Конспект бинарного урока (технология+биология) Рациональное питание

Конспект бинарного урока(технология+биология) "Рациональное питание" Цели урока: -обобщить знания учащихся, полученные по теме «Пищеварение»;-систематизировать знания  учащихся по организации  рационального питания;-ознакомить с видами меню и научить составлять меню; познакомить учащихся с профессией калькулятор;-развивать умение использовать знания, полученные в школе, на практике и в повседневной жизни;-воспитать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей; ответственность за ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Бинарный урок (биология + трудовое обучение)

по теме «Рациональное питание. Составление меню.»

в 9 классе


Эпиграф:

Нужно есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть.

Сократ

Цели урока:

-обобщить знания учащихся, полученные по теме «Пищеварение»;

-систематизировать знания учащихся по организации рационального питания;

-ознакомить с видами меню и научить составлять меню; познакомить учащихся с профессией калькулятор;

-развивать умение использовать знания, полученные в школе, на практике и в повседневной жизни;

-воспитать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей; ответственность за свои поступки; культуру организации питания с учетом возраста, пола, рода занятий и т. д. Прививать экономный подход к ведению домашнего хозяйства.

Оборудование:

высказывания известных людей о питании, таблицы «Примерные нормы затрат энергии для детей и подростков», «Примерные нормы затрат энергии людей разных профессий», «Раскладка килокалорий в продуктах», «Прогноз здоровья учащихся к 18-летию», «Калорийность блюд», анкеты.

Основные понятия:

рациональное питание, килокалории, углеводы, жиры, белки, гормоны, ферменты, пищевые волокна, витамины, пищеварение, меню, профессия - калькулятор.

Методы : рассказ, беседа, работа в группах, сообщение, практическая работа, деловая игра.

Тип урока: комбинированный.

1

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Мотивация учебной деятельности:

А) учитель трудового обучения озвучивает результаты анкетирования учащихся 8-9 классов (приложение 1).

Б) Учитель биологии:

Марк Твен как-то сказал: :Секрет жизненного успеха отчасти состоит в том, что есть следует все, что хочется, а потом предоставлять пище возможность доводить борьбу в желудке до победного конца.»

Ребята, а вы с этим согласны?

Конечно же, подобная философия сопряжена с риском для здоровья. Чтобы питание было действительно полезным, его необходимо организовать с учетом целого ряда правил. Их мы сегодня и рассмотрим на уроке.

3.Изучение нового материала.

Учитель трудового обучения:

Прежде чем рассматривать новую тему, давайте послушаем ваше домашнее задание: высказывания известных людей о питании.

Учащиеся вывешивают и озвучивают высказывания на доску.

Учитель биологии:

Науку о питании должны постигать не только ученые - специалисты, реализовывать на практике не только врачи по гигиене питания, диетологи. Она должна быть в каждом доме, в каждой семье, ей должны следовать все, кому дорого здоровье свое и своих близких. Знания о законах питания, об основных процессах, протекающих в организме человека, необходимо приобрести как можно раньше - ведь привычки в питании устанавливаются еще в детстве - так пусть они будут полезными и разумными, чтобы их не приходилось потом ломать.

А) А теперь попытаемся сформулировать первый принцип питания.

Учитель трудового обучения:

Французский король Людовик ХУ на завтрак съедал тарелку пюре с гренками, тарелку супа из голубей, тарелку баранины в чесноке, девять вкрутую сваренных яиц, кусок жирной ветчины с укропом…

Далее биограф пишет: «Королю 40 лет, но лицо его оливкового цвета, почти сизое, дыхание гнусное. Он тучен и задыхается».

-Попытайтесь сформулировать первый принцип рационального питания.

(умеренность в еде).

2

Еще Гиппократ утверждал: «Помни - всякий излишек противен природе».

А в старинной индийской притче говорится: «Бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет».

Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел.


Учитель биологии:

-Ребята, объясните с точки зрения биологии недопустимость переедания.

-Объясните, почему опасно также недоедать?

(нехватка строительного и энергетического материала, особенно растущему организму).

-Как вы думаете, одинаковое ли количество пищи должны употреблять люди разных профессий?

Посмотрите на таблицы «Примерные нормы затрат энергии людей разных профессий» (приложение 2) и сформулируйте окончательно первый принцип рационального питания и запишите в тетрадь.

(1.количество энергии, поступающей с пищей, должно соответствовать энергозатратам организма).

Б) Учитель трудового обучения:

Рассмотрим второй принцип рационального питания.

-Для этого назовите свои самые любимые блюда.

