Исследовательская работа ученицы 9 класса Кем быть

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»



Направление Социология

Кем быть?



Исследовательская работа

Выполнена: ученицей 9 "А" класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 2» г.Няндома Белик Алиной

Научный руководитель - учитель муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 2» г.Няндома Евстафеева Светлана Васильевна


г. Няндома, 2016

Содержание:

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1

1. Профессия. Специальность. Должность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

2. Проблемы профессионального самоопределения старших школьников . . . . 5

3. Как выбрать профессию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

4. Пора сделать выбор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Приложение 1.1. Анкеты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

Приложение 1.2. Анализ анкетирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Приложение 1.3. Содержание электронного пособия

"Путеводитель в мире профессий" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Приложение 1.4. Наиболее востребованные профессии

ближайшего будущего. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Приложение 1.5. 50 профессий, наиболее востребованных на рынке труда

Архангельской области в 2015 году. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15





Введение

«Если Вы не знаете, в какую гавань держите путь,

то ни один ветер не будет для Вас попутным».

Сенека.

В мире очень мало вещей, которые мы не можем выбирать: наше собственное тело, историческая эпоха и страна нашего рождения, родители, события детства. Все остальное в нашей жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. Одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является выбор профессии. Сейчас существует большое многообразие профессий. Актуальность проблемы профориентации на уровне нашей школы была выявлена в ходе анкетирования, проведённого среди старшеклассников.

Школа старается развивать у нас творческие способности, инициативность, мобильность, функционально грамотную личность. Где, как не в школе формируются интересы и склонности, которые определяют путь профессионального определения. Важное условие - осознанно выбранный профессиональный путь в старших классах. Конечно, хорошо, когда человек с детства мечтает стать учителем, врачом или художником. Но у большинства это всего лишь детские мечты, которые ими и остаются. И лишь у единиц - это их будущее. Каждый ученик 8- 9 класса, начинает задумываться о своей будущей профессии. Я ученица 9 класса и передо мной тоже встала проблема выбора профессии. Что выбрать для себя?

Опрос взрослых показал насколько важен выбор профессии, так как только половина опрошенных работает по выбранной в 9 классе профессии и полученному образованию, остальные же либо получали второе образование, либо работают не по специальности. Проведенный опрос работающего населения также показал, что если профессия выбрана человеком осознанно, то и работа для человека в радость и приносит удовлетворение.

Современное общество предполагает необходимость разрешения следующих противоречий: потребность старших школьников в выборе профессии и отсутствие у них необходимых знаний о профессии, о себе; личностные возможности школьников и выбор профессии; профессиональное самоопределение старших школьников и невостребованность выбираемых ими профессий на современном рынке труда и т. д.

Для разрешения названных выше противоречий необходимо выявить пути профессионального самоопределения старших школьников.

Проблема нашего исследования: как выбрать свою будущую профессию.

Решение этой проблемы определило тему нашего исследования «Кем быть?».

Цель исследования: создание школьного мультимедийного электронного пособия по профессиональной ориентации старшеклассников «Путеводитель в мире профессий» и с его помощью сделать свой выбор профессии.

Объект исследования: проблемы профессионального самоопределения старших школьников.

Предмет исследования: мой выбор профессии.

Гипотеза исследования: можно ли определиться с выбором профессии, используя мультимедийное электронное пособие по профессиональной ориентации старшеклассников «Путеводитель в мире профессий».

Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Охарактеризовать проблемы выбора профессии у старших школьников.

  2. Определить факторы, влияющие на формирование профессионального самоопределения старших школьников.

  3. Создать мультимедийное электронное пособие «Путеводитель в мире профессий».

  4. Определиться с выбором профессии.

Для реализации цели и задач исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения школьников); эмпирические (анкетирование, беседы, математическая обработка данных).

База исследования: МБОУ «Средняя школа № 2» г. Няндома.

Ожидаемые результаты: создать мультимедийное электронное пособие «Путеводитель в мире профессий», которое поможет в выборе профессии мне и старшеклассникам.













1. Профессия. Специальность. Должность.

Что же такое профессия? Это профессиональное сообщество. Профессией объединены люди, занятые данным видом труда. Люди одной профессии имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни.

Профессией также называют разновидность деятельности (то же, что и работа).

Другой смысл слова "профессия" - "система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку". Говорят: "Он овладел профессией", "У него есть профессия".

