- Преподавателю
- Технология
- Тема урока: Соболевские посиделки
Тема урока: Соболевские посиделки
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Неверова С.В. |
Дата | 21.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Из истории вышивки. «Соболевские посиделки».
Цели урока: Способствовать развитию творческого потенциала учащихся посредтвом вышивки, как вида художественного творчества.
Задачи: расширить знания о способах изготовления, оформления бытовых изделий, узорах, применяемых при вышивке, совершенствовать приёмы вышивания.
2.развитие творческих способностей, эстетического вкуса, аккуратности.
Воспитательная - воспитывать бережное отношения к культурным традициям и обычаям.
Форма проведения урока: урок с элементами театрализации
Тип урока: комбинированный
Оборудование для учителя: предметы деревенского быта - предметы домашнего обихода, сундук с приданым. Оформлена небольшая выставка детского прикладного творчества школьников: шитьё, вязание.
Оборудование для учащихся: образцы изделий с различными видами вышивки, ножницы, пяльцы, нитки и пр. принадлежности.
Место для проведения урока оформлено в виде деревенской избы.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Вступление. Мотивационная беседа с последующим определением темы урока (слова ведущего).
3. Основная часть:
а) слова учащихся + сообщения учащихся + презентация о подзорах;
б) практическая деятельность учащихся - упражнение - Диаграмма «Паучок»
в) новый материал - упражнение «Дизайн - анализ»
5. Заключительная часть посиделок (подведение итогов).
6. Рефлекс
Ход урока:
Действующие лица: ведущая, 4девушки, парни. На столе стоит русский самовар, чайный сервиз. Тарелки с печеньем, пряниками, конфетами. За столом расположились девочки в русских народных костюмах. Они вышивают. Тут же на столе, рядом, раскрытые шкатулочки с предметами рукоделья. Выходит ведущая праздника (учитель) в русском сарафане. На фоне приглушённой музыки (русской народной мелодии) ведущая начинает урок.
1. Организационный момент. СЛАЙД №1
Учитель: Дорогие гости, сегодня мы вспомним о русской старине, о том, как жили и не тужили наши деды. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, трудолюбием, а это очень важно. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага, чтобы не ушло все старое, доброе, что велось веками, мы должны продолжать с вами русские традиции. Сегодня мы будем совершенствовать вышивку гладью в форме русских посиделок.
Входят 3 девушки в русских костюмах с хлебом-солью, кланяются.
Группа:
Хлеб-соль.
Нам начинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
Низко кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб, соль самому старшему или ставят тарелку на стол, а хлеб путешествует по кругу, и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.
Здравствуйте люди добрые!
Из разных волостей прибыли вы на наши Соболевские посиделки.
Мы приглашаем вас вспомнить старину заветную наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня собирались они в просторной горнице.
Заглянем в прошлое.
СЛАЙД № 2 ,3,4.
2. Вступление.
В толковом словаре Вл. Ив. Даля говорится, что на посиделки собиралась крестьянская молодежь "по осенним и зимним ночам, под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен". А еще В. Даль называет русские посиделки вечерками, супрядками, беседками, досветками.
В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно - собирались, чтобы себя показать и других посмотреть. Здесь же велись неторопливые беседы о деревенских новостях, о домашних делах. Собравшиеся занимались каким-нибудь рукоделием и о нем говорили, советовались, делились приемами любимого ремесла. А еще на посиделках пели, шутили, загадки загадывали, танцевали.
И мы сегодня собрались с вами для того, чтобы поговорить о вышивке гладью, познакомиться с работами наших бабушек, узнать новое про вышивку, загадать загадки и узнать деревенские новости…
Вспомним старину.
Времена давно не те,
Праздники другие,
Но обычаи старины
Помним, любим, чтим мы! СЛАЙД №5
Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене. Пора начинать. Девушки уже собрались, а вот парней что-то не видно. ( За дверью раздаётся стук и смех). Да нет, вот и они. СЛАЙД №6 Входят парни.
3. Основная часть (а).
Миша: Вы нас ждали,
Мы пришли,
Угощенье принесли.
Ешьте на здоровье -
Пряники, печенье (угощают девчат).
Аня: Этого полно у нас. (Достаёт тарелку с пряниками, печеньем, конфетами и ставит на стол.)
Принесли вы про запас.
Что - то грустно стало нам,
Очень рады мы гостям.
Ведущий, обращаясь к парням:
Проходите, проходите,
Девушек повеселите.
Начинаем посиделки.
Для друзей и для гостей.
Ксюша
Я не работаю пока
Как удивить родных тогда?
Что подарить на Пасху
Которая уж вот грядет.
Настя.
