Рабочая программа для обучающихся младшего возраста по ручному труду Умелые руки

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальная специальная (коррекционная)

общеобразовательная организациядля обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская специальная(коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида».






Рабочая программа

для обучающихся младшего возраста

по ручному труду

«Умелые руки»





Подготовила: Тубольцева И.М.



















2015-2016 г.г.


Пояснительная записка.


"Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

(В.А.Сухомлинский)

Рабочая программа составлена на основе типовой Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой: М. - Просвещение, 2008 года.

В системе обучения и воспитания специальной (коррекционной) школы VIII вида трудовое обучение является важнейшим звеном. Занятия ручным трудом воспитанников младшего возраста направлены на решение общих и специальных задач, на подготовку обучающихся к профессионально-трудовому обучению. Программа обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ручному труду составлена с учётом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально - волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа по трудовому обучению включает в себя: пояснительную записку, календарно-тематический план; перечень учебно-методической литературы; требования к уровню подготовки воспитанников.

Количество часов по трудовому обучению соответствует требованиям и составляет 32 часа, 1 час в неделю.

Внеурочные занятия по ручному труду тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования и ручного труда, математики.

В программу включена работа по изготовлению поделок из ниток, пряжи и шпагата, различного подручного материала (проволока, фетр, бумага, картон, ткань и др.) с применением инструментов (ножницы, клей, канцелярский пистолет, крючок и др.)

При подборе материалов для изготовления поделок можно использовать различные нитки: шерстяные, полушерстяные и синтетические, различный шпагат.

Пряжа, нитки в качестве материала для поделок очень удобны. При минимальных затратах можно получить очаровательную декоративную мелочь, которая украсит квартиру или станет частью небольшого подарка близкому человеку. Кусочками ниток можно дополнять самодельные открытки и даже выкладывать целые картины, а из плотных мотков - делать вазы, светильники и пр. детали интерьера, игрушки. Поделки из джутового или бумажного шпагата своими руками крайне просты в изготовлении и доступны практически каждому. Это могут быть игрушки для детей, предметы декора интерьера, полезные в хозяйстве мелочи, вроде вазочек и корзинок - все зависит от вашей фантазии и желания. Благодаря естественному цвету натурального материала изделия из шпагата, выполненные своими руками, идеально подходят к пасторальным интерьерам, возможно с некоторыми оттенками кантри и этноса. Для придания им оригинальности, готовые поделки можно расцветить акриловыми красками.

В ходе работы дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Особенностью программы " Умелые рук" является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель программы.

Развитие познавательных и творческих способностей в процессе создания поделки, используя различные материалы и техники.

Задачи программы.

1.Обучать детей различным приемам преобразования ниток, пряжи, шпагата и подручных материалов.

2.Изготовление детьми атрибутов для дидактических игр, использование детских поделок для оформления интерьера группы и как подарки.

3.Изготовление поделок самостоятельно и коллективно.

4.Воспитывать трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

Принципы построения занимательного процесса.

1.От простого к сложному.

2.Системность работ.

3. Индивидуального подхода.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок

Ожидаемый результат.

Воспитанники должны знать:

  • Названия и свойства материалов, используемых для изготовления для поделок

  • Названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила ТБ при работе с ними

  • Соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

Воспитанники должны уметь:

  • усвоить основные приёмы работы с различными материалами;

  • с помощью учителя составлять план работы предстоящего занятия;

  • выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия - самостоятельно;

  • давать словесный отчёт и анализировать свои изделия с помощью учителя, в отдельных случаях - самостоятельно;

  • отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Отслеживание результатов:

  1. В процессе работы по изготовлению изделия.

  2. Участие в проектах, выставках, конкурсах.

  3. Критерии оценки развития творческих и трудовых навыков воспитанников (приложение №1).



Список литературы.

1. Гомозова Ю.Б. "Калейдоскоп чудесных ремесел", "Академия развития", Ярославль, 1999 г.;

2. Гульянц З.К. "Учите детей мастерить", М: "Просвещение", 1979 г.;

3.Интернет-ресурсы:

  • liveinternet.ru/users/4141610/rubric/1853594

  • marrietta.ru/post353433275/

  • womanadvice.ru/podelki-iz-shpagata-svoimi-rukami


Содержание программы


I. Вводное занятие - 1час

  • Знакомство с предстоящими работами

- изделия из пряжи, ниток, шпагата, джута.