-Всегда ли то, что нам нравится, можно есть в больших количествах и каждый день?

(однообразная пища быстро надоедает, потому что организму требуется различные органические и неорганические вещества).

(2. разнообразие питания).

Учитель биологии:

-Какие 2 группы веществ, находящиеся у нас в организме, вы знаете?

(органические и неорганические).

-Назовите органические вещества.

(белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, а также витамины, гормоны, пищевые волокна и др.).

-Назовите неорганические вещества.

(вода, минеральные соли).

-Так какой следующий принцип питания мы можем здесь сформулировать?

3

Учитель трудового обучения:

В кулинарном отношении не надо повторять одни и те же продукты в разных блюдах одного обеда или в меню одного дня. Так, за мясным блюдом должно следовать рыбное или овощное, за блюдом из дичи - тестяное или яичное, грибное и т. д.

В)Учитель трудового обучения:

Задание для групп учащихся:

Обсудите и предложите, в какое время лучше принимать завтрак, школьный завтрак, обед и ужин ( даю 1 минуту ).

Завтрак - 7.30;

Школьный завтрак - 11.00

Обед - 14.30

Ужин - 18.00

-Объясните свой распорядок приема пищи.

(время между приемами пищи - не менее 3-4 часов; последний прием пищи - не позже, чем за 3 часа до сна).

Учитель биологии:

-Почему время между приемами пищи должно быть не менее 3-4 часов?

-Почему нельзя делать большие перерывы между приемами пищи?

-Почему нельзя есть перед сном?

Сформулируйте третий принцип рационального питания.

(3. питаться в определенное время).

См. приложение 3 (прогноз оценки здоровья учащихся к 18-летию).

Г) Учитель трудового обучения:

А сейчас послушайте отрывок из рассказа Артура Хейли и попытайтесь сформулировать следующие принципы рационального питания.

Речь в нем ведется о подозрении женщины в убийстве трех своих мужей.

Она рассказывала: « Я выросла в небогатой семье, всегда любила помогать маме на кухне. Самым дорогим подарком в детстве для меня была книга «Кухня народов мира». Я мечтала стать взрослой и открыть кафе, где посетителей кормила бы вкусно и сытно. Первый раз я вышла замуж за известного адвоката. Он был богат, но мое желание открыть кафе считал блажью, денег давал только на мелкие расходы. Ждать я не могла, и решила пойти другим путем. Муж не интересовался тем, что ест. Обедал всегда быстро, вечером после работы довольствовался небольшим ужином. И тогда я устроила из еды культ. Когда он приходил домой, я накрывала стол вкусными блюдами. .Вот уж где пригодилась моя книга! Сначала он ел с неохотой, но ему было неудобно мне отказать, ведь все

4

это я делала для него. В конце концов, ему это даже понравилось. Он торопился домой, где его ждали всякие вкусные блюда. После ужина, когда он усаживался перед телевизором, я ставила перед ним большое блюдо с печеными булочками, пирожными, печеньем. Вы знаете, когда человек смотрит телевизор, он незаметно съедает все. За короткое время он сильно прибавил в весе. Время шло, аппетит рос, а с ним и болезни. У него появились боли в боку, стал задыхаться, был раздражительным,

появилась бессонница. В больнице у него признали ожирение, сахарный диабет, и еще кучу болезней. Врачи пытались ему помочь - посадили его на диету, кололи всякими лекарствами. Но я приходила к нему в больницу, как Санта Клаус на Рождество и приносила его любимые блюда: жареный картофель, шашлыки из баранины, много острого и печеного. Муж, видя мою заботу о нем, и чувствуя себя все хуже и хуже, переписал на меня все свое состояние.

Со вторым и третьим была такая же история.

Но мне их совсем не жалко. Еще древние греки говорили: «Обжора роет себе могилу собственными зубами». Они выкопали могилу себе сами. А у меня теперь деньги и я могу выйти замуж по любви».

-Ребята, как вы думаете, какие принципы рационального питания можно здесь предложить?

(4. Не есть много жареного, копченого, соленого, острого, колбас).

(5. Не отвлекаться во время еды (не читать, не смотреть телевизор, не разговаривать).

Учитель биологии:

-Почему вредно употреблять в пищу много жареного, соленого, копченого, острого, колбас?

-Почему нельзя во время еды читать и смотреть телевизор?

-Почему нельзя разговаривать во время еды?

Об этом нас предупреждают и поговорки. Давайте посоревнуемся, какая группа вспомнит больше поговорок о питании.

Д) Учитель трудового обучения:

Мудрецы прошлого учили: завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.