Наконец, профессией можно назвать необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования и развития.1

По данным Американского словаря профессий, на 1965г имелось 35,5 тысяч профессий, разделенных на 114 групп в 22 областях деятельности. В разные времена количество профессий значительно менялось. В документе, который называется " Единый тарифно-квалификационный справочник ", насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России.

Профессиональная ориентации - определение своего местонахождения, ориентирования, умение разобраться в каких-либо вопросах, направленность в какой-либо деятельности, определяемая интересами кого-либо. В целях создания эффективной модели по формированию готовности старшеклассников к выбору профессии мы опирались на исследования: В. П. Зинченко, В.Ф. Ломова, Е. В. Филатовой, П.К.Анохина, Ю. В.Козелецкого, Е. А.Прохоровой, Н.Э. Касаткиной, П. Б. Торопова, С. Н. Чистяковой, В.Д.Шадрикова , Т. М. Чурековой.

Правильно выбранная профессия доставляет не только финансовую прибыль, но и моральное удовлетворение. Говорят, что хобби - это лучшая работа. И это действительно так. Посмотрите на людей, которые занимаются любимым делом и получают за это деньги. Работа для таких людей приносит удовлетворение.

Чем отличается специальность от профессии? Специальность - это узкая направленность в определенной профессии. То есть можно выделить несколько специальностей в одной профессии. Примером выделения узких специализаций является профессия врача. В ней можно выделить несколько направлений. Например: хирургия; гинекология; терапия; стоматология и т. д.2

Правильно выбранная специальность позволяет стать мастером своего дела. Быть специалистом в одном направлении намного перспективней, чем уметь все, но понемногу. Универсальность в профессии не является залогом незаменимости сотрудника. Но всегда стоит помнить, что руководители ценят в работнике желание развиваться и осваивать новые горизонты.

Что такое смежная профессия? Понятие смежной профессии часто путают с повышением квалификации. На самом деле это разные вещи. При прохождении курсов повышения квалификации работник приобретает новые знания по своей специальности и в итоге может выполнять более сложную работу. Приобретение смежной профессии состоит в прохождении определенных курсов, обычно краткосрочных, которые дают возможность расширить свои трудовые навыки и выполнять работу на другой должности. Например, если человек освоил строительную профессию и работает на должности штукатура, то прохождение курсов маляра позволит ему выполнять дополнительные функции. Получение смежных профессий делает работника более ценным кадром для организации, так как в случае необходимости он может заменить другого сотрудника.3

Квалификация по направлению или специальности высшего профессионального образования - уровень обученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности. Присваиваемые в рамках направлений и специальностей конкретные квалификации устанавливаются Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

Неправильный выбор профессии может повлечь за собой нереализованность интересов человека и его талантов. Сменить профессию можно, но чем старше человек, тем труднее это сделать. При правильном понимании того, что такое профессия, можно сделать удачный выбор. Для того чтобы понять, как подобрать работу по своим предпочтениям, необходимо знать, что такое профессия и должность, и определить, какая связь существует между ними.4

Должность - структурная единица в организации. Если вы имеете подходящее образование и соответствуете требованиям, предъявляемым к соискателю, то сможете занять определенную должность. Например, имея профессию учителя, занять должность электрика вряд ли удастся.

2. Проблемы профессионального самоопределения старших школьников.

Выбор профессии основывается на нескольких факторах, которые касаются не только личных предпочтений человека, но и приоритетов государства.

Прежде всего, выбор профессии должен основываться на личных интересах человека. Школа, часто, не раскрывает полностью потенциальных возможностей и способностей учащихся и ориентируется в основном на его предметные знания и оценки. Государство предлагает решение данной проблемы через введение в школах профильных классов.5 Считается, что они будут способствовать более раннему профессиональному самоопределению, но профильные классы направлены на углубление знаний по тем предметам, которые будут необходимы при поступлении в то или иное учебное заведение.

При выборе профессии необходимо учитывать свои возможности и способности. На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. Родителям хочется оградить своих детей от неправильных поступков и решений, обеспечить благополучное будущее детям. Взрослые конечно хотят, чтобы дети получили надёжную, уважаемую, а иногда и модную высокооплачиваемую профессию. Родители правы, когда говорят, что некоторые подростки ещё не знает, какую профессию выбрать. Но родители не должны полностью брать на себя ответственность за будущую профессию своих детей. Если подросток сам выберет свою будущую профессию, то учеба и работа будет для него радостью. Мнение и советы взрослых надо учитывать, но выбор должен сделать сам ребенок.