  • Правила поведения и правила техники безопасности на занятиях ручного труда.

  • Подготовка рабочего места

II. Материалы и инструменты - 1 час

  • Виды и свойства пряжи, ниток, шпагата, джута.

  • Инструменты: канцелярский пистолет, нож, ножницы, крючок для вязания, швейные иглы, клей

  • Бросовый материал: остатки кожи, фетра, материала, картона, цветной бумаги, фольга, проволока и др.

III. Изготовление поделок - 30 часов

  1. Поделки из пряжи - 10 часов

- поделки из помпонов (игрушки, цветы);

- дидактический материал,

- картины (коллективные работы).


  1. Поделки из ниток - 6 часов

- игрушки, шары, вазы.


  1. Поделки из шпагата - 13 часов

- интерьерные поделки,

- картина (коллективная работа)

IV. Итоговое занятие - 1 час

- организация групповой выставки,

- подведение итогов.

















Календарно-тематическое планирование


№ п/п


Тема занятий


Дата


К-во

часов


Цели занятий


Оборудование

I.

Вводное занятие

08.09

1


  • Знакомство с предстоящими работами:

- изделия из пряжи, ниток,шпагата, джута.

  • Правила поведения и правила техники безопасности на занятиях

  • Подготовка рабочего места

- расширение кругозора;

- заинтересовать воспитанников предстоящей работой показом образцов изделий.

Образцы изделий

II.

Материалы и инструменты

15.09

1


  • Виды и свойства пряжи, ниток, шпагата, джута.

  • Инструменты: канцелярский пистолет, нож, ножницы, крючок для вязания, швейные иглы, клей

  • Бросовый материал: остатки кожи, фетра, материала, картона, цветной бумаги, фольга, проволока и др.

- ознакомить с образцами ниток, пряжи, шпагата, джута и их свойствами,

- формировать умение правильно выбрать применить необходимые материалы и инструменты в работе,

- привитие аккуратности в подготовке рабочего места,

- развитие познавательного интереса.

Образцы ниток, пряжи и шпагата;

инструменты:

канцелярский пистолет, нож, ножницы, виды клея, крючок.


III. Изготовление поделок - 30 час

1.

Поделки из пряжи:

10

- игрушки, цветы из помпонов (сложность по возрасту)

22.09

1

- развитие мелкой моторики,

- привитие аккуратности при организации рабочего места; усидчивости;

- изучение способов изготовления поделок из пряжи.

Пряжа, ножницы, подручный материал (глазки, пуговицы).

- изготовление подарков ко Дню учителя (работа с пряжей)

29.09

1

- развитие мелкой моторики,

- привитие аккуратности, усидчивости,

- освоение способов изготовления поделок из пряжи.

Пряжа, ножницы, подручный материал.

- изготовление игрушек из помпонов

(сложность работы по возрасту, продолжить работу)

06.10

1

- развитие мелкой моторики, речи;

- формирование правильно выбрать и применять материал и инструменты;

- воспитание волевых качеств: терпения, настойчивости.

Пряжа, ножницы, канцелярский пистолет, подручный материал.

- изготовление дидактического материала для счета (овощи из пряжи)

13.10

1

- развитие мелкой моторики, речи,

- организация рабочего места,

- воспитание качеств: аккуратность, усидчивость.

Пряжа, ножницы, канцелярский пистолет, подручный материал.

- изготовление дидактического материала для счета (продолжить работу)

20.10

1

- развитие мелкой моторики, речи,

- организация рабочего места,

- воспитание качеств: аккуратность, усидчивость.

Пряжа, ножницы, канцелярский пистолет, подручный материал.

- картина «Подсолнух» (коллективная работа, группа 5 класс);

- аппликация «Цветы» (коллективная работа, группа мальчиков нач.кл-ов)

27.10

1

- изучение нового способа работы с пряжей,

- развитие пространственной ориентации,

- развитие диалогической речи,

- сплочение детского коллектива.

