- Преподавателю
- Технология
- Конспект урока технологии Свойства бумаги
Конспект урока технологии Свойства бумаги
Раздел | Технология |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Степочкина Т.В. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга».
Цели:
Обучающие
-
Познакомить детей со свойствами, видами, назначением бумаги.
-
Формировать умения следовать устным инструкциям.
-
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
-
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
-
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
-
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
-
Способствовать расширению коммуникативных способностей детей.
-
Учить умению бережно и экономно использовать материал.
-
Содержать в порядке рабочее место.
Оборудование
Для исследования
У каждого ребенка образцы бумаги писчей, газетной, оберточной, салфетной. Водорастворимая краска (гуашь или акварель) по одному цвету. Небольшие емкости ванночки, стаканы) с водой. У учителя спички, металлический поднос для сжигания бумаги.
Для классификации
-
У учителя: книги, журналы, газеты, тетради, обои, оригами, папье-маше, декоративная (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу), фантики, мешки, коробки, туалетная бумага, салфетки, деньги, фотобумага, наждачная бумага.
-
Карточки со словами: Для письма и печати, Отделочный материал, Поделочный материал, Декоративная, Упаковочный материал, Чистящий материал, Для производства денег, Подложка для нанесения химических реактивов.
-
Карточка со словом «квиллинг».
Ход занятия
I.Организационный момент
- Назовите «родственников» бумаги. Что делает бумагу такой многогранной и многоликой?
Презентация № 1
II. Исследование свойств бумаги.
- Свойства бумаги определяют ее внешний вид, качество и предназначение. Мы проведем исследование свойств бумаги с помощью следующих опытов:
№ п/п, название
Описание опыта
Вывод:
Опыт №1 Гладкость
Мы взяли разные листы бумаги писчей, газетной, оберточной и заметили, что она в основном гладкая. Гладкость характеризует состояние поверхности бумаги и определяет её внешний вид - шероховатая бумага, как правило, на вид малопривлекательная.
Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных
бумаг, а также при склейке бумаги.
Опыт №2
Просвет
Просвет бумаги характеризует степень однородности ее структуры.
В результате опыта мы взяли два листа бумаги: плотный и тонкий, наложили на картинку и увидели, что тонкая бумага просвечивает картинку, а второй нет. Свойство тонкой бумаги - просвечиваемость.
Просвечивание бумаги зависит от спрессованности.
Используется в технологическом производстве, медицине.
Опыт №3 Пористость
Пористость непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги, то есть на ее способность воспринимать печатную краску, и вполне может служить характеристикой структуры бумаги. На лист бумаги мы капнули краски, она впиталась.
Бумага впитывает печатную краску благодаря её
пористости.
Опыт №4 Растяжимость
Удлинение бумаги до разрыва, или ее растяжимость, характеризует
способность бумаги растягиваться. Берем лист мягкой бумаги
(салфетки) и пробуем растянуть её, бумага медленно чуть тянется.
Бумага растягивается. Это свойство особенно важно для упаковочной бумаги, мешочной бумаги и картона, для производства штампованных изделий (бумажные стаканы)
Опыт №5 Мягкость
Мягкость бумаги связана с ее структурой, то есть с ее плотностью и
пористостью. Листок бумаги пробуем скатать (смять) в комочек,
бумага легко поддается.
Бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности.
Опыт№6 Влагопрочность
Влагопрочность или прочность во влажном состоянии, - еще один важный параметр большинства бумаг.
Теперь бумагу опускаем в воду и слегка придавливаем, заметно, бумага намокает, но форму при этом не теряет. Бумага прочна во влажном состоянии.
Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет
свою форму после увлажнения.
Опыт№7
Горение
Пробуем поджечь бумагу, она легко сгорает. От сгораемой бумаги
остается пепел, зола.
Бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит. Пепел, зола, широко используются для удобрения
комнатных цветов, на приусадебном хозяйстве.
- Сделайте вывод: какими свойствами обладает бумага?
III. Выводы по результатам исследования.
- По своим свойствам бумага может незначительно различаться: одна бумага сильнее впитывает влагу, другая меньше. Одна бумага прочнее, другая легче рвется и т.д. Поэтому бумагу можно классифицировать по видам в зависимости от ее свойств:
-
для печати;
-
для письма;
-
чертежно - рисовальная;
-
электроизоляционная;
-
папиросная;
-
впитывающая;
-
бумага для аппаратов;
-
светочувствительная;
-
переводная;
-
промышленно - техническая;
-
оберточная
IV. Использование бумаги. Классификация. Составление на доске таблицы с помощью карточек и образцов бумаги.
Важнейшими показателями бумаги являются: масса бумаги, толщина, плотность, прочность, гладкость, пористость, белизна, непрозрачность, оттенок, стоимость и др.
-
Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)
-
Отделочный материал (обои)
-
Поделочный материал (оригами, папье-маше)
-
Декоративная (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу; применяется для отделки книжных переплетов, оформления книжно-журнальной продукции)
-
Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)
-
Чистящий материал (туалетная бумага, салфетки)
-
Для производства денег
-
Подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, наждачная бумага)
-
История квиллинга.
- Мы уже поняли, что бумага - незаменимый ничем материал, используется человеком во всех сферах его жизни. Но мы не назвали еще одного назначения для использования бумаги - это искусство. Вы уже слышали на предыдущих занятиях это слово - квиллинг.
Демонстрация работ в технике квиллинга.
Ветка рябины
Снежинка
Рамка для фото
- Действительно, основной материал, с которым мы будем работать - бумага. Искусство бумагокручения - древнее. Искусство, которое на русском языке называют «бумагокручением», на Западе называют словом quilling (квиллинг). Английское слово quilling происходит от слова «quill» - «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV - начале XX века. - Подумайте, как можно изготовить такие красивые и необычные работы. (Ответы детей. Выслушиваются все.)
В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.
К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней, и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе. Но из-за того, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством только для дам из высших слоев общества.
Итак, в XV веке это считалось искусством. В XIX веке - дамским развлечением. Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение - на филигранную объемную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно ее использовать по назначению - она не развалится и не сломается. Одним словом, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
-
Подведение итогов занятия.
- Скажите, пожалуйста, что бы вы еще хотели узнать, чему бы хотели научиться на наших занятиях кружка «Детское конструирование»?
- Что сегодня было самым интересным? А что не понравилось? Что хотели бы еще раз повторить на следующем занятии?
VII. Уборка рабочих мест.