Программа для 8 класса «Культура Кузбасса»

Рабочая программа (региональный компонент) «Культура Кузбасса» предназначена для учащихся 8 класса.  Усиление и возрождения материальной культуры гуманистической направленности обучения и воспитания в современной школе предполагает активное приобщение школьников к духовной культуре своего народа.   Предмет «Технология» имеет широкие возможности для сохранения и возрождения материальной культуры народа. Знакомство школьников с традициями, различными видами народного искусства и ремесел, оформлени...        Уси
Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 92»




Рекомендовано

педагогическим советом

МБОУ «СОШ№92»

Протокол №1 от «30» августа 2013г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №92»

____________/ Т.А.Кольцова/.

Приказ №

от « 30 » августа 2013 г

«Рассмотрено»

ШМО учителей естественно-научного цикла

Руководитель ШМО естественно-научного цикла

_____________ /Л. А. Гринь/

Протокол №1 от «29» августа 2013г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


КУЛЬТУРА КУЗБАССА

(региональный компонент)


8 а класс

(общеобразовательный)


ВАСИЛЬЕВА АЛЛА АНАТОЛЬЕВНА

( учитель технологии,

высшая квалификационная категория)



Составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, программы курса «Технология». 8 класс за 2010 год (авторы Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко ).














2013 - 2014 учебный год

г. Новокузнецк

СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

  1. Пояснительная записка ………………….…………………………………3

  2. Содержание тем курса ………………………………………………….....5

  3. Учебно - тематический план………………………………………………6

  4. Требования к уровню подготовки…………………………………………7

  5. Критерии и нормы оценок знаний, умений, навыков……………………9

  6. Перечень учебно - методического обеспечения…………………………11

  7. Список литературы……………………………………………………… 11

  8. Приложение I (календарно - тематическое планирование)……………..12































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по культуре Кузбасса для 8а (общеобразовательного) класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего и основного (полного) образования по технологии, программы курса «Технология» 8 класс 2010 год (авторы Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко) и Государственного образовательного стандарта, в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология, 8 » авторы В.Д Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2010г.

Программа курса ориентирована на Федеральный компонент Государственного стандарта основного (полного) общего образования по технологии в его базовом уровне.

Усиление гуманистической направленности обучения и воспитания в современной школе предполагает активное приобщение школьников к духовной культуре своего народа.

Предмет "Технология" имеет широкие возможности для сохранения и возрождения материальной культуры народа. Знакомство школьников с традициями, различными видами народного искусства и ремёсел, оформлением жилища, национальной кухней способствует развитию интереса к истории своего народа, связи поколений. Изучение образцов декоративно-прикладного искусства родного края, поиски новых средств выразительности приводят к желанию не только повторить то или иное изделие, но и сделать его лучше. Всё это рассматривается в качестве обоснования для использования на уроках технологии элементов декоративно-прикладного искусства народов Кузбасского края.

Региональный компонент современных школьных программ должен стать самостоятельным принципом дидактики, средством формирования гражданского и эстетического мировоззрения подрастающего поколения.

Формирование у обучающихся основ целостной эстетической культуры невозможно без развития исторической памяти. Огромная роль в этом развитии принадлежит декоративному народному искусству, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народами формы эстетического отношения к миру.

Искусство - это великая память народа. Все, что нам оставили наши предки, должно войти в нашу жизнь, стать частью нас самих.

Высокое назначение народного искусства заключается в эмоционально-нравственной силе его воздействия на человека. Оно является хранителем народной мудрости, которая впитала в себя опыт тысячелетий. Из поколения в поколение в нем передаются не просто приемы ремесла, а мировоззрение народов, их духовная культура.

Соприкасаясь с произведениями народного искусства, дети становятся чище, благороднее. Возникновение чувства радости от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра.

Региональная программа рассчитана на 1 год (35 часов), количество часов в неделю (1час) - для учащихся 8 классов и может быть реализована как национально - региональный компонент курса "Технология". Интеграция данного курса с изобразительным искусством, позволит создать целостное представление о самобытной культуре народов Кузбасского края.

Воспитание на региональном материале способствует обострению внимания к духовным ценностям народов Кузбасского края, интереса и уважения к их прошлому, что открывает большие возможности развития человека как личности, индивидуальности с альтернативным мышлением, способной понимать и ценить то, что создано трудом каждого народа.