Я сижу и вышиваю
Красно солнце со лучами,
Красно солнце со лучами,
С теплыми облаками.
Вышью я, подруженьки, салфетку
Необычную, красивую, нужную,
Чтобы радовала она глаз
И, конечно, же всех нас.
Катя.
Я сижу и вышиваю
Чисто поле со кустами,
Чисто поле со кустами,
Со рыскучими зверями.
Я так проблему просто решу:
Вышитую салфетку гостям подарю
Затем я вышью другую и
Подарю её бабуле.
Вероника.
Я сижу и вышиваю
Сине море со волнами,
Сине море со волнами,
Со белыми кораблями.
А я в свое творение
Всю душу и тепло вложу,
Чтоб мамочке любимой
С ней было хорошо.
Миша: Да, дом вести - не головой трясти, всё надо припасти.
Руслан: Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?
Вероника: Да я не Акуля, я Вероника. Да я, наверно, ещё пороть буду.
Миша: Ха -ха, ха! Поспешишь - людей насмешишь.
Саша: Знаем, знаем. Семь раз отмерь - один раз отрежь!
Полина: А помните ли вы, что : (проговаривает и показывает эти предметы)
-
Иголки и ножницы
Требуют осторожности.
Каждый должен твердо знать
Как их класть, и как передавать.
-
Лезвия закрыты
Кольцо с кольцом:
Ножницы «отдыхают»
«Работать» будут потом.
Валерия: А как их передавать?
В школе и дома.
Всегда и везде.
Кольцами вперёд,
Лезвиями к себе.
-
У иголок и булавок
Есть своя подружка:
Изготовленная нами.
Игольница - подушка.
-
Иглы и материалы,
Нитки, ножницы, лекала.
По порядку разложить-
И вышивку можно шить!
Аня:: Миша, а Миша, а давай с тобой в рифмы играть.
Миша: А что это такое - рифмы?
Аня: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?
Миша: Моего папашу Кузьмой звали.
Аня: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!
Миша: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Настя: Миша, ну это же шутка. Так для рифмы говорят.
Суслан, а как твово дедушку звали?
Макар: Моего дедушку звали Иваном.
Саша: Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает -
Твово дедушку ругает.
Макар: (сердито): Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
Вероника: Да это же для рифмы, Руслан.
Макар: Вот я тебе дам рифмы!
Вед.: Будет вам ругаться, да ссориться, послушайте:
Припасла я вам сундук с разными вещами.
Разбирать мне не досуг, посмотрите сами. СЛАЙД №7.
(Ведущий открывает сундук. По очереди ученики вынимают старинные вещи и коротко рассказывают о них. (полотенца, скатерти, салфетки и пр..).
1. Сообщение ученицы про салфетки. Валерия
Салфетки.
Салфетки - обязательный элемент сервировки стола.
А в толковом словаре русского языка написано, что так называют платок для вытирания губ или небольшую скатерть.
СЛАЙД № 8 (картинки с разными салфетками).
Салфетки были известны еще в Древней Греции: ими служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину. Полотняные салфетки использовались в Древнем Риме. В эпоху средневековья салфетки получили распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью они пользовались в странах, где мужчины носили бороду и усы.
В России салфетки получили распространение лишь в XVIII веке.
В настоящее время для сервировки стола используют два вида салфеток - тканевые и бумажные.
Тканевыми салфетками, как правило, губы не вытирают: их кладут на колени. В этом случае на стол ставят бумажные салфетки.
2. Сообщение ученицы про скатерти. Юля
Скатерти
На Руси скатерть издавна была самым обычным предметом не только княжеского, но и крестьянского обихода. Все это благодаря тому, что одним из основных видов крестьянского ремесла на Руси было ткачество. Скатерть была символом благополучия и щедрости русской души. Недаром во многих русских сказках и преданиях фигурирует скатерть-самобранка (волшебная скатерть, способная сама себя сервировать). Первоначально скатерти использовались только для сервировки стола, позже и для украшения интерьера. Современные скатерти играют едва ли не самую важную роль на праздничном столе. СЛАЙД № 9
Скатерть первая привлекает к себе внимание гостей, а уже потом они обращают внимание на сервировку и все остальное. Поэтому красивая скатерть - не просто хорошее украшение для стола, а признак хорошего, утонченного вкуса хозяев.
3. Сообщение ученицы про полотенце. Настя СЛАЙД №10.
Полотенце.
