Проект: «Работа по профориентации с обучающимися 5 классов на уроках трудового обучения»

"Описание материала: Подготовка обучающихся к выбору профессии является одной из важных целей образования в школе. В 5 классах материал ещё привязан к темам, изучаемым по программе по предмету технология. В процессе преподавания тем учитель преследует несколько целей: во - первых, дать понятие видам тканей, процессу изготовления тканей, во-вторых, рассказать о работе ткачей и текстильщиков. А также обучающиеся должны научиться применению полученных знаний на практике при изготовлении изделий ...
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы Матвеевой Раисы Васильевны

(Учитель технологии БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 36»)

Работа по профориентации с обучающимися 5 -х классов на уроках трудового обучения.

В условиях рыночной экономики с её жёсткими требованиями к общетрудовым и профессиональным качествам работника неоспоримые преимущества получают те, кто с детства приучен трудиться добросовестно, выполнять любую работу качественно и в срок, обладает для этого требуемыми знаниями и навыками. Поэтому подготовка школьников к выбору профессии, труду - это одна из важных целей школьного образования.

Для того, чтобы помочь каждому школьнику ориентироваться на современном рынке труда, необходимо реализовать следующие цели:

  • дать сведения о профессиях;

  • помочь узнать самого себя, свои способности, интересы;

  • воспитать положительное отношение к труду, к самому себе;

  • сформулировать необходимые знания, умения, навыки, основы экономических знаний;

  • научить самостоятельно принимать решения о выборе профессии.

На каждом этапе школьного обучения подготовка к выбору профессии имеет конкретные цели и задачи.

Рассмотрим третий (5-7 класс) поисково - зондирующий этап. Он связан с формированием у детей профессиональной направленности, осознанием ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

В 5 - 7 классах средней школы материал по профориентации привязан к изучаемой по программе теме трудового обучения. При этом дети учатся определять:

  • характер труда (ручной или машинный);

  • уровень мастерства (малоквалифицированный или высококвалифицированный труд);

  • операции технологической последовательности;

  • заработную плату специалистов различных категорий;

  • понимать значение различных видов труда в жизни общества.

Изучая ткани в 5 классе учитель должен решить ряд дидактических задач:

  • дать понятие о процессе изготовления ткани (технологический процесс);

  • познакомить с профессиями работников текстильного и ткацкого производства;

  • познакомить со свойствами тканей из натуральных растительных волокон;

  • научить применению полученных знаний на практике при изготовлении швейных изделий и уходе за одеждой.

Занятие 1. Тема: «Волокнистый состав тканей. Производство ткани»

Цели урока:

  • ознакомить с производством тканей и их строением;

  • научить определять в ткани направление долевой нити и лицевую сторону;

  • ознакомить с профессиями прядильщика и ткача;

  • воспитывать уважение к труду человека.

Ход занятия:

Для объяснения материала используется беседа. Учащиеся отвечают на предложенные вопросы, а учитель дополняет их ответы, расширяя и уточняя имеющиеся у них знания. В ходе беседы должны быть выяснены следующие вопросы:

  1. Использование тканей в быту.

  2. Волокна для изготовления тканей: натуральные (животного и растительного происхождения); химические (искусственные и синтетические).

  3. Из чего состоит ткань ( из тонких нитей - пряжи).

  4. Где используют пряжу, кроме производства ткани: изготавливают нитки, тесьму, ленты, кружево и др.

  5. Производство пряжи (кратко рассказать о процессе прядения и о профессии прядильщика).

  6. Производство ткани ( кратко рассказать о процессе изготовления ткани на ткацком станке, с показом его модели и о профессии ткача).

Для закрепления знаний учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Какие волокна (нити) получены из живой природы?

  2. Какие волокна (нити) получены из продуктов переработки полезных ископаемых?

  3. Какие волокна называли «Русским золотом»?

Лабораторно - практическая работа

Тема: «Определение в ткани направления нитей основы и утка»

Оборудование: образцы тканей, лупа, тетрадь, игла, ножницы.

Порядок выполнения работы:

  1. Повторение правил охраны труда при работе с ножницами и иглами.

  2. Вводный инструктаж стр.103, 104 учебного пособия.

  3. Выполнение работы.

Определить в образцах ткани растительного происхождения направление основы и утка:

- по кромке, нити основы проходят вдоль ткани - кромок, нити утка - поперёк ткани, образуя кромки.

- на растяжение, по утку ткань растягивается больше.

- по звуку, при резком растяжении ткани более звонкий звук характеризует направление основной нити.

- по виду нитей, нити основы тонкие и гладкие, нити утка более толстые и пушистые.

4. Отчёт о проделанной работе оформить по следующей форме:

Нить

По кромке

По степени растяжения

По звуку

По виду нитей

Основа




Вдоль

Меньше

Звонкий

Тонкая, гладкая

Уток




Поперёк

Больше

Глухой

Толстая, пушистая

Образцы хлопчатобумажной ткани:

Проект: «Работа по профориентации с обучающимися 5 классов на уроках трудового обучения»Проект: «Работа по профориентации с обучающимися 5 классов на уроках трудового обучения»

5.Для закрепления знаний и умений полученных на уроке девочки самостоятельно определяют по изученным признакам направление нитей в образцах ткани без кромки, лицевую и изнаночную стороны.

Проект: «Работа по профориентации с обучающимися 5 классов на уроках трудового обучения»Проект: «Работа по профориентации с обучающимися 5 классов на уроках трудового обучения»

6.Домашнее задание: подготовить кусочки ткани для следующего урока, определить в них направление нитей, лицевую и изнаночную стороны.

7.Уборка рабочих мест.

© 2010-2022