- Преподавателю
- Технология
- Исследовательская работа Деревянная лошадка
Исследовательская работа Деревянная лошадка
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Галкин Н.А. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Упоровка
Районный заочный этап Всероссийского фольклорного фестиваля
«Хоровод традиций»
Номинация: декоративно-прикладное творчество.
Исследовательская работа «Деревянная лошадка»
Автор: Галкина Ангелина, 12 лет, 7 класс.
Адрес ОУ: 412 135 Саратовская обл.,
Екатериновский район,
с.Упоровка,
ул.Ленинская 50 А.
Рук-ль: Галкин Николай Александрович,
учитель технологии.
2015 год.
Краткая аннотация
Данная исследовательская работа посвящена детской игрушке - деревянной лошадке. В основе данной работы лежит исследование, основанное на изучении теоретических материалов об истории создания деревянной лошадки, а также пособий по созданию изделий-миниатюр следующих авторов «Технология миниатюрных изделий» Красникова В.Ф., «Сувениры своими руками» Осмачкина Б.П., «Поделки из дерева» Афанасьева А.Ф., «Деревянная лошадка своими руками» ПрошкинА.Н.
Цель работы - изучить материалы о детской игрушке - деревянной лошадке и изготовить её.
Задачи для достижения цели:
-
Исследование теоретических материалов о истории детской игрушки - деревянной лошадке.
-
Изучение материалов по созданию деревянных лошадок и их окраске.
-
Подготовка материалов для изготовления лошадки.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
(А.Барто)
Деревянный конек с крутым выгибом шеи - особо излюбленный мотив у мастеров игрушки Заволжья. Вырезанные из куска дерева лошадки, колёсики - своеобразные каталки (плашка с двумя конскими головами и с палочкой посередине, прикрепленная к колесам), коники со всадниками, стилизованные кони-колоды, лошадки-каталки на колесиках, каретки и тарантасы, всадники - множество вариантов коней бытовало в России, символизируя собой то солнечные колесницы Даждьбога, то само солнце ясное или темную ночь; то олицетворяли они зиму и лето, или просто передавали особенности той или иной модели конного транспорта XIX века. Готовые игрушки окрашивали и расписывали незатейливым узором. Что сии узоры означали, мастера не всегда могли объяснить, но, руководствуясь традицией, ничего не меняли: деды так пестрили, то есть украшали, и нам незачем выдумывать другое, считали они.
В 19 веке в деревнях вокруг Городца (Нижегородская область) мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, делали и расписную деревянную игрушку. Поначалу даже не Городец, а окружающие в деревнях вокруг Городца (Нижегородская область) мастера, занимавшиеся изготовлением его деревни и села славились игрушечным товаром. Но впоследствии именно в Городце этот промысел закрепился и развился до большого искусства со значительным товарооборотом. Именно здесь окончательно стилистически оформилась оригинальная городецкая роспись, сформировались основные типы городецкой игрушки.
На Нижегородчине с давних времен была распространена деревообработка, прежде всего ложкарное дело. Ложкари имели прекрасные навыки работы с деревом, а отходы от их основной деятельности давали запас бесплатного сырья. Из бросовых щепок ловкий ложкарь с помощью топора и ножа в свободную минуту мог без труда смастерить для своего ребёнка забавную игрушку. В XIX в. мастера вообще начали бросать своё прежнее дело и переключаться на изготовление топорно-щепной игрушки. Местную «топорщину» выделывали из осины и сосны. При этом баклушу (заготовку) кололи на дощечки, которые затем тесали. В ход шли также отщепы и лучинки. Из всего этого добрые руки мастеров создавали разного рода игрушки. Среди разнообразия городецких игрушек конь, в его самых разных композиционно-образных вариантах, занимает одно из ведущих положений. Вплоть до XX века лошади играли как в хозяйственном, так и в военном деле особую роль. Не случайно игрушечный конь был у детей и в крестьянской семье и вкняжеской.
Существует несколько основных композиционно-образных решений этой темы. К наиболее древнему типу восходит одиночная фигурка этого животного, выразительность которой определяется, прежде всего, особенностями ее силуэтного абриса, характером мордочки и пропорциональными соотношениями частей. Позднейшим структурным осложнением игрушки явилась ее постановка на плоскую подставку или колёсики, в декоративном отношении развитием образа стало добавление резных элементов или оформление орнаментом в виде кругов, геометрических фигур, линий или городецких цветов. Развитием темы коня стал сюжет из двух лошадок с повозками или санями, с кучером или без него, с куколками-пассажирами или без них. Для нижегородского Заволжья начала XX века характерна была композиция с двумя лошадками, одна из которых устремлена вперед, а другая с сильно нагнутой к груди головой словно упирается на месте. Хорошо известны игрушки городецкого мастера Игнатия Мазина(1876-1942), созданные им в 1920-1930 годах.
Известна и семья потомственных игрушечников Краснояровых, отца - Федора (1861-1943) и его сына Тимофея Красноярова (1904-1985), прославившихся своими игрушками. Кроме традиционных образов, Краснояров- младший делал и механические игрушки, отличавшиеся большой выдумкой и оригинальностью.
Нарядный внешний вид городецким игрушкам придавала довольно сложная технология окраски. Деревянную поверхность грунтовали мелом с клеем, что придавало цвету сочность. Краски использовали природные, чаще всего сажу и киноварь. Роспись завершала сусальная позолота, сверху покрываемая олифой.
В настоящее время над созданием современной городецкой игрушки работают художники фабрики "Городецкая роспись" в г. Городце. Только с 50-х годов, начинает планомерно развиваться промысловая городецкая роспись - как современное предприятие, где на традиционной основе разрабатываются новые образцы игрушек.
Художником НИИХП Е. И. Воронцовой была разработана игрушка в виде коня-качалки, ставшая впоследствии у многих советских детей любимой.
Несомненной удачей является игрушка Конь с каретой росписи Александры Соколовой, где форма кареты стала органичным продолжением коня, образует с ним единый компактный и емкий силуэт. Расположение городецкого цветочного узора акцентирует фигурку лошади как композиционный центр, а в окне кареты изображена дорожная сцена с девушкой и парнем, играющим на балалайке.
Изготовить игрушку - лошадку не трудно. Для этого нужно чуть времени, фантазии и подручные материалы: фанера в 10 мм, клей ПВА, краски, кисточки, лак «Бесцветный».
Вывод:
Выполнив данное исследование, мы выяснили, что деревянный конек - особо излюбленная игрушка у мастеров по древесине, что игрушка - лошадка является выдающимся творением в истории детских игрушек и что её не так трудно сделать.
Литература:
-
Афанасьев А.Ф. Поделки из дерева - М.:1989
-
Красников В.Ф, Технология миниатюрных изделий. - М.: 1976
-
Осмачкин Б.П. Сувениры своими руками
-
ПрошкинА.Н. Деревянная лошадка своими руками. - М.: 1991
Приложение
Игрушки Игнатия Мазина (1876-1942)
Игрушка Краснояровых
Конь -качалка Конь с каретой .