• Преподавателю
  • Технология
  • «Создание условий для формирования трудовых навыков у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. »

«Создание условий для формирования трудовых навыков у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. »

В докладе описаны задачи для развития трудовых умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности развития и овладения трудовыми навыками у данной категории учащихся, а также методы и приемы для формирования трудовых навыков у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Асбестовская СКОШИ





















Доклад



Тема: «Создание условий для формирования трудовых навыков у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.»







учитель: Мацалова Т.В.























Введение

К. Ушинский писал: «Если бы люди изобрели философский камень, то беда была бы еще невелика: золото перестало бы быть монетой. Но если бы они нашли сказочный мешок, из которого выскакивает все, чего душа пожелает, или изобрели машину, которая полностью заменяет любой труд человека, то самое развитие человечества прекратилось бы: распущенность и дикость пленили бы общество ».

Труд - целенаправленная деятельность, выполняемая в соответствии с определенными правилами и завершающаяся достижением намеченной цели.

Трудовое обучение и воспитание имеет особое значение для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида, поскольку труд служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений детей с ОВЗ; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.

Трудовой процесс является целенаправленной деятельностью, состоит из определенных компонентов, без которых его невозможно осуществить: наличие результата, владение трудовыми умениями и навыками, планомерность трудового процесса.

Обучение в школе является ответственным трудом, оно требует больших умственных, физических и нравственно-волевых усилий.

Трудовое воспитание - процесс приобщения школьников к различным педагогически организованным видам общественно полезной работы с целью передачи им определенного производственного опыта, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания человека труда. Человек развивается духовно и физически только в труде. Без труда он деградирует. Дети, занятые различными видами труда, сообразительны, изобретательны, они сталкиваются с различными орудиями труда, материалами, узнают об их назначении, обогащают свой словарный запас. Участие школьников в трудовых процессах положительно влияет на их поведение, дисциплинирует. Важный аспект психологической подготовки подрастающего поколения к труду - формирование у него чувства самоответственности, понимание необходимости самому заботиться о себе. Трудовое воспитание учащихся осуществляется во всех видах труда, прежде всего в учебной работы. К. Ушинский подчеркивал, что обучение является сложным и самым тяжелым видом труда. Для многих учащихся значительно легче поработать физически, чем решить математическую задачу или написать сочинение. Обучение формирует необходимые трудовые качества человека лишь при условии, что оно имеет существенные признаки труда: сознательную постановку цели, осмысление конкретным индивидом свою роль в достижении поставленных задач, напряжения умственных сил, преодоления трудностей и препятствий, самоконтроль. Важная составляющая системы трудового воспитания - трудовое обучение, осуществляется от первого класса до окончания школы. Его содержание определяется учебной программой по трудовому обучению для каждого класса. На первом этапе (начальные классы) на уроках труда, которые нередко объединяются с уроками изобразительного искусства и становятся уроками художественного труда, учащиеся приобретают элементарных навыков работы с бумагой, картоном, пластилином, природными материалами.

Трудовое и начальное профессиональное обучение не определяют однозначно профессиональной направленности юношей и девушек. Приобретенный учениками начальный практический производственный опыт помогает им лучше понять свои способности, склонности, интересы и окончательно определиться в выборе профессии.

Они учатся работать и ценить труд взрослых, руками которых построено школьное здание, изготовлены мебель и учебное оборудования, в них развивается бережное отношение к созданному. Работу по самообслуживанию учащиеся должны выполнять и дома (уборка кровати, чистки одежды и обуви, помощь старшим в уборке квартиры, в приготовлении пищи, в заготовке дров и др.). В отдельных семьях родители оберегают детей от домашней работы, делают за них то, что они способны сделать сами. В таких семьях вырастают дети, которые пытаются избегать физического труда, не умеют трудиться и не ценят труд других. Педагоги должны помочь родителям правильно организовать самообслуживания детей в семье.

Работа должна быть целенаправленной, т.е. учащиеся должны понимать цели предлагаемой работы, знать, для чего они ее выполняют, какими будут ее результаты. Каждый ученик должен осознать, чего именно требуют от него.

Воспитание любви к труду, формирования трудовых умений и навыков требует систематической работы учащихся, а не участия в ней от случая к случае. Работа должна быть доступной. Непосильный труд порождает неуверенность ученика в собственных силах, нежелание выполнять ее. Если же работа слишком легкая, не требует определенных усилий, она вызывает пренебрежительное отношение. Труд должен усложняться по методам ее выполнения и увеличиваться за объемом по мере приобретения школьником трудового опыта. Учащихся следует приучать завершать начатое дело, особенно в младших классах. Воспитание любви к труду требует подбора интересных по содержанию и методике организации видов труда. Нецелесообразно предлагать учащимся однообразную, не творческую работу.