В ходе эксперимента мы выяснили мнения учащихся о том, насколько они информированы о профессиях, о требованиях, предъявляемых профессией к человеку, о своих личностных качествах. Учащимся 9 классов нашей школы было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 1.1.).

При анализе опроса (Приложение 1.2.) мы обнаружили, что учащиеся затрудняются в выборе профессии из-за недостатка знаний об особенностях каждого вида деятельности, неумения соотнести свои желания с реальными способностями и возможностями. Об этом свидетельствует и анализ бесед с учащимися. Многие подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать свое будущее.

Следующая проблема: бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: дворник).6 Часто подростки выбирают профессию исходя из заработной платы .

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии - тоже проблема современной молодежи. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный труд.

Проблема устарелых представлений о характере труда в сфере материального производства у родителей и подростков. Во все профессии в современном мире, и, прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существующих при выборе профессии подростками.

Выбор профессии очень часто исходит из выбора куда пойти учиться, конечно не у всех родителей есть средства, чтобы отправить своих детей куда-то в большие города на учебу. Поэтому часто сначала определяют учебное заведение наиболее подходящее бюджету семьи, и только потом определяют профессию, которую можно в данном учебном заведении получить.


3. Как выбрать профессию.

Специалисты считают, что в выборе профессии должны учитываться факторы: «Я-хочу», «Я-могу», «Я-надо». «Хочу» - это желания, интересы, склонности детей. «Могу» - это возможности подростков (образование, здоровье и т.д.) «Надо» - это чтоб была работа по специальности, т.е. можно было бы устроится на работу. Если при выборе профессии подросток совместит «Хочу», «Могу» и «Надо», то его профессиональный выбор будет удачным.7

Не стоит основывать свой выбор профессии на величине заработной платы. Если не иметь интереса к выполняемой работе, человек быстро разочаровывается в денежном преимуществе. Это не говорит о том, что интересная работа - неприбыльная. Конечно труд хорошего специалиста в своем деле должен быть достойно оплачен.

Другой распространенный способ выбора профессии - семейные предпочтения, династии. Например, в семье бабушки и дедушки, а также родители - преподаватели, и ребенок тоже выбирает профессию учителя. Но если он не обладает данными для этой профессии или просто не любит детей, то работа не будет приносить ему удовольствия. Некоторые люди, только поступив в университет и проучившись несколько лет, понимают, что выбранная профессия им не подходит. Но им становится жаль потраченного времени, и они решают доучиться и идти работать по специальности. В молодом возрасте легче переучиться, так что сменить нелюбимую профессию стоит незамедлительно.

В каком возрасте осуществляется выбор профессии? Будущая профессия может определиться даже у ребенка в раннем возрасте. Поэтому, если в детстве у вас любимой игрой был ресторан и вы всегда готовили какие-то блюда и вам это нравится сейчас, то ваш выбор профессии - повар. А если вы любили делать прически своим родным и друзьям, то парикмахер - это то, что принесет вам удовольствие от работы.

Конечно, выбирая профессию можно ошибиться и понять об этом только на 2-3 курсе профессионального учебного заведения. Но всегда можно сменить профессию или специальность. Возрастных ограничений для смены деятельности не существует. Но то, что людям в зрелом возрасте тяжелее перестраиваться, остается фактом. Большое значение также имеет характер человека и его готовность меняться. Некоторым людям довольно сложно сменить род деятельности.8

Получение профессии состоит из нескольких этапов. Сначала нужно определиться с будущей специальностью, затем получить соответствующее образование и, наконец, приобрести навыки работы по выбранной специальности. Все перечисленное становится трудно реализовать, если профессия выбрана не совсем правильно.

Некоторые должности не требуют получения специального образования. Но наличие определенных навыков и опыт работы приветствуются в любой организации. Именно получение опыта делает человека профессионалом в своей сфере.

Приобретение профессии может заключаться не только в получении образования. Некоторые профессии его не требуют. Например, в торговой сфере наличие диплома редко имеет значение, но приятная манера общения, опрятная внешность и навыки продаж незаменимы во всех сферах торговли.

