Методические указания к проведению деловой игры

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕКАМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


к проведению деловой игры

в группах по профессии 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)










Нижнекамск-2015г.

Рассмотрено на заседании

Предметной (цикловой) комиссии

Председатель ПЦК

______________ Т.В. Гималеева

«___» ______________ 2015г.




Автор: Гималеева Т.В.- преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ;




СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Основная часть

1.1 Цели и задачи деловой игры 4

1.2 Ход игры 5

1.3 Структура деловой игры 6

2. Заключение 9

3. Источники информации 11

4. Приложение 12















АННОТАЦИЯ

В данной методической разработке представлен вариант деловой игры, который может быть использован в качестве альтернативы традиционным занятиям по профессиональным модулям и учебной практики. Данная разработка предназначена для преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения


ВВЕДЕНИЕ

В сложившихся социально-экономических условиях в России основой образования должны быть не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпускать специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включать его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать проводником новых идей.

Современные приоритеты образования - доступность, качество, эффективность. Реализации этих требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности - это использование новых знаний, приемов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребовательностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений относится к разработке технологий. Еще Я.А. Коменский призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы все, чему учат, имело успех. По-настоящему продуктивными являются технологии, ориентированные на личность обучающегося, его интересы, способности, позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что главная задача российского профессионального образования - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Исходя из этого, учебный процесс требует применения инновационных технологий. Одним из видов инновационных технологий является деловая игра.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Цели и задачи деловой игры

Деловая игра - это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизводство реальной производственной ситуации. Это активная форма обучения и повышения уровня профессиональной подготовки студентов, которая соединяет в одно целое теоретическую и практическую подготовку студентов.

Проведение деловой игры в учебном процессе преследует различные цели:

- развивает интерес у студентов к глубокому изучению предметов специального цикла;

- способствует развитию самостоятельности, находчивости, умения быстро ориентироваться в сложной ситуации;

- позволяет на личном опыте убедиться в трудности разрешения конкретных производственных вопросов и одновременно учит правильно определять свое отношение к таким ситуациям, выявлять их причины;

- помогает получить представление о работе электромонтера, мастера участка; прививает любовь к будущей профессии и помогает понять всю ее сложность.

Согласно теории контекстного обучения, деловая игра становится возможной и наиболее полезной после прохождения курса лекций и некоторого количества практических занятий. Таким образом, необходима соответствующая подготовка перед деловой игрой. Подготовка основана на требованиях, которые будут предъявляться к участникам деловой игры. Рассмотрим основные этапы подготовки.

1. Лекции по курсу «Электротехника и основы электроники»: «Цепь переменного тока, содержащая активное, индуктивное и емкостное сопротивления»; «Мощность переменного тока».

2. Лекции по курсу «Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования» - «Коэффициент мощности и способы его улучшения».

3. Практическая работа по производственному обучению «Коэффициент мощности и способы его улучшения»

Деловая игра должна содержать игровую и учебную задачи. Игровая задача - выполнение играющими определенной профессиональной деятельности. Учебная задача - овладение общими и профессиональными компетенциями.

1.2 Ход игры

Тема игры : « Коэффициент мощности и способы его улучшения»

Техническое задание: на промышленном предприятии произошло резкое

уменьшение коэффициента мощности. Соответственно увеличилось потребление мощности из энергосистемы, и как результат - повышение платы за электроэнергию.

Цель технического задания: создание программы мероприятий, позволяющих решать конкретные проблемы промышленного предприятия, то есть направленных на увеличение коэффициента мощности

Цели деловой игры:

- обучающие: углубить знания обучающихся по энергосберегающим технологиям, показать практическую значимость коэффициента мощности в энергосбережении;

- развивающие: развить умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, развить познавательный интерес к профессии, обосновать применение того или иного способа повышения коэффициента мощности;

-воспитывающие: проявлять активность при фронтальной форме организации учебной деятельности, сотрудничать в группе при выполнении работы.