Ученики должны научиться работать в коллективе. В процессе коллективного труда формируются определенные взаимоотношения между учащимися, дух сотрудничества, взаимопомощи, общительность, вырабатывается способность к общему трудового усилия. Трудовое воспитание должно направляться на формирование творческого отношения учащихся к труду. Это возможно при условии, что человек любит труд, чувствует радость от нее, понимает ее полезность и необходимость, труд становится для нее основной формой проявления таланта. Влияние оценки результатов труда школьников на эффективность трудового воспитания. Участие воспитанников в работе, достижения ими определенных трудовых результатов вызывает у них удовольствие, радость и гордость за достигнутые успехи, личные и коллективные. Педагог должен не только сравнить и оценить результаты трудовой деятельности отдельных учащихся, но и указать при этом на индивидуальные качества личности, которые способствовали их достижению. При таких условиях учащиеся пытаются работать лучше, стремятся достичь высоких результатов.












Аналитическая часть

Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребёнку познавать себя как члена общества, живущего по нравственно-этическим нормам.

Ш.А.АМОНАШВИЛИ.

Ребенка нельзя научить трудиться никаким другим способом, кроме участия в труде. Нельзя развить ответственное отношение к труду, его результатам, уважение к трудящимся людям без того, чтобы в процессе труда школьник сам не почувствовал усталости, не порадовался успеху, не огорчился от неудачи или небрежного обращения с предметами.

Труд учеников с ОВЗ, безусловно, отличается от труда взрослых: это не столько общественно значимый продукт, сколько результат, который ценен в основном лишь для самого ребенка.

Ребенок с особым удовольствием выполняет ту деятельность, в процессе которой он может решать проблемы, преодолевать трудности, создавать что-то полезное, достигать конкретного результата (например, сделать игрушку, посадить растение, сгрести листья, вымыть полы, протереть пыль и т.д.).

Дети самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми выполняют доступные действия по уборке, самообслуживанию, уходу за растениями и животными, участвуют в общественно полезной деятельности, используя при этом разнообразные материалы.

Поскольку трудовых действий много и они требуют повторения, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок выполнял их с интересом.

Иначе при строгой «дрессировке» они надоедают и ребята приобретают отрицательное отношение к жизненно необходимым навыкам самообслуживания. Если дети не допускают грубых ошибок, то нет необходимости многократно повторять мелкие операции, чтобы они не стали самоцелью. То, что взрослым кажется простым и легким, для ребенка может быть трудоемким и сложным.

Работая вместе с другими людьми, дети убеждаются в том, что они могут быть полезны. Успешно завершенный труд вызывает у них волнение и радость, а достигнутый результат и положительная оценка взрослого дают удовлетворение.
Чтобы дети охотно трудились, педагог должен быть терпеливым, отмечать даже небольшие их успехи, относиться к детям как к равноправным партнерам.

Воспитательное значение труда заключается также в том, что в процессе трудовой деятельности формируются трудолюбие, честность, ответственность, самостоятельность, целеустремленность, скромность, инициативность, решительность, настойчивость и другие нравственные качества.

Их формирование наиболее эффективно протекает в тех случаях, когда дети оказываются в условиях и ситуациях, аналогичных условиям труда в обществе, т. е. когда в основе трудовой деятельности ребенка лежат те же нравственные отношения, которые характерны для жизни взрослых, когда ребенок чувствует себя членом коллектива.

Интерес к труду людей, добросовестность и ответственность как проявления уважения к трудящемуся человеку, дисциплинированность и целеустремленность, умение поступаться своими интересами ради общего дела, инициативность, организованность, бережливость и другие качества наилучшим образом формируются в коллективе.

Сравнивая способы и, главное, результаты труда, ребенок учится объективно оценивать свой вклад и вклад окружающих людей в общее дело.

Все эти свойства важны как для обучения в школе, так и в самостоятельной жизни учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. Успехи в учебе достигаются не только благодаря трудолюбию самого ребенка, его настойчивости и самостоятельности, но и при условии ответственного отношения к коллективу, уважения и заинтересованнос-ти деятельностью учителей, родителей.

Ребенок должен знать, что своей неорганизованностью и недисциплинированностью он мешает другим, осложняет их работу.

