Конспект урока технологии Свойства бумаги

Раздел Технология
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга».

Цели:

Обучающие

  • Познакомить детей со свойствами, видами, назначением бумаги.

  • Формировать умения следовать устным инструкциям.

  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие:

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

  • Способствовать расширению коммуникативных способностей детей.

  • Учить умению бережно и экономно использовать материал.

  • Содержать в порядке рабочее место.

Оборудование

Для исследования

У каждого ребенка образцы бумаги писчей, газетной, оберточной, салфетной. Водорастворимая краска (гуашь или акварель) по одному цвету. Небольшие емкости ванночки, стаканы) с водой. У учителя спички, металлический поднос для сжигания бумаги.

Для классификации

  • У учителя: книги, журналы, газеты, тетради, обои, оригами, папье-маше, декоративная (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу), фантики, мешки, коробки, туалетная бумага, салфетки, деньги, фотобумага, наждачная бумага.

  • Карточки со словами: Для письма и печати, Отделочный материал, Поделочный материал, Декоративная, Упаковочный материал, Чистящий материал, Для производства денег, Подложка для нанесения химических реактивов.

  • Карточка со словом «квиллинг».

Ход занятия

I.Организационный момент

- Назовите «родственников» бумаги. Что делает бумагу такой многогранной и многоликой?

Презентация № 1

II. Исследование свойств бумаги.

- Свойства бумаги определяют ее внешний вид, качество и предназначение. Мы проведем исследование свойств бумаги с помощью следующих опытов:

№ п/п, название

Описание опыта

Вывод:


Опыт №1 Гладкость

Мы взяли разные листы бумаги писчей, газетной, оберточной и заметили, что она в основном гладкая. Гладкость характеризует состояние поверхности бумаги и определяет её внешний вид - шероховатая бумага, как правило, на вид малопривлекательная.

Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных

бумаг, а также при склейке бумаги.

Опыт №2

Просвет

Просвет бумаги характеризует степень однородности ее структуры.

В результате опыта мы взяли два листа бумаги: плотный и тонкий, наложили на картинку и увидели, что тонкая бумага просвечивает картинку, а второй нет. Свойство тонкой бумаги - просвечиваемость.

Просвечивание бумаги зависит от спрессованности.

Используется в технологическом производстве, медицине.

Опыт №3 Пористость

Пористость непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги, то есть на ее способность воспринимать печатную краску, и вполне может служить характеристикой структуры бумаги. На лист бумаги мы капнули краски, она впиталась.

Бумага впитывает печатную краску благодаря её

пористости.

Опыт №4 Растяжимость

Удлинение бумаги до разрыва, или ее растяжимость, характеризует

способность бумаги растягиваться. Берем лист мягкой бумаги

(салфетки) и пробуем растянуть её, бумага медленно чуть тянется.

Бумага растягивается. Это свойство особенно важно для упаковочной бумаги, мешочной бумаги и картона, для производства штампованных изделий (бумажные стаканы)

Опыт №5 Мягкость

Мягкость бумаги связана с ее структурой, то есть с ее плотностью и

пористостью. Листок бумаги пробуем скатать (смять) в комочек,

бумага легко поддается.

Бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности.


Опыт№6 Влагопрочность

Влагопрочность или прочность во влажном состоянии, - еще один важный параметр большинства бумаг.

Теперь бумагу опускаем в воду и слегка придавливаем, заметно, бумага намокает, но форму при этом не теряет. Бумага прочна во влажном состоянии.

Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет

свою форму после увлажнения.

Опыт№7

Горение

Пробуем поджечь бумагу, она легко сгорает. От сгораемой бумаги

остается пепел, зола.

Бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит. Пепел, зола, широко используются для удобрения

комнатных цветов, на приусадебном хозяйстве.

- Сделайте вывод: какими свойствами обладает бумага?

III. Выводы по результатам исследования.

- По своим свойствам бумага может незначительно различаться: одна бумага сильнее впитывает влагу, другая меньше. Одна бумага прочнее, другая легче рвется и т.д. Поэтому бумагу можно классифицировать по видам в зависимости от ее свойств:

  • для печати;

  • для письма;

  • чертежно - рисовальная;

  • электроизоляционная;

  • папиросная;

  • впитывающая;

  • бумага для аппаратов;

  • светочувствительная;

  • переводная;

  • промышленно - техническая;

  • оберточная

IV. Использование бумаги. Классификация. Составление на доске таблицы с помощью карточек и образцов бумаги.

Важнейшими показателями бумаги являются: масса бумаги, толщина, плотность, прочность, гладкость, пористость, белизна, непрозрачность, оттенок, стоимость и др.

  • Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)

  • Отделочный материал (обои)

  • Поделочный материал (оригами, папье-маше)

  • Декоративная (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу; применяется для отделки книжных переплетов, оформления книжно-журнальной продукции)

  • Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)

  • Чистящий материал (туалетная бумага, салфетки)

  • Для производства денег

  • Подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага, наждачная бумага)


  1. История квиллинга.

- Мы уже поняли, что бумага - незаменимый ничем материал, используется человеком во всех сферах его жизни. Но мы не назвали еще одного назначения для использования бумаги - это искусство. Вы уже слышали на предыдущих занятиях это слово - квиллинг.

Демонстрация работ в технике квиллинга.

Конспект урока технологии Свойства бумагиВетка рябины

Конспект урока технологии Свойства бумагиСнежинка

Конспект урока технологии Свойства бумагиРамка для фото

- Действительно, основной материал, с которым мы будем работать - бумага. Искусство бумагокручения - древнее. Искусство, которое на русском языке называют «бумагокручением», на Западе называют словом quilling (квиллинг). Английское слово quilling происходит от слова «quill» - «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV - начале XX века. - Подумайте, как можно изготовить такие красивые и необычные работы. (Ответы детей. Выслушиваются все.)

В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней, и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе. Но из-за того, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством только для дам из высших слоев общества.

Итак, в XV веке это считалось искусством. В XIX веке - дамским развлечением. Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение - на филигранную объемную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно ее использовать по назначению - она не развалится и не сломается. Одним словом, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Конспект урока технологии Свойства бумаги


  1. Подведение итогов занятия.

- Скажите, пожалуйста, что бы вы еще хотели узнать, чему бы хотели научиться на наших занятиях кружка «Детское конструирование»?

- Что сегодня было самым интересным? А что не понравилось? Что хотели бы еще раз повторить на следующем занятии?

VII. Уборка рабочих мест.

© 2010-2022