В ходе эксперимента мы выяснили мнения взрослых о том, насколько важно сделать правильный выбор профессии. Было опрошено 24 человека, из них работают по выбранной в старших классах профессии - 50 %, работают более 10 лет - 60 %, получают удовлетворение в работе - 54 %, как был сделан выбор: свой выбор (нравилась профессия) - 62 %, другое - 38 %.

Проанализировав все данные мы выбрали необходимую информацию, которая разрешит некоторые проблемы с выбором профессии и создали мультимедийное электронное пособие "Путеводитель в мире профессий" (Приложение 2.1. Диск)


4. Пора сделать выбор.

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии. С помощью электронного пособия "Путеводитель в мире профессий", вооружившись листом бумаги и ручкой, я проделала следующее :

"Я хочу"

1. С помощью "Банка профессий" (Приложение 2.2. Диск) составила список профессий, наиболее мне понравившихся: агент страховой, психолог, учитель.

"Я могу"

2. Составила перечень требований к выбираемым профессиям. Определила значимость каждого требования и выявила самые важные:

Агент страховой: внимательность, наблюдательность, уравновешенность, сдержанность, тактичность, доброжелательность, коммуникативные способности, умение говорить грамотно и доходчиво.

У психолога должны быть хорошо развиты коммуникативные способности, тактичность, чувство ответственности, умение сопереживать, наблюдательность, аналитический ум, эмоциональная устойчивость, внимательность.

Для успешной работы учитель должен обладать развитыми интеллектуальными способностями, высокой эмоциональной устойчивостью - выдержкой, самообладанием; развитыми коммуникативными качествами - доброжелательностью, чуткостью, тактом, сопереживанием; хорошей дикцией, способностью к яркому и логически выстроенному изложению материала; энергичностью, работоспособностью, умением увлечь своим предметом; высокой общей культурой.

3. Оценила свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий, прошла несколько тестов (Приложение 2.3. Диск), выяснила, что мои интересы, способности, личные качества соответствуют выбору профессий. Проанализировала, какая профессия из всего списка больше других подходит мне по всем пунктам и сделала вывод: мне больше подходит профессия - страховой агент.

4. Обсудила свое решение с друзьями, родителями, учителями и по анализу их мнений пришла к выводу, что выбор сделала правильно.

"Надо"

5. Выяснила выбранная профессия входит в число востребованных в будущем (Приложение 4). Определила основные практические шаги к успеху:

Чтобы стать страховым агентом, нужно просто начать! Страховому агенту достаточно среднего специального образования и желания работать в страховании. Страховые компании самостоятельно организуют обучение новых сотрудников. Основные навыки можно получить уже в процессе работы.

Профессиональные учебные заведения, в которых можно получить профессию страхового агента: ГБПО "Архангельский финансово - промышленный колледж", ГБОУ СПО Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж»; НОУ СПО «Колледж управления, бизнеса и права»; НОУ СПО Архангельской области «Архангельский кооперативный техникум»; центр общества «Знание» России г.Северодвинск.9


Заключение

Результатом нашей работы стало создание мультимедийного электронного пособия «Путеводитель в мире профессий» по теме профессионального самоопределения старшеклассников. Также одним из результатов являются приложения к пособию, в котором можно почерпнуть массу полезной информац. С помощью электронного пособия я определилась с выбором профессии, поэтому гипотеза подтвердилась.

Мы уверены, что, обратившись за помощью к нашему мультимедийному электронному пособию, старшеклассники найдут ответы на многие интересующие их вопросы, связанные с выбором профессии. И это поможет им не ошибиться в будущем выборе.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработано школьное мультимедийное электронное пособие по профессиональной ориентации старшеклассников «Путеводитель в мире профессий». В пособии предложены тесты и методики, которые помогут в профессиональном самоопределении. Старшеклассники смогут познакомиться с новыми профессиями. Также узнают о том, что влияет на выбор профессии, каковы типичные ошибки при профессиональном определении.

Материалы исследования могут быть использованы учителями, классными руководителями и старшеклассниками школ. Пособие может стать средством повышения у ряда учеников мотивации к учебной деятельности в школе, и после ее окончания.


Библиографический список

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2002. Концепция одобрена на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.04.2002 и 28.06.2002. Доработана по отзывам, поступившим из субъектов Российской Федерации (май-июнь 2002), и результатам 2-ого Всероссийского совещания по профильному обучению (28.06.2002).