Именно поэтому темой самообразования я выбрала «Создание условий для формирования трудовых навыков у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.»

Система трудового воспитания, осуществляемая в школе-интернате, решает следующие задачи:

  1. Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.

  2. Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.

  3. Развивать трудовое умение, умение планировать и организовывать свою работу.

  4. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности,

  5. Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

  6. Поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся через трудовое обучение и воспитание, включение детей с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей.

  7. На основании анализа диагностики психофизических особенностей детей с нарушением интеллекта рассмотреть специфику трудового воспитания учащихся специальной коррекционной школы (VIII вида).

Изучив специальную литературу по данной проблеме, я определила цель: «Повышение уровня профессиональной компетентности по созданию условий для развития трудовых навыков и умений специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках трудового обучения». Реализация данной цели осуществлялась через решение следующих задач:

  1. Изучить методическую литературу по проблеме.

  2. Познакомиться с опытом работы коллег по выбранной теме.

  3. Организовать самостоятельную практическую работу с учащимися по развитию трудовых навыков и умений.

  4. Проводить открытые мероприятия по обмену опытом для коллег.

  5. Проанализировать свою деятельность.

  6. Составить отчёт о реализации темы самообразования в виде доклада на педагогических чтениях.

В течение двух лет я работала с учащимися, имеющими как легкую, так и умеренную умственную отсталость. У детей с легкой, а в особенности умеренной умственной отсталостью наблюдаются серьёзные нарушения мелкой моторики, мышления, памяти, внимания, пространственно - временного восприятия и речевое недоразвитие.

На основе наблюдений мной были выявлены следующие проблемы:

  • не все дети владеют навыками самообслуживания;

  • быстрая утомляемость учащихся при работе;

  • у детей не сформированы трудовые навыки и умения;

  • снижена двигательная активность.

Данные проблемы влияют на труд, учебу и качество результата деятельности детей, а также выявляют несформированность социально - трудовых навыков.

На основании выявленных проблем, мною адаптированы рабочие программы по предметам: «Хозяйственно-бытовой труд», «Основы швейного дела». При разработке программ учитывались возрастные и психологические особенности и возможности учащихся. Основными задачами для развития трудовых умений и навыков у детей я определила:

  1. Формировать у учащихся умение ориентироваться в задании, следовать устной инструкции.

  2. Закреплять навыки самообслуживания и личной гигиены.

  3. Вырабатывать умения и навыки работы в быту, в коллективе.

  4. Приобщать учащихся к общественно - полезному труду.

  5. Формировать добросовестное, ответственное отношение к труду.

Свою деятельность по теме самообразования я начала с изучения методической, учебно-воспитательной и специальной литературы по работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. Работая по теме самообразования, я изучала опыт коллег, активно посещала открытые уроки и внеклассные мероприятия. В практической деятельности я проводила открытые уроки и внеклассные мероприятия по обмену опытом для коллег.

От умения учителя заинтересовать ребенка зависит, включится ли он в хозяйственно-бытовой труд по собственной инициативе и активно или же будет трудиться лишь по приказанию и считать работу неприятной обязанностью.

От мотивировки труда, заданной взрослым, также зависит, сумеет ли ребенок довести до конца начатое дело или бросит его на половине, возьмется ли он за трудное, но нужное дело или будет выбирать труд полегче и почище.

Учащиеся очень любят ручной труд с использованием различных материалов: бумаги, древесины, ткани, металла, пластмассы, мелких предметов, глины, пластилина, природных материалов и др. В этой работе развивается мелкая мускулатура рук; дети приобретают навыки обращения с простыми инструментами; действия с различными материалами интересны и дают возможность проявить творчество; данная трудовая деятельность имеет практический результат.
В ручном труде учащиеся учатся резать, клеить, складывать, прибивать, сшивать, завязывать, заплетать и т. п.

Они познают свойства материалов (твердость, прочность, гибкость), соответствующую этим свойствам технику обработки и способ использования каждого материала; предлагая разные темы и различные способы обработки материала, взрослый развивает у детей воображение и фантазию, эстетические чувства, интерес к технике работы, пространственные представления и т. п. Материал и орудия, которые дети используют, да и сам процесс работы становятся для них очень привлекательными.

Из бумаги и картона путем складывания и склеивания на уроках «подготовки МОП» и «Основы швейного дела» дети изготавливают коробочки, которые можно красиво оформить и использовать как подарочную упаковку на праздники, макеты комнат, елочные украшения, фоторамки ; из ткани - мягкие игрушки, подарки, украшения для класса и т. д.