Очень важно, что знакомство с предметным миром народной культуры происходит на уроках технологии путём включения обучающихся в практическую деятельность по изготовлению традиционных изделий. Основная их цель - нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства народов Кузбасского края.

Цель курса:

Нравственно-эстетическое развитие учащихся на видах декоративно-прикладного творчества и истории костюма народов Кузбасского края.

Задачи курса:

  • познакомить с культурой, декоративно - прикладным творчеством и историей костюма народов Кузбасского края;

  • развивать навыки самостоятельной исследовательской работы;

  • закрепить навыки конструирования и моделирования швейных изделий и приемы работы с тканью и кожей;

  • ознакомить учащихся с одним из видов народного творчества - вышивкой;

  • воспитывать уважение к работам народных мастеров, интерес к прикладным видам деятельности;

  • способствовать творческому подходу к исследованию народной обрядности;

  • воспитывать у учащихся чувство гордости за свою национальную и духовную культуру;

  • обучить изготовлению сувениров - кукол в национальных костюмах.









В неделю - 1 час.

Всего- 35 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА.


Рукоделие.

Ознакомление учащихся с очень распространённым видом народного творчества - вышивкой. Она знакомит с историей быта, традициями народа, на которых основывается современная вышивка.

История костюма народов Кузбасского края.

Учащиеся познакомятся с национальными костюмами - русских, шорцев, телеутов, и других народностей края. В процессе изготовления макетов кукол (8 часов) в национальных костюмах народов Кузбасского края учащиеся приобщаются к культуре своего народа, его традициям, обычаям.

Художественная обработка материалов.

Характер основных элементов костюма складывался в течение многих веков и определялся условиями жизни каждого народа. Основными материалами для изготовления одежды служили ткани из растительных волокон, сукно, а также овчина и кожа. Учащиеся более подробно ознакомятся с декоративной обработкой кожи и меха. По собственным эскизам они смогут изготовить украшения из этого материала.

Программой предусмотрены экскурсии на выставки декоративно - прикладного искусства, в краеведческий и художественный музей, где учащиеся смогут увидеть подлинные народные костюмы. Результатом изучения программы будет являться выставка - отчет декоративно - прикладного творчества учащихся, на которой будут представлены макеты кукол в национальной одежде народов Кузбасского края, поделки из кожи, вышивки в технике "крест".

Знакомство с многообразием национальной одежды народов нашей страны, их культурой и бытом - органическая часть интернационального воспитания учащихся.









УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.


№ п/п

Содержание раздела

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

Обоснование

1

Раздел I. Рукоделие.

8

8


2

Раздел II. История костюма народов Кузбасского края.

20

20


3

Раздел III. Художественная обработка материалов.

4

4


4

Раздел IV. Экскурсии в музей.

2

2


5

Раздел V. Выставка - отчет декоративно-прикладного творчества учащихся.

1

1



Итого:

35

35











ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 8 КЛАССА.


В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями.

В результате изучения раздела "Рукоделие" учащиеся должны:

знать/понимать:

  • особенности художественно - декоративного языка искусства, значение в нем ритма, симметрии, обобщённости силуэта, ограничения цветовой гаммы;

  • традиционные виды ремесел, народных промыслов.

Уметь:

  • использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности;

  • владеть иголкой, ниткой, работать с шаблоном;

  • подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;

  • составлять орнамент в полосе, квадрате, круге;

  • обосновывать функциональные качества изготовляемых изделий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия;

  • для выполнения декоративно - прикладной обработки материалов повышения потребительских качеств изделий;

  • для выполнения различных видов художественного оформления изделий.

В результате изучения раздела "История костюма народов Кузбасского края" учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • виды традиционных народных промыслов;

  • назначение различных швейных изделий;

  • основные стили в одежде и современные направления моды, связь между современной одеждой и элементами народного костюма.

Уметь:

  • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;

  • владеть иголкой, ниткой, работать с шаблоном;

  • подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;

  • выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий;

  • обосновывать функциональные качества изготовляемых изделий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно - тепловой и художественной обработки изделий;

  • для выполнения декоративно - прикладной обработки материалов повышения потребительских качеств изделий;

  • для выполнения различных видов художественного оформления изделий.

