Урок технологии История валяния (8 класс)

Цели: 1.Ознакомить с историей возникновения валяния войлока и видами валяния.2.Изучить стиль русского народного творчества3.Научить подбирать гармоничные цветовые сочетания.4.Работать с войлоком, выполнять основные приёмы, закрепить практические знания и умения . 5.Формирование и развитие познавательного интереса к предмету, рукоделию, развитию самостоятельности. 6.Формирование навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного   расхода материалов.   7.Изучить стиль русского народного т...
Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№12

Тема : История валяния.

Цели:

1.Ознакомить с историей возникновения валяния войлока и видами валяния.

2.Изучить стиль русского народного творчества

3.Научить подбирать гармоничные цветовые сочетания.

4.Работать с войлоком, выполнять основные приёмы, закрепить практические

знания и умения .

5.Формирование и развитие познавательного интереса к предмету, рукоделию,

развитию самостоятельности.

6.Формирование навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного

расхода материалов.

7.Изучить стиль русского народного творчества.

Задачи:

Познавательные:

* систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения по разделу "Валяние из войлока";

* научить учащихся применять полученные ранее знания при решении смысловых и технологических задач.

Развивающие:

* развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;

* активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе решения смысловых и технологических задач;

* способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся;

* уметь анализировать, делать выводы

Воспитательные:

* способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;

* развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.

Формы работы: фронтальная, групповая ,индивидуальная.

Межпредметные связи: история - сведения о культуре и традициях наших предков, черчение- работа с чертежными инструментами, понятия эскиза; изо - цветовое решение изделия.

Оборудование урока и материалы:

Инструменты и принадлежности для работы:

* Компьютер.

* Проектор.

* Образцы изделий.

* Шерсть для валяния

* Иглы для валяния, иглопробивное устройство

* Губка

* Утюг

* Технологические карты

Ход урока

I.Организационный момент.

Проверка наличия обучающихся ,готовность к уроку.

II. Изучение нового материала.

1. Словесно- иллюстрационный рассказ.

История валяния

Учитель. Войлок - от тюркского ajlyk - «покров, покрывало», в английском языке - Felt, в немецком- Filtz. Но все эти названия образовались в ходе истории валяния .Началось же все, согласно легенде, во времена Ноя. Первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть, с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег - на полу остался лежать красивый шерстяной ковер. Археологи же датируют появление первых валяных изделий VI-V веком до н.э. Валяя шерсть диких животных, собранную во время линьки, древние люди изготавливали первую примитивную одежду, и лишь спустя века они научились прясть, вязать и ткать. В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа.

В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам. Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же, валенки, хотя помимо них на Руси изготавливалось сукно и войлоки для хозяйственных нужд, валяные шапки, кисеты для хранения табака. Белорусы также использовали войлок в изготовлении валенок, верхней одежды, например, юбок, утеплении домов.

Сегодня в России войлок один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды а не только как утеплитель. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой "изюминкой" в одежде и интерьере

Ознакомление учащихся с материалами и инструментами, используемыми при валянии.

Существуют два способа валяния: сухое и мокрое.

Сухое валяние.

При сухом валянии используют специальные иглы. Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют и смешивают (спутывают) волокна шерсти Все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти.

Сухим способом обычно делают объемные вещи: игрушки, броши, бусы Материалом для валяния служит непряденая шерсть (тонкорунная ) и вязальная шерсть(можно использованную)

Мокрое валяние.

Это классический способ. Основная его хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии.

Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются - таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяют войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Уваливать изделия надо не менее 40 раз. Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм- макетов (очёчники, сумки, обувь ).

III. Изучение санитарно-гигиенических требованины труда при валянии

* На рабочем столе ножницы располагают справа, с сомкнутыми лезвиями.

* Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди

* Включать и выключать утюг следует сухими руками.

* Выполнять влажно-тепловую обработку изделия следует стоя на резиновом коврике.

* Необходимо следить за правильным положением терморегулятора.

* Нельзя оставлять включенный утюг без внимания.

* Соблюдать осторожность со специальными иглами для валяния, так как они очень острые.

IV.Итог урока.

1.Беседа с учащимися по вопросам.

* С каким новым видом рукоделия вы познакомились сегодня на уроке?

* Какие простейшие изделия для дома и для себя вы уже можете свалять самостоятельно?

2. Анализ урока.

. При выполнении работы мы установили, что:

* Изделия , выполненные способом мокрого валяния, становятся плотными и прочными, но при этом значительно уменьшаются в размерах;

* Для работы можно использовать не мыльную стружку, а жидкое мыло для рук. Эффект сцепления волокон не изменяется.

* Работа с иглами требует аккуратности и внимания т.к. они очень тонкие и хрупкие.

* Для забивания большой поверхности шерсти необходимо пользоваться иглопробивным устройством из 5 -7 игл;

3. Выставление оценок, их аргументация.

Домашнее задание :принести все для валяния.



© 2010-2020