• Преподавателю
  • Технология
  • Теоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности

Теоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности

Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Так же результаты эксперимента свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующи...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности
1.1. Творческое развитие школьников как педагогическая проблема
1.2. Философские, психолого-педагогические и методические
подходы к понятиям «активность», «творческая активность»
1.3.Дидактическая модель процесса развития творческой активности учащихся

Глава 2. Метод учебного проекта в школьном образовании

2.1. История возникновения и развития метода учебных проектов

2.2. Творческие проекты на уроках технологии

2.3. Этапы выполнения проекта


Глава 3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся в процессе проектной деятельно-сти.
3.1 Отношение учащихся к предмету технология

3.2. Динамика развития творческой активности

3.3. Формирование творческих качеств

Заключение

Список литературы

Приложения




























Введение

Актуальность темы исследования. Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников. Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе (Ф.В.Андреев, Д.Б.Богоявленская, И.И.Ильясов, Ж.А.Зайцева, А.А.Кирсанов, А.А.Малахов, Р.А.Петросова, О.Г.Сущенко, А.Энгельбрехт и др.); в процессе эстетического воспитания (Н.Е.Воробьев, В.Г.Кухаронак, Г.П.Новикова, Е.Ю.Романова, Н.М.Сокольникова, Е.А.Солнцева, Л.Н.Шульпина и др.); в ходе развития познавательной самостоятельности (Л.Г.Вяткина, Е.И.Еремина, Г.И.Щукина и др.); через использование средств изобразительного искусства (Р.А.Гильман, В.Плюхин и др.); через применение разнообразных методов воспитания и обучения (Г.В.Безюлева, С.Н.Дорофеев, В.Д.Путилин, В.П.Ушачев и др.)
Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям. Большие возможности для развития творческой активности школьников создает проектная учебная деятельность.
Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет образовательная область «Технология». Авторы современных подходов к технологическому образованию (П. Р. Атутов, В. М.Казакевич, Е. М. Муравьев, М. Б. Павлова, И. А Сасова, Л. Н. Серебренников, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и другие) указывают на необходимость развития личностного потенциала учащихся в процессе проектной учебной деятельности.
Проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии специально не исследовалась. В то же время использование проектной деятельности может значительно повысить творческую активность школьника.
Степень разработанности проблемы. Для нашего исследования важной представляется проблематика развития творческих способностей .
Основное противоречие, выявленное в процессе анализа процедур организации образования в системе общего образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.
На основании выявленного противоречия сформулирована
проблема исследования: каково влияние проектной деятельности на развитие творческой активности учащихся на уроках технологии?
Объект исследования: творческая деятельность школьников на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.
Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий и средств развития творческой активности учащихся в процессе проектной учебной деятельности.
Гипотеза исследования: эффективность развития творческой активности учащихся на занятиях технологии повышается, если основу обучения состав-ляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента, при этом:

  • • проектная учебная деятельность выстраивается с учетом субъектно-позиционного подхода, направленного на усиление роли ученика в управле-нии собственной учебно-познавательной деятельностью, а уровень субъект-ности обеспечивается позицией ученика и учителя в педагогическом процессе;

  • • проблематика и содержание проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся;

  • • осуществляется вариативное построение проектной деятельности для создания условий реализации субъектной позиции ученика, развития умений и навыков свободной творческой деятельности и управления ею;

  • • учащиеся включаются в активную творческую деятельность.

Задачи исследования:

  • 1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования с целью определения понятий «творчество», «активность», «творческая активность» применительно к исследуемой проблеме.

  • 2. Выявить возможности использования проектной учебной деятельности для развития творческой активности.

  • 3. Выделить параметры, позволяющие оценить эффективность проектной деятельности, как способа развития творческой активности учащихся.

  • 4. Исследовать отношение к предмету школьников обучающихся по традиционной системе обучения и по программе «Технология», где выполняются творческие проекты.

Методы исследования. Теоретические: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения философской и психолого-педагогической литературы, анализ собственной педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение; эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся, самооценка, сравнительный анализ, стимулирование.

  • - на первом этапе (1994-1999гг.) изучалась новая интегративная образовательная область «Технология», психолого-педагогическая литература; апробировалась работа по выполнению творческих проектов,

  • - на втором этапе (1999-2003 гг.) уточнялось содержание обучения технологии; совершенствовались методы выполнения проектов, в ходе которых проверялся спектр видов и сфер практической деятельности по предметам труда, создавая условия самоопределения учащихся; выявлялся комплекс средств и условий, стимулирующих развитие творческой активности,

  • - на третьем этапе (2003-2006 гг.) делилась опытом организации проектной

  • деятельности с учителями технологии, слушателями курсов повышения квалификации АО ИППК.