В древности это был не слишком большой отрез домотканого материала, который украшали кто, как мог - вышивкой различной сложности, кружевом или аппликациями из узких лент кумача. А вот великолепные праздничные полотенца не обходились скромным орнаментом и напоминали настоящие произведения искусства! Они навешивались на стены, зеркала, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб в красном углу. По обычаю, полотенца являлись важной частью приданого невесты. Им одаривали родственников жениха, дружков, сватов. В день свадьбы полотенце применялось в обряде «соединения молодых» перед венцом: им связывали руки жениха и невесты «на веки вечные, на годы долгие». Полотенцем одаривали бабку-повитуху, принимавшую роды, кума и куму, крестивших младенца.
Саша: Вы вспомнили про свадьбу. А мне бабушка рассказывала, что молодых встречали ещё и иконой. А у нас я здесь тоже вижу вышитые иконы.(Подходит смотрит).
Говорит:- Икона Николая чудотворца. В этом году наша страна отмечает 70-летие Победы. Святые тоже внесли свои вклад в эту Победу. Я читала в газете « Православное слово» такую статью
После войны жила у нас на квартире Мария Николаевна Никифорова - женщина верующая, из верующей семьи. Мать ее всю войну день и ночь молилась, чтобы сын остался жив. После войны он вернулся и рассказал матери и сестре такой случай.
Он был в плену и бежал. Вместе с ним бежало еще несколько человек - двое или трое. Они шли и не знали, в какой стороне русские, куда идти. Когда наступил рассвет, беглецы увидели впереди мостик, а на другой стороне - зеленую поляну и маленький домик на ней. Они пошли в этот домик. Там оказался стол; на нем была пища. Беглецы поели и уснули.
Потом в дом зашел седой с бородкой старичок (по описанию рассказчиков женщины узнали в нем св. Николая Чудотворца). Старичок разбудил бежавших солдат и сказал, чтобы они уходили. Те ответили, что не знают, куда им идти. Старичок показал, в какую сторону им направляться, и сказал, чтобы они уходили быстро, никуда не сворачивая и не оглядываясь. Так солдаты дошли до нашей части.
Ведущий: Николай Чудотворец многим помогал. Я читала, что когда полицаи стреляли в мальчика, то он поймал пулю и держал в её руках.
Девочка: Я в интернете читала про Казанскую икону Божией матери, что священники 3 раза облетали с ней вокруг Москвы и после этого немцы стали отступать. Да сколько чудес на белом свете!
Вероника: Ой, сколько здесь ещё интересных вещей. Как красиво вышивали наши пробабушки.
Подходит к сундуку, вновь достает салфетки и говорит: « Сколько здесь салфеток много! Какие они разные, но все очень красивые, вышивка интересная , гладь… Ой, а это что такое?» Разворачивает узелок, а там различные яркие рисунки вышивок ( нахваливает их, рекомендует ребятам).
3.Основная часть (б).
Вед.: Какая красота! Умели вышивать наши бабушки ваши пробабушки! Давайте поближе рассмотрим салфетку, ту, которая вам наиболее понравилась. Проведём анализ (исследование) - применим упражнение под названием - диаграмма «Паучок», вам уже знакомый. Давайте вспомним критерии оценивания по 5-ти бальной шкале. Например:
1.размер
2. аккуратность (внешний вид)
3. наличие узелков на лиц. и изн. сторон
4. наличие видов вышивки
5. использование разных цветов ниток
6. обработка края салфетки и др..
Оценивая салфетки ученики делают для себя выводы (что бы они изменили, усовершенствовали в своей работе, например:
** узелков не должно быть видно на своей работе;
** можно применять другие нитки и виды глади, а ещё и другие ручные швы;
** свободное место на ткани должно быть вышито дополнительными элементами;
** надо проявлять аккуратность в работе;
** при защите проекта надо учесть то, о чём говорили сегодня на уроке и т.д.
Учитель обобщает выводы учеников. Рассматривая их начатые вышивки, даёт необходимые рекомендации каждому для дальнейшей работы.
3. Основная часть (в).
Ребята, я хочу вас познакомить с ещё одним упражнением, который позволяет выполнить общий дизайн - анализ изделия. Объяснение учителя.
СЛАЙД №16
№1
Критерии
Спецификация
1.
Что это?
подарок
2.
Какой подарок?
Сделанный своими руками
3.
Для кого?
Для любимой мамы
4.
Из какого материала сделана и как выглядит?
Из х/б, льняной ткани. Красивая, аккуратная.
5.
Функциональное назначение?
Должна вписаться в интерьер квартиры.
6.
В чем сложность изготовления?
Спрятать узелки.
7.
Оборудование и инструменты?
Нитки мулине, ирис, иглы, ножницы, напёрсток, пяльцы
СЛАЙД № 17
5. Заключительная часть посиделок (подведение итогов).
Ведущий: Интересные вещи сохранились в бабушкином сундуке.
