• Преподавателю
  • Технология
  • Статья на V международную научно-практическую конференцию Педагогическое мастерство и педагогические технологии

Статья на V международную научно-практическую конференцию Педагогическое мастерство и педагогические технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Специфика применения инновационных педагогических технологий основного общего образования в условиях реализации ФГОС

В данной статье рассматриваются такие актуальные вопросы как особенность инновационных педагогических технологий, специфичность применения инновационных педагогических технологий в современной школе, условия реализации ФГОС в системе основного общего образования.

Ключевые слова: инновационные педагогические технологии, ФГОС.

Система образования России в настоящее время претерпевает сильные трансформации, связанные с вхождением в мировое образовательное пространство; и как следствие, мы наблюдаем изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Современное образование требует от педагогов решения различных задач и проблем современности, в первую очередь это касается проблем социализации и адаптации учащихся основного общего образования. Какими будут выпускники современных школ, зависит от всей системы организации образовательного процесса. В настоящее время определен результат обучения учащегося в школе - формирование ключевых компетенций, согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту(ФГОС). Но, к сожаленью, сформировать их силами применения традиционных педагогических технологий невозможно и нерационально. Инновационные образовательные технологии помогут справиться с целым спектром сложившихся педагогических проблем.

ФГОС определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений: в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования; в систему финансирования; в учебно-методическое обеспечение; в систему воспитательной работы; в учебный план и учебные программы; в деятельность учащегося и преподавателя.

Многие мои коллеги могут сказать, что изменились только трактовки, названия, а все остальное осталось прежним, но это совсем не так. Во-первых, очень большое отличие от традиционных педагогических технологии это то, что инновационные педагогические технологии ориентированы на результат, а не на процесс. Приоритетной задачей в рамках реализации ФГОС стало-достижение определенного (конечно, инновационного, то есть совершенно нового по сравнению с традиционным результатом) результата. Во-вторых, хочется отметить, что теперь целью реализации инновационных технологий является не накопление обучающимся ЗУНов, а умение применить полученные ЗУНКи в их практической деятельности. Третье, что отличает инновационные технологии-это способ получения знаний в образовательном процессе, так называемый деятельностный подход. Теперь знания ребенок получает не в процессе заучивания теории, правил и т.д., а в процессе деятельности по достижению цели урока, которая ему интересна. Специфичность заключается в том, что обучающийся постигает знания в процессе осознанной необходимости постепенно, под руководством учителя. В-четвертых, хотелось бы отметить что инновационные технологии создают условия для реализации деятельности обучающихся по достижению ими знаний. Но знания уже не ставятся в качестве цели на уроках данных технологий. Если опираться на ФГОС, то на первое место выходит организация образовательного пространства урока, которое выступает образовательной средой для формирования ЗУНКов обучающихся. Следующая специфическая черта состоит в том, что новые технологии меняют саму суть взаимоотношений учителя и ученика на уроке. В современной школе учитель выступает как организатор этого самого образовательного пространства урока. Его роль на уроке теперь-это роль консультанта, эксперта. Большое значение отводится организации урока, его непосредственной подготовке. Она выступает краеугольным камнем в организации подобных уроков. В-шестых, инновационные педагогические технологии-это технологии личностно-ориентированные, то есть направленные на личностное, индивидуальное развитие, ориентированное на личность каждого конкретного ученика. Если сказать другими словами, это педагогические технологии, создающие условия на уроке либо во внеурочной деятельности для обучения каждого отдельно взятого обучающегося с учетом его личностных особенностей (устойчивость внимания, запоминания, скорости и прочности усвоения материала, способа восприятия учебной информации, состояния здоровья, темпа деятельности, способностей и задатков и т.д). ещё одним специфическим пунктом инновационных технологий это то, что они учитывают и факт социализации детей в процессе обучения и после окончания школы. Именно поэтому в их арсенале есть приемы и методы формирования коммуникативных навыков и навыков и умений работы в паре, группе, коллективе, команде. В принципе их использование направлено на развитие всех форм мышления, которое будет способствовать становлению творческой и интеллектуально развитой личности и обеспечит постоянное развитие ребенка и после окончания школы.

© 2010-2022