Домашнее задание: каждая группа выполняет презентацию, в которой демонстрирует свой способ повышения коэффициента мощности в виде видеоролика.

1.3 Структура деловой игры

Этап игры

Деятельность участников

игры

Деятельность преподавателя

1

2

3

1 этап - формулирование целей игры и сообщение необходимой информации (техническое задание)

Четко представить себе проблему, соотнести проблему с поставленной целью.

Выбирают главного энергетика, начальника цеха и каждая группа выбирает начальника участка.

Главный энергетик ставит проблему и предлагает ее решить.


Организовать работу в четырех малых группах:

каждая группа - участок цеха, в состав которого входят три электромонтера и начальник участка. Остальная часть группы - эксперты, возглавляемые главным энергетиком

Предложить каждому производственному участку выбрать один из способов повышения коэффициента мощности и обосновать его

2 этап - самостоятельная работа студентов в командах

Вникают в проблему, пытаются понять ее.

Коллективное обсуждение: используя ранее полученные знания, практический опыт принимают решения путем соглашения.

Оказывает помощь

3 этап - межгрупповая дискуссия

Каждая группа предлагает свой способ решения рассматриваемой проблемы:

-участок №1 представляет следующие мероприятия:

- полная загрузка электродвигателей;

-переключение асинхронных двигателей с треугольника на звезду. Показывают видеоролик и доказывают эффективность этих методов.

Участок №2 представляет следующие мероприятия:

- устранение холостого хода;

- внедрение ограничителей холостого хода.

Показывают видеоролик и доказывают первоочередное применение этих методов.

Участок №3 представляет следующие мероприятия:

- повышение качества ремонта;

- упорядочение технологи-

ческого процесса. Показывают видеоролик и приводят свои доводы в эффективности методов.

Участок №4 представляет следующие мероприятия:

-применение компенсирующих установок (конденсаторов, синхронных двигателей, синхронных компенсаторов)

Показывают видеоролик, затем обосновывают предложенный метод.

Участники других групп задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку способа.

Экспертная комиссия совещается и дает аргументированную положительную оценку всем методам. Рекомендует применение их во всех цехах предприятия.

Управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается подвести к правильному решению проблемы.


2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенная нами деловая игра направлена на формирование общих и профессиональных компетенций:

- работа в команде;

- способность оценивать творческую работу коллег;

- анализировать рабочую ситуацию, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результат работы;

- работа с информационными технологиями в приложении к конкретной предметной области;

- развитие прогностических способностей;

- умение найти выход из сложившейся сложной производственной ситуации;

- выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта;

- производить испытания и пробный пуск машин;

- настраивать и регулировать контрольно- измерительные приборы;

- производить техническое обслуживание электрооборудования.

Считаем деловую игру одним из наиболее эффективных методов обучения, позволяющим снять противоречия между теоретическим характером учебной дисциплины и практическим характером профессиональной деятельности обучаемого.

Это позволит существенно повысить уровень профессиональной подготовки будущих электромонтеров.



















3. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Основные:

1. С.А. Габрусевич, Г.А. Зорин От деловой игры - к профессиональному творчеству: Учебно - методическое пособие. - Мн.: Университетское образование, 2006.- 125 с

2.Данилова О.Л., Костюченко П.А. Энергосбережение на предприятиях промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, ЗАО "Технопромстрой", 2007г. с.700

3.ДаниловН.И.,ЕвплановА.И.МихайловВ.Ю., .Энергосбережение. Введение в проблему, Екатеринбург: ИД "Сократ», 2009г.с.208

4.Колесников А.И, Михайлов С.А. Энергоресурсосбережение, АНО «МРАИ ЭЕМ», 2008г.с.231

5.Комков В. А., Тимахова Н.C. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве , Инфра-М, 2010г.с.320

Интернет- ресурсы:

1.greb.ru›3/elekroenergetika/energocberegenie/

2.technoprojekt.ru›documents/gostenergy11.doc

3.e-audit. kz› index .php…

Дополнительная литература:

1. Психология. Словарь под общей ред. А.В. Петровского. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2003. - 494с.