  • - на четвертом этапе (2006-2007гг.) экспериментальная проверка влияния системы средств, условий проектного метода обучения на активизацию творческой активности учащихся.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  • - уточнены понятия «творчество», «активность», «творческой активность» в контексте исследуемой проблемы;

  • - обоснована особенность творческой деятельности в рамках метода проек-тов на уроках технологии, которая состоит в том, что творческая деятельность, имея своим предметным содержанием «прохождение» учеником пути от анализа потребности конкретных людей до изготовления продукта, удовлетворяющего эти потребности, с неизбежностью приводит к творческому развитию личности;

  • - дополнены характеристики проектной деятельности как средства развития творческой активности учащихся.

  • - обоснованы образовательные возможности проектной деятельности для развития творческой активности школьников.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

  • - оформлен стенд и составлен банк учебных проектов;

  • - разработаны методы диагностики творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии;

  • - созданы видеозаписи, показывающие нетрадиционную защиту проектов и участие школьниц в городском конкурсе любителей шитья.

На защиту выносятся следующие положения:

  • • Творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением лич-ности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, са-мостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности.

  • •Уровни развития творческой активности характеризуются следующими критериями и показателями: мотивационно-целевой - развитие познавательных интересов, способность к целеполаганию на основе исследования проблем и потребностей; когнитивный - усвоение и осознанность знаний, стремление к самопознанию и самоопределению; эмоционально-волевой - способность к преодолению познавательных трудностей; удовлетворенность деятельностью по разработке оригинального и качественного идеального или материального продукта, самооценка; деятельностно-практический - самостоятельность реализации собственных возможностей, творчество (полнота исследований, разнообразие идей, оригинальность и сложность разработки), качество продукта, самоопределение.

  • •В основе развития исследуемого качества лежит субъектно-позиционный подход, который означает создание условий для проявления субъектности ученика в управлении своей учебно-познавательной деятельностью. Уровни развития субъектности школьника зависят от его позиции в учебном процессе, от педагогического управления познавательной деятельностью и могут быть определены как низкий, эмоционально-ситуативный, активно-исполнительский, творческий. С учетом субъектно-позиционного подхода разработана модель развития познавательной активности в процессе проект-ной деятельности, которая представляет собой взаимосвязь мотивационно-целевого, содержательного, организационного и результативного компонен-тов.

  • •Развитию познавательной активности учащихся, формированию их субъект-ной позиции способствует содержание обучения технологии, системообразующим компонентом которого является учебная проектная деятельность по широкому спектру видов и сфер практической деятельности в соответствии с разнообразием предметов труда. Обеспечение возможности изменения традиционной последовательности проектной деятельности позволяет осуществлять учебный процесс в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что создает условия повышения творческой активности школьников;

  • • Развитие творческой активности школьников определяется рядом условий: педагогической поддержкой, предполагающей выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в процессе проектной деятельности; вариативностью содержания обучения, обеспечивающей индивидуальный характер развития учащихся; организацией групповой работы учащихся, способствующей формированию опыта управления собственной учебной деятельностью.

  • • Эффективными педагогическими средствами развития творческой активно-сти школьников являются выставки, конкурсы, конференции на которых представлены работы проектной деятельности учащихся.

Глава I. Теоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности

В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Чтобы определить модель становления этого качества у выпускников основной школы в контексте исследования, необходимо было выявить сущность понятий: «творчество, «активность личности» и «творческая активность», определить возможности проектной деятельности и опре-делить условия ее эффективности для развития творческой активности школьников.

1.1. Творческое развитие школьников как педагогическая проблема

Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (фило-софов, психологов, педагогов). Понятие "творчество" восходит к трудам Платона и Аристотеля. В философской литературе употребление понятия "творчество" многопланово. Оно рассматривается как "активность", "процесс", "вид деятельности", "форма деятельности" и т.д. Различные его стороны отражаются в понятиях "творческое начало", "творческое развитие", "творческие возможности", "творческое мышление", "творческая активность", "творческое отношение", "творческая деятельность", "творческий труд", "творческая личность", "твор-ческая индивидуальностьВ педагогической литературе творчество или творческая деятельность оп-ределяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева. Ю.Н. Кудюткин и др.). Исследователи (Л.К.Веретенникова, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук и др.) рассматривают сущность творчества как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творче-ской деятельности. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и оп-ределяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место. Ряд авторов (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин. И.Ф. Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новиз-ны является также и социальная значимость результата деятельности. Вы-ражая общепризнанное понимание творчества И.Б. Гутчин пишет: "Творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценно-сти, обладающие общественным значением... Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности".
Подчеркивая различие между развитием природы и продуктивной деятель-ностью человека, К.А. Тимирязев отмечал главный отличительный признак творчества человека - его целенаправленность. В природе происходит процесс развития, но не творчества. Некоторые авторы (Я.А. Пономарев и др.) трактуют творчество довольно широко и даже отождествляют его с понятием "развитие". "Всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития". Творчество характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным.
Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти. Творчество есть момент взаимосвязи, диалектического единства продуктивного и репродуктивного. Исходя из общеметодологического принципа понимания развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования.
В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений. Необходимым условием развития творчества является его многообразные связи с культурным целым. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно. Поэтому формула"развитие человека как самоцель творчества" означает следующее:

  • а) развитие общественного человека, общества, создающего более благоприятные условия для расцвета каждой индивидуальности:

  • б) самореализация личности, опредмечивание ее творческих способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит развитие общества.