А теперь настало время небылицы рассказать, народ удивить.
Девушки и парни рассказывают небылицы по очереди.
1.Миша - Старину спою вам стародавнюю
Стародавнюю да небывалую.
Утром лёг, да не поужинал,
Ночью встал, да не позавтракал.
2. Руслан- То вам не чудо, не диковинка,
Видел чудо чуднее того:
Среди моря овин горит,
По чистому полю корабль бежит.
3. Кристина - То вам не чудо, не диковинка,
Уж я видел чудо чуднее того:
Курица под лавкой объягнилась,
Корова на лыжах покатилась.
4. Миша - Это вам не чудо, не диковина,
Ещё вам чудо чуднее того:
Козёл по полю летал,
Он мякину собирал.
5.Слава - И тому чуду не дивуйтесь,
Я видел чудо чуднее того:
Уж как курочка бычка родила,
Поросёночек яичко снёс.
6. Саша фарданова. - На коня баран залез
И поехал прямо в лес.
7. Марина Б. - Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.
А на дереве ежи
Строят гнёзда из лапши.
8. Саша Чепуха! Чепуха!
Это просто враки.
Куры съели петуха-
Думали собаки.
Наш Макар сыграет на балайке.
Не ходи ты мимо двору -
Пусть спокойно люди спят.
Меня маменька ругает,
Не велит с тобой гулять.
Саша: Ах, что ж не сплясать,
Что же мне не топнуть.
Неужели в этом доме
Перерубы лопнут?
Мы умеем веселиться
Мы умеем танцевать
Любим очень мы трудиться
И частушки распевать.
Не умела вышивать,
Все не получалось,
А как конкурсы пошли
Я не растерялася.
Дискотека, дискотека,
Хоть и современная,
Лучше сходим на кружки
Что-нибудь, поделаем.
Шила, шила сарафан,
Получилась юбка,
Все в деревне обсмеяли
Я в ней, словно дудка.
Соболевские девчата,
На лице написано,
На все руки мастера,
И петь можем до утра.
Ой, иголочка моя,
Строчку шей красивую,
Светлана Владимировна
Будет ведь счастливая
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли,
а теперь мы вас попросим
Чтобы вы похлопали
Ведущий: Небылицы хороши, - посмеялись от души.
А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперёд -
Вы смекалистый народ.
-
Новая посудина, а вся в дырках (решето)
-
Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть)
-
Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает (ухват)
-
Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате)
-
На стене висит, болтается
За него всяк хватается (полотенце)
-
Кривой конь лезет в огонь (кочерга)
-
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар)
Ведущий: Собралось к нам гостей из всех волостей.
А кто хочет из гостей проявить смекалку - отгадать загадку?
(загадки для гостей из сундука)
1. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает, а сам на отдых идет (ухват)
2.Черный конь
Прыгает в огонь (кочерга)
3.Сколько ни мучь, ни кипяти, а белее не сделаешь (чугунок)
4.Сверху дыра и снизу дыра,
А в середине - огонь да вода (самовар)
5.Утка в море-
Хвост на воле (ковш)
6.Висит баба на грядках,
Вся в заплатках,
Заплата на заплате,
А дырьё не зашито (корзина)
7. Всех кормлю с охотою,
А сама безротая (ложка).
8. Идет пароход-
То взад, то вперёд,
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать (утюг)
9.Сидит уточка посреди стола,
Хоть и маленька, а всем нужна (солонка)
Отгадавшие получают конфеты.
Ведущий:
Посиделки - вечеринки
Звёзды в праздничной выси.
Это - русские картинки
Нашей жизни на Руси.
Ведущий:
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по"сусекам"
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Татьяна:
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: « До новых встреч!» (все вместе).
Хотелось сделать шаг назад не в своем развитии, а к своим русским традициям, русской культуре.
Если мы не будем знать свою историю, не будем идти вперед.
СЛАЙДЫ №18.
6. Рефлексия. На столах гостей прикреплены по три разных смайлика. Ведущий (учитель) просит присутствующих оставить тот смайлик, который выразит своё отношение к увиденному (красный - очень хорошо, зелёный - так себе, жёлтый - ничего особенного).
Используемая литература и сайты:
1. nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/klassnyi-chas-v-5-klasse-russkie-posidelki
2. vlivkor.com/2008/03/11/zimnie_posidelki.html
3. nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/posidelki
4. neva-mozaika.ru/about.php?action=allcoursephoto&pAboutId=5
5. Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки, викторины, семинары, конкурсы, игры /авт. - сост. О. В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2007.-127 с.
6. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ Под ред. И. А. Сасовой.- М.: Вентана-Граф, 2008.- 296 с.