2. А.М. Смолкин Методы активного обучения: Науч.- метод. пособие. - М.: Высшая школа, 2004.- 176с.

3. htpp:// psyfaktor/.org/personal5.htm.

4. ines-ur.ru›enersave_23.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Способы повышения коэффициента мощности

1. Полная загрузка электродвигателей, переключение асинхронных двигателей с треугольника на звезду

Электродвигатели являются наиболее распространёнными потребителями электроэнергии на промышленных предприятиях. Они потребляют около 80% электроэнергии. Большая доля установленной мощности приходится на асинхронные двигатели, которые являются основными потребителями реактивной энергии. Поэтому мероприятиям по повышению коэффициента мощности асинхронных двигателей должно уделяться большое значение.

Наиболее простым способом повышения коэффициента мощности является полная загрузка этих электродвигателей. Чем меньше загружен асинхронный двигатель, тем ниже его коэффициент, а также к.п.д.

В процессе эксплуатации должны производиться постоянные наблюдения за загрузкой асинхронных двигателей. Необходимо записывать показания амперметров или производить периодически измерения загрузки электродвигателей. Результаты измерений изучают, после чего заменяют или переставляют электродвигатели для их лучшей загрузки.

Коэффициент мощности у сильно недогруженного асинхронного двигателя можно повысить переключением его статорной обмотки с треугольника на звезду. При этом напряжение уменьшается в 1,73 раза, уменьшается ток намагничивания статора, что дает повышение коэффициента мощности.

2. Устранение холостого хода, внедрение ограничителей холостого хода

Существенное значение для повышения коэффициента мощности имеет ограничение или устранение холостого хода электродвигателей.

Применение частотных преобразователей позволяет регулировать частоту вращения электродвигателей насосов и вентиляторов в зависимости от величины напора продукта или воздуха на их лопасти, что способствует ограничению работы двигателей на холостом ходу.

В зависимости от характера и устройства станков применяют различные конструкции ограничителей холостого хода, представляющие собой контактные устройства, размыкающие цепь катушки магнитного пускателя электродвигателей.

3. Повышение качества ремонта, упорядочение технологического процесса

Улучшение качества ремонта электрооборудования приводит к уменьшению переходного сопротивления контактных соединений, у электродвигателей - ведет к изменению обмоточных данных (меньше потери на нагрев), что в совокупности ведет к повышению коэффициента мощности.

Необходимо провести анализ режимов работы технологического оборудования и при целесообразности часть его перевести на работу в ночное время, что приведет к улучшению энергетического режима предприятия, т.е позволит равномерно загрузить трансформаторы в течении суток и уменьшить потери электроэнергии.

4. Применение компенсирующих установок

Эти мероприятия проводятся в тех случаях, когда использованы все меры по естественному повышению коэффициента мощности. К мерам искусственной компенсации можно отнести применение конденсаторов, синхронных двигателей, синхронных компенсаторов.

Конденсаторные батареи выполняют роль местных генераторов реактивной мощности, если их подключить параллельно потребителю, то это приведет к увеличению коэффициента мощности.

Их можно устанавливать как у электродвигателей, так и на распределительных трансформаторных подстанциях. Каждый конденсатор имеет несколько параллельно подключенных секций, помещенных в общий стальной кожух.

Синхронный двигатель в режиме перевозбуждения превращается в генератор реактивной энергии, которая отдается в сеть и обеспечивает компенсацию общего сдвига фаз.

Синхронный компенсатор представляет собой синхронный двигатель облегченной конструкции, работающий при перевозбуждении в режиме холостого хода. Включение компенсатора приводит к уменьшению общего тока при постоянной мощности, потребляемой нагрузкой. Уменьшение тока разгружает линию электропередачи, трансформаторы и генераторы, в результате чего уменьшается падение напряжения и потери в системе электроснабжения, а синхронные генераторы получают возможность отдать дополнительную активную мощность в сеть.




14

© 2010-2022