В.И. Андреев рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности:

  • а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

  • б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме - это не творчество, а варварство);

  • в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

  • г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

  • д) новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. В.И. Андреев справедливо утверждает, что "неотъемлемым атрибутом творчества следует считать критерий развития человека, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом. Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью приводить к развитию человеческой личности, развитию человеческой культуры".Ряд исследователей (В.Г. Рындак. ЮЛ 1. Кулюткин. А.Л. Шнирман и др.) человеческое творчество рассматривает в аспекте самореализации человека творца, проявлении его высших потенций, высшей формы деятельности че-ловека; как процесса достижения результата, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности и в котором она сама реализуется.
Для нашего исследования является важным, что некоторые авторы (В.II. Андреев. Ю.Н. Кулюткин. М.Г. Мерзлякова. В.Г. Рындак и др.) характеризуют творчество как сложное системное образование, подчеркивая взаимосвязь его отдельных элементов.
Н.А. Бердяев считает, что творчество человека представляет "сложную, не-разрывно развивающуюся систему". По его мнению, системообразующими факторами можно считать "элемент свободы, элемент дара и связанного с ним назначения и элемент сотворенного мира, в котором и совершается творческий акт и в котором он берет себе материалы".
Современные отечественные исследователи творчества (П.А.Бескова, Б.С. Мейлах и др.) исходят из понимания творческого процесса как сложного психического акта, обусловленного объективными факторами и соединяю-щего в себе элементы образного и логического познания, синтезирующегоа-налитический и непосредственно чувственный моменты восприятия и вос-произведения действительности.
Современные зарубежные ученые по-разному подходят к определению творчества или креативности (от лат. сгео - творить). Так, например, в пони-мании П. Торренса это естественный процесс, порождаемый сильной по-требностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности и неопределенности.
Американские ученые (Дж. Гилфорд, А. Маслоу. Д.И. Ниреберг. Е. Торренс) рассматривают творчество как процесс, "логическое развитие идей и мысленных образов, которые преобразовывают элементы реальности во что-то новое". Концепция творчества Р. Стернберга, как и некоторые другие тео-рии, наряду с когнитивными, включает в себя аффективные и мотивационные элементы, что является принципиально важным для нашего исследования. А. Ньюэлл, Дж. Шоу, Г.С. Саймон, анализируя процессуальную сторону творчества, считают, что решение проблемы можно назвать творческим, если имеет место сильная мотивация и устойчивость.
Р. Муни выделяет четыре основных подхода к творчеству в зависимости от того, какой из четырех аспектов проблемы выходит на первый план: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс; творческая личность.
До сих пор предметом спора между исследователями творчества является то, какой аспект в определении творчества рассматривать в качестве главного. Одни считают, что творчество следует определять "в терминах продукта", другие полагают, что главное в творчестве - сам процесс. Взгляд, согласно которому сущность творчества следует раскрывать через процесс, наиболее резко выражен в трудах Р. Арнхейма, утверждающего, что о творчестве нель-зя судить только по производимому объекту. Творчество есть "полное развертывание знаний, действий и желаний".
Новизна, как критерий творчества, входит почти во все определения и яв-ляется ключевым словом. Однако, представление о новизне у различных ав-торов сильно различается. Одни подчеркивают субъективный характер но-визны, то есть ее значимость для самого субъекта-творца, считая неважным, признает ли идею общество. Другой подход отмечает, что новизна может ха-рактеризовать лишь отдельные моменты деятельности, например, творческую разработку уже известной идеи. Третьи взгляд акцентируют внимание на социальной значимости новизны. Но в любом случае, именно термин "новизна" является системообразующим по отношению к представлению о творчестве (Дж. Гилфорд, A.M. Матюшкин. Я.А. Пономарев, Н. Торренс и др.). Невозможно создать новое безотносительно к чему-то, вообще. Новое может быть новым только в сравнении со старым, со стереотипом. Новизна, как критерий анализа креативности может относиться как к оценке результата творческой деятельности, так и к измерению креативности как вида активности, как процесса.