-А вы согласны с этим высказыванием (мнение детей )?

Современная наука считает, что такой подход слишком радикален. Но зерно истины в нем есть.

А теперь конкурс для групп.

Расставить правильно цифры - 40%, 30%, 10%, 20% напротив:

Завтрак 1, завтрак 2, обед, ужин.

5

Слова учителя:

Завтрак, во время которого следует потреблять 30% дневного рациона, должен быть богат углеводами, главным образом природными - из овощей и круп, блюда из мяса, рыбы, яиц, мясной гастрономии, сыра, масла, горячих напитков. Второй завтрак - 10%. Рекомендуется употреблять горячее блюдо( овощную запеканку, рагу), бутерброды, горячие напитки. Обед, несущий человеку 40% суточного рациона, обязан обеспечить организм и углеводами, и белками, и жирами. Меню обеда состоит из 4 блюд: закуски, первого горячего блюда, второго горячего блюда, холодного напитка или десерта. А вот ужину действительно следует быть полегче - 15-20% рациона, чтобы не перегружать желудочно-кишечный тракт.

-Сформулируем на основании этих данных следующее правило питания?

(6.распределять приемы пищи в течении дня по объему).

Учитель биологии:

-Какие органические вещества являются основными источниками энергии в организме?

-Для чего человеку необходимы белки?

-Что такое ферменты?

-Какую роль в организме играют жиры?

Для того, чтобы организм нормально функционировал, оптимальное соотношение поступающих в него органических веществ должно быть

1:1:4 (белки : жиры : углеводы).

Е) Учитель трудового обучения:

-Ребята, а вы любите заморские фрукты: бананы, киви, ананасы и др.?

-А можно их сделать основой нашего питания?

Конечно же, нельзя, потому что, во-первых, питаться необходимо фруктами и овощами местными - они нам больше всего подходят по химическому составу. Во-вторых, наше местное меню, в том числе и овощи, и фрукты, учитывает особенности климатических условий, в которых мы живем.

Учитель биологии:

-Какой ученый занимался вопросами химического состава почв разных регионов страны?

-Отличаются ли люди разных регионов по химическому составу? Почему?

Ж) Учитель трудового обучения:

У всех народов существуют особые ритуалы приема пищи, ограждающие пищеварение от пренебрежительного отношения. В украинских крестьянских семьях сам стол считался священным предметом: в старину

6

говорили, что в хате он подобен престолу в церкви, и вести себя за столом нужно было также пристойно, как и в храме Божием. Именно поэтому за вкусную трапезу благодарили не хозяйку, а Бога. Не разрешалось бранить съестное, потому что кушанья от этого станут отбросами.

Большинство обрядов и правил приема пищи, распространенных у разных народов, ведут к здоровому , упорядоченному питанию без спешки и суеты.

-Какое бы следующее правило рационального питания вы предложили?

(7.условия приема пищи должны быть благоприятными).

Учитель биологии:

-Что вы понимаете под благоприятными условиями приема пищи?

4. Закрепление изученного материала.

А) Учитель трудового обучения:

Составление меню.

Меню - это серьезный кулинарный документ, который фиксирует не только программу питания человека на ближайшее будущее, но и сохраняет данные о питании человека в прошлом, дает редкую возможность сравнивать, что ели наши предки, и что едим ныне мы.

Меню - это перечень блюд для завтрака, обеда, ужина. Составление меню позволяет заранее спланировать приготовление блюд, закупить необходимые продукты. Такой подход дает возможность не только правильно организовать питание семьи, но и упорядочить учет денежных средств. Планирование расходов семьи формирует привычку к бережливости, целесообразности трат. Меню можно составлять на определенный период - день, неделю, десять дней.

На предприятиях общественного питания меню включает не только перечень блюд, но и раскладку продуктов, входящих в то или иное блюдо, и расчет его цены. На каждое блюдо составляется калькуляционная карточка. Этим занимается специалист - калькулятор. После составления и подписания, меню переписывается на отдельные бланки и вывешиваются около входа, а в ресторане, кафе с обслуживанием официантами меню кладут на стол или подносят в красиво оформленных папках. Все блюда и закуски вписываются в меню в той последовательности, в какой подаются к столу.

Виды меню :

  1. меню со свободным выбором блюд.

  2. меню банкетов.

  3. меню комплексного питания.

  4. меню заказных обедов и ужинов.

7

Учитель биологии:

Вызываются по одному человеку от группы на конкурс «Рассыпушка»-расставить буквы по местам и прочесть поговорку.