Разнообразие используемого материала и инструментов требует хорошо продуманной, организованной работы. Детей учат самих определять, что они хотят сделать (или взрослый дает им советы на стадии замысла). После этого подготавливаются материалы и инструменты, продумывается последовательность работы. Детей знакомят с правилами гигиены и безопасности труда, с экономным расходованием материалов, учат поддерживать чистоту на рабочем месте.

Школьники с ОВЗ хотят делать все, что делают взрослые, однако часто не заканчивают работу, прерывают ее, отвлекаются, поскольку у них еще слабо развиты волевые процессы.

Способность в течение определенного времени делать одну и ту же работу, доводить ее до конца и добиваться результата, преодолевать возникающие трудности, работать сосредоточенно и не отвлекаться - это, как уже отмечалось, основное условие успешной учебной деятельности в школе.

В особо созданных условиях у детей развивается познавательная деятельность. В процессе труда формируются такие личностные качества, привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации воспитанников. В процессе трудового обучения у детей улучшается общее физическое состояние, развивается работоспособность, координированность движений.

В работе я применяла здоровьесберегающие технологии, направленные на предупреждение утомления во время выполнения трудовых действий:

  • смена динамических поз и видов деятельности,

  • физкультминутки,

  • гимнастики для глаз,

  • гимнастики для мелкой моторики пальцев рук,

Также для создания условий при формировании трудовых навыков и последующей социальной адаптации школьников с ОВЗ я применяла следующие приемы:

  • создание ситуации успеха;

  • игровые моменты;

  • музыкальное сопровождение во время выполнения практических работ;

  • создание положительного психологического настроя;

  • мотивация труда ученика с ОВЗ через поощрение учащихся в процессе работы, показ значимости выполняемых учениками работ;

  • заинтересованность учащихся трудовыми действиями, работой с материалами и инструментами,

  • обеспечение привлекательности результатов труда;

  • предоставление ученику возможность видеть конкретный результат своего труда;

  • соответствие продолжительности работы возрасту и физическим возможностям ребенка;

  • побуждение учащихся трудиться вместе со взрослыми и/или сверстниками, а впоследствии самостоятельно;

  • обеспечение необходимой организации трудовой деятельности;

  • оказание помощи учащимся в процессе выполнения практических операций,

  • контроль качества выполнения учащимися трудовых действий.

На волевое усилие школьника влияет также уровень сформированности у него ручных умений, личностных качеств, привычка трудиться и общее состояние здоровья.

Центральное место на уроках труда занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, дети изучают технику безопасности и санитарно - гигиенические требования на уроках труда.

Итоги работы учащихся, т. е. продукты деятельности должны выставляться на общее обозрение.

На уроках «Основы швейного дела» учащиеся усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной деятельности знания и умения по швейному делу. На занятиях дети учатся пришивать пуговицы, овладевают элементарными навыками ремонта одежды. Выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им самостоятельность в быту. А также осуществляются межпредметные связи т.к. темы на предметах трудового профилей схожи и полученные на уроках знания закрепляются на разных уроках и во внеурочное время. Идет отработка навыков штопки и шитья учащихся под руководством педагогов и воспитателей.

Для проведения уроков «Подготовки МОП», «Основы швейного дела», «Хозяйственно-бытового труда» мной были изготовлены образцы и трафареты изделий, в классе имеется необходимый инвентарь, а также продолжает разрабатываться наглядный материал, карточки и презентации - задания для лучшего усваивания и контроля полученных на уроках знаний, умений и навыков.



Литература.

  1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.- М., 1994.

  2. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе /под редакцией Т.А. Власовой, В.Г. Петровой. -М.: Просвещение, 1981.

  3. Диагностика уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся начального и среднего профессионального образования. Методическое пособие. Екатеринбург, 2007.

  4. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида М.: 2003 г.

  5. Голованова Н. Социализация младших школьников: педагогическая реальность и забота воспитателя. Воспитание школьников № 4 2003г.

  6. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями е
    развитии Москва,2000 г.

  7. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении, М. : Просвещение, 1990г.

  8. Плипер Я.Г. Воспитание личности в коллективе, В.А. Бухвалов Москва, 1996г.

  9. Проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 08.04.2009г. № 01-01-05/1383.

10.Психология словарь Издание второе, исправленное и дополненное АВ Петровский и М.Г. Ярошевский М:, издательство политической литературы 1990г.

11. Сергеева Н. Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального благополучия школьников. Воспитание школьников № 4 2003г.



© 2010-2022