Различают познавательную активность двух типов: 1) направленную на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в опыте индивида пли человечества в целом (интеллектуальная деятельность, активность) и 2) создание совершенно нового, для чего в личном и общественном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность).
Большинство авторов говорит о творчестве как преодолении стереотипов, шаблонов. Как отмечает B.C. Юркевич, идея преодоления стереотипов относится не только к определениям, но и практически ко всем методам выявления креативности, основанным на анализе результатов деятельности. Во многих определениях креативность противопоставляется конформности, подчеркивается привнесение оригинального, необычного взгляда на проблем). Сегодня понятие "креативность" содержательно не определено однозначным образом, слишком противоречивы данные многочисленных исследований.
Общей проблемой для всех направлений исследования творчества является выявление стадий (актов, этапов, ступеней, фаз, моментов и т.п.) творческой деятельности и их классификация. В отечественной науке уже на первом этапе развития психологии творчества этой проблеме уделялось повышенное внимание.
Б.Д. Лезин выделил три стадии применительно к художественному творчеству: 1) труд. 2) бессознательная работа, 3) вдохновение.
П.К. Энгельмейер предложил процесс работы изобретателя подразделять на акты: 1) желания. 2) знания и 3) умения. Первый акт (интуиции и желания, происхождения замысла). Начинается с интуитивного проблеска идеи и за-канчивается уяснением ее самим изобретателем. Здесь на лицо пока гипотетическая идея, вероятный принцип изобретения (в научном творчестве - это гипотеза, в художественном - замысел). Второй акт (знания и рассуждения, выработки схемы или плана). Механизм этого акта состоит в производстве опытов как в мыслях, так и на деле. Третий акт (умения, конструктивного выполнения изобретения). Не требует творчества.
По П.К. Энгельмейеру, в первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. Первый акт дает замысел, второй - план, третий - поступок (действие).
Для нас представляется важным, что П.К. Энгельмейер выдвигает на первое место проблему интереса, связывая с ней все специфические способности творческой личности.
Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, рассматривая научное творчество, полагал, что его процесс слагается, по крайней мере, из трех элементов: 1) накопления фактов. 2) возникновения идеи в фантазии, 3) проверки и развития идеи.
Л.А. Венгер, анализируя деятельность выдающихся людей, отмечает каче-ства (на наш взгляд, их можно назвать также и структурными компонентами, и фазами), способствующие творчеству. Это 1) интерес к избранной деятель-ности, 2) напряженный труд, 3) вдохновение, интуиция.
Б.С. Мейлах выделяет универсальные фазы творческой деятельности : возникновение идеи, определенной проблемной ситуации, выбор плана, целенаправленность поисков и отбор наилучших из возможных решении. Аналогичные стадии выделялись и зарубежными авторами.
Так, например, Уоллес выделил четыре шага творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр.
В научной литературе в зависимости от объекта выделяются основные типы творчества: материально-техническое, духовно-теоретическое, социально-организационное, педагогическое, художественное и др. Творчество пронизывает разные виды труда, разные виды деятельности, обеспечивая ее но-вое, более высокое качество. По справедливому замечанию Н.Н. Глубоковой, творчество - это качественная характеристика любой деятельности.
Учитывая некоторые расхождения и даже противоречия в трактовке феномена творчества различными авторами, надо иметь в виду, что данная схема носит до некоторой степени условный характер. Творчество здесь понимается как некая структурная целостность, элементы (блоки) которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Структурными компонентами творчества являются: процесс, продукт, личность, среда. Творчество представлено в схеме в виде процесса, осуществляемого в определенных условиях (среде) субъектом творчества (личностью). Результатом творчества является продукт (матери-альный или идеальный), которым может быть и сама личность.
Наиболее сложной и наименее разработанной в современной отечественной и зарубежной литературе является процессуальная сторона творчества. Творческий процесс в современных исследованиях трактуется как высший мыслительный процесс.
Для творчества недостаточно мышления только логического. Необходимо подключение тех типов мышления, которые продуцируют новые оригинальные идеи, альтернативные результаты логического хода рассуждений. Дивергентное (расходящееся) мышление (термин ввел американский психолог Дж. Гилфорд) направлено на возможное получение целого веера условно "правильных" ответов. В противоположность ему конвергентное (имеющее одно направление) мышление нацелено на единственно правильный ответ.

