетрудовыми уме­ниями и навыками. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Системно - деятельностный подход обучения является наиболее рациональным в реализации данной программы.

Принципы отбора и построения программы:

-доступность

-научность

-открытость

-целостность

Основные ценностные ориентиры программы.

I. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, кото­рые необходимы для деятельности в новых социально экономи­ческих условиях, начиная от определения потребностей в про­дукции до ее реализации.

Для этого обучающиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и воз­можности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач;

г) планировать, организовывать и выполнять работу;

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, кор­ректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в ко­нечный потребительский продукт или услуги в условиях ограни­ченности ресурсов и свободы выбора.

  1. Подготовку обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

  2. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

  3. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-эко­номическим условиям.

Результаты образования и освоения содержания курса «Технологии».

В результате освоения данной программы учащиеся смогут адаптироваться к современным условия жизни, познакомятся с различными видами трудовой деятельности, и смогут получить основные навыки трудовой деятельности.

Важно обращать внимание обучающихся на экологические аспекты их трудовой деятельно­сти. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности.

С позиции формирования у обучающихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости про­цесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо развивать у обучаю­щихся культуру труда и делового общения.

Решение задач творческого развития личности обучающихся обеспе­чивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллек­тивно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания обучаю­щихся, раскрытие их творческих способностей.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Охрана здоровья учащихся


На занятиях по образовательной области «Технология» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья обучающихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности обучающихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологиче­ских процессов.

Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе обучающихся с тепло­выми приборами, утюгами и т.д. Все термические процессы и пользова­ние нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюде­ние учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению обучающимися правил сани­тарии и гигиены.

Обучающихся необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудо­ванием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.



Требования к результатам обучения.

Личностным результатом обучения технологии в основной школе является формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, составление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых , гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Важнейшие личностные результаты обучения технологии:

-проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

-овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

-самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций социализации;

- составление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

- планирование образовательной и профессиональной карьеры;

-осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

- самооценка готовности к деятельности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса по технологии заключается в формировании и развитии посредством технологического знания:

-познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по технологии являются:

- проявление инновационного подхода к решению учебных задач в процессе моделирования изделия или технического процесса;

- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности;

-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности.

Предметными результатами освоения программы является:

В познавательной сфере:

- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда

- оценка технологических свойств сырья, материалов

- классификация видов сырья и

-владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

- владение способами научной организации труда

В трудовой сфере:

-планирование технологического процесса и процесса труда;

- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;

-подбор инструментов и оборудования;

- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

-выполнение технологических операций с помощью ИТК;

- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

-расчёт себестоимости продукта труда;

В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к предметной и предпринимательской деятельности;

- выбор профиля технологической подготовки в старших классах;

- выражение к готовности к труду в сфер услуг;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

- дизайнерское проектирование изделия;

- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

-разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

В коммуникативной сфере:

- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов и возможностей будущих членов коллектива;

- выбор знаковых систем и средств, для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

- публичная презентация и защита проекта изделия, продуктов труда или услуги;

- разработка вариантов рекламных образов;

- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации достижений рук при работе с ручными инструментами;

- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Структура документа

Рабочая программа по технологии представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание учебного предмета.

























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

5 КЛАСС.


Введение (1 час).


Содержание и задачи курса. Экологические проблемы природы, общества, человека. Способы их разрешения. Инструктаж по правилам безопасности труда.


Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (20 часов).

Элементы материаловедения (8 часов).

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

Определение в тканях направления нитей основы и утка.

Изготовление образца полотняного переплетения.

Определение свойств тканей из натуральных растительных волокон.

Объекты труда.

Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.

Технология выполнения ручных швов (4 часа)

Основные теоретические сведения

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: смёточная, копировальная. Размер стежков.

Практические работы

Изготовление образцов из ткани со строчками, выполненными прямыми стежками.

Объекты труда.

Укладка с инструментами. Образцы ручных строчек.

Конструирование и моделирование женской одежды. (8 часов).

Основные теоретические сведения

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона.

Варианты объектов труда.

Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.

Рукоделие (10 часов).

Декоративная обработка ткани


Основные теоретические сведения

Вышивка как один из видов ДПИ. Художественная отделка изделия. Выполнение контурной вышивки. Правила переноса рисунка на ткань. Способы закрепления рабочей нити.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении изделий.

Практические работы

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и контурной вышивки.