Пряжа, картон, ножницы, канцелярский пистолет, клей ПВА.

- картина «Подсолнух», аппликация «Цветы» (продолжить работу)

10.11

1

- освоение нового способа работы с пряжей,

- развитие пространственной ориентации,

- развитие диалогической речи,

- сплочение детского коллектива.

Пряжа, картон, ножницы, канцелярский пистолет, клей ПВА.

- картина «Подсолнух», аппликация «Цветы» (завершение работы, оформление поделок)

17.11

1

- воспитание чувства ответственности за выполнение коллективной работы,

- привитие усидчивости, аккуратности и желания довести работу до конца.

Пряжа, картон, ножницы, канцелярский пистолет, клей ПВА.

- поделка «Пчелка» (коллективная работа)

24.11

1

- отработка полученных навыков.

Пряжа, канцелярский пистолет, подручный материал.

- поделка «Пчелка» (завершение работы)

01.12.

1

- закрепление полученных навыков

Помпоны из пряжи, канцелярский пистолет, подручный материал.

2.

Поделки из ниток:

6

- разноцветные шары (сложность работы по возрасту)

08.12

1

- освоение способов работы с нитками,

- развитие мелкой моторики, речи,

- привитие усидчивости, аккуратности.

Нитки, шары надувные, клей ПВА.

- поделки «Ваза», «Конфетница» (изготовление ваз по возрастным возможностям)

15.12

1

- освоение способа работы по изготовлению ваз,

- формирования умения выбрать работу по своим возможностям, обращаться за помощью,

- привитие эстетических навыков.

Нитки, клей ПВА, подручный материал.

- завершение работы по изготовлению ваз

22.12

1

- отрабатывать полученные навыки,

- привитие усидчивости, эстетических навыков,

- формировать умение обращаться за помощью.

Нитки, клей ПВА, подручный материал.

- композиция «Веселая полянка»

(коллективная работа)

12.01

1

- отработка полученных навыков,

- сплочение детского коллектива,

- развитие пространственной ориентации,

мелкой моторики.

Нитки, клей ПВА, картон, подручный материал.

- композиция «Веселая полянка»

(коллективная работа)

19.01.

1

- отработка полученных навыков,

- сплочение детского коллектива,

- развитие диалогической речи,

- воспитание чувства ответственности за выполнение коллективной работы.

Нитки, клей ПВА, подручный материал.

- завершение работы по изготовлению композиции

26.01

1

- закрепление полученных навыков.

Нитки, клей ПВА, подручный материал.

2.

Поделки из шпагата, джута.

14

- вазы для цветов (сложность по возрасту)

02.02

1

- освоение способа работы со шпагатом,

- развитие мелкой моторики, речи,

- привитие усидчивости, эстетических навыков,

- формирование умения выбирать работу по своим возможностям.

Шпагат, джут формы для ваз, канц. пистолет, клей ПВА, подручный материал.

- вазы для цветов (продолжить работу)

09.02

1

- отработка полученных навыков.

Шпагат, джут, клей ПВА, подручный материал.

- изготовление подарков к 8 марта

(работы по собственному выбору)

16.02-

01.03

3

- формирование умения выбора работы по своим способностям, обращаться за помощью,

- привитие эстетических навыков,

- развитие мелкой моторики и речи.

Пряжа, нитки, шпагат, джут, подручный материал, инструменты

- интерьерные поделки:

старшие мальчики -«Жираф»,

младшие мальчики - «Лошадки»

(коллективные работы)

15.03-

12.04

4

- привитие эстетических навыков,

- развитие диалогической речи,

- сплочение детского коллектива,

- формирование умения распределения обязанностей при выполнении коллективной работы.

Шпагат, джут, подручным материал, инструменты

- картина «Гроздь винограда»

19.04-

17.05

4

- закрепление полученных навыков

Шпагат, подручным материал, инструменты

IV.

Итоговое занятие:

  • Организация групповой выставки

  • Подведение итогов

24.05

1

- формирование чувства удовлетворенности от полученного результата

Поделки, выполненные воспитанниками группы.



© 2010-2022