1.2. Философские, психолого-педагогические и методические подходы к понятиям «активность», «творческая активность»

В настоящее время вопрос о формировании и развитии творческой активно-сти ученика вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и прак-тике. Это связано с тем, что, во-первых, творческая активность представляет-ся одним из ключевых качеств личности, во-вторых, если мы признаем ученика субъектом обучения, то вопрос о его активности в учебно-познавательной деятельности должен лежать в основе решения всех остальных проблем. Ибо, по мнению философов, активность - это «первый и необ-ходимый признак» субъекта, «отличающий его от объекта» (М.С. Коган). В-третьих, активность не является неизменным наследственным свойством, она формируема. И, наконец, актуальность исследований проблемы развития творческой активности обусловлена требованиями личностно-ориентированного подхода в обучении.
Во взглядах на возникновение и стимулирование активности человека, отечественные и западные психологи во многом близки, принимая за них стрем-ления, потребности. Так, А. А. Боричев, ссылаясь на зарубежных психологов М. Аптера, Д. Брунера, Ж. Пиаже, стимулом мыслительной активности считает «стремление к упорядочению, организации, структурированию инфор-мации об окружающем мире». Источником активности личности Н. Ф. Доб-рынин, И. Л. Баскакова, М. В. Гамезо, И. А. Домашенко и другие считают «различные потребности». Это потребности в обучении, деятельности, игре, общении, отдыхе, творческая потребность, потребность в самореализации.
А. Г. Асмолов считает: «проявление активности личности возникает не в результате какого-либо первотолчка, вызываемого теми или иными потребностями. Поиск «двигателя», дающего начало активности личности, необходимо искать в тех рождающихся в процессе деятельности противоречиях, ко-торые и являются движущей силой развития личности».
Рассмотренные точки зрения дополняют друг друга, и А. Маслоу говорит, что противоречие (проблема) - это разрыв между желаемой и действительной ситуацией бытия. Именно возникающие противоречия (проблемы) стимулируют активность личности (в том числе и творческую), которой свойственно стремление к уменьшению существующего разрыва, т. е. к решению «про-блематической ситуации» (Ч. Пирс). А потребность - это не что иное, как путь или средство ее решения.
В философии активность рассматривается как общая категория, особое свойство всех живых систем, как характеристика деятельности, показатель уровня деятельности (В. 3. Коган, Л. П. Станкевич). И в философии, и в психологии активность личности характеризуют как «значительную устойчивость деятельности в отношении принятой цели в отличие от пассивного уподобления предметам, с коими предстоит встретиться субъекту при осуществлении деятельности». С другой стороны, в психологии общая активность рассматривается как одна из «сфер проявления темперамента, которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека со средой». Таким образом, активность понимается и как деятельность, и как качество личности.
В.С. Данюшенков на основе проведенного методологического анализа проблемы активности личности в психологии пришел к выводу, что «общая ак-тивность личности адекватна деятельности и состоит из двух подсистем: внутренней и внешней. Внутренняя - связана с основными типологическими свойствами, с качествами личности, инвариантными деятельности (направленность, целеустремленность), и направляет их развитие. Внешняя актив-ность личности характеризует динамику ее поведения, адекватную социаль-ной деятельности субъекта, и ее интенсивность, являясь энергетической ме-рой. Компоненты общей активности тесно взаимосвязаны. Эта связь проявляется через отношение и поведение личности к процессу познания».
Это очень важный вывод для нашего исследования проблемы развития творческой активности ученика в процессе проектной деятельности. Личность ученика, реализуя определенную группу потребностей, развивает в себе те или иные свойства и качества, в том числе и творческую активность. Посто-янно совершенствуясь и обособляясь, эти свойства и качества создают целостную личность, что и «позволяет определить активность как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности ученика», которое определяет направленность человека. А направленность ориентирует внутренние силы организма, его энергию на равновесие с внешней средой.
В фундаментальной работе В. Л. Хайкина (2000 г.) по проблеме активности ставится вопрос о разделении и дифференцированном определении челове-ческой активности в связи с гуманизацией общества и поиском путей развития и совершенствования человека. На основании проведенных исследований автор выделяет 12 сфер активности, особое место среди которых отводится творческой активности. В. Л. Хайкин не дает ее определения, а только выде-ляет признаки: интерес, любознательность, потребность в новой информации, готовность к ее переработке, инициативный и целеустремленный поиск, готовность к действию.
В.Л. Хайкин справедливо отмечает, что одной из важнейших задач изучения общей человеческой активности является задача ее классификации. Он выделяет типы активности (физиологический, психофизиологический, психический, социальный); формы (ценностно-ориентационная, преобразова-тельная, познавательная, коммуникативная, художественная); виды (биологический, социальный, познавательный, интеллектуальный, информационно-коммуникативный), которые иногда совпадают с формами. Можно выделить позицию В.Л. Хайкина в том, что степень и характер проявления активности определяют действенность и интенсивность преобразовательной деятельности человека.
На основе анализа понятий и определений активности личности в психологии и философии мы на самом общем межпредметном уровне выделяем сле-дующие существенные родовые признаки активности: качество, деятельность (процесс и результат), готовность. Тогда наше определение общей активности может быть следующим: общая активность личности - это качество личности, выражающее степень интенсивности ее деятельности, содержание и устойчивость которой определяются внутренней и внешней готовностью к этой деятельности.
Готовность к какой-либо деятельности - это непременное условие её продуктивности. При дифференцированном подходе к исследованию данного понятия выделяются разные виды, уровни, структурные компоненты. Доста-точно устойчиво вычленяются лишь два типа готовности: активно-действенное состояние личности и психологическая предпосылка эффективности деятельности. Мы их называем внешней и внутренней готовностью к творческой проектной деятельности.
Потребности являются источником творческой активности личности, определяющими её направленность на творческий процесс. Потребность в творчестве - показатель высокого уровня развития личности. Стремясь удовлетворить свои творческие потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней готовности к ней реализует определённые цели. Внутренняя готовность к творческой деятельности проявляется также в особенно-стях и уровне развития высших психических процессов, связанных с мышлением.
Внешняя готовность выражается в самостоятельной реализации собственных возможностей в деятельности; в активном применении знаний, умений, навыков по созданию новых и совершенствованию существующих идеальных и реальных (материальных) продуктов.
Творческая активность - сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.


1.3.Дидактическая модель процесса развития творческой активности учащихся

1. Творческая активность и основные факторы ее развития

Творческая учебная активность - это субъективная сторона учебного труда школьника, отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения.
Системообразующий элемент творческой активности - мотивационно-потребностное ядро личности учащегося.
Важнейшие условия формирования творческой активности учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности. Формирование творческой активности взаимосвязано с развитием самостоятельности.
Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности. Основные компоненты творческой активности учащихся:

  • потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;

  • преобразующие отношения к изучаемым предметам, объектам;

  • готовность к преобразующей деятельности;

  • эвристический потенциал;

  • сама преобразующая деятельность.