Объекты труда.

Образцы ручных стежков, строчек и швов, отделка контурной вышивкой изделия на выбор.

Кулинария (3часа)

Физиология питания


Основные теоретические сведения

Сервировка стола к завтраку. Правила подачи блюд и их приготовление. Блюда из яиц, виды бутербродов. Горячие напитки. Правила безопасной работы при приготовлении пищи.

Практические работы

Организация рабочего места для приготовления завтрака. Инструменты и материалы.

Объекты труда.

Образцы посуды. Продукты для приготовления горячих напитков, бутербродов. Муляжи.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАСС

Наименование разделов и тем

Всего часов

Форма контроля

Введение.

1

Инструктаж по правилам техники безопасности

Опрос

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

20

Элементы материаловедения

8

Лабораторно-практические работы, выполнение тестовых заданий

Технология выполнения ручных швов.

4

Практические работы, терминологический опрос, проверочная работа, выполнение тестовых заданий

Конструирование и художественное моделирование женской одежды.

8

Терминологический опрос, выполнение тестовых заданий, выполнение практических заданий.

Рукоделие

10

Декоративная обработка ткани

10

Практические работы, терминологический опрос, проверочная работа, выполнение тестовых заданий

Кулинария

3

Физиология питания

3

Выполнение тестовых и творческих заданий

Итого

34


Учащиеся должны знать:


-общие сведения о процессах пищеварения, о роли витаминов;

-виды овощей, пищевой ценности, виды обработки;

-правила сервировки стола и санитарно-гигиенических требованиях;

-способы определения свежести яиц;

-виды бутербродов и горячих напитков;

-правила безопасной работы с ручным инструментом, электроутюгом;

-виды декоративно-прикладного искусства;

-виды волокон и свойства тканей из натуральных волокон;

-основные линии чертежа

Учащиеся должны уметь:


-сервировать стол к завтраку;

-включать и выключать электроутюг;

-определять в ткани направление долевой нити, лицевую и изнаночную сторону ткани;

-снимать основные мерки для построения чертежа изделия и рассчитывать конструкцию изделия;

-строить чертеж фартука;

-моделировать изделие;

-переводить рисунок на ткань, подбирать иглы и нитки, закреплять нить на ткани без узелка;

-выполнять простейшие ручные швы






























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

6 КЛАСС.


Введение (1 час).


Содержание и задачи курса. Инструктаж по правилам безопасности труда.


Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (26 часов).

Элементы материаловедения (2 часа).

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна.

Виды переплетений. Свойства тканей из натуральных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей.

Практические работы

Знакомство с различными видами тканей и распознавание волокон различного происхождения.

Знакомство со свойствами тканей из натуральных волокон.

Составление коллекции тканей для выполнения ночной сорочки.

Объекты труда.

Образцы тканей. Образцы переплетений.

Конструирование и моделирование швейных изделий (9 часов)


Основные теоретические сведения

Классификация одежды. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок для построения чертежа ночной сорочки. Виды отделки горловины изделия. Обтачки и способы обработки изделия подкройными обтачками.

Моделирование одежды на примере ночной сорочки. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа ночной сорочки в масштабе 1:4 на стандартную фигуру и на себя. Моделирование горловины ночной сорочки.

Варианты объектов труда.

Чертеж и выкройка ночной сорочки. Виды отделок.

Декоративная обработка ткани (2 часа)


Основные теоретические сведения

Виды ДПИ. Вышивка - как один из видов декоративно-прикладного искусства. Счетная вышивка.

Инструменты и материалы для выполнения вышивки крестом.

Способы закрепления рабочей нити.

Практические работы

Знакомство с различными видами вышивки.

Знакомство со способами закрепления рабочей нити.

Объекты труда.

Образцы счетной вышивки. Образцы закрепления рабочей нити на ткани.

Проектная работа. Выполнение образца ночной сорочки с отделкой (13 часов)

Основные теоретические сведения

Подготовка ткани к раскрою. ТБ при раскрое. Рисунок в изделие и правила раскроя при различных видах рисунка. Экономная раскладка выкройки на ткани. Подготовка ткани к выполнению декоративной отделке изделия, этапы выполнения вышивки в изделии. Этапы обработки изделия с помощью подкройной обтачки. Виды швов при выполнении изделия: швы вподгибку с открытым и закрытым срезом, двойной шов и т.д. ВТО изделия.

