Рабочая программа элективного курса для 9 класса

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


"Согласовано"

Руководитель ШМО:

__________ Вазиева И.Ф.

Протокол №1,

"__25" августа 2014 г

"Согласовано»

Зам директора по УВР: ___________Галиева Г.У.

"__26_" августа 2014 г.

"Утверждаю"

Директор:


_________ Хамидуллин М.Р.


Приказ № 118

27 августа 2014 г.










Рабочая программа

элективного курса

« Резьба по дереву » для 9 класса

учителя технологии Хамидуллина Марса

Рафаеловича, высшей квалификационной

категории.














Рассмотрено

на заседании педсовета

Протокол №1 27.08.2014



Пояснительная записка

Содержание курса направлено на передачу знаний, умений, навыков для формирования у учащихся компетенции в области декоративно-прикладного искусства, возможности проявить себя и добиться успеха, помогает сориентироваться в выборе дальнейшего профиля обучения .

Курс рассчитан на 136 часов.

Основные цели курса

1. Помочь учащимся осмыслить ценностей и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности, применения и непрятия бытующих в общественном сознании стереотипов профессиональной успешности.

2. Формирование навыков практического применения знаний и компетенции в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.


Основные задачи курса

1. Сохранение и развитие древнего вида искусства - резьба по дереву;

2. Формирование знаний и умений механической обработки древесины, применяемых материалах, инструментах и станках, основных заготовительных, обработочных, контрольно-измерительных и отделочных операциях;

3. 3нание и соблюдение требований охраны труда и техники безопасности.

4. Создать предпосылки для формирования ценностно-смысловой, нравственной основы развития будущего профессионала;

5. Развить знания и умения, необходимые будущему хозяину дома получение заготовок, пиление, строгание, долбление, зачистка, отделка изделия с использованием различных видов резьбы.

В основе курса - практическая направленность.

Формы проведения занятий:

1. лабораторно- практические работы;

2. собеседование;

3. демонстрация изделий;

4. посещение выставок;

5. экскурсии;

6. проектная деятельность.

Основные способы (критерии) оценивания результативности учащихся:

1. психолого-педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся;

2. рейтинговые оценки;

3. выполнение заданий;

4. защита проектов.

Предполагается, что организацию и преподавание данного курса будут осуществлять учителя технологии или мастера производственного обучения. Преподаватель с учетом своих возможностей школы образовательных запросов и интересов учащихся может корректировать предполагаемую программу, изменять количество учебных часов.

В качестве методического и информационного обеспечения рекомендуется использовать предлагаемую в программе литературу.


Содержание курса

1. Мир человека и место в нем материальных технологий.

Вводное занятие. Предметный мир. Художественные ремесла. Красота и польза вещей. Декоративно-прикладное искусство.

Стили, вкус, традиции и новаторство. Вещи как объекты и продукты дизайна и технологии. Жизненный прием изделий. Вещи как средство коммуникации между создателями и потребителями, эпохами, народами.

Потребительские качества вещей функциональные и эстетические. Удовлетворение и создание потребностей. Маркетинг. Реклама продукции. Психологическое восприятие рекламы Себестоимость и цена произведений декоративно- прикладного искусства из древесины.

2.Характеристика материала древесины.

Породы древесины. Основные свойства. Строение древесины. Пороки древесины. Определение влажности. Сушка древесины. Правила хранения пиломатериалов.

3. Художественная обработка древесины.

Технологические процессы обработки: подготовка поверхности под резьбу выполнение резьбы, соединение, отделка лакокрасочными материалами.

Ручная обработка. Работа с электрофицированными инструментами. Основные и вспомогательные технологические операции. Трудоемкость операций. Точность и качество. Достижение товарного вида.

Технология как рациональный выбор заготовок, инструментов, приспособлений, технологических операций. Дизайн изделий. Технологическая документация.

Информационное обеспечение проектирования технологических процессов.

Виды резьбы:

а) контурная резьба. Пластический характер решения композиций. Резьба по тонированному фону. Технология тонирования и прозрачная отделка деревянной поверхности. Способы перевода рисунка на темный фон. Приемы резьбы. Техника безопасности при выполнении резьбы.