  1. на вкус и цвет товарища нет.

  2. Щи да каша- кормилица наша.

  3. Кашу маслом не испортишь.

А с остальными - игровая разминка (приложение 4).

Практическая работа № 20.

Тема: Составление меню.


Оборудование: справочные таблицы «Энергетическая ценность блюд», «Среднесуточная потребность в энергии для групп взрослого населения», «Среднесуточная потребность в энергии для детей и подростков».

Ход работы:.( 15 мин)


  1. Составить меню на день для девушки на зимний период.

  2. Подсчитать калорийность и объем продуктов.

  3. Составить отчет о проделанной работе, заполнив таблицу.

Название блюд

Калорийность, ккал

Масса, г.


4.итог проделанной работы- игра «Кафе».

Один ученик от группы- официант- принимает заказ на обед у другой группы и рассчитывает стоимость заказа.

Обсуждение меню- 10 мин.

Б) Учитель биологии:

-Ребята, давайте поиграем в «Микрофон». Пусть каждый из вас продолжит фразу: «Рациональное питание позволит мне…».

5.Итоги урока и домашнее задание.

Учитель трудового обучения:

-Какие вопросы мы обсудили в течение урока?

Учитель биологии:

Таким образом, мы выяснили сегодня с вами, что для сохранения здоровья необходимо придерживаться определенных правил питания.

Д/з: -составьте рекомендации родителям по организации вашего питания.

-подготовить группам сообщения по системам питания;

-составить группам меню на летний, осенний и весенний периоды.

Приложение 1

Анкета для учащихся по питанию

1. Сколько раз в день вы едите?

( 1, 2, 3-4, 5 и более, когда хочется)

2. Сколько раз в день вы получаете горячую пищу?

(1, 2, 3, 4 и более, бывает - ни разу).

3. Принимаете ли вы пищу в одно и то же время?

(да, нет, не всегда).

4. Завтракаете ли вы перед уходом в школу?

(да, нет, не всегда).

5. Всегда ли у вас на обед первое и второе блюдо?

(да, нет, иногда).

6. Принимаете ли вы пищу в перерывах между едой?

(да, нет, иногда).

7. В школьной столовой вы предпочитаете: горячую пищу, чай и булочку, вообще не ем.

8. Часто ли вы едите всухомятку?

(да, иногда, никогда не ем).

9. Вы бы хотели, чтобы ваше питание было более разнообразным?

(да, нет, меня это не волнует).

Приложение 2

Примерные нормы затрат энергии людей разных профессий

Род занятий

Затраты энергии

кДж

Затраты энергии

ккал

Лица умственного труда

13474

3000

Лица, занятые физическим

механизированным трудом

15086

3500

Лица, занятые умеренно тяжелым

немеханизированным трудом

17270

4000

Лица, занятые тяжелым

физическим трудом

19942

около 5000



Примерные нормы затрат энергии для детей и подростков

Возрастные группы

Среднесуточная потребность, ккал

11-13 лет

2850

14-17 лет:

юноши

девушки

3150

2750

Приложение 3

Прогноз здоровья учащихся к 18-летию

Горячее питание по режиму с

соблюдением разнообразного меню.

Успешное преодоление жизненных

трудностей (отличная учеба, хорошая работа, счастливая семья)

Горячее питание нерегулярное,

вместо обеда - перекус.

Возможны проблемы со здоровьем

в трудных жизненных ситуациях.

Питание без режима, однообразное.

Болезни не только ЖКТ, но и других систем. Ограничение в выборе профессии.

Питание всухомятку, вместо еды-

Лакомство.

Нет способностей к учебе, невозможно получить хорошую работу, родить здоровых детей.

Приложение 4

Игровая разминка

1. Повар на корабле (кок).

2. Искусство приготовления пищи (кулинария).

3. Перечень блюд в кафе (меню).

4. Общее название свеклы, моркови, репы (корнеплод).

5. Назовите плод семени злаков (зерновка).

6. Листовой овощ или холодное блюдо (салат).

7. Что за продукт, о котором говорят: «В воде родился, а воды боится»?

8. Какой овощ был привезен в Европу из Перу? (картофель).

9. Едкий, но очень полезный овощ? (лук).

10. Сладкий картофель (батат).

11. Дневная трапеза (обед).

12. Специально обработанное зерно, готовое для приготовления каш, супов, плова (крупа).

13. Что не войдет в самую большую кастрюлю? (крышка).

14. Что можно приготовить, но съесть нельзя? (уроки).

15. На что не похожа половинка яблока? (на другую половинку).









© 2010-2022