Практические работы

Выполнение образца ночной сорочки в масштабе 1:4 с декоративной вышивкой по линии рукава, низа (на выбор)-раскладка выкройки на ткань, обмеловка, раскрой, выкраивание подкройной обтачки, перенос контурных и контрольных линий и точек на детали кроя, обработка деталей кроя, выполнение декоративной отделки, скалывание и сметывание деталей кроя, обработка горловины, выявление и исправление дефектов, стачивание деталей. Влажно-тепловая обработка, контроль и оценка качества готового изделия.

Объекты труда.

Образцы счетной вышивки. Образец ночной сорочки.

Технологии ведения дома. Эстетика и экология жилища(4 часа).

Основные теоретические сведения

Характеристика основных элементов энерго- и теплоснабжения, водопровода и канализации в городских домах. Понятие об экологии жилища. Микроклимат в доме. Современные приборы и устройства для поддержания температурного режима, влажности, состояния воздушной среды, уровня шума. Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения. Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления.


Практические работы

Подбор и посадка декоративных комнатных растений. Выполнение изделия в технике декупажа для оформления интерьера помещения.

Объекты труда.

Декоративная ваза. Комнатные растения. Каталоги бытовой техники.

Физиология питания (3 часа )

Основные теоретические сведения

Минеральные соли и микроэлементы и суточная потребность человека в них.

Пищевая ценность молочных продуктов. Определение качества молока. Виды молока и молочных продуктов. Условия хранения. Ассортимент молочных продуктов. Виды круп и макаронных изделий. Правила варки каш (рассыпчатых, вязких и жидких) и макаронных изделий.

Практические работы

Работа с таблицами, схемами, составление инструкционно- технологической последовательности выполнения блюд из молочных продуктов.

Составление схем пропорций воды и крупы при варке каш.

Объекты труда.

ИТК «Молочная каша» или «Молочный суп», «Приготовление сырников», «Гарнир из макаронных изделий»

























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 КЛАСС


Наименование разделов и тем

Всего часов

Форма контроля

Введение.

1

Инструктаж по правилам техники безопасности

Опрос

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

26

Элементы материаловедения

2

Лабораторно-практические работы, выполнение тестовых заданий

Конструирование и художественное моделирование женской одежды.

9

Терминологический опрос, выполнение тестовых заданий, выполнение практических заданий.

Декоративная обработка ткани

2

Практические работы, терминологический опрос

Проектная работа.

Выполнение образца ночной сорочки с отделкой.

13

Практические работы, терминологический опрос, проверочная работа

Технология ведения дома.

4

Интерьер.

2

Практические работы, терминологический опрос

Оформление интерьера в технике декупажа.

2

Практическая работа

Кулинария

3

Физиология питания

3

Выполнение тестовых и творческих заданий, Практические работы, терминологический опрос, самоанализ работы

итого

34


Учащиеся должны знать:


-общие сведения о процессах пищеварения, о роли витаминов;

- о видах молочных продуктов, пищевой ценности, тепловой обработки;

-правила сервировки стола и санитарно-гигиенические требования к помещению кухни;

-способы определения свежести молочных продуктов;

-правила варки крупяных каш различной консистенции, особенности приготовления макаронных изделий;

-правила безопасной работы с ручным инструментом, электроутюгом;

-виды декоративно-прикладного искусства;

-виды волокон и свойства тканей из натуральных волокон, способы получения натуральных волокон;

-виды простых переплетений;

-холодные и теплые цвета, способы увеличения и уменьшения рисунка для вышивки, виды счетной вышивки;

-требования к одежде;

-материалы для выполнения ночной сорочки;

-назначение, конструкцию, условные графические обозначения для выполнения чертежа ночной сорочки;

-основные линии чертежа;

-основные линии и назначение швов;

-правила подготовки ткани к раскрою и технологию раскроя, технологическую последовательность обработки ночной сорочки

Учащиеся должны уметь:

-сервировать стол к ужину;

-включать и выключать электроутюг;

-определять в ткани направление долевой нити, лицевую и изнаночную сторону ткани;

-снимать основные мерки для построения чертежа изделия и рассчитывать конструкцию изделия;

-строить чертеж ночной сорочки;

-моделировать изделие;

-переводить рисунок на ткань, подбирать иглы и нитки, закреплять нить на ткани без узелка;

-выполнять простейшие ручные швы;

-выполнять счетную вышивку на изделии;

-выполнять двойной шов, шов вподгибку с открытым и закрытым срезом, обрабатывать горловину косой бейкой;

-определять качество изделия;

-выполнять изделия в технике декупажа.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

7 КЛАСС.