Развитие творческой активности обеспечивает накопление системы знаний, фонда умственных приемов, операций: операции мышления (анализирующее наблюдение, сравнивание, анализа и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация); приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана, тезисов и т.д.); общие способы учебной работы (умение работать с книгой, умение слушать, наблюдать, планировать, контролировать); перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач. Необходимо формировать интуитивные механизмы, эвристический потенциал.
1.3.Дидактическая модель процесса развития творческой активности учащихся и ее структура
Предлагаемая дидактическая модель - попытка предупредить противоречия между объективной необходимостью развития творческой активности учащихся в педагогическом процессе и недостаточной разработанности данной проблемы в теоретическом и методическом плане.
Структура дидактической модели процесса развития творческой активности учащихся:

  • логико-методологический блок:

  • психолого-дидактический блок:

  • технологический блок:

Логико-методологический блок
1. Цели развития творческой активности учащихся:
а) цель развития в целом смысле слова - продвижение учащихся на
новые стадии, этапы познавательных, эмоционально-волевых, психологических свойств (характер, способности, склонности);
б) в дидактической модели при раскрытии цели развития творческой активности учащихся авторы исходят из ее существенных характеристик:

  • широкой активно-мотивированной умственной деятельности;

  • способности мобилизовать свой ум, волю и произвольно организовать свой познавательно-преобразующий процесс;

  • конструктивной самостоятельности, легкости образования неожиданных ассоциаций:

  • способности перестраивать схемы действий и в конечном итоге - решать творческие нестандартные задачи;

в) цели развития творческой активности учащихся с различных точек зрения:

  • с психолого-педагогической: цель - изменение принципа организации усвоения содержания образования, основанное на включении в поисковый познавательный процесс не только логических механизмов, но и новых этапов и механизмов (предвосхищения, прогнозирования, интуиции);

  • с социальной: цель - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального потенциала общества и наиболее полное использование возможностей каждого члена общества;

  • с дидактической: цель - решение назревших проблем школы путем создания методологической системы развития творческой личности учащихся на мотивационной основе.

2. Основные интегральные компоненты творческой активности учащихся:

  • преобразующее отношение к изучаемым предметам, объектам, явлениям;

  • готовность к преобразующей деятельности;

  • творческий потенциал;

  • процесс творческой деятельности.

3. Исходные теоретические посылки, отражающие особенности предлагаемой модели:

  • творческая активность имеет личностно-деятельную основу;

  • системообразующий элемент творческой активности - мотивационно-потребностное ядро личности учащегося;

  • в развитии творческой активности необходимо усиление акцента как на активизацию мышления, так и мотивационно-потребностную сферу уч-ся;

  • творческая активность учащихся связана со всеми сторонами формирующейся личности учащегося: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношениям к деятельности;

  • ориентация на внешние условия (содержание учебного материала, формы и методы обучения) без глубокого знания и учета внутренних условий (потребностей, интересов, склонностей, способностей и т.д.) оказывает негативное влияние на процесс и конечные результаты формирования творческой активности учащихся;

  • идея Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития - действенный инструмент стимулирования развития творческой активности учащихся.

Глава 2. Метод учебного проекта в школьном образовании.

Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают:

  • освоение предметных знаний;

  • умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);

  • овладение междисциплинарными умениями;

  • коммуникативными умениями;

  • умениями работать с информацией, представленной в различном виде;

  • овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;

  • умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и др.

Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.
Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.


2.1.История возникновения и развития метода учебных проектов

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Он возник в США во второй половине 19 в. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 - 1952). Основные концептуальные положения его теории:

  • • истинным и ценным является только то, что дает практический резуль-тат;

  • • ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);

  • • усвоение знаний - это стихийный, неуправляемый процесс;

  • • ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:

  • • проблематизация учебного материала;

  • • познавательная активность ребенка;

  • • связь обучения с жизненным опытом ребенка;

  • • организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание тео-ретических знаний современного ему образования в систему школьного обу-чения «путём делания», которое обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира. Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей - американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика. Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по «методу проектов».