  2. Климов Е. А. Как выбирать профессию. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1984 , 2-е изд. - М.: Просвещение, 1990 - 159 с.

  3. Назимов И.Н. Теория и практика профориентации. Петрозаводск, 1991-135с.

  4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. М.: Генезис, 2000 - 128 с: ил.

  5. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. М., 2004 - 47 с.

  6. Чистякова С.Н. Школа и служба профориентации. М., 2006 - 150 с.

Интернет-ресурсы:

ucheba.ru/prof/

e-xecutive.ru/career/trades/

vde.infobus.ru/dictionary.html

naviobraz.tsu.ru/slov_prd.htm

estrabota.ru/index.phtml?go=slov

job.informika.ru/smi/jfy59.htm

zarplata.ru/

vakansii.com.ua/showArticleNames.html?id=24

nikelka.ru/career_guidance/by_time/psycholog_types.htm

psyparents.ru/people/authors/1889/

arhzan.ru/home/slugbazan/proforientpo/po/mnogoprof.aspx



Приложение 1.1. Анкеты

Анкета для старшеклассников.


  • Определились ли вы с выбором профессии?

  • Откуда вы получаете информацию о профессиях?

  • На каком уровне поставлена профориентационная работа в школе?

  • Нужно ли вам, электронное пособие «Путеводитель в мире профессий», которое оказало бы вам помощь в выборе профессии?

  • Владеете ли вы необходимыми знаниями о профессии, о себе, о мире профессионального труда.

  • Умеете ли вы сопоставить свои личные возможности и требования, предъявляемые профессией к человеку.

  • Владеете ли вы информацией о востребованных профессиях на современном рынке труда.

  • Достаточно ли вы владеете знаниями о профессиональных учебных заведениях и возможностях поступления.

  • Какие мотивы выбора профессии для вас главные.

Анкета для взрослых.

1. Выбор профессии был случайным?

2. Сколько лет работаете по профессии?

3. Есть удовлетворение в работе?



Приложение 1.2. Итоги анкетирования.


Анализ ответов учащихся:

  • Определились ли вы с выбором профессии?

Да-35% респондентов; нет-65% респондентов.

  • Откуда вы получаете информацию о профессиях?

Родители- 20%; школа-35%; СМИ-20%; прочие-25%.

  • На каком уровне поставлена профориентационная работа в школе? Высокий-20%, средний-60%, низкий-20%.

  • Как вы думаете, оказало бы вам помощь при выборе профессии мультимедийное электронное пособие «Путеводитель в мире профессий»?

Да-87% респондентов; нет-10% респондентов; незнаю-3%.

  • Владеете ли вы необходимыми знаниями о профессии, о себе, о мире профессионального труда.

Ответили положительно - 34% респондентов, отрицательно - 37%, ответ вызвал затруднение у 29% учащихся.

  • Умеете ли вы сопоставить свои личные возможности и требования, предъявляемые профессией к человеку.

Да - 40%, нет - 50%, не знаю - 10%.

  • Владеете ли вы информацией о востребованных профессиях на современном рынке труда.

Да - 35%, нет - 40%, затрудняются ответить - 25% опрошенных.

  • Достаточно ли вы владеете знаниями о профессиональных учебных заведениях и возможностях поступления.

Ответили положительно - 45% респондентов, отрицательно - 25%, ответ вызвал затруднение у 30% учащихся.

  • Какой для вас самый важный мотив при выборе профессии.

Престиж профессии - 29%, заработная плата - 30%, выбор родителей - 12%, другое - 29%.


Приложение 1.3. Содержание пособия "Путеводитель в мире профессий"

(Приложение 2.1. Диск)


1. Что такое профессия, специальность, смежная профессия

2. Классификация профессий

3. Анализ профессий

4. Формула профессий

5. Требования профессии к человеку

6. Карты профессий

7. Семь шагов к выбору

8. Ошибки в выборе

Приложение 2.2. Банк профессий

Приложение 2.3. Интересное о профессиях

Приложение 2.4. Тесты






Приложение 1.4. Наиболее востребованные профессии ближайшего будущего.

Среди общего списка наиболее нужных профессий 2015-2020 гг. называют:

(по данным с proprof.ru/node)

1. IT-специалисты (программисты, специалисты по администрированию баз данных или серверного оборудования, вебдизайнеры).

Поскольку окружающую нас действительность все больше наполняют компьютеры и информационные технологии, спрос на специалистов с соответствующим образованием будет только расти.