Введение (1 час).


Содержание и задачи курса. Знакомство с программой курса. Инструктаж по правилам безопасности труда.


Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (21 час).

Элементы материаловедения (2 часа).


Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна животного происхождения. Виды переплетений. Свойства тканей из натуральных волокон животного происхождения. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей.

Практические работы

Знакомство с различными видами тканей и распознавание волокон различного происхождения.

Знакомство со свойствами тканей из натуральных волокон.

Объекты труда

Образцы тканей. Образцы переплетений.

Конструирование и моделирование поясных швейных изделий(9 часов)

Основные теоретические сведения

Понятие об одежде, её классификация. Краткие сведения из истории одежды Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Поясная группа одежды. Виды юбок. Роль конструирования при выполнении поясных изделий. Краткая характеристика расчётно-графической системы конструирования. Основные точки и линии измерения фигуры человека. Мерки и прибавки для построения чертежей юбок. Последовательность построения чертежа прямой, клиньевой и конических юбок в М 1:4 на стандартную фигуру.

Практические работы

Снятие мерок. Расчет конструкции изделия. Последовательность построения чертежа прямой, клиньевой, конических юбок в М 1:4 на стандартную фигуру и на себя.

Объекты труда

ИТК. Чертежи юбок.

Технология изготовления поясного швейного изделия. (10 часов)


Основные теоретические сведения

Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани. Подготовка ткани к раскрою.

Ручные стежки и строчки. Технология выполнения швов, их условные графические обозначения. Правила выполнения следующих технологических операций: обработка боковых срезов, пояса, обработка застежки-молнии, низа изделия. Сборка изделия. Возможные дефекты при изготовлении изделия. Контроль качества готового изделия.

Практические работы

Моделирование юбок. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия. Обработка срезов изделия. Обработка застежки-молнии. Обработка пояса изделия. Контроль качества. ВТО.

Объекты труда

Выкройка юбки. ИТК. Образцы изделия.

Рукоделие (5 часов)


Лоскутная пластик (5 часов)


Основные теоретические сведения

Возможность лоскутного шитья и мода. История создания изделий из лоскута.

Инструменты и материалы. Орнаменты. Техника выполнение лоскутной аппликации.

Практические работы

Прорисовка орнаментов.

Выполнение аппликации в технике лоскутной пластики

Объекты труда

Рисунки. Образцы. Прихватки, выполненные в технике лоскутной мозаики.

Культура дома (2 часа)


Уход за одеждой (1час)

Основные теоретические сведения

Современные средства ухода за одеждой и бельем. Средства защиты от моли.

Практические работы

Способы ухода за одеждой. Символики на вещах и способы ухода за одеждой согласно «ярлыку»

Объекты труда

Изделия. Ярлыки.


Выбор и замена фурнитуры (1 час )

Основные теоретические сведения

Фурнитура и ее виды. Способы замены фурнитуры.

Практические работы

Пришивание пуговиц.

Объекты труда

Юбка.



Физиология питания (4 часа)

Мясные и рыбные блюда (1 час)

Основные теоретические сведения

Сервировка стола. Блюда из мяса и рыбы. Свойства и питательная ценность данных продуктов. Сроки годности.

Практические работы

Определение доброкачественности продуктов органолептическим способом. Определение срока годности консервированных продуктов.

Объекты труда

Отчет о проведении доброкачественности мясного или рыбного блюда органолептическим способом.

Консервированные продукты.

Виды теста. Рецепты русской кухни (3 часа)

Основные теоретические сведения

Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Виды начинок и украшений для изделий из теста.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных.

Объекты труда

Праздничные блюда из теста.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 КЛАСС


Наименование разделов и тем

Всего часов

Форма контроля

Введение.

1

Инструктаж по правилам техники безопасности

Опрос

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

21

Элементы материаловедения

2

Лабораторно-практические работы, выполнение тестовых заданий

Конструирование и моделирование поясных швейных изделий

9

Практические работы, терминологический опрос,

Технология изготовления поясного швейного изделия.

10

Рукоделие.

5

Лоскутная пластика.

Практические работы, терминологический опрос, проверочная работа

Культура дома

2

Уход за одеждой.

1

Практическая работа

Выбор фурнитуры и её замена.