В результате изучения раздела "Декоративная обработка материалов" учащиеся должны:

знать/понимать:

  • способы получения дорогого натурального материала;

  • традиционные виды ремесел, народных промыслов.

Уметь:

  • использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности;

  • подбирать материал по назначению изделия;

  • сделать подарки своими руками близким;

  • обосновывать функциональные качества изготовляемых изделий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • различать виды и качество кожаных изделий;

  • делать оригинальные вещи из вторичного сырья по своим эскизам.




















КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.


Правильная оценка успеваемости учащихся имеет огромное стимулирующее воспитательно - образовательное значение. В школе принята цифровая пятибалльная система оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Итоговые оценки за четверть, за учебный год выводятся в соответствии с фактическим уровнем знаний, накоплением оценочных впечатлений об ответах, различных письменных, тестовых, графических, практических, творческих работах, умениях и навыках учениц.

Устные ответы учащихся оцениваются на основании общепедагогических требований.

При оценке успеваемости учащихся в процессе практических и творческих работ учитель учитывает следующее:

  1. усвоение всех требуемых технологических приемов;

  2. умение применять приобретенные знания в практической и творческой работе;

  3. самостоятельность в работе;

  4. правильное планирование и организацию выполнения работы;

  5. умение подбирать необходимые материалы и инструменты;

  6. правильную организацию своего рабочего места;

  7. предупреждение возможных случаев брака;

  8. качество выполнения практической, творческой работы;

  9. отношение к работе;

  10. продолжительность выполнения практической, творческой работы;

  11. оформление объекта работы;

  12. выполнение правил ТБ во время работы;

  13. культуру труда.

Практические и творческие работы учащихся также оцениваются по пятибалльной системе.

Отметка «5» - ставится за правильное и прочное усвоение технологических приемов; умение правильно применять полученные знания во всех случаях практической и творческой работы; проявление самостоятельности и инициативы в работе; полное соответствие качества выполняемой работы требованиям программы и выполнение работы в установленный срок.

Отметка «4» - за правильное и достаточно полное усвоение требуемых технологических приемов; умение правильно, без особых затруднений применять приобретенные знания; умение проявлять достаточную самостоятельность в работе, но в отдельных случаях, при выполнении сложных работ допускается помощь со стороны учителя; соответствие качества выполняемой работы установленным требованиям при наличии небольших поправок и выполнение работы в пределах установленного срока.

Отметка «3» - за правильное усвоение технологических приемов; умение правильно применять приобретенные знания в практической, творческой работе, но с некоторыми ошибками; умение самостоятельно работать, но с некоторыми затруднениями, преодолеваемыми с помощью учителя; соответствие качества выполняемой работы установленным требованиям после дополнительных исправлений, переделок; выполнение задания в более длительный срок.

Отметка «2» - за слабое и непрочное усвоение значительной части основных технологических приемов; грубые или часто повторяющиеся в практической и творческой работе ошибки; неумение работать самостоятельно; несоответствие качества выполняемой работы установленным требованиям и выполнение работы позднее указанного срока.

Отметка «1» - за не усвоение основных технологических приемов; отсутствие знаний, необходимых для практической работы, или неумение применять их на практике; выполнение работы со значительным числом грубых ошибок, даже при постоянной помощи учителя; несоответствие качества выполняемой работы установленным требованиям, крайне медленное выполнение работы, небрежное отношение к работе и отсутствие культуры труда.

Итоговым показателем качества выполнения работ учащимися являются районная и городская выставки, фестиваль искусств, отчетное годовое родительское собрание, на которые обычно отбираются лучшие практические и творческие работы учащихся.












































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


Дополнительная литература для учителя:

  1. Аникеев А.А. Моя малая Родина. СГПУ. Ставрополь,1994.

  2. Ефименко Л.Т. Живая россыпь. - Тверь, Издательство ИНИКО, 2004.

  3. Исламгалиева С.К. Культурология. - М: Издательство "Экзамен", 2005

  4. Константинова С.С. История декоративно - прикладного искусства.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  5. Некрасова М.А. Народное искусство России - М.: "Советская Россия", 1983

  6. Орлова Н.А. История вещей - М.: Издательство АСТ,1998

  7. Понамарева Е.Т. История ремесел. - Издательство АСТ, 2000.