2. Инженеры.

Большинство крупных промышленных предприятий давно испытывают нехватку инженерных кадров, и, не смотря на то, что в кризис негативно сказывается на росте производства и темпов строительства, в ближайшем будущем потребность в квалифицированных инженерах будет расти.

3. Специалисты в сфере маркетинга

В ситуации экономической нестабильности, перенасыщения рынка, падения потребительского спроса многие компании будут заинтересованы с грамотном маркетологе, способном продвинут товар или услугу и довести его до конечного потребителя.

4. Представители социальных профессий (педагоги, врачи).

Если предмет труда напрямую связан с основными потребностями человека, то его актуальность всегда будет на высокой. Старение общества и экологическая обстановка увеличивает спрос на медицинских работников, а потребность в новых знаниях обеспечит работой специалистов в сфере образования. Наблюдается в настоящее время нехватка именно узкопрофильных специалистов (офтальмологов, отоларингологов, логопедов, эндокринологов, диетологов, аллергологов, хирургов по различным направлениям).

5. Переводчик.

Хотя знание иностранного языка постепенно будет выступать необходимым дополнением к большинству профессий, неизбежное расширение межкультурных связей приведет к росту спроса на специалистов сфере лингвистики.

6. Специалисты из области сервиса. В стране идет активное развитие сервиса: ночные салоны красоты, бронирование номеров гостиниц в любое время суток в любой стране, круглосуточная доставка продуктов питания на дом и прочее. Запросы людей растут, а их удовлетворение является основной задачей сотрудников beauty-индустрии, туристического бизнеса и прочих сервисов.

7. Экологи. На последний момент специалисты-экологи становятся весьма востребованными из-за того, что экологическая обстановка во всем мире с каждым годов все больше ухудшается. Ведь именно от экологии во многом зависит качество жизни людей, а также их здоровье.

8. Химики. Человечество столкнулось с энергетической проблемой. Именно ученые-химики хотят разрешить данную проблему, но пока решение ими не найдено.

9. Личные консультанты и психологи. В данное время проблема психического состояния людей является приоритетной, которую необходимо решать в ближайшее время. Психологи востребованы не только в поликлиниках и учреждениях образования, но и на других предприятиях.

10. Агент страховой. Сегодня все больше организаций и граждан осознанно выбирают страхование как эффективный механизм защиты своих имущественных и личных интересов. А потому профессия страхового агента очень востребована и популярна.

Приложение 1.5. 50 профессий, наиболее востребованных на рынке труда

Архангельской области в 2015 году.

Арматурщик

Бетонщик

Бурильщик эксплуатационных и разведывательных станций

Бухгалтер

Вальщик леса

Водитель автомобиля

Воспитатель детского сада

Врач

Изолировщик

Инженер

Кассир

Кондитер

Кладовщик

Кровельщик по рулонным кровлям

Маляр

Машинист бульдозера

Машинист (кочегар) котельной

Машинист крана (крановщик)

Медицинская сестра

Менеджер

Облицовщик-плиточник

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин

Официант

Охранник

Пекарь

Повар

Плотник

Плотник - бетонщик

Проводник пассажирского вагона

Социальный работник

Страховой агент

Слесарь по ремонту лесозаготовительного оборудования

Слесарь-монтажник судовой

Слесарь по ремонту автомобилей

Слесарь-ремонтник

Слесарь-сантехник

Станочник деревообрабатывающих станков

Стропальщик

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

Транспортерщик

Трубопроводчик судовой

Учитель

Штукатур

Электромонтажник судовой

Электромонтер по ремонту и обслуживанию Электрооборудования

Электросварщик ручной сварки


По данным Министерства труда, занятости и социального развития

Архангельской области.

2016 год

1 Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1984.

2 Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., 2000.

3 Чистякова С.Н. Школа и служба профориентации. М., 2006.

4 Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., 2000.

5 Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2002

6 Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. М., 2004.

7 Назимов И.Н. Теория и практика профориентации. Петрозаводск, 1991.

8Чистякова С.Н. Школа и служба профориентации. М., 2006.

9 arhzan.ru/home/slugbazan/proforientpo/po/mnogoprof.aspx

18

© 2010-2022