1

Практическая работа

Кулинария

4

Физиология питания

4

Выполнение тестовых заданий, Практические работы, терминологический опрос, проверочная работа, самоанализ работы

Резервное занятие

1

Итого

34


Учащиеся должны знать:

-общие сведения о процессах пищеварения, о роли витаминов;

-виды мыса, рыбы и их пищевой ценности;

-о первичной и тепловой обработке мяса и рыбы;

-о видах муки;

-о видах теста;

-о способах приготовления блюд из теста;

-правила сервировки стола и санитарно-гигиенические требования;

-правила поведения за столом, в гостях;

-правила безопасной работы с ручным инструментом, электроутюгом;

-виды декоративно-прикладного искусства;

-виды волокон и свойства тканей из натуральных волокон различного происхождения;

-виды декоративно-прикладного искусства;

-основные линии чертежа;

-виды одежды и классификации ее по способу ношения;

-виды поясных изделий;

-правила подготовки ткани к раскрою и технологию раскроя ткани, технологическую последовательность обработки юбки

Учащиеся должны уметь:

-сервировать стол к обеду;

-определять доброкачественность мясных и рыбных блюд;

-соблюдать правила санитарии, гигиены, безопасной работы на кухне;

-включать и выключать электроприборы;

-определять в ткани направление долевой нити, лицевую и изнаночную сторону ткани;

-снимать основные мерки для построения чертежа изделия и рассчитывать конструкцию изделия;

-строить чертеж юбок;

-обрабатывать застежки-молнии, петельки-крючки ручным способом;

-моделировать изделие;

-переводить рисунок на ткань, подбирать иглы и нитки;

-выполнять простейшие ручные швы;

-готовить ткань к раскрою, выполнять экономную раскладку на ткани, раскаивать коническую юбку, подготавливать детали кроя к обработке, обрабатывать детали кроя, выполнять образец изделия.









СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

8 КЛАСС.


Введение (1 час).


Содержание и задачи курса. Знакомство с программой курса. Инструктаж по правилам безопасности труда.


Элементы материаловедения (2 часа).


Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Свойства тканей из натуральных и искусственных волокон. Краткие сведения об ассортименте тканей.

Практические работы

Знакомство с различными видами тканей и распознавание волокон по их свойствам. Обобщение ранее полученных знаний.

Объекты труда

Коллекция тканей

Рукоделие. Творческий проект. (8 часов)

Основные теоретические сведения

Виды декоративной обработки изделий. Аппликация как один из видов декора. Техника выполнения аппликации по ткани. Композиция и основы ее составления. Оформление готовых работ. Этапы выполнения творческой работы в форме краткосрочного проекта.


Практические работы

Аппликация по ткани. Зарисовки и выполнения эскизов изделия. Оформление готовой работы в технике картонной пластики и бумагопластики.

Объекты труда

Составление панно «Цветы». Проектная работа.

Культура дома(5 часов)


Основные теоретические сведения

Устройство электроприборов (электроутюг, микроволновая печь, т.д.) Правила выполнения косметического ремонта. Освещение и правила подбора интерьера. Профессия дизайнера.


Практические работы

Составление плана ремонта жилого помещения. Определение видов обоев, клея, работа с инструментами.

Объекты труда

Дизайн проект. Журналы. Виды обоев.

Кулинария (5 часов)


Основные теоретические сведения

Виды муки. Виды разрыхлителей. Виды теста. Способы приготовления блюд из теста. Холодные напитки и их приготовление. ТБ при работе.

Практические работы

Приготовление в домашних условиях блюд из теста. Определение вида мука, разрыхлителей, т.д.

Объекты труда

Изделия из различных видов теста. Журналы кулинарных рецептов.


Домашняя экономика и основы предпринимательства (12 часов)



Основные теоретические сведения

Основы домашней экономики, функции семьи, составные части экономики, потребности семьи, бюджет семьи, покупки и их классификация, свойства товаров, расходы и доходы семьи, накопления и сбережения, маркетинг в домашней экономике.


Практические работы

Расчет затрат на коммунальные услуги. Анализ покупки. Анализ ежедневных, еженедельных, месячных и годовых расходов. Определения подлинности товаров по штрих-коду. Составление рекламы.


Объекты труда

Товарные и кассовые чеки. Квитанции по оплате коммунальных услуг. Рекламные компании и журналы. Интернет.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 КЛАСС

Наименование разделов и тем

Всего часов

Форма контроля

Введение.