Метод проектов (от греч. - путь исследования) - это система обучения, при которой уча-щиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения посте-пенно усложняющихся практических заданий - ПРОЕКТОВ. Этот метод вошёл в историю как "метод проблем".Американский педагог У.Х.Килпатрик писал: "Метод проектов - метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Он же отмечает его положительные стороны, кото-рые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки, когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления.
Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это - развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.
В настоящее время в связи с модернизацией российского образования вста-ла проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого переноса с англо-американской педагогики метода проектов в нашу школу. В России, одной из богатейших стран мира по природным ресурсам, принесшей миру наиболее крупные открытия, метод проектов имеет свои особенности.
Этот метод использовался и в России в школьном и вузовском обучении в
20-х годах прошлого столетия (например, в педагогической практике С. Т.
Шацкого, А. С. Макаренко и др.). В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осуждён, поскольку он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 80-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. За эти годы наше образование под влиянием авторитарно-бюрократического государства превратилось в
тотализированную систему, в которую индивидуальность ребёнка не вписы-валась. В зарубежной же педагогике метод проектов активно и успешно раз-вивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 80-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образо-вании стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности субъективности ребёнка в образовательном процессе, ориентации на его личные ин-тересы и особенности, нацеленности образования на интеллектуальное, нрав-ственное и физическое развитие учащихся.
Критически преобразованный метод проектов Д. Дьюи и его последова-телей сможет обеспечить развитие самостоятельности учащихся, их критиче-ского мышления, умений применять полученные знания на практике, научить их учиться. При этом роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой школьников и их мотивации.
Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для воо-ружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно - урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Историографию метода проектов можно проследить в работах П. П. Блон-ского, В. П. Вахтерова, Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, М. Н. Крупе-нина, Л Э. Левина, А. П. Пинкевича, С. Т. Шацкого, рассматривающих метод проектов как обучение на активной деятельностной основе.

Педагогическая эффективность метода учебного проекта может быть представлена схемой:

Т. о., метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в обра-зовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматри-ваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.

Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения
в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как чело-века способного и компетентного.

2.2. Творческие проекты

Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. Програм-ма предусматривает выполнение учащимися 2-11 классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате ко-торого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объ-ективной новизной.В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определении творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.
Творчество - это исследование. Человек исследует, а это значит, что он на-блюдает и познаёт окружающий нас мир. Поисковая творческая деятель-ность создаёт все материальные и духовные ценности. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, пошиве одежды, приготовлении пищи, рукоделии…
В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:

  • индивидуальной заинтересованностью;

  • cоциальной значимостью.

Система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет умственный кругозор учащегося, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению с намерениями.Рассматривая процесс творчества, следует обращать внимание на формиро-вание творческого климата среди учащихся, сам творческий процесс, нали-чие у учащихся творческих способностей и определение творческой личности. Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в обычном школьном учебном процессе, они проявляются в само-стоятельности личности.
Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
Можно ли и нужно ли руководить творчеством детей? Можно ли вмешиваться в их творчество?
Можно и нужно, так как творчество школьника по самой природе - деятель-ность кооперативная, которая осуществляется при непосредственном участии взрослого, т.е. учителя. Чтобы такое участие оказало положительное влияние на подростка, а руководство развитием школьника было эффективным, необходимо уяснить, как и когда возникают предпосылки творческой активности личности.
Следует помнить, что предметы творчества следует рассматривать не толь-ко как предметы, обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, эмоциональную деятельность. Они связаны с природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека.
Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.
Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий про-цесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Здесь от учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы под-держать школьника, не допускать разочарования в своих силах, отказу от творчества по "неумению".
Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.
Подростковая проектная деятельность - это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обла-дающий субъективной (иногда объективной) новизной.
Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества.
Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель, задачи, действия, операции.
Потребность - состояние человека, отражающее его нужду в чём-либо или в ком-либо. Всякие действия и поступки человека определяются потребно-стями.
Мотивация - процесс преобразования потребности в деятельность, направленную на удовлетворение этой потребности.
Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором - приобретённые знания, умения и навыки выступают средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания.
В процессе выполнения творческих проектов - целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта.

2.3. Этапы выполнения проекта.

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования.Выделяют 4 основных этапа проектной деятельности: подготовительный,
конструкторский, технологический, заключительный.
На 1 этапе перед школьниками ставится проблема - осознание нужд и по-требностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, ка-ково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
На 2 этапе возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Разработка конструкции, соответствующей технико-технологической документации . Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся явля-ется приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.
На 3 технологическом этапе учащиеся выполняют технологические опера-ции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и само-оценку работы. Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки.
Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся.
Результат - приобретение знаний, умений и навыков.
На 4 заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, экологическое и мини-маркетинговое исследования, анализируют проделан-ную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков резуль-тат их труда.
В завершении всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований, защищают свой проект перед одноклассниками.
На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале учителем проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику, или с бригадами (группой учащихся от 3 до 5 человек). Работая в малых группах, учащиеся приобретают важные умения по культуре человеческих отношений. Каждый школьник, приступая к проектной деятельности, выбирает тему проекта индивидуально, но проект может быть выполнен и оформлен группой школьников, при котором для каждого из них определяется индивидуальная часть проекта.
Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы "Технология", быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Желательно учащихся заранее ознакомить с темами заданий. Они могут выбираться ребятами по любому модулю программы "Технология".
Программа "Технология" дает право учителю окончательно выбрать тему проекта для учащихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возмож-ности своих учеников, может определить для них сложность творческой ра-боты.
Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы: индивидуальные особенности учащихся, учебно-материальную базу. Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее. Следует учитывать межпредметные связи, возрастные и физиологические возможности школьников, общественно-полезную или личностную значимость проекта (значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или рынка), подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской, безопасные условия работы учащих-ся, возможность социологизации учащихся.
Критерии оценки проектов: оригинальность; доступность; надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; экологичность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоёмкость; стоимость.