б) геометрическая резьба. Исходные (азбучные) элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Композиционное сочетание резных элементов. Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов. Характер геометрического узора в зависимости от породы дерева. Способы отделки резной поверхности. Техника безопасности при выполнении геометрической резьбы.

в) плоскорельефная резьба. Подготовка деревянной поверхности. Передавливание рисунка на поверхность изделия. Нанесение, обработка фона и моделирование элементов. Особенности наколки контура стамеской в зависимости от характера резной композиции. Освобождение от окружающего фона. Проработка каждого из элементов узора. Прочеканка фона. Отделочные операции. Техника безопасности при выполнении резьбы.

г) скульптурная резьба. Отличие от других видов резьбы. Передача объёма. Применение знаний построения пространственной композиции. Нанесение контура на заготовку. Выполнение резьбы. Отделка скульптуры шлифованием. Техника безопасности при выполнении резьбы.

д) токарная обработка. Подготовка инструментов к работе. Резцы, назначения и их применение. Чертеж и эскиз изделия. Припуски на обработку при точении древесины на станках. Приемы чернового и чистового точения. Правила и приемы точения фасонной поверхности. Требования безопасности труда.

4.Инструменты и приспособления.

Режущие инструменты: ножи, резаки, наборы стамесок.

Измерительные инструменты: циркуль, угольник, малка, ерунок, нутромер.

Электрофицированные инструменты: лобзик, стусло, шлифовальные машины, фрезер, токарный станок и др.

Приспособления: столы, тиски, подкладочные доски, зажимы и др. Основные опасности при работе. Правильные приемы работы. Охрана труда. Оказание доврачебной помощи при травмах.

5.Художественное проектирование. Тематика проектов.

Художественное проектирование ;учет человеческого фактора .Дизайн как современный способ системного мышления при создании вещей. Дизайн: красота и польза изделия.

Путь от замысла до изготовления.

Проектирование и конструирование.

Экспертиза потребительских качеств изделий: функциональных эстетических, экологических, стоимостных.

Защита авторской работы.

Тематика проектов (ориентировочных): «Древесина или металл: плюсы и минусы», «Виды резьбы по дереву», «Авторские изделия из древесины», «творчество в ремеслах», «Почему мне нравится эта вещь», «Народные промыслы», «ремесла и экономика», «Декоративное изделие».

Реализация различных форм деятельности учащихся: защита творческого проекта, конкурсы, викторины, тесты и др.

б. Выбор профессии.

Профессии: массовые, специалисты, творческие. Уровень образования и квалификации. Учебные заведения и особенности приема в них. Дни открытых дверей.

Условия трудовой деятельности: монотонность, переменность, большая, малая физическая нагрузка, большая/малая психическая нагрузка и т.д.

7.Информационное обеспечение художественной резьбы по дереву.

Ремесла в произведениях литературы, поэзии, живописи.

Музеи, выставки, конкурсы, видеоматериалы.

Реклама и другие материалы в СМИ.

Научная литература, проспекты, журналы, альбомы, атласы.

Учебники и учебно-наглядные пособия по декоративно-прикладному искусству, ремеслам, дизайну.

Оценивание информационной обеспеченности и интеллектуальной подготовленности учащихся.

8.Примерный перечень изделий.

Разделочные доски, декоративные панно, шкатулки, токарные изделия, украшенные резьбой, кухонные принадлежности, настенные полочки, декоративная мебель и др.
























Календарно- тематическое планирование.(68ч.)


Тема урока

Кол.часов

Дата по плану

Факт

1.







2.

Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство.





Художественные ремесла. Красота и польза вещей.

1







1

2.09.







2.09.


3.

Материаловедение.Породы древесины. Основные свойства. Строение древесины. Пороки древесины.

1

9.09.


4.

Сушка древесины. Правила хранения пиломатериалов.

1

9.09.


5.

Измерительные инструменты и их применение.

1

16.09.


6.

Режущие инструменты и приемы работы.(ножи, резаки, наборы стамесок.)

1

16.09.


7.