1

Инструктаж по правилам техники безопасности

Опрос


Элементы материаловедения

2

Лабораторно-практические работы, выполнение тестовых заданий

Виды тканей.

1

Терминологический опрос

Отличительные особенности разных видов ткани.

1

Практическая работа «Сравнение видов ткани»

Рукоделие. Творческий проект.

8

Аппликация из ткани.

Практические работы, терминологический опрос, проверочная работа

Виды аппликаций и их отличительные особенности.

1

Практическая работа

Техника выполнения аппликации из ткани

1

Практическая работа

Выполнение панно «Цветы из ткани»

3

Практическая работа

Приемы оформления готовой работы

3

Практическая работа

Культура дома

5

Электроприборы и их назначение.

2

Опрос

Ремонтные работы в доме.

2

Опрос

Практическая работа «Я дизайнер»

1

Практическая работа

Кулинария

5

Физиология питания. Пищевые инфекции и их профилактика.

1

Тест

Песочное тесто.

1

Практическая работа

Дрожжевое тесто.

1

Самоанализ работы

Холодные напитки и технология их приготовления.

1

Самоанализ работы

Защита проекта по выбранной теме.

1

Самоанализ работы

Домашняя экономика и основы предпринимательства

12

Вводное занятие. Семья - экономическая ячейка общества. Экономное ведение домашнего хозяйства.

2

Практическая работа «Определение затрат на коммунальные услуги»

Потребности семьи.

2

Практическая работа «»Анализ покупки»

Бюджет семьи. Доходная и расходная часть бюджета. Расходы на питание. Сбережения. Личный бюджет школьника

2

Практическая работа «Анализ ежедневных, еженедельных, месячных и годовых расходов»

Информация о товарах и его свойствах.

Торговые символы, этикетки ценник и

Штрих-код.

2

Практическая работа «Определения подлинности товаров по штрих-коду»

Культура экономических отношений. Менеджмент в семейной экономике

2

Практическая работа «Составление рекламы товару или услуге»

Предпринимательство как вид деятельности, его сущность, цели и задачи.

1

Тест «Выявление и оценка предрасположенности к предпринимательской деятельности»

Итоговое занятие.

1

Деловая игра «Поиск»

Резервное занятие

1

Итого

34


Учащиеся должны знать:


-общие сведения о процессах пищеварения, о роли витаминов, качестве продуктов и о влиянии на качество продуктов отходов промышленного производства;

-правила сервировки стола и санитарно-гигиенических требования;

-способы приготовления песочного, дрожжевого, бисквитного теста;

-правила безопасной работы с ручным инструментом, электроборудования;

-виды декоративно-прикладного искусства;

-виды волокон и свойства тканей из натуральных и искусственных волокон;

-основы домашней экономики, виды бюджетов, расходов, менеджмент семьи;

-виды ДПИ;

-о видах проектной деятельности

Учащиеся должны уметь:

-работать с электроприборами;

-приготавливать дрожжевое, песочное, бисквитное тесто;

-применять ткани для выполнения изделия;

-подбирать виды отделок для выполнения практической работ;

-рассчитывать суммарный доход семьи;

-определять качество покупаемого товара;

-применять полученные знания на практике;

-определять подлинность товара по штрих-коду






























Профессиональное самоопределение.


Жизнь так устроена, что каждому человеку постоянно приходиться принимать решения. Почему проблема выбора и принятия решения так сложна:

- все что с ней связано требует серьезной мыслительной деятельности;

-от верного решения зачастую зависит наше благополучие, а может, и судьба.

Выбор образования является основной проблемой как настоящего, так и будущего, ведь верный выбор - это успешность твоей профессиональной карьеры.

Определение целей, задач и содержания предпрофильной подготовки, обсуждение спектра ее возможностей и проблем, выявление множества сложных ситуаций - вот в чем основная задача курса ПСО.

Цель курса: дать возможность учащимся 9 классов познакомиться с огромным миром профессий

Задачи курса:

-сформировать представление о мире профессий

-познакомить с путями получения образования в РФ

-познакомить учащихся с ошибками при выборе профессии

-дать общее представление о правилах мира профессий



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 КЛАСС

Наименование разделов и тем

Всего часов

Форма контроля

Введение.

1

Предмет и задачи курса.

1

Беседа

Твои возможности без границ.