  8. Прохоров А.М. Энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1988.

  9. Соловьев В.М. Русская культура. - М.: Белый город, 2004.

  10. Чудакова Н.В. Я познаю мир. Культура. - Издательство АСТ,1996.

  11. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - Издательство АСТ,1996.

  12. Журнал "Сделай сам" №2 - М.: Издательство "Знание", 1993.

  13. Журнал "Школа и производство" № 10 - М.: "Педагогика",1990.

  14. Ханус С. - Как шить? - М.: Легпромбытиздат, 1992.

  15. О.Г. Жукова "Кожа, что всех тканей дороже", Издательство "Знание ",1977 г.

  16. Н. П. Коноплёва "Работаем со старой кожей ", Издательство "Знание ",1982 г.

  17. М. Максимова, М. Кузьмина. Вышивка - первые шаги. ЗАО "ЭКСМО", 1996 г.

  18. Х. Пирс - Объемная вышивка, Ниола 21 век, 2004 г.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Бакланов Т.И., "Мировая Художественная Культура", "Интербук", Москва,2001г.

  2. Горяева Н.А., "Твоя мастерская", "Просвещение", Москва 2000 г.

  3. Горяева Н.А., "Декоративно - прикладное искусство в жизни человека", "Просвещение", Москва 2000 г.

  4. Миловский А. "Народные промыслы", "Мысль", Москва 1994 г.

  5. Симоненко В.Д. "Технология" - 8 класс, "Вентана - Грант", Москва 2008 г.

  6. Шпикалова Т.Я. "Основы народного и декоративно - прикладного искусства", Москва 1996 г.

  7. Исламгалиева С.К. Культурология. - М: Издательство "Экзамен", 2005 г.

  8. Константинова С.С.История декоративно - прикладного искусства", - Ростов н/Д: Феникс, 2004 г.




ПРИЛОЖЕНИЕ I.

Календарно - тематическое планирование по курсу «Культура Кузбасса» 8 класс.

1 час в неделю, всего 35 часов, составила Васильева А.А. 2013/14 учебный год.

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

Раздел I. Рукоделие. (8 ч.)

1

Азбука вышивальной грамоты.

1

2

Знакомство с вышивкой народов Кузбасса.

1

3

Изготовление образцов швов.

1

4

Композиция, ритм, раппорт, орнамент.

1

5

Цветовой тон в вышивке народов Кузбасса.

1

6

Отделка изделий вышивкой.

1

7-8

Составление альбома летописи нашего края.

2

Раздел II. История костюма народов Кузбасского края. (20 ч.)

9

Как появилась одежда.

1

10

Русский народный костюм.

1

11

Одежда народов Кузбасса.

1

12

Вышивка в шорском и телеутском костюме.

1

13-14

Изготовление макета русского народного костюма. Изготовление макета шорского народного костюма.

2

15

Телеутский народный костюм.

1

16

Изготовление макета телеутского народного костюма.

1

17

Костюм сибирских татар.

1

18

Зарисовка костюма сибирских татар.

1

19

Декорирование одежды.

1

20

Изготовление и декорирование изделий из меха.

1

21

Головные уборы шорского народного костюма.

1

22

Украшения шорского народного костюма.

1

23

Изготовление украшений (по выбору).

1

24

Мужчины и женщины. Взаимопроникновение мужского и женского костюмов.

1

25

Творческие задания. Зарисовка образов.

1

26

Кукла в культуре коренных народов Кузбасса.

1

27

Изготовление куклы-оберега.

1

28

Жилище и быт коренных народов Кузбасса.

1


Раздел III. Художественная обработка материалов. (4 ч.)

29

Декоративная обработка кожи.

1

30

Изготовление кулона по собственному эскизу.

1

31

Изготовление сувенира по собственному эскизу.

1

32

Изготовление панно по собственному эскизу.

1

33-34

Раздел IV. Экскурсии в музей.

2

35

Раздел V. Выставка - отчет декоративно-прикладного творчества учащихся.

1

Итого:

35








© 2010-2022