Программа специального курса Ситцевый лоскуток (8класс)

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Тлянче Тамакская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат VIII вида» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан












"Ситцевый лоскуток"

Программа специального курса

для 8 класса









Составитель:

Насибуллина Раушания Нависовна

учитель -дефектолог

I квалификационная категория









с. Тлянче - Тамак, 2014

Пояснительная записка

Лоскутное шитьё - один из распространённых видов женского рукоделия, восходящий корнями к далёкому прошлому. Разноцветные лоскутики служили основой для дома: подушек, ковриков, покрывал, кукол - ибо человек всегда стремился украсить свой быт доступными ему средствами. Программа предназначена для преподавания лоскутного шитья как профильного курса трудового обучения детей с нарушениями интеллекта. В программу включены материалы по изготовлению простых техник по изготовлению лоскутного шитья, а также разделы предмета

« Швейное дело» по конструированию, позволяющие закрепить знания и применить их при изготовлении простых лоскутных изделий.

Актуальность программы заключается в том, что этот вид рукоделия сейчас довольно популярен, но на уроках швейного дела ему не уделяется должного внимания. К тому же лоскутное шитье позволяет развивать творческие способности учащихся даже при использовании готовых схем.

Программа разработана так, чтобы учащиеся, изучая учебный материал, выполняли сначала простые образцы, обрабатывая их приемы и технику выполнения, а затем переходили к изготовлению более сложной работы (индивидуальных или групповых творческих работ). Последовательность тем по программе определяется усложнением материала в техническом и художественном отношении. Вариативность изучаемого материала позволяет учителю направить процесс обучения не только на накопление знаний, умений по лоскутному шитью, но и максимальное использование физических возможностей и умственных способностей учащихся с нарушениями интеллекта. Результатом такого обучения должно стать достижение психологической готовности учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в области надомного труда.

Занятия лоскутным творчеством, изучение особенностей его традиционной техники, знакомство с секретами лоскутного мастерства помогут многим детям открыть новые пути в жизни, в их дальнейшей профориентации, а творческий потенциал детей поможет возрождению нашего народного лоскутного искусства.



Курс рассчитан на 34 часа .

Учащиеся должны знать: основные понятия и термины; способы соединения частей; технологии лоскутного шитья.

Учащиеся должны уметь: использовать на практике полученные знания; пользоваться шаблонами; самостоятельно выполнять изделия в лоскутной технике.

Цели и задачи курса:

_ формирование умений, необходимых для успешной социально - трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

- умение планировать свою работу, анализировать свои действия и их результаты;

- овладение учащимися искусством лоскутной техники;

- закрепить навыки работы с тканью, полученные на уроках швейного дела;

- научить правильно подбирать необходимые материалы и планировать

предстоящую работу;

- составлять эскизы и схемы изготовления изделий, подбирать цветовую гамму тканей;

- вызвать интерес к данной работе, желание сделать свой быт уютнее, добрее своими руками, доставляя радость себе и окружающим;









Тематический план

Темы

Количество часов

Теор.
занятия

Практ.
занятия

1

Введение. Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества.

1

1

2

Инструменты и материалы для лоскутного шитья.

1

1

3

Основы цветовой гармонии.

1

1

4

Технологические основы лоскутного шитья

2

1

1

5

Основные приемы шитья

2

1

1

6

Основные понятия об орнаменте.
Техники: "Йо-Йо", "Окно собора", "Необычные шестиугольники".

9

3

6

7

Лоскутная техника: "Сомерсет".

4

1

3

8

Лоскуты и фантазия. Технология работы над лоскутным изделием.
"Праздничный букет", «Жар-птица»

4

1

3

9

Приёмы получения разнообразных фактур. Детское покрывало из рубашечных лоскутов.

4

1

3

10

Сиденье для стула

5

1

4

11

Итоговое занятие. Подготовка и организация выставки изделий.

1

1

12

Итого

34

13

21



Программа курса

Тема 1.Введение. (1 ч.)

Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества. Технологические основы лоскутного шитья. Традиционное лоскутное шитьё.

Тема 2. Инструменты и материалы для лоскутного шитья. (1ч.)

Портновский мелок, карандаш, ластик.

Прозрачная линейка-шаблон.

Иглы. Нитки для сметывания, для стежки.

Шаблоны.

Ткань как материал для творчества.

Организация рабочего места.

Тема 3. Основы цветовой гармонии.(1ч.)

Цвет: группы, спектр, цветовой тон, светлота, тоновое изображение, насыщенность, локальный цвет, обусловленный цвет. Спектральный цветовой круг: основные цвета (красный, жёлтый, синий) и составные (производные или дополнительные: оранжевый, зелёный, фиолетовый). Цветовое соотношение. Тон.

Тема 4. Технологические основы лоскутного шитья (2 ч.)

Понятие о техниках лоскутного шитья.

Тема 5. Основные приемы шитья (2 ч.)

Ручное стачивание. (Шов «назад иголку»).

Машинное стачивание


Тема 6. Основные понятия об орнаменте. Техники: «Йо-Йо», «Окно собора», «Необычные шестиугольники».(9ч)

Лоскутная техника: «Йо-Йо» - это использование в лоскутной шитье круглых элементов.

Лоскутная техника «Окно собора» - это присоединение сложенных квадратных элементов из одноцветной ткани к выступающим в качестве рамки маленьким элементам из ткани с рисунком.

Лоскутная техника: «Необычные шестиугольники» -шитье изделий из шестиугольников

Тема 7. Лоскутная техника: «Сомерсет». (4 ч)

Лоскутная техника: «Сомерсет»- пришивание лоскутков к материалу основы, а не соединение их между собой.

Тема 8.Лоскуты и фантазия. Технология работы над лоскутным изделием. «Праздничный букет», «Жар-птица».(4 ч)
Технология работы над лоскутным изделием.

Тема 9. Приёмы получения разнообразных фактур. Детское покрывало из рубашечных лоскутов (4 ч)

Детское одеяло размером 60х60 см. из 6 квадратов размером 20 х 20 см. (в готовом виде). Узоры в квадратах выполнены различными техниками лоскутного шитья, которые уже хорошо знакомы.

Тема 10. Сиденье для стула (5 ч)

Сиденье для стула размером 40х40 см. из 16 квадратов размером 10х10 см. (в готовом виде).

Тема 11. Итоговое занятие (1 ч)

Оформление выставки работ в школе.

Ожидаемые результаты:

- получение знаний об истории, культурных традициях, современных возможностей лоскутного шитья;

-развитие познавательных интересов и творческих способностей;

-приобретение опыта в поиске необходимой информации, оценки и анализа;

-приобретение опыта изготовления лоскутных изделий и возможности самостоятельного применения.









Литература

1.А.Деркач. Энциклопедия рукоделий-М.:АСТ-ПРЕСС Книга,2002.-256 с.

2.Аппликация -М.: Вече,2001.-208 с.(«Домашнее рукоделие»)

3. Джанна Вали Перти. Лоскутное шитье от простого к сложному., 2004

4. Ю.Федоров «Ситцевый лоскуток»- М.: Мозаика-Синтез

Ресурсы сети Интернет:

hnh.ru/handycraft/kvilt_books

loskutnoe.ru/

8



© 2010-2022