2

Кто «Я» и «Что Я»

Определение своей самооценки

1

Тест

Творческая игра «Остров»

Мир профессий, что я о них знаю?

1

Игра

Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда.

3

Профессии и специальности.

Факторы влияющие на выбор профессии.

1

Беседа

Ошибки при выборе профессии

1

Опрос

Виртуальная экскурсия «Мир профессий».

1

Рынок труда и образовательных услуг.

4

Мозаичная профессиональная культура.

1

Тест

Универсальный работник и узкий специалист.

1

Опрос

Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования.

1

Работа с текстом

Проектная работа «Радуга московских профессий».

1

Защита проекта

Пути продолжения образования и приобретения профессии.

4

Пути получения профессий.

1

Сообщения

«Хочу, могу, надо»

1

Работа с текстом

Выбор профиля обучения

1

Тест

Экскурсия.

1

Притязания человека и его профессиональная карьера.

3

Психические процессы и их влияние на выбор профессии.

1

Работа с текстом

Психология личности.

1

Тест

«Портрет счастливого человека»

1

Анализ текста

Практика - лучший способ познать себя и профессию.

5

Характеристика профессий типа «человек - человек»

1

Практическая работа

Характеристика профессий типа «человек - техника»

1

Практическая работа

Характеристика профессий типа «человек - природа»

1

Практическая работа

Характеристика профессий типа «человек - знаковая система»

1

Практическая работа

Характеристика профессий типа «человек -художественный образ

1

Практическая работа

Принятие решения о выборе профиля обучения.

3

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

1

Работа с текстом

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Спе­циальные способности. Профпригодность.

1

Работа с текстом

Рынок труда «надо»

1

Работа с текстом

Портфолио - копилка моих достижений.

1

Проектирование версий и индивидуальной образовательной траектории.

4

Выбираю: выбор профессии на основе самооценки и анализа состав­ляющих «хочу» «могу» - «надо»

1

Тест

Способности при выборе профессии.

1

Тест

Мотивы при выборе профессии

1

Тест

Карьера.

1

Беседа

Индивидуальные и групповые консультации

3

Построение личного профессионального плана.

2

Профкарта

Зачетное занятие

1

Беседа

Резервное занятие

1

Итого

34


Учащиеся должны знать:


-общие сведения о типах профессий;

-ошибки при выборе профессии;

-пути получения профессионального образования в РФ;

-потребности общества в сфере предоставления трудовых услуг;

-типы профессий;

- свои интересы и склонности при выборе профессии;

-о карте профессионального выбора

Учащиеся должны уметь:


-при выполнении ряда тестовых заданий построить траекторию своего жизненного пути;

-обрабатывать выполненные тестовые задания;

-определить тип своей будущей профессии;

-определить свой темперамент;

-учитывая профессиональные интересы и склонности определиться с направлением своей будущей трудовой деятельности


В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

Знать/ понимать

-основные технологические понятия;

- назначение и технологические свойства материалов;

- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;

- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

Уметь

-рационально организовывать рабочее место;

- находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;

-выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, оборудованием;

- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

-находить и устранять допущенные дефекты;

-проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

-планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

- распределять работу при коллективной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

-организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

-изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

-создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

- контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

- обеспечения безопасности труда;

- оценки затрат.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

- В.Д.Симоненко, «Технология. 5 класс», М: «Вентана-Граф»,2010г.

- В.Н.Чернякова, «Технология обработки ткани 5кл.», М: «Просвещение», 2000г.

- А.К.Бешенков «Методика обучения технологии. 5-9 классы», Москва: Дрофа, 2004г.

- В.Н.Чернякова. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани» 5-9, Москва: Просвещение, 2003г.

- И.А.Сасова.Сборник проектов. 5 класс. Москва: «Вентага-Граф, 2004г.

- Е.В.Старикова, Г.А.Корчагина «Дидактический материал по трудовому обучению. 5 класс», М.: Просвещение, 2002

- В.М.Казакевич. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии.М.: Дрофа, 2000

- Н.М. Конышева «Технология. 5 класс», Ассоциация XXI век, 2012

-Н.М. Конышева «Технология. 6 класс», Ассоциация XXI век, 2014

-Н.М. Конышева «Технология. 7 класс», Ассоциация XXI век, 2014

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

-электронные презентации «Виды швов», «Материаловедение. Классификация волокон», «Сервировка стола», «ДПИ»

-карточки-задания

-электронная библиотека по разделам


© 2010-2022