Электрофицированные инструменты, правильные приемы работы.

1

23.09.


8.

Приспособления применяемые при худ.резьбе.

1

23.09.


9.

Правила техники безопасности при выполнении резьбы.

1

30.09.


10.

Основные опасности при работе.

1

30.09.


11.

Контурная резьба. Пластический характер решения композиций.

1

7.10.


12.

Разновидности контурной резьбы.

1

7.10.


13.

Резьба по тонированному фону.

1

14.10.


14.-16

Выполнение резьбы.

3

14.10.

21.10

21.10.



17.-18

Отделочные операции. Покрытие изделия лако-красочными материалами.

2

28.10.

28.10


19.

Геометрическая резьба. Исходные (азбучные) элементы геометрическойрезьбы.

1

11.11.


20.

Порядок их разметки и составление различных композиций.

1

11.11


21.-22.

Приемы выполнения геометрической резьбы. Глубина вырезания элементов.

2

18.11.

18.11.


23.-24.

Исполнение резьбы на тренировочной доске.

2

25.11.

25.11.


25.-27.

Выполнение геометрической резьбы.

3

2.12.

2.12.

9.12.


28.-29.

Плоскорельефная резьба. Виды

плоскорельефной резьбы.

2

9.12.

16.12.


30.-31.

Приемы выполнения резьбы в зависимости от композиции. Виды обработки фона.

2

16.12.

23.12.


32.

Нанесение рисунка, предварительная обработка фона и моделирование элементов

1

23.12.


33.-35.


Выполнение резьбы на изделии.

3

13.01.

13.01.

20.01.


36-37

Прочеканка фона.

2

20.01.

27.01.


38.-39.

Проработка каждого из элементов узора.

2

27.01.

3.02.


40.-41.

Отделочные операции.

2

3.02.

10.02.


42.-43.

Скульптурная резьба. Инструменты применяемые при

скульптурной резьбе

2

10.02.

17.02.




44.-45.

Лепка из пластической массы выбранной скульптуры.

2

17.02.

24.02.


46-47.

Нанесение контура на заготовку.

Предварительная вырубка формы скульптуры.

2

24.02.

3.03.


48.-49

Грубая проработка отдельных элементов. Проработка основных скульптурных форм.

2

3.03.

10.03.


50.-51.

Выполнение резных работ.

2

10.03.

17.03.


52.-53


Проработка более мелких деталей скульптуры.

2

17.03.

7.04.


54.-55.

Шлифование формы скульптуры. Окончательная отделка.

2

7.04.

14.04.


56.-57.

Токарная обработка древесины. Художественное точение деталей изделия.

2

14.04.

21.04.


58-61

Фасонная обработка деталей.

4

21.04.

28.04.

28.04.

5.05.


62-64.

Шлифование деталей изделия.

Сборка изделия.

3

5.05.

12.05.

12.05.


65-66.

Выбор профессии.

2

19.05.

19.05.


67-68.

Итоговые уроки.

2

19.05.

19.05.






Литература

1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. Москва. Легпромбытиздат.1998

2. Буриков В.Г. .Власов В.Н. Домовая резьба. Смоленск. 1993

3. Горбунов В.И. Изготовление декоративной мебели. Тверь. Изд.Приз. 1998

4. Дементьев С.В. Резьба по дереву. Москва. Издательский дом. МСП. 2000.

5. Ильяев М.М. Прикоснувшись к дереву резцом. Москва Изд. Лукоморье 2000.

6. Рыженко В.И. Работа по дереву. Москва. Изд. Рипол Классик.2004.

7. Рыженко В.И., Юров В.И. Столярные и токарные работы. Москва. Изд. Рипол Классик-2003.

8. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Минск. Изд. Современное слово. 1998.

9. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. Москва. Просвещение, 1985.

10. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественная работа по дереву. Москва. Изд.Владос. 2002.

11. Чупахин В.М. 22 урока геометрической резьбы по дереву. Санкт-Петербург. Изд.Литера.2004.

12. Журналы: «Делаем сами», «Сам», «Дом», «Сам себе мастер».





© 2010-2022