Глава 3. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности.

Учащиеся экспериментальной группы выполняли проекты на уроках технологии, а учащиеся контрольной группы проекты не выполняли.
Из выше проведенного анализа теоретических источников установлено, что к показателям повышения творческой активности учащихся относятся:
отношение ребят к предмету, участие в творческих мероприятиях (конкурсах, выставках, конференциях), достижения и победы в этих мероприятиях, развитие творческих качеств в результате выполнения творческих проектов.

3.1.Отношение учащихся к предмету технология

Учащимся была предложена анонимная анкета: «Твое отношение к предмету технология» и даны варианты ответов: а) нравится, б) равнодушна, в) не нравится. Анализ результатов показал, что учащимся экспериментальной группы предмет технология нравится больше, чем учащимся контрольной группы (таблица 1)
Надо отметить, что процент положительного отношения к предмету технология в экспериментальной группе у шестиклассников вырос по сравнению с пятиклассниками, возможно потому, что они выполняли проекты дважды.
Можно предположить что, выполнение проектов повышает интерес к предмету.

Таблица 1. отношение к предмету пятиклассников


группы нравится равнодушна не нравится %
контрольная 73.7 21.1 5.3
экспериментальная 89.3 10.7 0

отношение к предмету шестиклассников


группы нравится равнодушна не нравится %
контрольная 62.5 25 12.5
экспериментальная 86.1 11.1 2.8

3.2. Динамика развития творческой активности учащихся.

2. Динамику развития творческой активности можно проследить по следующим критериям:
а) участие учащихся в творческих мероприятиях с демонстрацией результатов собственного творчества (таблица 2)
Учащиеся экспериментальной группы участвовали в различных школьных, городских творческих мероприятиях и демонстрировали свои выполненные проекты. А учащиеся контрольной группы не принимали участия в подобных мероприятиях, возможно потому, что не было объектов демонстрации.



1 Выставки в школе 72 - 68 -
2 Выставки городские 12 - 18 -
3 Школьная научно-исследовательская конференция 4 - 7 -
4 Городской конкурс
«Милые фасончики» 1 - 4 -
5 Выступления перед родителями 65 - 57 -
6 Оформление кабинета технологии 12 - 16 -
7 Подарки родственни-кам, друзьям, учите-лям 18 - 20 -

б) продуктивность творчества видна по результатам побед и наград (табли-ца3)

Пример и успехи одних учащихся стимулировали активность других участиков экспериментальной группы, изменялись их коммуникативные отношения, творчество сплотило учеников и способствовало росту творческой активности.

Таблица 3. Достижения и победы в творческих мероприятиях учащихся
экспериментальной группы учебном году

1 Школьный конкурс в 5 классах 1,2,3.места
2 Школьная научно-исследовательская конферен-ция 1,2,3 места
3 Городской конкурс «Милые фасончики» 3 место
4 Городская выставка творческих работ в ДЮЦ
к 30-летию г.Новодвинска 2 место

Исследования показали, что вовлечение учащихся в творческую деятельность средствами проектного обучения влияет на развитие их творческой активности.
Результаты исследования свидетельствуют и о том, что эффективность развития творческой активности зависит не только от внутренней мотивации (со стороны учащихся), но и от стимулирования этой мотивации извне (со сто-роны учителя).

3.3.Формирование творческих качеств

В процессе эксперимента выявилось, что продуктивная творческая деятель-ность повлияла на формирование и развитие творческих качеств личности (таблица 4). В связи с этим была проведена анкета для учащихся экспериментальной группы, где они указывали, какие качества у них развились благо-даря проектной деятельности на уроках технологии.
Таблица 4. Анкета выявления творческих качеств участников эксперимента .

№ Вопрос: какие из перечисленных качеств у Вас развились в результате выполнения проектов на уроках технологии?
Качества творческой личности Ответы учащихся (%)

1 Целеустремленность 73,9
2 Воля 34,8
3 Познавательная активность 26
4 Эмоциональность 17,4
5 Любознательность 47,8
6 Лидерство 13
7 Смелость 69,6
8 Решительность 26
9 Самоконтроль 43,5
10 Открытость 30,4
11 Независимость 8,7
12 Инициативность, активность 21,7
13 Чувство юмора 39,1
14 Яркое воображение 47,8
15 Оригинальность 39,1
16 Увлеченность 56,5
17 Сообразительность 43,5
18 Гибкость мышления 17.4
График развития личностных качеств показывает, что выполнение проектов на уроках технологии способствует формированию творческих качеств уча-щихся:


Заключение

Результаты эксперимента показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Так же результаты эксперимента свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании учителем развития творческой активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.
Работая над развитием творческой активности детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которая способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разно-образные ситуации.
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок про-сто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.
С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положи-тельных результатов в обучении и воспитании школьников.

Теоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельностиТеоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности

© 2010-2022